Как побороть гнев и озлобление сердца. Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)

Как справиться с обидой и гневом? Воспитать в своем характере кротость (состояние духа и добродетель, противоположную страсти гнева)? Предлагаем беседу с отцом Валерианом Кречетовым (в постриге архимандритом Серафимом), известным старцем и духовником, почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области.

К батюшке за советом. Архимандрит Серафим в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулово.png К батюшке за советом. Архимандрит Серафим в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулове 

— Гнев — самая, пожалуй, распространенная болезнь современного человечества. Как ее лечить, отец Валериан, подскажите?

— Во-первых, Сам Господь Иисус Христос говорит ученикам Своим: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). То есть Господь отмечает кротость как одну из добродетелей, свойственную Божественному естеству. «Сыне Давидов» — так именует Священное Писание Иисуса Христа. Ибо еще Ветхий Завет говорит: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1). «На кого воззрю, только на кроткого и смиренного» (Ис. 66:2). Все эти слова в Священном Писании свидетельствуют: кротость — это то, чему прежде всего нужно учиться у Самого Господа. Человек кроткий — тихий, умиротворенный; гневливый — раздраженный, озлобленный. 

Одному человеку было некое видение — он оказался у врат преисподней. И услышал, как диавол выгоняет своих сатрапов на работу, приказывает, чтобы побольше человеческих душ уловили. «Забирайте оружие». И все бросились разбирать оружие, начался гвалт, шум, крик, драки. Там же царит злоба, в аду-то. Тогда дьявол зарычал, как тысяча львов: «Стоять, сам буду выдавать оружие! Тебе какое?» — спрашивает. Тот отвечает: «Гнев». «Гнев, гнев», — все требовали гнева. Потом все — гнев кончился. Очень интересный момент: божественные свойства — беспредельны. А дьявольские — ограничены. Даже их злоба имеет границы.

Когда гнев кончился, вся эта бесовская рать загундосила: с пьянством к ребенку не подойдешь, еще с какими-то грехами, которые он не понимает. А разгневаться, раздражиться может каждый — от ребенка до старика. Больше того — даже в одиночестве человек иногда начинает раздражаться, гневаться — сам на себя. Какую-нибудь вещь потерял, или что-то не получается у него…

И человек этот пуще всего стал бояться гнева. 

Неслучайно в Священном Писании сказано о том, что сдерживающий гнев больше берущего приступом город. А в другом месте: «…гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20). «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4:26). Это значит, что даже если человек не сдерживается от самого гнева, то должен сдержать себя хотя бы от его проявлений.

— Батюшка, а как можно гневаться и не согрешать?

Архимандрит Тихон (Агриков).jpg Архимандрит Тихон (Агриков)

— Архимандрит Тихон (Агриков), очень кроткий такой батюшка, любвеобильный, говорил: «Вот здесь (показывая на уста) — в нашей власти, а здесь (показывая на грудь) — не в нашей власти». Это многим известно, когда вспыхивает гнев, он появляется в душе, подступает к горлу, душит иногда — буквально. Но говорить или не говорить, действовать или не действовать в этом состоянии — все-таки во власти человека. Поэтому Александр Васильевич Суворов, который приступом брал не один город, Измаил в частности, сказал: «Себя победишь — будешь воистину непобедим». 

— «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Из истории известно, что Наполеон был очень гневлив, а Александр I обладал выдающимися дипломатическими способностями, кротостью. 

— Совершенно верно. Кротость победила гнев. В борьбе с гневом, с раздражением, заключается один из духовных подвигов земной жизни. Нужно стараться сдерживать себя в гневе. 

Как сказал старец Сергий (Орлов), наш батюшка, тоже очень мудрый, образованный: «В любой ситуации, когда ты не знаешь, как поступать, что делать, нужно помнить золотое правило: от нас зло не должно исходить». 

Протоиерей Сергий Орлов (с постриге иеромонах Серафим).jpg Протоиерей Сергий Орлов (с постриге иеромонах Серафим)

А чтобы оно не исходило, надо, чтобы его в душе не было. Когда у нас начинают возникать раздражение, гнев, то, если их не сдерживать, потом появляется озлобление. А за озлоблением — злопамятство. Человек не может отстать от этого. Есть, правда, отходчивые люди, тут же плохое забывают — но это уже свойство, не заслуга.

А заслуга заключается в том, чтобы не думать об этом и не вспоминать. «Кто, — говорят, — старое помянет, тому глаз вон». Ведь это выражение основано на Священном Писании. Оно значит: если будешь вспоминать старое, то Господь тебе вспомнит и твое старое. «Око за око и зуб за зуб». Поэтому мы и просим в «Отче наш»: «…остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». 

Поэтому желательно стараться пресекать гнев в самом начале. Когда только начинается раздражение, по какому бы поводу оно ни возникало, нужно с ним тут же начинать бороться — внутри себя. Иначе оно начнет расти, может заполыхать, если горячий характер — быстрее, более спокойный — медленнее. 

Но свойство характера — это как некий дар, над которым человек должен уже трудиться. 

Вот кротость — это состояние духа — молчаливого, с любовью. Вспоминается поведение старцев… Я как-то рассказал отцу Николаю Гурьянову о том, что усердные католики, как говорят, идя в массы, брали престол и выходили на европейские пляжи — совершать мессу. Батюшка сначала вздрогнул, а потом таким мирным голосом сказал: «Ну, может, не стоило бы этого делать». Так спокойно…

Протоиерей Валериан Кречетов с отцом Николаем Гурьяновым.jpg Протоиерей Валериан Кречетов с отцом Николаем Гурьяновым

Или, я помню, — проспал, а нужно было службу начинать. Вбегаю, а отец Сергий Орлов сидит — уже минут 10 или 15 прошло, народ стоит в храме в молчании, служба не начинается. Мне стыдно, я волнуюсь, а он меня успокоил, говорит: «Не волнуйся, без нас не начнут». 

Поэтому, понимаете, стараться не раздражаться, бороться с гневом — это подвиг постоянный буквально. Потому что враг все время старается чем-то раздражить, через кого-то или что-то вызвать на ответную реакцию. Почему еще Ветхий Завет, предупреждая это состояние, говорит: «…аще добр будешь — себе и ближним твоим, а аще зол будешь — сие и пожнеши» (Притч. 9:12). Свое зло пожнешь.

То есть когда человеку делают какое-то зло, то оно касается как бы его внешней стороны, не проникая во внутреннюю сущность — до тех пор, пока у человека не начнет внутри возникать озлобление. 

Тогда эти две сущности могут между собой слиться, и начинает полыхать огонь ссоры, ругани, даже, может быть, драки или каких-то еще преступлений. А когда одна сторона не воспринимает, то другая начинает испытывать еще большее раздражение, если не останавливает себя, потому что зло начинает возвращаться назад, на свой источник.

Можно ли ударить ребенка? 

— Батюшка, когда ребенок впадает в истерику — пока ты ему не ответишь — он расходится все сильнее и сильнее… 

— Нет, не совсем так. Вот спрашивают: можно ли шлепнуть ребенка? Именно в таком случае — да — когда он не в силах с собой совладать. Это как бы некоторый стресс, встряска, чтобы он остановился просто. Но когда ты не обращаешь на него внимания, то он в конце концов добивается, чтобы в тебе возникло ответное раздражение. 

— Да-да, батюшка, совершенно верно. 

— Но мы не выдерживаем просто. Мне рассказывала одна раба Божия: когда она была маленькая — кричала, кричала, а мама ее и говорит: «Кричи громче». Та — еще громче. Мать: «Еще громче». Ребенок, наконец: «Не могу больше». Всему на свете есть предел. Как видите, кончился гнев, сил не хватает. 

Но тут нужно быть очень осторожными. С одной стороны, надо ребенка как-то отвлечь, чтобы не расходился, чтобы истерики не было. Но многое зависит от характера. Иногда приходится выдерживать, иначе добьется своего, потом будет этим способом пользоваться.

— А иногда приходится и шлепнуть.

— Именно потому, что он не может остановиться, и нужно его немножечко встряхнуть. Не то чтобы бить, просто шлепок такой — чтобы остановился процесс. 

Говорят, смех и рыдание примерно одинаковы по своим физическим свойствам: похожие спазмы, человек дергается как-то. Почему и говорят, что сильно смеяться вредно. Организм находится в состоянии, похожем на истерику. 

Свидетельство живой души

Архимандрит Серафим Кречетов. Служение Литургии.jpeg Архимандрит Серафим (Кречетов). Служение литургии

— Батюшка, у Паисия Святогорца есть высказывание: страсти — это силы души. Может быть гнев использован позитивно, как сила души?

— Думается, во всяком человеческом действии участвуют силы души. Можно силу воли устремить на достижение какой-то цели. А можно употребить на то, чтобы отказаться от этой цели во имя какого-то блага. Это та же самая сила души, развернутая в другую сторону. 

Что касается гнева — видимо, когда человек как-то реагирует, то это свидетельство того, что он еще живой. Если он уже полутруп, то не реагирует, потому что почти умер. Поэтому это свидетельство в какой-то мере живой души. 

Очень хорошо говорит митрополит Кипрский Неофит в своем интервью, которое давал в Дивеевской обители. По его словам, у всех апостолов был разный характер, который можно было направить и в одну, и в другую сторону. Классический пример — апостол Павел. С какой ревностью он шел предавать христиан мучению. Потом с еще большей ревностью стал, наоборот, проповедовать Слово Божие. Еще один классический пример — Мария Египетская. Она предавалась наслаждениям, не взирая ни на что, не считаясь ни с чем. А потом, увидев, что отвернулась от Господа, осознав, что творит беззаконие, полностью изменила свою жизнь. Сосуд страстей стал сосудом избранным, очистив себя от страстей. 

Нет таких динамометров, которые могут измерить душевные силы. Сколько силы воли? Сколько можно терпеть? Даже сила любви — как ее измеришь? А она есть.

Раздраженные воспитатели

Отец Валериан с сыновьями.jpg Отец Валериан с сыновьями — Батюшка, а как кротость можно воспитать в детях?

— Самое лучшее воспитание — личным примером. Я, например, с детства был довольно раздражительным. 

Помню, я учился в институте, собирался делать проект, что-то подзапустил, и вот дверь открывается, входит мой братец, а он был на курс старше меня и учился хорошо: «Валерьян, ты собираешься делать проект?» Я говорю: «Не знаю». Хотя я только что собирался делать. Но он мне говорит, и я не могу ответить положительно — гордыня такая. Нужно было бы сказать: «Да, подскажи мне. Помоги!»

Мама меня учила, запрещала перечить не только взрослым, но и старшему брату: «Валюшка, молчи, не смей отвечать». 

С мамой Любовь Владимировной Кречетовой.jpg С мамой Любовью Владимировной Кречетовой

И от нее я не слышал, чтобы она кого-нибудь осудила, про кого-нибудь что-то сказала. Она всегда промолчит или спокойно скажет. 

И вот как раз митрополит Неофит говорит: «Тот, кто имеет смирение, может научить смирению. Тот, кто имеет кротость, может научить кротости». 

А как научишь кротости, если ее нет? Поэтому, чтобы учить, надо приобретать самому кротость, тогда и сможешь научить. 

В отношении воспитания очень хорошо сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает». Нужно избегать раздражения самому, тогда и дети будут капризничать меньше.

— Обычно раздраженные мамы заставляют детей учить уроки. В результате — уроки выучены, но одновременно дети получают наглядный пример — урок раздраженного, гневливого поведения. 

— Это как раз, видимо, не тот путь. Да я бы и не сказал, что уроки — выучены. Сделаны — может быть. А выучены — это немножечко другое. Когда школьника начинают спрашивать, он что-то невнятное отвечает, но говорит: «я учил». «Учил, но не выучил». То, что выучивается, во-первых, повторяется и уже становится неким навыком. Вот тогда он выучил. А это — учил, да не выучил. Прошел, говорят, 10 классов и 11-й — коридор. 

— А сейчас — 11 классов.

— Значит, 11 классов и 12-й — коридор. Прошел. Как говорят: «Мы это проходили». Как и в церкви: должны быть не «прохожане», а прихожане, а потом — братья и сестры.

«Друг друга тяготы носите»

— Батюшка, а кротость с послушанием связаны?

— Конечно. С послушанием все связано: и кротость, и безгневие, и смирение, естественно, и любовь. Потому что, когда человек слушается, он проявляет любовь, старается выполнить чьи-то просьбы. А когда не слушается, начинает возникать недовольство, раздражение. Почему непослушание разделяет — детей от родителей, духовных чад от духовных отцов. Люди становятся строптивыми. «Род строптив и преогорчеваяй» (Пс. 77:8).

— А как воспитать детей послушными?

— Личным примером. 

— Жена должна слушаться мужа? 

— Конечно, а как же? Я не помню, чтобы мама спорила с папой. Но это не значит со всем соглашаться и ничего не говорить. А важно — как сказать и когда. И не спорить.

Родители отца Валериана (в постриге архимандрита Серафима) протоиерей Михаил и матушка Любовь Владимировна — копия.jpg Родители отца Валериана (в постриге архимандрита Серафима) протоиерей Михаил и матушка Любовь Владимировна

Митрополит Неофит очень хорошо об этом говорит: игумен должен быть на послушании у братии. Но как это разуметь? То есть он старается выполнить то, что хотят послушники, но своей мудростью как бы исправляя это.

Ведь и Господь слушает наши прошения. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:28). В сущности, Господь нам служит, многие наши пожелания выполняет. Но иногда не выполняет, потому что нам это неполезно. Подчас выполняет, но не сразу, что-то подправляет. Все — по любви. А это и есть как раз послушание у послушников.

— Получается, что и глава семьи тоже должен слушаться?

— А как же? Он же не для себя все делает. В любом конфликте есть доля вины каждого. Но больше виноват тот, кто умнее. Если старше, соответственно, он более виноват. Понимаете в чем дело? В конце концов, мы ведь живем уже не для себя. Если у нас дети, мы для них живем, и то, что они желают, мы стараемся выполнять, но так, чтобы это было во благо. Послушание родителей детям отличается от послушания детей родителям. Потому что по-настоящему дети должны слушаться родителей беспрекословно. А родители детей — не беспрекословно, но разумно.

— Родители — детей?

— Я говорю — разумно. Подправляя. Есть такой афонский пример, анекдот. В монастыре русский старец говорит русскому послушнику: «Чадо, прыгай в море». Тот отвечает: «Благослови». И прыгает. А греческий говорит своему послушнику: «Чадо, прыгай!» А тот говорит: «А почему?» Это разница послушания, но результат и там и там получается один и тот же.

И вот митрополит очень интересно говорит: если ты стараешься в послушании, а тебя не станут слушаться, то ты не будешь виноват. Все, что мог, ты сделал для научения послушанию. Но тогда святым станет старец, а не послушник. Святым окажется отец, а не жена и не дети, которые его не слушаются. 

— Батюшка, а как стать святыми?

— А вот — слушаться. В духе Евангелия, как сказал апостол Павел: «Подобни мне бывайте, яко же аз Христу» (1 Кор. 4:16).

В этом духе. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2). 

«В ад каждый идет сам по себе, а в рай можно войти только вместе», — писал Алексей Хомяков. И дети иногда говорят то, к чему можно прислушаться. И жена может сказать, и муж. Но это духовная жизнь, это мудрость. Дар рассуждения — наивысший дар.

Гнев – заразителен, но и смирение – тоже

— Батюшка, несколько лет назад поразили ваши внуки, которые во время вашего дня рождения часа три были на сцене — играли на разных музыкальных инструментах, заполняя паузы между поздравлениями. Поиграют — посидят на стульчиках, прямо на сцене, — номер покажут — опять посидят. Не носились, не крутились, не капризничали. Взрослый артист три часа не выдержит... Как можно воспитать такое терпение, послушание? 

PHOTO-2023-11-24-12-54-35 — копия.jpg

— Это нужно спросить у родителей. Там папины труды. Ну и мама, конечно, воспитана своей мамой. А когда у нас с матушкой Натальей Константиновной (19 ноября 2023 года исполнилась годовщина со дня кончины р. Б. Наталии – Ред.) была золотая свадьба, юбилей, то все дети встали, и каждый сказал одно и то же: за свою жизнь они не помнят, чтобы папа с мамой спорили или ругались. И оказалось все не так сложно. 

Очень важно доброе общение. Один молодой человек пришел как-то к духовнику, а тот говорит: «Можешь приходить беседовать, а исповедоваться поедешь к такому-то. Он — смиренный, научит тебя смирению. Ты, — говорит, — вырос в проблемной семье, у тебя есть гнев, с которым нужно бороться. Он тебя научит, как бороться с гневом и стать смиренным и кротким».

Отец Валериан и матушка Наталия Константиновна с детьми и внуками.jpg Отец Валериан с матушкой Наталией Константиновной, братом Николаем, детьми, племянниками и внуками

— То есть гнев — заразительный?

— Да, конечно. Как и всякая страсть. С кем поведешься, от того и наберешься. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26, 27).

Почему молодежь-то сейчас в таком печальном состоянии? Потому что примеров кротости и любви мало.

Раньше даже фильмы были нравственные, а сейчас нервное все, дерганое такое, не мирное, не любовное. Поэтому, к несчастью, им негде почерпнуть положительный опыт. Они и приобретают то, что приобретают.

— А есть какие-то специальные молитвы от гнева? 

— От гнева начальника, когда идешь к нему, молись: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1). Интересно митрополит Неофит рассуждает. «Что ж, — говорит, — если не слушается, ребенка выгонять, что ли? А монаха? Или гнать священника из епархии? Я, когда чувствую, что ничего не помогает, начинаю молиться: Господи, укажи мне, что с ним делать? И Господь указывает». 

— Так же и с детьми?

— Он и про детей сказал. Не будешь дочь или сына выгонять-то. Нужно молиться. Поэтому кто пытается без молитвы с этим справиться, а своим умом, тот берется за очень сложное дело, иногда, может быть, даже непосильное. Потому что противостоит ведь этому адская бездна, которая старается всех разделить, озлобить, в общем, погубить. На это все направлено. И без Божией помощи здесь уже не справишься. Поэтому митрополит Филарет (Дроздов) и сказал: «С советом можно идти только в открытую дверь, а в закрытую дверь — стучаться с молитвой». 

Записали Ольга Каменева, Дмитрий Симонов




Другие статьи по теме

Вера Как «скрутить в бараний рог» дарвиниста. Памяти русского старца Сергия Орлова
Орлова Ольга
Вера «Все совершает благодать Божия». Слово архимандрита Серафима (отца Валериана Кречетова) в день 55-летия священства
Вера Христос рождается – славите! Как встретить и отпраздновать Рождество Христово?
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Образ святости Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем»
Грехам.net Чем страшен грех аборта и кому молятся о нерожденных младенцах?
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Лествица добродетелей Дед Мороз и православные. Как во время Рождественского поста отмечать Новый год?
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Семья Найти подход к неповторимой личности ребенка. Отец Валериан Кречетов (в монашестве – архимандрит Серафим)
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Лествица добродетелей Смирение уравнивает любую деятельность. Отец Валериан Кречетов (в монашестве архимандрит Серафим)
Живое наследие Любимые изречения отца Валериана (архимандрита Серафима (Кречетова)
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Вера Отец Валериан Кречетов (архимандрит Серафим) о свободе, ответственности и крестоношении
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)