Константин Долгов: "Любовь создает жизнь"

Долгов Константин
Долгов Константин

О том, как воспитать христианские добродетели умеренности, мужества, любви размышляет Константин Михайлович Долгов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заслуженный деятель науки России.

Православная Церковь всегда уделяла огромное внимание воспитанию и образованию человека. И естественно, что это воспитание не может происходить в виде какой-то «робинзонады», в изоляции от общества и государства. Все это должно быть связано воедино.

Но первостепенное значение всегда имела семья – как малая церковь, как та ячейка, где все зарождается, развивается и становится таким, каким должно быть.

Но что же такое семья? А семья, как известно, это прежде всего любовь мужчины и женщины, любовь двух сердец, двух душ, которые по воле Всевышнего где-то встретились, может быть, вначале взглядом, потом словом, почувствовали друг друга по-настоящему и уже не могли расстаться, ибо поняли, что они есть нечто единое целое, как это и положено по природе – по самому глубинному бытию человека и человечества.

Посмотрите на любую семью: вы сразу можете определить и сказать, какой дух господствует в ней.

Конечно, Православная вера, Православная Церковь всегда стояли на том, что в основе всего, в основе Бытия лежит любовь. Именно любовь мужчины и женщины порождает настоящую семью. От этой любви рождаются дети. И не только рождаются – они растут, воспитываются, обучаются, общаются и, в конце концов, становятся взрослыми людьми, которые начинают повторять этот цикл, создают свои семьи, воспитывают детей, и все повторяется сначала.

Поэтому самая главная, высшая христианская добродетель – это любовь, которая пронизывает все. Апостол Павел, как известно, написал, что все частное, даже хорошее, настоящее, отойдет, но любовь останется: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:8–10).

Потому что и дитя с самого своего зарождения должно купаться в любви. И само появление на свет ребенка – это великое счастье для родителей, потому что они видят плод своей любви.

Крещение.jpg Ребенок – плод любви, его появление на свет – великое счастье и новое дыхание семьи 

Любовь создает жизнь. Это то, что противостоит смерти, злу, тьме, всему отрицательному, негативному, никудышному, ненужному, враждебному человеку и человечеству.

И все прочие добродетели так или иначе с ней связаны, ею определяются.

Материнское мужество

Возьмите мужество – оно в одинаковой мере присуще как мужчине, так и женщине. И в первую очередь, благодаря любви. Вроде бы женщина – слабое существо по сравнению с мужем, сильным физически, но часто именно она проявляет такое мужество, что все удивляются: откуда это?

Как откуда? От любви.

Во время войны, когда мужчины были на фронте, женщины заменили их почти во всех областях: промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Они буквально сутками работали, производя продукцию для фронта, в сельском хозяйстве дело доходило до того, что они, когда не хватало лошадей, впрягались вместо них и вспахивали поля, обрабатывали землю. Одновременно они занимались образованием и воспитанием детей, несмотря на жесточайший голод, разруху, болезни, лишения. Благодаря любви, великой женской любви, мы смогли преодолеть все трудности, вырастить детей, дать им хорошее образование, воспитание, сделать их настоящими гражданами, патриотами великой страны.

Мать не побоится никого и ничего, чтобы спасти свое дитя. Я приведу один личный пример. Будучи ребенком лет четырех–пяти, я участвовал в споре со своими друзьями-сверстниками, можно ли голыми руками, без специальных перчаток, взяться за электрические провода. И я по глупости забрался на крышу и схватился за провода. Меня ударило током, глубоко выжгло руку (шрам остался на всю жизнь), я без сознания упал на провода. Взрослые, стоявшие внизу, шумели, кричали, но никто не отважился прийти мне на помощь. Кто-то догадался позвать мою мать, она прибежала и, не раздумывая, забралась на крышу и мгновенно сдернула меня с проводов, хотя точно также могла пострадать от электрического разряда.

И сколько раз я видел, как матери спасают своих детей, не думая ни о какой опасности и не боясь ничего: у них как бы врожденное мужество. Но мужество не может быть без любви. Если у человека нет любви, он вряд ли станет защищать, рискуя жизнью, Родину.

Возьмем другую величайшую добродетель – чистоту человека, целомудрие.

Когда гитлеровцы оккупировали часть территории Советского Союза, они не раз убеждались в целомудрии наших девушек. И многие из них были вынуждены признать, что такой народ, который хранит в себе высшие добродетели, высокую нравственность, победить нельзя.

Целомудрие – не просто внешняя чистота человека, человеческого тела, это чистота духовная, душевная, чистота всего человеческого существа. И в этом смысле целомудрие – заодно с любовью. То есть, если любовь – то это любовь на всю жизнь. Целомудрие хранит любовь, а любовь хранит целомудрие, и это возвышает человека, его душу и сердце. Неслучайно многие отцы Церкви писали трактаты о целомудрии. И само слово указывает на целостность, объединенную с мудростью, – и в русском, и в греческом вариантах. Целомудрие — перевод греческого σωφροσυνη <софросини> (от σως <сос> – целый, совершенный – и φρονεω <фронео> – от φρην <фрин> – разум).

Молодежь в Третьяковке.jpgЮноши и девушки должны видеть примеры добродетельной жизни – в жизни, литературе, музыке, в живописи…

Не воздерживаясь, невозможно стать полноценным человеком

Или возьмем самую первую ступень лествицы добродетелей: воздержание, умение себя держать, контролировать. Человек не всегда может устоять против самых разных чувственных влечений: запахов, вкуса, каких-то деликатесов, зрительной красоты и т.д. Но Церковь Православная всегда учила воздержанию. Предположим, человеку нравится та или иная пища, те или иные фрукты, ягоды, что угодно. Но если он начнет есть то, что ему нравится, столько, сколько ему хочется, – может стать больным человеком и даже погибнуть – в том числе от очень хороших ягод, фруктов, очень хорошей пищи. Сахар, вы знаете, приятен, но от него гибнут люди. Без соли вроде бы нельзя, но если человек слишком увлекается соленым – заболевает.

И когда человек страстно увлечен какой-то деятельностью, людьми, какой-то красавицей, красавцем – совершенно необдуманно, просто по влечению – это тоже может быть гибельным. Потому что одно дело любовь как таковая, и другое – чисто внешнее чувственное влечение. Это совершенно разные вещи, иногда просто противоположные.

И если человек следует своему влечению, первому, инстинктивному, то это почти всегда обречено на неудачу – во всех отношениях и на всех уровнях.

Воздержание неслучайно есть первая ступень лествицы добродетелей. Если у человека нет воздержания, ни о каких других добродетелях говорить не приходится – это бессмысленно.

Невозможно стать полноценным человеком, никогда не воздерживаясь. Чтобы реализовать свои способности, дары и таланты, надо вложить колоссальный труд, воздерживаться от слишком многого.

Например, даже сама вера, праведный путь: если человек не может воздерживаться, он не способен не то что встать на праведный путь – он не в состоянии понять, что это такое. А если поймет и пойдет по нему – все время будет сбиваться на всякие второстепенные вещи.

Воздержание имеет огромное значение абсолютно во всем. От самого простого, скажем, питания, привычки умываться, одеваться опрятно, следить за собой, за детьми – и заканчивая своим трудом, талантом, тем смыслом и той целью, которые каждый человек имеет на этой земле, пониманием того, что человек должен создать, оставить после себя. Без воздержания все это невозможно.

Добрый пример поразителен!

Дети, юноши и девушки должны видеть примеры добродетельной жизни – в реальности, а также в литературе, в музыке, в живописи, в песнях – и мужественных (о войне), и нежных, где есть любовь, дружба, грусть по другому человеку. И если воспитывать на образцах настоящей, подлинной красоты – ребенок будет впитывать и запоминать их на всю жизнь.

Мои внуки, не говоря уже о детях, побывали на Афоне. Почему? Потому что афонские монахи занимаются духовным деланием, душой, и каждому человеку полезно послушать их, принять участие в богослужении. Ничто другое – чтение, рассказы – не может заменить того, что человек может увидеть и услышать, например, в Пантелеимоновом монастыре на Святой горе.

Силуан Афонский. Художник П.В. Рыженко.jpg На Афоне. Картина художника Павла Рыженко 

Это действует невероятно: я сам, когда впервые попал на Афон, был потрясен, чуть не остался там. После этого я написал книгу «Восхождение на Афон».

Сегодня люди чаще думают о том, как бы побывать за границей. А нужно стремиться именно в святые места, к святости, надо это искать и показывать юношам, девушкам, детям.

Необходимо с малых лет воспитывать у человека способность чувствовать и различать добро и зло, Божественное и диавольское. Когда это есть – все остальное выстраивается само собой.

Помню, в советское время (я был тогда завсектором художественной литературы Отдела культуры ЦК КПСС) ко мне пришел поэт Сергей Михалков и сказал, что хотел бы посетить Псково-Печерский монастырь. Через некоторое время руководство отдела попросило меня поехать вместе с ним (видимо, он ходил к моему начальству и просил, чтобы меня тоже направили в Печоры).

Мы вдвоем поехали в Псково-Печерский монастырь. Когда мы спустились в пещеры, где стоят гробницы с нетленными мощами, он был просто потрясен. Говорит: «Как же так? Все гниет, а они лежат тут сколько лет, и хоть бы что!» Я отвечаю: «Так это и есть святость. Святое не поддается тлену». У нас были встречи с насельниками монастыря, интересные беседы, и я видел, как он прямо на глазах совершенно перерождался. Такой вроде бы бойкий и светский человек, а тут сразу переменился, говорит: «Это чудо! Это не поддается никакому объяснению».

Видимо, неслучайно позже состоялась и поездка Сергея Михалкова на Афон, в русский монастырь святого Пантелеимона. Оказалось, что там осталось всего несколько пожилых монахов. И если бы они скончались, наш монастырь отошел бы грекам. По возвращении Михалков с тревогой в голосе рассказал мне об этом, и я попросил его написать по этому поводу докладную, что он и сделал. Руководство Русской Православной Церкви немедленно направило туда группу молодых монахов.

Посещать святые места, встречаться с нашими подвижниками, монахами, священнослужителями надо и молодым, и старым, в любом возрасте. Живое общение ничем заменить нельзя, тогда все начинаешь понимать всерьез, по-настоящему, глубоко и утонченно, как положено человеческой душе.

О любви отца и матери

Родители воздействуют на своих детей личным примером. И прежде всего – своей любовью друг к другу: важно, как они обращаются друг к другу, как они друг за другом ухаживают, как чувствуют друг друга, о чем и как они говорят между собой.

Родители.png

Если у супругов есть настоящая любовь, они не должны стесняться ее проявлять – вниманием, нежностью, помощью друг другу. Каждое мгновение, каждый миг дети это улавливают, впитывают в себя и потом воспроизводят уже в собственных семьях.

Что касается такой добродетели, как кротость: родители никогда не должны ни кричать на детей, ни тем более давать им шлепков, бить, даже ставить в угол. Я прекрасно помню своих папу и маму: нас было пятеро, и никогда на нас не кричали. Трое братьев – три богатыря – что мы вытворяли иногда! А мама – Мария Андриановна – подойдет и вместо того, чтобы кричать, обнимет, поцелует, скажет: «Ты же почти взрослый, что ж ты вытворяешь у меня? Ты, пожалуйста, подумай, и больше этого не делай». И опять несколько раз обнимет, поцелует.

А отец наш – Михаил Иванович – посмотрит, как мы хулиганим, улыбнется, отвернется – и этого было достаточно, чтобы мы сразу смирялись, успокаивались.

После – мы с супругой Наташей точно так же никогда не шлепали, не кричали на своих детей. И теперь они тоже не кричат, не шумят, не повышают голос на наших внуков, не говоря о том, чтобы кого-то отшлепать. Потому что самое сильное впечатление производит именно любовь, тихий голос, а не крик, не шум.

Хулиганит сын – вместо того, чтобы орать, читать нотацию, надо его обнять, поцеловать, проявить нежность, а потом сказать несколько слов: «Знаешь, то, что ты делал, тебе не идет, потому что у тебя совсем другой характер, ты должен совсем по-другому вести себя, поступать. Дорогой мой, милый…»

Все зависит от родителей. И мой совет – побольше любви друг к другу, к своим детям, этого никогда не бывает много, этого всегда недостает. И дети будут тогда отвечать родителям все большей и большей любовью: и в молодости, и в старости.