Мудрость целомудрия. О краеугольном камне семейной жизни

Семья.png

Христианская добродетель телесной и сердечной чистоты на протяжении веков была тем камнем, на котором созидалась православная семья, возрастали любовь и согласие супругов.

Христос освятил брак в Кане Галилейской личным Своим присутствием и первым чудом претворения воды в вино (Ин. 2:1–11). Не случайно православная семья называется малой церковью, во главе которой стоит Христос. Почитая «брак честен» и «ложе нескверно», Церковь осуждает добрачные и внебрачные отношения, считая их тяжким грехом.

«Человек, имевший добрачную связь даже со своей невестой (обручницей), не может поставляться во священники (Правило святителя Василия Великого, 68). За добрачные связи многие расплачиваются выкидышами, рождениями мертвых или неполноценных детей, неустойчивостью последующего брака»[1], — пишет ученый, д.г.-м.н., протоиерей Глеб Каледа. И хотя современная жизнь полна послаблениями и исключениями, образ, к которому необходимо стремиться, никто не отменял. Эти правила имеют под собой серьезные основания.

«Не умевший блюсти целомудрие до брака, обычно не выдерживает и в браке. Бывший еретик, принявший православие, может стать священником, но православный, совершивший однажды грех прелюбодеяния или двоебрачный (после смерти первой жены), в священный сан не поставляется»[2].

Протоиерей Глеб Каледа.png
Протоиерей Глеб Каледа

Не умевший блюсти целомудрие до брака, обычно не выдерживает и в браке.
Прот. Глеб Каледа

Добродетель целомудрия на протяжении веков была тем камнем, на котором созидалась православная семья. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в дом все блага…»[3]

Утратив целомудрие, человек перестал отличать подлинную любовь от искушений, попадая в ловушки страстей, когда в жертву сиюминутных удовольствий приносится счастье и спокойствие детей, целого круга родственников, да и самих прелюбодеев, отлучающих себя от Бога и от жертвенной любви, которая «не ищет своего».

Цитаты7.jpeg

По учению Православной Церкви за нераскаянные грехи человек даст ответ на Страшном суде, где откроются не только его дела, но и неисповеданные помышления.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).png
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

«А как много теперь среди нас несчастных прелюбодеев, — сокрушается святитель Лука (Войно-Ясенецкий). — Сколько стало безжалостных мужчин, которые, чтобы удовлетворить свою похоть с другой нечистой женщиной, бросают своих жен с детьми на произвол судьбы. <…> Что делаете вы, поставленные Богом во главе семьи?! Неужели не видите, какой ужас происходит с вашими детьми, когда вы бросаете жен?! Неужели вы сами не видите мрачно потупленных в землю детских глаз, не видите страданий детского сердца?.. Неужели вам не страшен предстоящий вам Суд?! Теперь он может быть вам нестрашен, потому что не представляете его себе во всей силе. А когда предстанете перед ним, содрогнетесь всем сердцем. И проклянете нечистую женщину, с которой осквернили ради утоления похоти брачное ложе, уготованное вам от Бога»[4].

В святоотеческой литературе целомудрие трактуется как «чистота души и тела, всеобъемлющее название всех добродетелей»[5].

Под целомудрием понимается девство до брака, верность в браке, удаление ума от нечистых помыслов, сердца — от скверных чувств.

Душевная и телесная чистота, именуемая целомудрием, — естественное свойство человека, вложенное в его природу Самим Богом. Первые люди были непорочны и ангельски чисты, не имея даже понятий о различии пола, — греховное состояние вошло в человека только после грехопадения, когда Адам поспешил облечься в «кожаные ризы».

Чистота душевная и телесная — как состояние первозданное — приближает нас к Богу, тогда как грех нечистоты, наоборот — отдаляет от Него, разлучает с Ним.

Протоиерей Игорь Смертин.png
Протоиерей Игорь Смертин

«Целомудрие в семье — это основа государственной безопасности, — говорит протоиерей Игорь Смертин, отец десяти детей. — Что влечет за собой нецеломудрие? Аборты, разводы, воспитание детей в неполных семьях. Наших детей воспитывают матери, убившие своих детей во чреве, ибо преподаватели — в основном женщины. Это — первое наказание.

Второе наказание — дети, которые воспитываются в разведенных семьях, без отцов. От этого и безнравственность, и умственная отсталость, и социальная незрелость молодых людей, вступающих в брак… Третье наказание — вымирание народа»[6].

Греховное растление, по словам преподобного Ефрема Сирина, «служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы»[7].

Архимандрит Кирилл (Павлов).png
архимандрит Кирилл (Павлов)

«Сам по себе этот грех приносит человеку величайший вред. Люди, поработившие себя ему, приходят в нищету и бедность, как видно на примере блудного сына; они расстраивают свое здоровье, прежде времени стареют и умирают. Невоздержанный блудник разрушает свои душевные силы: он теряет память, помрачает рассудок и расслабляет волю»[8], — пишет архимандрит Кирилл (Павлов).

Протоиерей Валериан Кречетов.png
Протоиерей Валериан Кречетов

«И в культурной, и в политической жизни очень важна умственная деятельность, — рассуждает протоиерей Валериан Кречетов. — Но нецеломудренное поведение сказывается на умственных способностях. «Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Прем. 4:12). Ум меняется, человек похотливый перестает соображать»[9].

Американский социолог и культуролог русского происхождения П.А. Сорокин в середине XX века пришел к выводу о том, что сексуальная революция изменяет жизнь общества более радикально, чем любая другая: распадаются семьи, оскудевает родительская любовь, страдают дети, растут психические расстройства, ослабляется творческое начало в человеке, увеличивается число социальных конфликтов и политических потрясений.

Целомудренный человек, напротив, верен Богу и Отечеству, семье и ближнему, ему свойственны оптимизм и некая веселость, обусловленные чистой совестью, светлый ум и неповрежденная мудрость. «Целомудрие — калька-перевод греческого слова σωφροσυνη (совершенство + разум). И в греческом, и в русском вариантах эти слова соединяются с указанием на разум, мудрость»[10], — поясняет профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов).

Добродетель целомудрия в Священном Писании

Священное Писание Ветхого и Нового Завета придает огромное значение добродетели целомудрия. Пророк Божий Иоанн Креститель пострадал до смерти за обличение в нецеломудрии царя Ирода, сожительствующего с Иродиадой, супругой брата. «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6:18) — слова пророка Божия звучат на все времена как обращение к каждому человеку.

По апостольскому учению наше тело призвано быть сосудом Духа Святого, но, осквернившись, оно становится жилищем духов злобы поднебесной. Неслучайно облеченная в прелюбодеянии Иродиада требует отсечь голову пророку Божию Иоанну, а миллионы современных женщин, не задумываясь, убивают детей во чреве.

Книга Притчей Соломоновых несколько раз предостерегает юношу от близости с чужой женой, «потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. <…> Кто прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это» (Прит. 6:26–34).

В древности грех признавался настольно тяжким, что закон Моисея предписывал побивать камнями совершивших прелюбодеяние (то есть предполагал смертную казнь). Аналогичная участь ожидала новобрачных женщин, не сохранивших девства до замужества. В свою очередь мужчина, завладевший насильно девицей, должен был жениться на ней, заплатив штраф отцу (см.: Втор. 22:20–28). В Ветхом Завете предусматривалась также смертная казнь лиц, совершивших содомские грехи (см.: Быт. 19:1–29; Лев. 18:22; Рим. 1:26–27; 1 Кор. 6:9; 1 Тим. 1:10 и др.).

В Новом Завете отношение к закону претерпевает изменения. Когда Спасителю привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, и потребовали ее наказания по закону Моисея, Он ответил: «Кто из вас без греха, первым брось в нее камень!» (Ин. 8:3–11). По преданию, в этот момент Спаситель писал тростью на пыльной дороге тайные грехи тех, кто требовал казни блудницы, — в ужасе те разошлись прочь.

В то же время Иисус Христос повелевает женщине оставить грех: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Более того, устанавливает планку добродетели еще выше, говорит о чистоте сердечной: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй» (Исх. 20:14; Втор. 5:18). «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:8).

Утверждая нерасторжимость брака, Спаситель делает оговорку — на случай уже совершившегося фактически расторжения союза впадением в блуд одной половины: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:27–32).

«Ибо как в супружеском союзе муж и жена дотоле считаются по Божественному установлению одним телом, доколе не последует прелюбодейство с чьей-либо стороны, так точно бывает и в таинственном соединении со Христом»[11], — поясняет архимандрит Кирилл (Павлов).

Девственность и целомудрие — не одно и то же. Можно сохранить девственность, но потерять целомудрие. В Патерике описан следующий случай: после смерти молодой монахини игумения монастыря увидела ее в огне. Оказывается, девство монахиня не потеряла, но предавалась нецеломудренным мечтаниям.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) .png
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, соделывающие его неспособными к общению с Богом, а блуд тела есть изменение всего человеческого существа от смешения с другим телом, есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть погибель. Чтобы выйти из первого состояния, должно истрезвиться, чтобы выйти из второго, должно воскреснуть, должно снова родиться покаянием»[12], — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Внешние признаки целомудренного человека

Внешние признаки целомудрия — скромность поведения и одежды, стыдливость, спокойное, радостное расположение духа, некая защищенность Божией Благодатью — описаны у святого Амвросия Медиоланского[13].

Другой святой — Георгий, затворник Задонский — так изображает целомудренную девицу: «Она умеренна в пище и питии; мирна и согласна со всеми. Она всюду и каждому внушает любовь к целомудрию своею кротостью и своими словами; она покрывает свое тело с величайшей скромностью, дабы ничто не показывало противного христианской кротости и благопристойности. Она не ходит гордо, не делает знаков глазами и телодвижениями, не озирается на все стороны…»[14]

Девушка.png

Поощряя опрятность, аккуратность, красоту женщины «для мужа», святые выступают против привычки слабого пола наряжаться, пользоваться яркой косметикой, носить украшения, мужскую одежду (брюки).

«На женщин, которые любят наряды» — полушутливое произведение святителя, вселенского учителя Григория Богослова. «Один цвет любезен в женщинах — это добрый румянец стыдливости, — пишет святитель. — Его живописует наш Живописец. Если хочешь, уступлю тебе и другой цвет: придай своей красоте бледность, изнуряя себя подвигами для Христа, молитвами, воздыханиями, бдением днем и ночью. А красильные вещества прибережем для стен»[15].

Нецеломудренную женщину легко определить по внешнему виду. Вот как говорит об этом старец Паисий Афонский: «Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки, или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и еще с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине — в мужское»[16].

«Косметика — пятна на образе Божием, — полагает старец. —Нынешние женщины делают себе разные химические завивки, и волосы у них стоят дыбом — как все равно накрахмаленные. А как они пахнут! Просто аллергия начинается. Видя мирскую женщину, по-мирски украшенную, по-мирски пахнущую, я испытываю внутреннее отвращение. Как-то мне сказали, что одна особа поехала в Германию учиться косметологии. «И что же такое косметология?» — спросил я. «Косметологи, — объяснили мне, — старух превращают в молодух!»[17]

«Помню еще одну женщину, — рассказывает святой Паисий Афонский. — Она пришла ко мне с красными ногтями — длиннющими, как у ястреба, и начала просить: «Мой ребенок тяжело болен. Помолись, отче. Я тоже молюсь, но…» «Что ты там молишься! — перебил я ее. — Такими когтищами ты наносишь раны Христу! Чтобы ребенок выздоровел, постриги сперва свои ногти. Ради здоровья своего ребенка сделай по крайней мере это: обрежь ногти и смой с них краску». — «А можно я покрашу их белым лаком, отче?» — «Я тебе говорю: очисти свои ногти от краски и постриги их. Принеси хоть какую-то жертву ради здоровья своего ребенка. Да что же это такое, а? Ведь если бы так было надо, то Бог изначально создал бы тебя с красными ногтями...»

Более всего духовно «простужает» детей мать, когда она не одета в скромность сама и вдобавок старается «ощипать», лишить скромности своих собственных чад»[18].

Старец рассуждает о подлинной женской красоте, обусловленной Благодатью Божией: «Внутренняя душевная красота духовно красит и освящает человека даже внешне, посредством Божественной Благодати она выдает его другим. А кроме того, она украшает и освящает даже ту некрасивую одежду, которую носит исполненный благодати человек»[19].

Впрочем, в современном мире однозначного отношения к косметике даже у священства не существует. «Женщина издревле украшала себя, в том числе под мужской взгляд, — говорит протоиерей Андрей Ткачев. — И тут важно – с какой целью это делается». Многим православным христианкам приходится выполнять представительские функции, соответствовать тому месту и окружению, в котором находится женщина. 

Средства воспитания добродетели целомудрия

Святые отцы заповедуют обращать внимание на самые начальные помыслы и желания: пресекать грех в зародыше, исповедуя его, не давая усилиться греховному чувству. Чем глубже помысел проникает в сознание, тем сложнее с ним справиться. «Не будем заводить с тангалашкой бесед», — призывает святой Паисий Афонский[20].

Святые советуют гасить страсти частым посещением Церкви, призывами о помощи к Богу и Матери Божией, Иисусовой молитвой, поклонами, физическим трудом, переключением внимания, купанием в источниках, обливанием и т.д. и т.п.

По учению святых отцов главным воспитателем целомудрия является Церковь, важными воспитательными средствами — благодатные Таинства, в особенности покаяние, исповедь; молитва; чтение Священного Писания, духовные беседы; воздержание от чревоугодия и винопития, многого сна, украшения себя изысканными одеждами; хранение зрения и чувств, удаление от источника соблазнов, близкого обращения с противоположным полом; отсутствие праздности; смирение, осознание того, что собственными силами победить страсть невозможно.

Апостол Павел предупреждает христиан: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Зная склонность падшей человеческой природы ко греху, святые отцы не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту. Преподобный Сисой Великий в 90-летнем возрасте просил оставить его в пустыне — «там, где нет жен».

«Подобает нам удаляться от знакомства с женами, особливо близкого, от частых свиданий и бесед с ними. Вознамерившиеся победить естество! Поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества и возбуждать в себе действие его»[21], —пишет святитель Игнатий Брянчанинов. «Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не общайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется»[22], — предупреждает авва Дорофей.

Мать целомудрия, начало всех добродетелей, по учению святых отцов — это воздержание в пище (а также в употреблении спиртных напитков, которые «разжигают кровь»).

Грех блуда попускается также за осуждение других и за гордость.

Святой Паисий Святогорец.jpegДаже святой Паисий Святогорец не избежал искушения блудной страстью, которая, по его словам, попускается за осуждение и гордость

Святой Паисий Святогорец вспоминает, как однажды на него напало искушение блудной страстью, он стал усиленно молиться, возложил на себя телесные подвиги — начал подниматься в гору, но брань только усиливалась. Наконец святой вспомнил, как осудил женщину за блудную страсть, искренне и горячо покаялся — только тогда греховное наваждение оставило его[23].

Многие святые замечали: страсть борет до тех пор, пока «душа не познает, что борьба эта превыше сил ее, доколе не познает, что невозможно ей получить победы собственным трудом и усилием, если не будет помощи и покрова от Господа»[24].

Исповедованные (без подробностей) блудные грехи лучше попытаться стереть из своей памяти — как будто ничего и не было. По слову апостола Павла: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3).

Святой Игнатий (Брянчанинов) призывает также не отчаиваться тех, кто находится в пропасти прелюбодеяния и разврата, отмечая, что борьбу с блудной страстью вели все святые.

Падшая человеческая природа склонна ко греху, и поэтому нет ничего удивительного в том, что человек падает, — но с приходом на землю Спасителя у нас есть возможность вставать.

«Услышьте голос, призывающий вас к покаянию, и примите от всемогущего врача, Бога, предлагаемое Им всемогущее врачевство покаяния. Врачевство это уже испытано. Оно соделало прелюбодеев образцами целомудрия, и развратных — святыми и праведными. Оно претворило сосуды диавола в сосуды Святого Духа, и многие покаявшиеся грешники оставили далеко за собою на поприще духовного преуспеяния не познавших смертного греха подвижников. Достоинство каждого христианина составляет Искупитель, и тот из человеков выше других по достоинству своему, кто существеннее усвоил себе Искупителя»[25].


[1] Каледа Глеб, прот. Домашняя церковь. — М.: Зачатьевский монастырь, 1998. С. 186
[2] Там же.
[3] Иоанн Златоуст, свт. Беседы о браке. Беседа 1 // Творения. Т. 3. Кн. 1. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской духовной академии, 1897. С. 463.
[4] Лука (Войно-Ясенецкий), свт. О семье и воспитании детей. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 21.
[5] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. — М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 225.
[6] Смертин Игорь, прот. Береги честь смолоду // Покров. 2013. №6. С. 42.
[7] Ефрем Сирин, прп. Творения: в 8 т. Т. 1. — М.: Изд-во Московской Патриархии; Отчий дом, 1995. С. 546.
[8] Там же. Стр. 66.
[9] Кречетов Валериан, прот. Неувядаемый цвет // Покров. 2013. №6. С. 38.
[10] Платон (Игумнов), архим. Целомудрие — ценность для всех // Парфенон. 2013. №3. С. 46.
[11] Кирилл (Павлов), архим. О грехах и добродетелях. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2018. С. 62.
[12] Игнатий (Брянчанинов), свт. Соб. творений: в 7 т. Том I. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017.С. 378.
[13] Амвросий Медиоланский, свт. Творения по вопросу о девстве и браке. Гл. 86–87. — Казань, 1901.
[14] Школа целомудрия. Отцы Церкви и подвижники XX в. О благочестии дев, жен и матерей / сост. В. Козаченко. — М.: Ковчег, 2015. С. 281–282.
[15] Там же.
[16] Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. С болью и любовью о современном человеке. — М.: Святая Гора, 2010. С. 320.
[17] Там же. С. 321.
[18] Паисий Святогорец. Указ. соч. С. 323–324.
[19] Там же. С. 319.
[20] Там же. С. 55.
[21] Игнатий (Брянчанинов), свт. Соб. творений: в 7 т. Том I. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. С. 382.
[22] Авва Дорофей, прп. Как возрастать духовно. Поучение пятое (пятница). Гл. 33. — М.: Святитель Киприанъ, 2002. С. 378.
[23] Паисий Святогорец. Духовная борьба. Слова. Т. 3. — М.: Святая Гора, 2013. С. 149.
[24] Игнатий (Брянчанинов), свт. Соб. творений: в 7 т. Том I. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. С. 382
[25] Игнатий (Брянчанинов), свт. Указ. соч. С. 395.