20 января Православная Церковь отмечает память пророка Божия Иоанна Крестителя, пострадавшего до смерти за обличение царя Ирода, который жил с супругой своего брата.
Почему так важна в нашей жизни добродетель целомудрия и чистоты? Как воспитать в себе это качество? Предлагаем советы святых отцов и современных подвижников.
«Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6:18), — слова пророка Божия Иоанна Крестителя звучат на все времена как обращение к каждому человеку.
Обличенная в прелюбодеянии Иродиада просит отсечь голову пророку Иоанну в награду за танец своей дочери на дне рождения Ирода. Развращение соседствует с бесчувствием и жестокостью – таков общий закон духовной жизни.
Греховное растление, по словам прп. Ефрема Сирина, «служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы».[1]
Прп. Иоанн Лествичник дает определение добродетели: целомудрие — это чистота тела и души, целостное воззрение на мир.[2]
«Целомудрие происходит от двух слов: целый и мудрование, что означает целостное мудрование, неповрежденный ум. «Целомудрие» в специальном значении определяется как воздержание, непорочность, чистота души и тела. В общем смысле целомудрие означает: всецелая неповрежденность, целостность. Это значит, что целомудренный человек не имеет в своем уме недуг нехороших помыслов, болезненных мыслей. В противном случае у человека поврежден, расстроен ум. Ему кажется, что все его преследуют, все создают ему проблемы, все таят на него обиды. А в сущности — нет. Никому он не интересен»,[3] — пишет греческий богослов Николай (Хаджиниколау), митрополит Месогейский и Лавреотикийский.
В 1976 г. владыка с отличием окончил физический факультет Фессалоникийского университета им. Аристотеля и продолжил изучать астрофизику, получив магистерскую и докторскую степени. Он стал научным консультантом при Национальном аэрокосмическом агентстве США (NASA), а в 1989 г. был пострижен в монашество, засвидетельствовав на личном примере, что целомудрие отражается на интеллектуальных способностях человека.
В древности Закон Моисея предписывал побивать камнями совершивших грех прелюбодеяния. Аналогичная участь ожидала новобрачных женщин, не сохранивших девства до замужества. В свою очередь мужчина, завладевший насильно девицей, должен был жениться на ней, заплатив штраф отцу (см.: Втор. 22:20–28). В Ветхом Завете предусматривалась также смертная казнь лиц, совершивших содомские грехи (об отношении к ним см.: Быт. 19:1–29; Лев. 18:22; Рим. 1:26–27; 1 Кор. 6:9; 1 Тим. 1:10 и др.)
В Новом Завете отношение к закону претерпевает изменения. Когда Спасителю привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, Он сказал: «Кто из вас без греха, первым брось в нее камень!» (Ин. 8:3–11). Как говорил Патриарх Алексий II, — выше закона может быть только любовь.
«Кто из вас без греха, первым брось в нее камень!». В.Д. Поленов. Христос и грешница
В то же время Спаситель повелевает женщине оставить грех, Он не нарушает закона: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Более того, Он устанавливает планку добродетели еще выше, говорит о чистоте сердечной:
«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну.
И если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Втор. 24:1).
О парадоксах Евангелия рассуждает доктор богословия, профессор МДА, архимандрит Платон (Игумнов): «В Триоди грешницу, пришедшую в дом Симона прокаженного и помазавшую ноги Спасителю, называют «целомудренная блудница». Господь противопоставляет ее хозяину-фарисею: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги» (Лк. 7:44–46). В Богослужебных текстах эту блудницу, обретшую спасение, также противопоставляют Иуде Искариоту, который, предав Спасителя за сребреники, спасения лишился. Она расточала богатство, может быть, отдала все на драгоценное миро Господу, а Иуда присваивал богатства себе».[4]
Таким образом, речь идет о том, что человеческие оценки не могут быть объективными. Господь смотрит на сердце человека, его покаяние и стремление к чистоте.
«Именно этот Христа ради внутренний подвиг и драгоценен пред Богом. Жизнь человека слишком многогранна, чтобы о ней мог судить другой человек. Он не имеет права судить о достоинстве другого человека, поскольку не знает условий рождения, воспитания, социального окружения и других причин, которые оказали влияние на его мировоззрение и духовное формирование. Невозможно дать объективную оценку человеческой личности, полагаясь лишь на внешне фиксированный результат ее деятельности. Все ведомо только Богу и тем, кому Он желает это открыть.
Мытари и блудницы идут в Царствие Божие первыми, потому что осознают, что они грешники, и со смирением обращаются к покаянию», — говорит архимандрит Платон (Игумнов).[5]
«Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней»,[6] — записала в своем дневнике русская императрица Александра Феодоровна Романова о хрупком даре целомудрия.
Внутренняя чистота преображает, делает красивой, любую внешность. Святые Царственные Страстотерпцы: Александра Феодоровна Романова с детьми.
Каким образом можно сохранить чистоту души и тела в современном мире?
«Начало премудрости — страх Господень», — читаем в Книге Притчей Соломоновых, несколько раз предостерегающей юношу от близости с чужой женой, «потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с теми, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. <…> Кто прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою» (Прит. 6:26–34). Заканчивается книга похвалой добродетельной жене: «Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Прит. 31:30).
«Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6:18). Слова пророка Божия Иоанна звучат как обращение к каждому человеку
Целомудрие предполагает чистоту помыслов. В Патерике описан случай, когда после смерти молодой монахини игуменья монастыря увидела ее в аду. Оказывается, девство монахиня не потеряла, но предавалась нецеломудренным мечтаниям.
Прп. Фаддей Витовницкий пишет: «Мысли, настроения, желания управляют жизнью нашей. Какие мысли нас занимают — такова и жизнь наша. Если наши мысли мирные, тихие, полные любви, добра, благородства, чистоты — тогда и в нас мир, так как все мирные мысли дают внутренний мир, который лучится из нас, ибо наши мысли мирны, тихи, полны любви и доброты».[7]
В христианской аскетике подробно разработано учение о трезвении, контроле над своим сердцем и помыслами, которые бывают, по учению святых отцов, трех видов: от Бога, от человека и от диавола.
Учение о борьбе с помыслами взяли на вооружение современные психологи. В 2014 г. в свет вышла книга «Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами» группы авторов под редакцией доктора психологических наук, профессора Ларисы Филипповны Шеховцовой.
«Все плохие поступки обретают свое начало в помыслах. Когда блудный помысел принят и получил согласие на поселение в сознании человека, он постепенно завладевает его умом, и в человеческом мозгу рисуются картины, услаждающие его. В этом случае можно говорить уже о блудных мечтаниях»,[8] — пишет Л.Ф. Шеховцова.
В книге приводится святоотеческая классификация помыслов, показано, как поэтапно развивается страсть в человеке:
1) прилог (когда мысль приходит и это пока еще не является грехом; бес блуда подбрасывает такого рода мысли постоянно);
2) сочетание (человек начинает интересоваться мыслью, рассматривать ее, привыкает к ней — она уже не кажется отвратительной; об этом лучше рассказать на исповеди);
3) сосложение (мысленно человек дает согласие на плохой поступок, услаждается им, и это уже грех);
4) пленение (пленяются ум и чувства, невозможно отвязаться от мысли, она захватывает, и человек ищет возможность совершить грех);
5) страсть (пленяются ум, чувства и воля, человек совершает грех, укореняется в нем, подчиняя ему всю свою жизнь; здесь без помощи Божией просто не обойтись, такому человеку показаны глубокое покаяние, частая исповедь, Причащение Святых Христовых Таин).
Человеку, побежденному страстью, показаны глубокое покаяние, частая исповедь, Причащение Святых Христовых Таин
Чем глубже помысел проникает в сознание, тем сложнее с ним справиться. И наоборот, чем раньше человек отбросит греховную мысль, не рассматривая ее и не собеседуя с ней, отвлечется на что-то другое (поговорит по телефону, споет любимую песенку, примет холодный душ) — тем легче ему будет избавиться от подступающей к нему страсти.
«Надо иметь духовную отвагу, презирать дьявола и все его лукавые помыслы-«телеграммы». Не будем заводить с тангалашкой бесед», — пишет святой Паисий Афонский.[9]
Действенными средствами борьбы против любой страсти являются покаяние и причащение Святых Христовых Тайн, молитва, чтение Евангелия, Псалтири, Священного Писания. Меру подвига каждого конкретного человека — как духовный врач — определяет духовник.
При этом апостол Павел предупреждает христиан: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Необходимо избегать мест и товарищей, которые могут сеять соблазны.
«Нужно по возможности избегать любых соблазнов и внимательно следить за своими чувствами, потому что начинается все с них. Но если это трудно, то надо удерживаться хотя бы от любопытства, не рассматривать греховных образов, чтобы потом бесы их нам не показывали, как в кино. Когда скверные картинки сменяются быстро, глаза на них не задерживаются, но только слегка скользят по ним, и эти образы не отпечатываются в душе глубоко и не тревожат нас потом»,[10] — советует преподобный Паисий Святогорец.
К.п.н. игумен Киприан (Ященко) развивает эту мысль: «Если кто-то где-то грешил блудной страстью или помыслами, святые отцы запрещают даже оказываться в этих местах. Это может всколыхнуть воспоминания и быть причиной того, что страсть воспламенится. Я уж не говорю про разглядывание своих «возлюбленных», какие-то школьные, юношеские увлечения. Вообще это духовное семейное правило, о котором я говорю всем молодоженам. Редко кто сейчас минует блудные пороки в своей жизни. И уж если человек впал в какой-то блуд, но все-таки пришел к созданию семьи, малой церкви, венчается — надо забыть все, перечеркнуть, больше никогда не вспоминать. Как будто этого ничего не было».[11]
По слову апостола Павла: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3).
О блудных грехах и помыслах не принято подробно рассказывать на исповеди, при этом говорить о том, что они мучают человека, – необходимо.
Мать целомудрия, начало всех добродетелей, по учению святых отцов, — это воздержание. Без умеренности в пище и питье невозможно стяжать целомудрие, побороть гнев, зависть, любое зло в своей душе. В одном из патериков приводится пример монаха, который просил старца о молитве к Богу об освобождении его от блудной брани. Несмотря на продолжительные молитвы, тяжкие помыслы не отступали от подвижника. Когда старец усилил молитву, ему явился сам диавол и сказал, что уже давно отступил от несчастного монаха, но тот «сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спит без меры, сколько хочет; по этой причине брань беспокоит его».[12]
Преподобный Иосиф Оптинский говорит также, что страсть блуда «попускается за осуждение других и за гордость».[13]
Святой Паисий Святогорец вспоминает, как однажды на него напало сильное искушение блудной страстью. Он стал усиленно молиться, возложил на себя телесные подвиги — стал подниматься в гору. Но брань только усиливалась. Наконец святой вспомнил, как осудил женщину за блудную страсть, видимо, не подумав о силе искушения и внутренне возносясь над этой женщиной. Как только старец вспомнил этот эпизод и искренне и горячо покаялся — страсть оставила его.[14]
Для того, чтобы освободиться от блудной страсти, необходимо смирение, осознание своей немощи. Как и целомудрие, смирение — особый дар Божий, и человек своими силами обрести его не в состоянии.
«Воспитывается целомудрие, прежде всего, конечно, Церковью, — говорит протоиерей Валериан Кречетов, — потому что Церковь, Таинства дают силу духу, очищают душу. В семье, естественно, важным является поведение родителей и старших. Самое страшное явление — когда нецеломудренное, развратное поведение дает печальный пример младшим. Но по Промыслу Божию, просто непостижимо иногда, что дети порой, видя, насколько все это отвратительно, начинают ненавидеть грех и стремятся к чистоте».[15]
Искренняя любовь к супругу или супруге — признак подлинного целомудрия. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в дом все блага…»[16]
Внешние признаки целомудрия — скромность поведения и одежды, стыдливость, спокойное, радостное расположение духа, некая защищенность Божией Благодатью — описаны у святого Амвросия Медиоланского.[17]
Еще один святой — Георгий, затворник Задонский — так изображает целомудренную девицу: «Она умеренна в пище и питии; мирна и согласна со всеми. Она всюду и каждому внушает любовь к целомудрию своею кротостью и своими словами; она покрывает свое тело с величайшей скромностью, дабы ничто не показывало противного христианской кротости и благопристойности. Она не ходит гордо, не делает знаков глазами и телодвижениями, не озирается на все стороны…»[18]
«На женщин, которые любят наряды» — полушутливое произведение святителя, вселенского учителя Григория Богослова, в котором автор высказывает свое отношение к женской косметике: "Один цвет любезен в женщинах — это добрый румянец стыдливости. Его живописует наш Живописец. Если хочешь, уступлю тебе и другой цвет: придай своей красоте бледность, изнуряя себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями, бдением днем и ночью. А красильные вещества прибережем для стен"…
Преподобный Паисий Святогорец делится не менее интересным рассуждением о красоте: «Внутренняя душевная красота духовно красит и освящает человека даже внешне, посредством Божественной Благодати она выдает его другим. А кроме того, она украшает и освящает даже ту некрасивую одежду, которую носит исполненный благодати человек».[19]
Во внешности человека, как в зеркале, отражается его душа. Протоиерей Валериан Кречетов на вопрос, как выглядит целомудренный человек, отвечает: «Это довольно явная чистота и простота — прежде всего в лице и в глазах. Ведь глаза — это зеркало души. Как человек смотрит на мир, какими глазами? Для чистого — все чисто. Это как взгляд ребенка — ясный, обезоруживающий. Или глаза старцев, в которых светятся такая чистая любовь и доброта...»[20]
На наш вопрос о плодах добродетели целомудрия отец Валериан отвечает так: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал. 5:22). И венец всего, как прп. Серафим сказал, стяжание Благодати Святого Духа».[21]
«И в культурной, и в политической жизни очень важна умственная деятельность, — продолжает протоиерей Валериан Кречетов. — Но нецеломудренное поведение сказывается на умственных способностях. Например, такое распространенное печальное явление, как малакия (грех рукоблудия) действует на психику, человек тупеет. «Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Прем. 4:12). Ум меняется, человек похотливый перестает соображать».[22]
«Целомудрие в семье — это основа государственной безопасности, — говорит многодетный отец, протоиерей Игорь Смертин. — Что влечет за собой нецеломудрие? Аборты, разводы, воспитание детей в неполных семьях. Наших детей воспитывают матери, убившие своих детей во чреве, ибо преподаватели — в основном женщины. Это — первое наказание.
Второе наказание — дети, которые воспитываются в разведенных семьях, — без отцов. От этого и безнравственность, и умственная отсталость, и социальная незрелость молодых людей, вступающих в брак…
Третье наказание — вымирание народа. Таков духовный закон. Чтобы через 100 лет сохранилась нынешняя численность населения, сейчас каждой полноценной семье нужно иметь по восемь детей».[23]
Через целомудрие лежит путь к святости: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога; Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1 Фес. 4:3–5, 7).
Среди заповедей Блаженств есть и такая: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8).
Таким образом, плодом добродетели целомудрия являются не только крепкие многодетные семьи и сильное государство. Человек, стяжавший целомудрие, встал на путь святости, приобщился к вечности уже на земле.
Подготовила Ольга Каменева
29.03.2024