Радость не вечна, печаль не бесконечна. О христианской добродетели радости

Мария Захарова
Каменева Ольга

Как сохранять позитивный настрой в испытаниях? Что может стать источником радости в наше непростое время? Мы решили выяснить, что предлагают на этот счет святые, педагоги, а также … детские писатели, в частности, автор романа «Поллианна» Элинор Портер.

«Только детские книги читать,

Только детские думы лелеять,

Все большое далеко развеять,

Из глубокой печали восстать.

Я от жизни смертельно устал,

Ничего от нее не приемлю,

Но люблю мою бедную землю

Оттого, что иной не видал»…

Осип Мандельштам

Радость общения

Здоровые телом и душой дети обычно пребывают в радости. И хорошо, если у нас есть возможность пообщаться с маленькими детьми: поговорить, поиграть, погулять, почитать им сказку на ночь.

Впрочем, радость — не только детская, но и взрослая — заразительна.

«Вокруг радостного человека люди собираются, когда им тяжко, тянутся к нему, как к магниту. Пообщаются — и повеселеют. Радость — это энергия от Бога, Он дает человеку радость полноценной жизни»[1], — пишет кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).

Радость преодоления трудностей

В антологии педагогической мысли есть множество идей и целых школ, нацеленных на радостное воспитание человека: «Риторическая школа» Квинтилиана (I–II века), «Дом радости» Витторино да Фельтре (XIV–XV века), летняя колония «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого, «Школа радости» В.А. Сухомлинского (XX век) и др.

Система воспитания выдающегося польского врача и педагога Януша Корчака (в годы Первой мировой войны он служил врачом в русской армии, в годы Второй мировой войны — вместе с воспитанниками своего детского дома шагнул в газовую камеру Треблинки) основана на мобилизации активности, предоставлении человеку возможности испытать радость преодоления трудностей, научиться мужественно переносить поражения, извлекая из них уроки.

ykorchak.jpgЯнуш Корчак (1878-1942) считал педагогику наукой о человеке, а не только о ребенке

«Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, то должны заметить, что наивысшей является радость преодоленной трудности, достигнутой цели, открытой тайны, радость триумфа и счастья самостоятельности»[2], — пишет Я. Корчак.

«Школа радости», созданная В.А. Сухомлинским в Павлышской школе под Кременчугом (объединяла оранжерею, сад, пасеку, виноградник), совмещала учебу, познание природы, пешие прогулки, игры, завтраки и общественно-полезный труд на свежем воздухе.

Радость увидеть образ Божий в человеке и Промысл Божий в событии

Однако православная категория радости базируется не на успехе (который не исключается) и не на созерцании природы (которое поощряется), а на умении видеть образ Божий в человеке и Промысл Божий во всяком событии.

Радость не вечна, печаль не бесконечна, — говорили наши предки. Что Бог ни делает — все к лучшему.

«Радость о человеке, живое ощущение образа Божия в нем, благословение бытию, в нем открывающемуся – это пасхальное восприятие света и добра в человеке в Православии так сильно, что в нем тонет даже грех и ложь»[3], — пишет выдающийся педагог и психолог прот. Василий Зеньковский.

Преподобный Серафим Саровский.jpg Преподобный Серафим каждого приходящего к нему посетителя встречал восклицанием «Радость моя, Христос Воскресе!»

"Оттого самая сущность православного чувства мира есть некое «веселие духовное», идущее от живого, непобедимого, светлого восприятия всего мира и особенно человека в лучах Божиих. Отсюда любовь и к грешным людям, какое-то отсутствие того законнического трепета перед судом Божиим, которое так сильно, например, в протестантизме и так бесконечно чуждо нам. Это не значит, что мы сентиментальны или не сознаем мерзость греха, – но видение греха в человеке не есть духовное восприятие основной тайны его. Радость о человеке есть основа непоколебимой веры в него – и как бы ни пал человек, до каких бы пределов ни достигла в нем мерзость, мы не имеем отвращения к нему, а плачем и скорбим о том, что погубил себя человек, – и все ждем , что он станет иным"[4].

"Есть и грех в мире, есть зло, есть страшные, темные силы, – но еще больше есть иное – есть свет, который не может объять никакая тьма, на всем есть сияние Божие, которое в человеке остается, сколько бы ни падал он. Беспредельна наша мерзость, – но еще беспредельнее свет и правда, данная Господом каждой душе, приходящей в мир".[5]

"Страшна и таинственна трагедия жизни, роковые силы сгущаются над ней – но не могут они уничтожить, зачеркнуть то, что живет в глубине человека – скрыто, неизгладимо: «об одном часе» раскаяния разбойника совершилось его спасение, ибо омытая слезами покаяния душа становится вновь чиста и светла, какой она вступила в мир", – пишет протоиерей Василий Зеньковский.

И, видимо, неслучайно один из самых радостных наших святых – исповедник, епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) более 30 лет провел в годы советской власти в тюрьмах и ссылках, где и написал службу всем русским святым, в земле Российской просиявшим…

Именно об этой, духовной радости апостол сказал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18).

Радость добрых дел и добрых помыслов

В земном смысле радость доставляют приобретения, в духовном — то, что человек отдает. «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Старец Паисий Святогорец пишет о том, что жертвенная любовь к другому человеку приносит ему небесную радость.

mt-1.jpg

По мнению святого, всякое доброе дело начинается с доброго помысла, поэтому человек должен превратиться в своего рода «фабрику добрых помыслов», отбрасывая помыслы недобрые, не собеседуя с ними или же преобразуя, «переформатируя» их в добрые.

«Учение Паисия Афонского состоит в том, чтобы обо все иметь добрые помыслы, видеть во всем доброе, радостное, — это целый навык радостной жизни»[6], — поясняет игумен Киприан (Ященко).

Радость — внешнее проявление доброго сердца, благодарности Богу и близким. Радость неотделима от добрых помыслов и добрых поступков, умения видеть образ Божий в людях и Промысл Божий в событиях.

Игра в радость Поллианны

О том, как работает подобная «фабрика добрых помыслов», показано в романе американской писательницы Элинор Портер «Поллианна» — о жизни 11-летней девочки-сироты, дочки почившего пастора. Девочка умела во всем видеть доброе, ее «игра в радость» перевернула жизнь маленького городка.

Игру придумал отец Поллианны, который очень любил «радостные тексты» в Библии — те отрывки, где говорится о радости, ликовании: он насчитал их 800. Если случались неприятности, пастор вспоминал эти высказывания.

Вот как рассказывает об этом Полианна: «Он мне сказал, что в тот день, когда придумал посчитать радостные тексты, ему сразу стало легче. Просто он решил, что, если Сам Господь 800 раз призвал нас радоваться, значит, Ему было угодно, чтобы люди хоть изредка это делали… он говорил, что без «радостных» текстов ему нипочем бы не придумать игры».

8724dc8e-3363-4668-9676-1da0c3e0217d.jpg

Игра самой Поллианны началась с необычной «радости».

— Это началось, когда нам среди пожертвований достались костыли, — торжественно изрекла она.

— Костыли?

— Да. Мне тогда ужасно хотелось куклу, вот папа и попросил женщину, которая собирала пожертвования. А та леди ответила, что кукол никто не жертвовал, поэтому вместо куклы посылает маленькие костыли. Она писала, что они могут тоже пригодиться.

— Ну, пока я не вижу ничего забавного, — сказала Нэнси. — Что же это за игра, просто глупость какая-то.

— Да вы не поняли. Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то что радоваться вроде бы нечему. Вот мы с этих костылей и начали.

— Домик мой с палисадником! Да как же можно радоваться, когда ты ждешь куклу, а тебе присылают костыли!

Поллианна от радости даже в ладоши захлопала.

— Можно! Можно радоваться! Можно! Можно! — восклицала она. — Я тоже сначала подумала так же, как вы, — честно призналась она, — но потом папа мне все объяснил… Именно потому и надо радоваться, что костыли мне не нужны!»

Поллианна как солнечный луч освещает и согревает всех и все вокруг себя. Ранним утром она бежит к хмурой тете Полли.

«— Тетя Полли! Тетя Полли! Я сегодня так рада, что живу на свете!

— Поллианна! — строго воскликнула достойная леди и выпрямилась настолько, насколько позволял ей вес Поллианны, которая по-прежнему обнимала ее за шею. — Ты что, всегда так здороваешься утром? — недоуменно добавила она.

— Ну конечно нет, тетя Полли. Так я здороваюсь только с теми, кого люблю».

Ее любовь — жертвенная, девочка постоянно о ком-то заботится. Однако жизнь готовит ей суровое испытание: она попадает в аварию, в результате которой у девочки наступает паралич ног. Врачи говорят о том, что, скорее всего, девочка никогда не сможет ходить. Поллианна впервые не знает, чему радоваться. И тогда множество людей приходят поддержать ее в трудную минуту. Происходит чудо — Поллианна выздоравливает.

Нетрудно заметить, что радость Поллианны основана на ее вере в Бога, жертвенной любви и дружбе, кротости и милосердии. Как видим, умение радоваться девочка переняла у своего папы. Так же и в жизни: добродетель формируется благодаря примеру взрослых.

Радость покаяния и молитвы

С духовной радостью тесно связано покаяние, которое очищает душу — печаль по Богу, или радостотворный плач.

Старец Паисий был уверен: нет греха, который бы не загладила милость Божия. «Меня не интересует, насколько великий грешник тот или иной человек. Меня беспокоит, познал ли он самого себя». Кающийся, по его мнению, избегает наказания за свой грех: «Если мы искренне покаемся в каком-то из наших грехов, то потом нам не надо будет расплачиваться за него болезнью».

Радость .jpg

Радость благодарного сердца

Радость — признак благодарного сердца. Об этом пишет сербский подвижник старец Фаддей Витовницкий: «Родители хотят, чтобы их дети всегда были довольными, веселыми, чтобы были благодарны за их труд и жертвенность. Им тяжело видеть, когда дети невеселы и неблагодарны. И Небесный Отец дал нам все, а мы все греховно печалимся… Благодарная радость — вот самая большая благодарность Богу, потому что это Он вызволяет нас из греха и печали».[7]

Средства воспитания добродетели радости:

— общение с радостными и духовными людьми;

— добрые помыслы, дела милосердия, помощь тем, кому хуже, чем вам;

— молитва, исповедь (в том числе недобрых помыслов), участие в Таинствах, богослужениях, особенно в дни церковных праздников, исполненных радости и благодати;

— труд и отдых на природе;

— благодарение Бога и людей.


[1] Киприан (Ященко), игум. Православное воспитание … С. 223.
[2] Корчак Януш. Как любить ребенка. URL: https://iknigi.net/avtor-yanush-korchak/80576-kak-lyubit-rebenka-yanush-korchak/read/page-5.html (дата обращения: 15.09.2019).
[3]Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Часть 1. — М.: Книга по Требованию, 2013. С. 61.
[4] Там же. С. 61.
[5] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Часть 1. — М.: Книга по Требованию, 2013. С. 62
[6] Там же. С. 221.
[7] Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в Духе Святом: поучения, беседы / пер. с серб. С.А. Луганской. — М.: Новоспасский монастырь, 2010. С. 190.