Как восстановить мир? Старец Кирилл о пользе поста

«Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы во всей вселенной глубокий мир, и не было бы восстания одного народа на другой, и жизнь не была бы столь плачевна и исполнена скорби», – говорил русский старец, Лаврский духовник архимандрит Кирилл (Павлов).

Умеренному деланию цены нет, а крайности от бесов.

Преподобный Исаак Сирин

«Коровка травку щиплет»

Православные подвижники, монахи досконально изучили аскетические средства борьбы со страстями, описав путь духовно-нравственного восхождения человека к совершенству. И они сходятся в мысли, что первая ступень, фундамент этой лествицы в небо – добродетель умеренности или воздержания, которая формируется в том числе во время православных постов.

Архимандрит Кирилл (Павлов) разъяснял суть добродетели следующим образом: «Нам не запрещено иметь довольство в пище и опрятность в одежде, только запрещено боготворить свое чрево и губить (тратить) на щегольство драгоценные дары Божии. Для нас нисколько не преступно любоваться красотами мира, потому что Сам Бог сотворил его прекрасным, только в вину нам всякое неумеренное пристрастие, которое развращает наше сердце, помрачает наш рассудок и делает нас несправедливыми и несчастными» [1].

Воздержание же, напротив, по слову старца, «сообщает мыслям свет, чувствам – чистоту, духу – свободу и крепость, …пост делает душу бодрою, возносит ее выше земного и влечет ее к небесному» [2].

Нет никакой трагедии в том, что дети или юноши не едят в постные дни скоромное. К годам послевоенной учебы отца Кирилла (тогда еще Ивана Павлова) в Московской духовной семинарии относится воспоминание одного из его преподавателей: «Следует сказать о Павлове: он едва ли не единственный пожалел, что на второй, третьей, пятой и шестой седмицах (Великого поста) разрешается рыба. По его мнению, трапеза в семинарии и без того чересчур обильна для поста, – и там же далее указано: – В посещении Богослужений Павлов может служить примером» [3].

Эта зависимость давно известна святым отцам: при утеснении потребностей тела точно высвобождаются силы души – их-то подвижники и употребляют на молитву, на богослужения, на чтение Священного Писания, на добрые дела.

Уже будучи известным духовником, отец Кирилл и некоторым беременным женщинам благословлял соблюдать установленные Церковью посты.

Рассказывает Маргарита Польгова: «В 1984 году возвратился с Афона мой духовник игумен Виссарион. Была я в то время беременная, и все настаивали, особенно родители и родственники, чтобы я перестала держать пост. Отец Виссарион по этому вопросу направил меня к своему духовнику – архимандриту Кириллу. Тот встретил меня очень ласково, расспросил о моих делах, здоровье. Потом ласково так сказал: «Коровка травку щиплет, а молоком своим кормит многих…» Заулыбалась и я в благодарность за его поддержку. Весь Великий пост продержалась» [4].

Но путь христианской аскетики – царский, срединный. От крайностей старец предостерегал.

Рассказывает игумен Филарет (Тамбовский): «Батюшка вёл строго, но милостиво. Никогда не давил. Скажет: "Деточка, как ты считаешь? Потянешь ли это? Сможешь ли? Давай попробуем. А я буду молиться, чтобы у тебя получилось". Правило какое-то даст да ещё ограничение: попоститься. Но только предупредит: ты приди, скажи, если что-то не получается у тебя, например, по состоянию здоровья…» [5].

К себе – строже, к другим – снисходительнее

Основополагающее правило добродетели воздержания: ничего сверх меры, – ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения. Умеренному деланию цены нет, а крайности от бесов. Эти универсальные формулы отец Кирилл распространял на все сферы жизни, в том числе на молитвенное правило, без которого пост превращается в диету.

filaret.jpeg Игумен Филарет (Тамбовский): «Батюшка вёл строго, но милостиво»

Рассказывает игумен Филарет (Тамбовский): «Батюшка говорил: держитесь золотой середины. Пусть будет правило среднее или небольшое, но выполняйте его постоянно, старайтесь не "вычитывать" молитвы, а молиться. И поменьше празднословия. Даже за столом. Батюшка любил духовные темы, песнопения: "Самарянку", "Христос с учениками", "Скоро-скоро…" Про Матерь Божию любил канты: "Как хорошо в Твоём храме, Владычица", "Ты моя Мать и Царица Небесная", "Мира заступница" – даже слезы лились у него. Видимо, вспоминал из жизни что-то. И нам говорил: меньше пустословьте. В еде батюшка ограничивал себя. Я не такой, конечно. Пришёл как-то к старцу и жалуюсь на свой аппетит: "Хочется как меньше, а получается как больше, и надо мной смеются". Он говорит: "Ну, и пусть смеются. А ты молись за них"» [6].

Болящим старец благословлял послабления, но не отмену поста. «Вас, вероятно, будет смущать вопрос в отношении вкушения пищи в больнице, – писал он своему духовному чаду, – и я бы посоветовал Вам на время оставшегося поста в больнице мясо воздержаться кушать, а молочное, если будут настойчиво требовать, можете кушать, а после покаетесь» [7].

А вот в отношении себя батюшка был строг: «Врачи усмотрели у меня падение гемоглобина. Причину болезни они усматривают в переутомлении. Они настаивают на том, чтобы я нарушил посты, но я это делать не имею права. Употребляю главным образом овсяную кашу и по возможности соки» [8].

Это был один из его пастырских принципов: «К себе построже, а к другим снисходительней» [9].

Впрочем, иногда любвеобильный старец давал строгие уроки и мирянам, обращая внимание на необходимость послушания духовнику.

govyad.jpeg Лидия Степановна Говядина рассказывала, что старец преподал ей урок на всю жизнь

Рассказывает художник-реставратор и певчая Лидия Степановна Говядина (1946-2020):

«Мне вспоминается случай во время Великого поста 1972 года. Я трудилась в Москве, нагрузка была колоссальная – работа, учёба, службы, спевки. Мое здоровье как-то пошатнулось, и мой начальник – владыка – сказал: "Чтобы восстановить силы – ты попей молочко". И я спокойно пила молоко – раз владыка благословил. И вот в пятницу, перед Лазаревой субботой я у батюшки исповедовалась, а в конце говорю:

– Батюшка, а я пила молоко.

– Как пила молоко? Великим постом – молоко? А ты у меня спросила разрешения?

– Батюшка, так владыка разрешил.

– А ты у меня спросила?

– Батюшка, но ведь владыка благословил меня.

– А ты у меня разрешения спросила? – говорит он в третий раз, так настойчиво. Тут я поняла, что делаю что-то не то.

– Нет, батюшка, не спросила.

– Так вот, в оставшиеся дни поста – по сто поклонов – каждый день!

 – Батюшка, да у меня голова болит. Кружится!

 – По сто поклонов каждый день. И таким образом ты никогда в жизни не забудешь, что молоко пить Великим постом нельзя» [11].

Это тоже один из принципов, которого придерживался отец Кирилл и наставлял других: «Не он правило устанавливал, не ему и отменять».

Старец советовал и мирянам держаться церковного Устава, но действовать с рассуждением: «Хочу вам пожелать одно, чтобы вы всё делали по мере своих сил и возможности. Когда сможете построже попоститься, поститесь. Если же не позволяют обстоятельства в точности вcё исполнить, ограничьтесь умеренным принятием пищи имеющейся. И это будет пост» [12].

Иноков старец располагал к более строгому соблюдению Устава. Монахи, возжелавшие, как это говорится при чине пострига, «жития постнического», обязательно должны воздерживаться. Они, как воины, призваны к аскезе и подвижничеству.

WhatsApp Image 2022-12-12 at 19.35.50.jpeg Игумен Иннокентий (Николаев): «Батюшка говорил, что монах должен воздерживаться»

Рассказывает игумен Иннокентий (Николаев), скитоначальник Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Помню, как однажды на кладбище, после панихиды, родственники монаха Серафима стали предлагать собравшимся еду – а наготовили они так много, что съесть все было просто невозможно. И они говорят нам: "Возьмите, братия, с собой". Мы даже не успели протянуть руки к этим яствам, как батюшка сказал тихо, но твердо: "Не надо". Монах должен воздерживаться. 

Отец Кирилл был настроен весьма аскетично. Один новорукоположенный иеродиакон спросил как-то отца Кирилла, как следует питаться во время "сорокоуста" (после хиротонии сорок дней подряд рукоположенный служит Литургию, каждый день причащается). Было мнение, что в этот период есть можно все. А батюшка сказал: "Нет, не все. Ешь только первое и второе. А что на общих тарелках – сметана, сыр, рыба соленая – этого не ешь". Также некоторым братиям он не благословлял ужинать перед служением [13].

Рассказывает игумен Филарет (Тамбовский): «Помню, был Великий пост, я переедал и кусочничал, а он поучал: "Постным тоже можно объесться. Это сластолюбие, услаждение. За стол садиться только два раза в день, как положено. Перекусок чтобы не было. Чай можно попить. " [14].

Еще и увещевал: «Будешь нарушать посты – скорби тебе будут». «Так оно и есть», – подтверждает отец Филарет [15]. 

Живой пример

Однако умеренность в пище является лишь началом поста, первым шагом на пути воздержания в вещах более важных. Вот как старец наставлял в письме свою духовную дочь: «Старайся приобрести смирение, простоту, любовь, терпение и др. добродетели – всё это есть духовное никогда не оскудевающее богатство, доставляющее блаженство на небе, а пост телесный – временный. Но не надо пренебрегать установленными Церковью постами, необходимо благочестиво их соблюдать» [16].

В одной из проповедей отец Кирилл говорил: «Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы во всей вселенной глубокий мир, и не было бы восстания одного народа на другой, и жизнь не была бы столь плачевна и исполнена скорби, потому что пост, научая людей воздержанию от излишества в яствах, научал бы и совершенному удалению от пороков: сребролюбия, любостяжательности, тщеславия и других злых страстей, и жизнь протекала бы в глубоком мире и душевном безмятежии. Теперь же люди, гоняющиеся за роскошью как за блаженством жизни, ввели этот великий рой зол.

Роскошная жизнь богача ввергла его в геенну огненную, а Лазарь чрез пост взошел на Небо, упокоился на лоне Авраамовом» [17].

22_2.jpg

Батюшка наставлял: «Каждый из верующих знает, что если нелегки подвиги поста внешние, когда мы стараемся воздержаться от известного рода пищи с соблюдением умеренности при вкушении и дозволенного, то еще труднее подвиги поста и покаяния духовные. В самом деле, связать язык свой от злословия, воздерживаться от злопомнения, подавить в себе дух самолюбия, стараться совершить коренной переворот в пользу добра во всем своем существе – это подвиг трудный в высшей степени» [18].

И взойти к духовному подвигу помогает утеснение себя в пище, питии, умеренность сна, отдыха.

reizmer.jpeg Архимандрит Илия Рейзмер: «Вся жизнь отца Кирилла - это пример!»

Сам отец Кирилл и был для всей лаврской братии всегда примером такого поведения. Рассказывает архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Вся жизнь отца Кирилла это – пример! Хочется побыстрей закончить послушание, пораньше уйти в келью, но ты видишь, что отец Кирилл не торопится, терпеливо, обстоятельно исполняет своё послушание, или после службы внимательно беседует, исповедует людей. Будет до 2-3 часов ночи стоять. Как тут убежишь в тепло и покой? Хочется вкусненького, соблазн появится, но вспомнишь, что отец Кирилл строго соблюдает посты, хотя он тяжко страдает от многих тяжёлых фронтовых болезней. Келейники жалуются, что он порой всю ночь катается от боли по полу, а утром показывает всем бодрый вид, что он "как огурчик". Как тут принять соблазн, искушение? И так во всём» [19].

Воздержание в плотских удовольствиях

Отец Кирилл отмечал, что ограничение плотских удовольствий должно касаться всех – и монахов, и мирских: «Чистота девственников должна заключаться в совершенном удалении и воздержании от чувственных удовольствий. Чистота вдовых – в воздержании от брачных удовольствий после смерти супруга или супруги до самой смерти. Чистота лиц, находящихся в супружестве, должна заключаться в сохранении супружеской верности и умеренном пользовании своими супружескими правами» [20].

Любая чрезмерность чревата нездоровьем как тела, так и души, духа. Мы призваны к умеренности на всех уровнях своего устроения: телесном, душевном, духовном. Тогда мы и физически будем бодры, и ясность ума и гармонию чувств сохраним и усовершенствуем, и в духе будем способны к созерцанию, молитве.

Слово не пропадает даром

Много отец Кирилл уделял внимания теме обуздания языка. «К нашему несчастью, мы ничем так часто и так много не грешим, как языком, – сетовал старец. – Язык наш слишком удобоподвижен; уста наши всегда готовы высказать все наши чувства, мысли, желания, прежде нежели это обнаружится через какой-нибудь другой орган. Оттого не умеющие владеть своим языком часто и грешат словами против ближних, против самих себя и против Бога.

Поэтому крайняя умеренность и осторожность в словах есть не только высокая христианская добродетель, но и лучшее средство к мирной и счастливой жизни в обществе.

Слово наше никогда не пропадает даром, не уносится бесследно, не возвращается назад, но переходит в умы и уста других людей и рождает бесчисленное множество чувствований, мыслей, желаний, деяний, поступков и, разросшись в великое дерево с плодами по роду их, непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием» [21].

Архимандрит Илия (Рейзмир) вспоминает слова отца Кирилла: "Если положить на одну чашу язык наш, а на другую чашу все наши добрые дела, то даже если их много будет и все они будут богоугодны, всё равно греховный язык наших осуждений и злословий перетянет в ад"» [22].

Рассказывает иеромонах Геронтий (Федоренко): «Отец Кирилл говорил, что нужно вырабатывать в себе воздержание… Это кропотливый, повседневный труд. Надо ежедневно быть внимательным к себе, постоянно. Страсти быстро возвращаются"» [23].

Сомневающихся отец Кирилл увещевал: «Стоит ли подвергать себя лишениям и трудам, не лучше ли жить в своё удовольствие и делать таким образом свою жизнь приятною? Так внушает нам часто наше плотоугодливое самолюбие. Нет, не лучше! Ибо что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление. (Гал. 6, 7–8). Самолюбивая жизнь ведёт человека к погибели, напротив, самоотверженная любовь приносит обильные плоды» [24].

В навечерие Рождества Христова, 6 января 2000 г.



Литература
1. Пятнадцатая Неделя по Пятидесятнице. Об истинной любви к Богу и к ближнему. 18 сентября 1960 г. // Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди, СТСЛ, 2006 – С. 54
2. Слово в Неделю Крестопоклонную. Крест – знамя любви Спасителя к людям. 17 марта 1963 г. // Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди, СТСЛ, 2006 – С. 298-299
3. Трофимчук М.X. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – С. 50
4. Свящ. Виктор Кузнецов. Духовник. 2013. – С. 266
5. Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова), СТСЛ, 2021. – С. 225
6. Там же.
7. Свящ. Виктор Кузнецов. Духовник. 2013. – С. 390
8. Там же. – С. 398
9. Там же. – С. 396
10. Свящ. Виктор Кузнецов. Духовник. 2013. – С. 68
11. Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова), СТСЛ, 2021. – С. 200
12. Свящ. Виктор Кузнецов. Духовник. 2013. – С. 395
13. Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова), СТСЛ, 2021. – С. 231
14. Свящ. Виктор Кузнецов. Духовник. 2013. – С. 364
15. Там же. – С. 377
16. Там же. – С. 394-395
17. Архимандрит Кирилл (Павлов). «О смысле жизни». – «Данилов мужской монастырь», 2018. – С. 136
18. Слово в Неделю Крестопоклонную. Крест – знамя любви Спасителя к людям. 17 марта 1963 г. // Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди, СТСЛ, 2006 – С. 300
19. Свящ. Виктор Кузнецов. Духовник. 2013. – С. 189
20. Неделя о блудном сыне. Акафист преподобному Сергию. О грехе плотской нечистоты. 10 февраля 1963 г. // Архимандрит Кирилл (Павло). Проповеди, СТСЛ, 2006 – С. 291
21. Акафист преподобному Сергию. О многословии // Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди, СТСЛ, 2006 – С. 522-523
22. Свящ. Виктор Кузнецов. Духовник. 2013. – С. 189
23. Там же. – С. 71
24. Отдание праздника Пасхи. О Воскресении Христовом и общем воскресении. 25 мая 1960 г. // Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди, СТСЛ, 2006 – С. 16



Другие статьи по теме