Милое сердце. О добродетели милосердия (нестяжания)

Из Евангелия "О Страшном Суде", которое читается в храмах 10 марта, следует: участь каждого человека в Вечности будет зависеть от того, насколько милосердным он был в своей земной жизни. Помогал ли нуждающимся, навещал ли больных, кормил ли голодных, утешал ли заключенных?  Мы выяснили, как советуют воспитывать добродетель милосердия святые отцы и педагоги.

Снимок экрана 2023-02-21 в 13.31.19.png

Вот этот отрывок Евангелия, посвященный Страшному Суду:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Фреска Второе пришествие Христа Фреска Второе пришествие Христа.jpg

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31–46).

Издревле считалось, что милосердие — не просто добродетель, но и средство врачевания страстей, которое простирается в вечность: на помин души жертвовали целые состояния монастырям. Милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», — говорили в старину.

Христос оставил завет: «Всякому, просящему у тебя, давай» (Лк. 6:30). А святой Дорофей пояснил: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное досталось тебе самому, потому что душа твоя стала светлее.

Все наши святые были милосердными людьми. Праведный Иоанн Кронштадтский не мог донести до дому свою зарплату — всю ее по дороге раздавал кронштадтским беднякам. 

Иоанн Кронштадтский приводит деток из трущоб в приют. Наталья Климова Иоанн Кронштадтский приводит деток из трущоб в приют. Наталья Климова.jpg

«Ходит милостник Никола мимо сел и деревень», — писал о Николае Чудотворце поэт Сергей Есенин. Один из самых ярких эпизодов жития святого Николая — когда тот подбрасывает бедному отцу трех девиц три мешочка с золотом. Эти деньги вдовец использовал для приданого — только так он мог выдать дочерей замуж.

Но всякая ли милостыня угодна Богу? «Смотрите, — говорит Господь, — не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1).

Однажды Спаситель сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли крупные суммы. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две лепты, две мелкие монеты. Спаситель сказал, что бедная вдова положила больше всех — потому что она отдала все, что у нее было, и сделала это от чистого сердца (см.: Мк. 12:42; Лк. 21:2).

Блаженный Феофилакт говорил о том, что жертва или милостыня оценивается не потому, что́ положил, а сколько себе оставил.

Кроме того, святые отцы напоминают: «Сделал доброе дело — забудь, а вот если ты обидел кого-то — запомни. Тебе сделали добро — запомни, обидели тебя — забудь».

Радость отдавать. Из жития святого Паисия

Преподобный Паисий Святогорец.png

Старец Паисий Афонский говорил, что у человека есть две радости. Одна радость, когда ты от кого-то что-то принимаешь. Другая — когда ты что-то отдаешь. Вторая радость — больше.

"Помню, — рассказывал святой, — во время войны был сильный обстрел. Я вырыл себе маленький окопчик. Вдруг вижу — ползет к моему окопу солдат, просит пустить его. Потом — другой. Я пустил их в окоп, а сам остался снаружи. Наступила ночь, и обстрел стал еще сильнее. Вдруг чувствую: по моей голове что-то чиркнуло. Я крикнул: «Ребята! В меня осколок попал!» Щупаю голову — крови нет. Оказалось, что осколок только сбрил часть волос на моей голове.

Понимаете, если человек все время думает о других, то о нем все время думает Бог. Тот, кто делает добро, радуется. Ведь Господь воздает ему Божественным утешением. А тот, кто делает зло, переживает муку".

Царскосельский лазарет

В семье еще одного святого, последнего русского императора Николая II царил дух милосердия и сострадательной любви. Супруге императора Александре Феодоровне, а также цесаревичу Алексию часто нездоровилось, и девочки — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия — по очереди дежурили при матери и брате.

Во время Первой мировой войны Александра Феодоровна, пройдя курсы сестер, вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. 

Великие княжны Ольга и Татьяна – сестры милосердия Великие княжны Ольга и Татьяна – сестры милосердия.jpg

Царская семья положила начало многим благотворительным акциям, ярмаркам для сбора средств на помощь нуждающимся. Сегодня эти традиции возрождаются: в Москве вновь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная великой княгиней Елисаветой Феодоровной, родной сестрой императрицы Александры Феодоровны; в поселке Пионерский Истринского района Московской области начал работу Елисаветинский детский хоспис, существуют многие государственные и частные благотворительные фонды, которые нуждаются в поддержке, волонтерах и будут рады любой помощи взрослых и детей.

Нравственное закаливание

О воспитании милосердия и сострадания у детей писал русский и советский педагог и психолог П.Ф. Каптерев, предложивший метод их «нравственного закаливания». Ученый говорил о необходимости знакомства ребенка с переживаниями и страданиями других людей: «Как можно пробудить глубокую и искреннюю жалость к страдающим в таком человеке, который о страданиях знает только понаслышке, а сам по-настоящему не страдал? <…> Сытый голодного не разумеет. Сытый может дать денег голодному, но если он сам никогда не голодал, то сочувствовать голодному по-настоящему не может. Человек, жизнь которого была преисполнена радостями и удовольствиями, к которому близко не подпускали ни одно темное облачко, весьма мало расположен сочувствовать горю других: оно ему незнакомо и непонятно, он представляет его крайне туманно, в расплывающихся, неопределенных очертаниях»[1].

По мнению советского педагога В.А. Сухомлинского, уже с дошкольного возраста необходимо обращать внимание детей на эмоциональное состояние окружающих, учить видеть боль ближнего, замечать, когда человек находится в печали, когда страдает. «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир — радость, беду, несчастье, горе. Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека»[2].

Христианские педагоги советовали воспитывать в детях жалость ко всему живому —  как к премудрому творению Божию, бережное отношение к цветам, травам, деревьям, птичкам, животным, букашкам и прочим тварям. 

Всё на земле – любовь Божия к нам, и хранить совесть свою надо не только по отношению к людям, но и ко всему живому и даже к вещам, – учат святые отцы  Бережное отношение.jpg

Учитель русских учителей К.Д.Ушинский писал о воспитательном значении ланшафта, а другой выдающийся русский педагог и меценат, бывший профессор кафедры ботаники Московского университета С.А.Рачинский ввел в программу своей Татевской сельской школы пешие паломничества в Нилову пустынь, которые одновременно стали незабываемыми уроками биологии, географии, краеведения, наблюдения за родной природой.

Маланья – голова баранья

Добродетель милосердия иногда называют нестяжанием, речь идет об умении довольствоваться необходимым, избегать роскоши. Старец Паисий Святогорец, калива которого отличалась особым аскетизмом, призывал современников упростить свою жизнь, поменьше пользоваться благами цивилизации, которые «производят шум» и развивают человеческую лень и зависть.

Педагоги советуют также избегать походов с маленькими детьми в магазин «Детский мир», где у них глаза разбегаются, а подростков — почаще знакомить с вопросами формирования семейного бюджета, ненавязчиво приучая к экономии, прежде всего «на себе». У детей не должно быть бесконтрольных денежных трат, недопустимы игры на деньги. Ребенка, который не отличается врожденной щедростью, следует приучать делиться игрушками и сладостями.

А помните сказку писателя Николая Семеновича Лескова «Маланья — голова баранья»? Можно прочитать ее детям, а заодно и самим вспомнить.

…Эту бедную деревенскую женщину прозвали глупой, потому что она о других думала больше, чем о себе. О чем ее ни попросят — «то она делала, а если не могла, то приветит, да приласкает, и добрым словом утешит, скажет: — Потерпи, Христос терпел и нам велел». Жили у нее сухорукий мальчик Ерашка и безногая девочка Живулечка — сжалилась над безродными калеками-сиротками Маланья и взяла их к себе в дом, кормила и поила.

А потом случилась такая история. Пустила как-то Маланья старичка незнакомого бездомного переночевать, который неизвестно откуда взялся. Его все прогнали, а Маланья накормила, свою кровать ему уступила, сама всю ночь не ложилась, а наутро тот спросил ее, есть ли у женщины заветное желание, он-де выпросит его исполнения у Бога. Подумала-подумала она и сказала: хочу, чтобы смерть «присохла», то есть чтобы люди не умирали. И старик выпросил это у Бога.

Но вот ведь удивительно: как только исполнилось желание — «присохла» смерть — начались в деревне бедствия (сильные теснили слабых, злые стали еще более жестокими, и не было на них никакой управы), еще больше несчастных людей к Маланье стали приходить. И тогда выпустила Маланья смерть, решила, что не в свое дело ввязалась. Посягнула на дела Божии.

Стали люди умирать, отходить в мир иной своим чередом, и все вздохнули с облегчением. Только Маланья все жила и жила. Сколько ей было лет — никто уж и не помнил, да и она позабыла не только свои лета, но даже — как зовут ее.

И вот в очередной раз приходит смерть за Маланьей и спрашивает: «Как имя этой женщины?» «…А ей в ответ и упал с неба белый как снег, чистый камень, как сердце обточенный, и на нем огнистым золотом горит имя: «Любовь».

Увидела это смерть и сказала:

— Ты не моя — нет твоего имени в моем приказе: любовь не умирает; ты доживешь до тех пор, пока правда и милосердие не встретятся, и волк ляжет с ягненком и не обидит его».

Этими удивительными словами заканчивается сказка. Оказывается, в милосердии самое главное — проявление любви.

Обратный пример — жестокосердия и стяжания — дал нам Александр Сергеевич Пушкин в своей прекрасной «Сказке о рыбаке и рыбке». Жадная и оттого злая старуха, которая требовала от простого и доброго старика и золотой рыбки все больше благ и «чинов», осталась в результате ни с чем, а выражение «у разбитого корыта» прочно вошло в русскую культуру.

О Божественной справедливости

В заключении предлагаем вам притчу о Божественной справедливости, которую рассказывал старец Паисий Святогорец.

Часто его спрашивали: что такое справедливость? Как поступать справедливо?

Отец Паисий говорил:

— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная.

— А как их различать?

На этот вопрос старец отвечал таким примером:

— Представь, что некто пришел в гости к другу, и у них был десяток слив. Один съел восемь, другому досталось две. Это справедливо?

— Нет! — дружно ответили все.

Отец Паисий продолжал:

— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять каждому, и съели. Это справедливо?

— Да! — воскликнули все.

— Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть еще справедливость Божественная! Представьте: один из друзей догадался, что другой обожает сливы, и потому сказал:

— Будь другом, съешь их все, а я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Хорошо, если смогу проглотить одну.

Сливы.jpg

— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец [71, с. 9].

Средства воспитания добродетели милосердия (нестяжания) у детей:

— понуждение ребенка к милости, к добрым делам, к молитве и добрым помыслам о тех, кто нуждается в помощи;

— привычка к скромной жизни;

— высокие нравственные примеры в жизни (прежде всего, родителей), а также в Евангелии, Священном Писании, житийной и художественной литературе, кинематографе и др.

Подготовила Светлана Петрова



[1] Каптерев П.Ф., О нравственном закаливании. URL: http://dugward.ru/library/kapterev_pf/kapterev_p_f_o_nravstvennom.html.
[2] Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания) / сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1990. С. 288.