«Моя дорогая, родная, милая Мама, я прошу прощения». О добродетели кротости

Предлагаем читателям знакомство с фрагментами Священного Писания, житийной литературы и историческими примерами, иллюстрирующими христианскую добродетель кротости.

«Когда мы жалуемся на своих ближних — тем самым ропщем на Бога».

Старец Паисий Святогорец

Непобедимая сила кротости

«Кроткий — человек тихий, скромный, смиренный, любящий, снисходительный; не вспыльчивый, не гневливый, многотерпеливый». Такое определение добродетели дает «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля.

Кроткий старается никого не раздражать и ничем не раздражаться. «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!» — так преподобный Амвросий Оптинский в шутливой форме нарисовал портрет кроткого человека.

Иисус Христос говорит Своим ученикам: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). То есть Господь отмечает кротость как одну из добродетелей, свойственную Божественному естеству.

Окружающие в конце концов начинают любить кротких. Можно вспомнить пример из жития Преподобного Сергия, который, будучи оскорбляем братом, тихо ушел из монастыря, дабы не сеять раздоров. И монахи, а затем и князья пошли вслед за Преподобным, названным игуменом Земли Русской.

Из Священного Писания следует, что именно за кроткими — будущее на земле и в Царстве Небесном: «Блажени кротции, яко тии наследят землю» (Мф. 5:5).

Святитель Николай Сербский пишет о том, что не потомки могущественных когда-то полководцев — Чингисхана, Тамерлана, Александра Македонского, Наполеона или Гитлера — наследовали землю, ее наследовали кроткие. Поэтому самая большая и богатая земля в мире принадлежит самому кроткому в мире русскому народу.

msk-1.jpg

Например, небесный покровитель Москвы святой благоверный князь Даниил Московский, младший сын Александра Невского, отличался кротким нравом, старался сохранить добрые отношения с братьями. Благодаря его стремлению к единению и миру не произошло кровопролитного сражения с братом Андреем (тот тайно привел из Золотой Орды татарское войско, чтобы отвоевать великокняжеский титул у старшего брата; войско по дороге разорило многие города). Девять дней полки стояли друг против друга. Но кротость московского князя одержали верх: кровопролития удалось избежать.

Сам Господь расширил владения Московского князя: племянник святого князь Переславля-Залесского Иоанн, умирая в 1302 году бездетным, передал свои обширные земли святому Даниилу. Так было положено начало объединению Русской земли в единое государство вокруг Москвы.

Письмо Татьяны к маме

1280px-TatianaAlexandra.jpg

Духом кротости проникнуты письма святой царицы Александры Феодоровны Романовой своим дочерям — у Царственных Страстотерпцев была привычка обмениваться друг с другом нежными короткими посланиями. Вот, например, Александра Феодоровна пишет старшей дочери Ольге, у которой, судя по всему, возникло недопонимание с няней.

«6 февраля 1909 года.

Моя милая, дорогая девочка, я надеюсь, что все обошлось хорошо. Я так много думала о тебе, моя бедняжка, хорошо зная по опыту, как неприятны бывают такие недоразумения. Чувствуешь себя такой несчастной, когда кто-то на тебя сердится. Мы все должны переносить испытания: и взрослые люди, и маленькие дети — Бог преподает нам урок терпения. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь, и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык, и когда чувствуешь, что собираешься сказать что-то нехорошее или грубое, старайся от этого воздерживаться. Быстро помолись, чтобы Бог тебе помог. У меня было столько всяких историй с моей гувернанткой, и я всегда считала, что лучше всего извиниться, даже если я была права, только потому, что я младше и быстрее могла подавить свой гнев. М. такая хорошая и преданная, но сейчас она очень нервничает: она четыре года не была в отпуске, у нее болит нога, она простудилась и очень переживает, когда нездоров Бэби. И целый день находиться с детьми (не всегда послушными) для нее тяжело. Старайся всегда ей сочувствовать и не думать о себе. Тогда, с Божией помощью, тебе будет легче терпеть.

Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую.

Твоя Мама»

Воспитание императрицы принесло плоды. Девочки — даже если гневались — старались быстрее просить прощения и примиряться. Вот, например, письмо великой княжны Татьяны матери:

«28 ноября 1911 года, Ливадия.

Моя дорогая, родная, милая Мама,

я прошу прощения за то, что не слушаю тебя, спорю с тобой, что непослушная. Сразу я никогда ничего не чувствую, а потом чувствую себя такой грустной и несчастной, оттого что утомила тебя, потому что тебе все время приходилось мне все повторять. Пожалуйста, прости меня, моя бесценная мамочка. Сейчас я действительно постараюсь быть как можно лучше и добрее, потому что я знаю, как тебе не нравится, когда одна из твоих дочерей не слушается и плохо себя ведет. Я знаю, как это ужасно с моей стороны плохо себя вести, моя дорогая Мама, но я на самом деле, милая моя, буду стараться вести себя как можно лучше и никогда не утомлять тебя и всегда слушаться с первого слова.

Прости меня, дорогая. Пожалуйста, напиши мне только одно слово, что ты меня прощаешь, и тогда я смогу пойти спать с чистой совестью. Да благословит тебя Бог всегда и повсюду — никому не показывай это письмо.

Поцелуй от твоей любящей, преданной, благодарной и верной дочери

Татьяны»

Гнев не творит правды Божией

Страсть, противоположная кротости, — гнев. Этой разрушительной страстью, из-за которой происходят и ссоры, и конфликты, и войны, можно «заразиться», пообщавшись с гневливым человеком. С кем поведешься — от того и наберешься. Там, где гнев, не остается места любви, гнев — это свойство падших ангелов. Не случайно в Священном Писании сказано: «…гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20).

Из истории известно, что французский полководец Наполеон Бонапарт был очень гневлив. Когда он руководил битвой, то доводил себя до состояния страшного гнева: мог ударить, жестоко наказать. Он считал: чтобы победить, надо быть разъяренным на врага.

Однако в православной традиции защитники вели себя иначе. Лики святых благоверных князей — воинов или, например, мучеников Бориса и Глеба излучают свет, спокойствие, кротость.

Император России Александр I, которому выпала доля разгромить французскую армию Наполеона Бонапарта в войне 1812 года, отличался кротостью, выдающимися дипломатическими способностями. Кротость победила гнев — русская армия гнала французов до Парижа.

Pr_GFAd6AHk.jpg

Афонский старец Порфирий Кавсокаливит говорит, что люди, страдающие страстью гнева, подвергаются нападению бесов, а те больше всего боятся нашей любви к этому человеку и нашей молитвы.

Молчание — золото

В борьбе с гневом, раздражением заключается один из духовных подвигов земной жизни. Как сказал старец Сергий Орлов: «В любой ситуации, когда ты не знаешь, как поступать, что делать, нужно помнить золотое правило: от нас зло не должно исходить».

Самый первый прием — молчать, даже если вас обвиняют в чем-то несправедливо. Вот какой пример приводит старец Паисий Святогорец:

«Смирением и молчанием мы побеждаем гнев… Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушел. Лягушонок своим молчанием и смирением победил кота. Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить, как бубен».

Старец Паисий советовал: «Если человек кипит от гнева, то ему без толку что-нибудь говорить, лучше помолчать и читать про себя Иисусову молитву. А когда от молитвы он успокоится, притихнет, то можно и договориться с ним. Даже рыбаки в шторм не выходят на лов, а ждут, когда море утихнет».

Молитва, о которой говорит старец, очень простая, ее нужно запомнить и повторять во всех сложных ситуациях: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!» (или сокращенный вариант: «Господи, помилуй!»).

Сказка о волшебной водице

Или вот как побороли гнев старик со старухой в сказке «О волшебной водице».

«Жили-были муж с женой. Когда были молодые, жили хорошо, дружно, никогда не ссорились. Но вот пришла старость, и стали они чаще и чаще спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а она ему — два, он ей — два, а она ему — пять, он — пять, а она — десять. И такая ссора между ними начинается, что хоть из избы убегай.

Без имени-1.jpg

А разбираться начнут — никто не виноват.

— Что это мы с тобой, старуха, а? — скажет старик.

— Да это ты, старый, ты все!

— Я? А не ты ли? Со своим длинным языком?

— Не я, а ты!

— Ты, а не я!

И снова ссора начинается.

Вот стала старуха думать: что делать? Как со стариком жить дальше? Пошла она к соседке и рассказала ей про свою беду. Соседка ей говорит:

— Я могу помочь твоему горю. Есть у меня волшебная водица. Как старик начнет кричать, ты возьми в рот немного этой водицы. Но смотри не проглоти ее, а держи во рту, пока он не успокоится… И все будет хорошо. Старуха поблагодарила соседку и пошла домой.

Только она вошла, а старик сразу начал кричать:

— Где ты была? Что делала? Давно уже пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет!

Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взяла в рот воды из бутылочки и не проглотила ее, а стала во рту держать.

А старик видит, что старуха не отвечает, и сам замолчал.

Обрадовалась старуха: «Видно, эта водица-то и правда волшебная!»

Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить.

— Что это ты гремишь? — закричал старик. — Самовар поставить не умеешь!

А старуха хотела ему ответить, да вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу.

Видит старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и… замолчал.

И с тех пор перестали они ссориться и стали жить дружно, как в молодые годы. А все потому, что как только старик начнет кричать, старуха сейчас — за волшебную водицу.

Вот сила-то в ней какая!»