Неувядаемый цвет: о христианской добродетели чистоты и целомудрия

В праздник Успения Пресвятой Богородицы вспомним еще раз Предание Церкви о детстве и юности Пресвятой Девы. Познакомимся с литературными произведениями, рассказывающими о вере, верности и христианской добродетели чистоты и целомудрия.

Известна икона Пресвятой Богородицы под названием «Неувядаемый Цвет»: Пресвятая Дева склонилась к Своему Сыну, а в левой руке держит веточку распустившихся цветов – символ Рая и чистоты. К этой иконе издревле прибегали юноши и девушки в поисках своих суженых.

Икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет».jpg Икона Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» 

Цветы как отблески утерянного Рая словно проповедуют христианскую добродетель чистоты и целомудрия. "Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней", – оставила запись в своем дневнике святая императрица Александра Феодоровна Романова.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие – это всеобъемлющее название всех добродетелей, чистота души и тела, целостное воззрение на мир. Добродетель касается всех сфер нашей жизни. Целомудренный человек легче учится, быстрее соображает, преуспевает в науках и трудах. И наоборот, потерявший целомудрие, деградирует: его воля расслабляется, память ухудшается, ум, тело становятся ленивыми и неповоротливыми.

О добродетели можно узнать по внешнему виду человека – скромной, хотя, может быть, красивой одежде, приветливому и ровному настроению.

Пример целомудренной красоты и целомудренной любви приводит Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вот главная героиня Татьяна признается, что любит Онегина. «Но я другому отдана, и буду век ему верна». Достоинство, чистая совесть для Татьяны выше, чем ее сердечная привязанность. Вот как описывает поэт Татьяну на балу:

Татьяна Ларина.png Татьяна Ларина

«Она была нетороплива, 
Не холодна, не говорлива, 
Без взора наглого для всех, 
Без притязаний на успех, 
Без этих маленьких ужимок, 
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней, 
Она казалась верный снимок 
Du comme il faut…[1] (Шишков, прости: 
Не знаю, как перевести.)

К ней дамы подвигались ближе; 
Старушки улыбались ей; 
Мужчины кланялися ниже, 
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише 
Пред ней по зале, и всех выше 
И нос, и плечи подымал 
Вошедший с нею генерал. 
Никто б не мог ее прекрасной 
Назвать; но с головы до ног 
Никто бы в ней найти не мог 
Того, что модой самовластной 
В высоком лондонском кругу 
Зовется vulgar.[2] (He могу…

Люблю я очень это слово, 
Но не могу перевести; 
Оно у 3нас покамест ново, 
И вряд ли быть ему в чести. 
Оно б годилось в эпиграмме…) 
Но обращаюсь к нашей даме. 
Беспечной прелестью мила, 
Она сидела у стола 
С блестящей Ниной Воронскою, 
Сей Клеопатрою Невы; 
И, верно б, согласились вы, 
Что Нина мраморной красою 
Затмить соседку не могла, 
Хоть ослепительна была…»

Одежда влияет на наше поведение, образ мыслей.

Опытные духовники свидетельствуют: мужская одежда на девочках воспитывает в них худшие мужские качества, женственная на мальчиках – худшие женские черты.

Слишком яркий наряд привлечет внимание и, может быть, вызовет нечистые мысли и чувства у окружающих. 

«Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не общайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется», - писал авва Дорофей.


Человек несет ответственность за соблазны, которые посеет в миру. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).


Детство и юность Пресвятой Богородицы

Много веков Господь готовил рождение Пресвятой Девы, Которая стала Матерью Бога. «Христос пришел бы на Землю и раньше – если бы на Земле появилась такая чистая целомудренная супружеская пара, какой были святой Иоаким и Анна», – говорил старец Паисий Святогорец.

Известно, что будущих родителей Пресвятой Богородицы Иоакима и Анну омрачала бездетность, что у израильтян считалось позором: такие люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком.

Как-то, работая в саду, Анна увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, вид этого счастливого, полного жизни семейства пернатых поверг ее в уныние. «Одна я, – говорила она, – мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна бездетна, как степь безводная… Господи, Господи! Ты даровал Сарре сына в старости; услышь же и меня, и принесу рожденное от меня в дар Тебе, и да благословится в нем Твое милосердие!»

И вот после долгих лет молитвы и праведной жизни Господь через Ангелов возвестил Иоакиму и Анне о рождении Дочери. Анна тут же дала обещание: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу.

Всего трех лет от роду дочь Иоакима и Анны Пресвятая Дева Мария была введена во Храм Иерусалимский.

При храме в то время проживали мужи и жены – из вдов и девиц, ведшие чистый, благочестивый образ жизни. Это был первообраз будущих христианских иноков.

Торжественным шествием приближалась Анна с малюткой к храму. В руках девочек, сопровождавших Марию, горели свечи. Навстречу Иоакиму и Анне вышли с пением первосвященник и священники. Никем не поддерживаемая, маленькая Мария легко взошла на вершину крыльца, преодолев 15 высоких ступеней. А первосвященник, по причине непонятного окружающим вдохновения, повел за собой Марию в сокровенную глубину храма, в Святая Святых. А туда не позволялось ходить не только никому из женщин, но не вступали туда даже и священники, и лишь первосвященник раз в год входил, неся с собой жертвенную кровь.

Святая Святых стало местом постоянных молитв и трудов Марии. Девочка пряла лен и шерсть, вышивала шелками, часто – священнические одежды. Ангел приносил Ей пищу.

Когда Марии исполнилось 14 лет, священники объявили: согласно обычаю, Ей нужно оставить храм и выйти замуж. Пресвятая Дева ответила, что от рождения Она была посвящена Богу и желает всю свою жизнь избегать замужества. Это намерение было ново и необычайно для израильской девушки. Священники не решились силой принудить Ее к браку, но они также не смели позволить Марии по достижении совершеннолетия оставаться при храме. 

После молитвы первосвященник вошел за завесу и там увидел Ангела Господня, который сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иуды, из дома Давида, пусть они принесут с собой посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручишь Деву, чтоб он стал хранителем ее девства». Поступив так, первосвященник внес жезлы мужчин в храм, произнеся при этом молитву: «Господи, покажи мужа, достойного стать обручником Девы». Когда через некоторое время первосвященник вошел в святилище, то увидел, что один жезл расцвел, на нем сидела голубица, которая вспорхнула и стала виться над головой праведного Иосифа. 

Старцу-вдовцу, потомку Давида и Соломона, было около 80 лет. От брака с благочестивой Соломеей, которая давно уже скончалась, у него осталось две взрослые дочери и четыре сына. Праведный Иосиф добывал себе хлеб плотничьим ремеслом.

Так Мария рассталась с Иерусалимом, поселившись в Назарете, в доме праведного Иосифа, где так же проводила время в трудах и молитвах.

Тем временем великолепный Рим, покорив почти всю вселенную, довел до необычайной крайности жажду наслаждений – пиров, зрелищ, состязаний, но не познал счастья. Все было перепробовано, и ничто не приносило радости и утешения. Миру предстояло или обновиться, или оцепенеть в безысходной тоске.

И времена, и лета исполнились. Господь повелел Архангелу Гавриилу идти в Назарет к Деве Марии с благой вестью. Она тем временем углубилась в чтение священной книги и прочла таинственные слова пророка Исаии: «Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог…» Задумалась Мария над этими словами и стала гадать об образе той Девы-Матери, неизъяснимая нежность к этой женщине и ее таинственному Сыну переполнили ее сердце… 

Ей, никогда не желавшей ничего, всей душой захотелось присутствовать при предреченных событиях. И сказала Она Себе, что была бы счастлива стать служанкой той Девы…

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна ты между женами» (Лк. 1:28) – с такими словами Ангел обратился к Пресвятой Богородице.

На смущенное молчание Девы Ангел сказал ей, чтобы Она не боялась, так как обрела благодать у Бога, и у Нее родится Сын, царству Которого не будет конца.

«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Одной любовью Божественной трепетало это сердце.

«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).

«Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Мысленный страж

Из Предания о Пресвятой Богородице мы видим, что добродетель целомудрия воспитывается постоянными трудами и молитвами, размеренной, упорядоченной жизнью в Церкви. Святые отцы советуют избегать праздности, стараться все время заниматься полезным трудом, читать Священное Писание, молиться – это позволит сохранять чистоту помыслов.

«Нужно по возможности избегать любых соблазнов и внимательно следить за своими чувствами, потому что начинается все с них. Но если это трудно, то надо удерживаться хотя бы от любопытства, не рассматривать греховных образов, чтобы потом бесы их нам не показывали, как в кино», – говорит афонский старец Паисий Святогорец.

Когда мы начинаем рассматривать какие-то картинки – в интернете, журналах, – это отпечатывается в душе, влияет на наше поведение, всю жизнь. Кто кому служит – тот на того и похож. Вдруг перед сном, во время сна они начинают «оживать», в дневное время могут отвлекать нас от добрых и полезных дел и молитвы и даже довести до преступления.

Старец Фаддей Витовницкий пишет: «Мысли, настроения, желания управляют жизнью нашей. Какие мысли нас занимают – такова и жизнь наша. Если наши мысли мирные, тихие, полные любви, добра, благородства, чистоты – тогда и в нас мир, так как все мирные мысли дают внутренний мир, который лучится из нас, ибо наши мысли мирны, тихи, полны любви и доброты».

Снимок экрана 2022-08-26 в 22.32.38.png

У кого детей много – тот не забыт у Бога

Девственная чистота юноши или девушки – залог будущей крепкой семьи, здоровья следующих поколений, добропорядочной и счастливой жизни. А также – гарантия крепости нашего государства, которое состоит из многих отдельных семей.

Целомудренный брак основан на любви и верности. В Таинстве венчания будущие супруги обещают хранить верность друг другу, получают Божие благословение на совместную жизнь и на рождение детей.

Вы, наверное, замечали, что у многих православных батюшек – жизнерадостные многодетные семьи. По каноническому правилу у священника может быть единственная жена, а у матушки – единственный муж. Но главное то, что священник постоянно молится за свою семью, и молитва, Благодать Божия оберегает и супругов, и детей от многих невзгод.

Посмотрите, как живут многодетные семьи. Казалось бы, в трудное время они должны быть бедными, а они в достатке. Должны быть грустными, а они радостные. И куда более благодатные, довольные и счастливые, чем те, у кого мало детей. Потому что «у кого детей много – тот не забыт у Бога».

«Дружить нынешние молодые люди не умеют. Дружба не успевает созреть, как все обрывается близостью, за которой нет ни дружбы, ни тем более любви». Архимандрит Иоанн Крестьянкин.


Царь-лебедь

В живой природе есть прекрасные примеры целомудренного поведения птиц и животных. Самые красивые птицы – лебеди – десятками лет хранят верность друг другу, при этом некоторые виды, потеряв подругу или друга, погибают.

Вот как описывает этих царственных птиц Сергей Тимофеевич Аксаков в своем рассказе «Лебедь».

Лебеди.jpg«Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы.

Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды.

Но и все его движения исполнены красоты и достоинства: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, далеко забрасывая брызги воды, скатывающейся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, – все живописно и великолепно в нем».

Точно так же – одну на всю жизнь семью – создают волки. Вместе волк и волчица воспитывают многочисленное потомство.

Святая плоть или Радость «несчастной» любви

Настоящая целомудренная любовь к человеку невозможна без любви к Богу.

Русская писательница, драматург Зиннаида Гиппиус опубликовала в 1900 году рассказ «Святая плоть» о том, как настоящее целомудренное чувство к человеку, основанное на любви к Богу, может стать подлинной радостью, даже если земная любовь кажется несчастной.

Ниже – фрагменты этого рассказа.

…В некоем городе недалеко от Москвы живет вдовый купец Родион Яковлевич Глебов – один из старейших и наиболее уважаемых в городе. Дела он ведет большие, успешно торгует мукой – но тихо, незаметно. Глебов из старообрядцев, он жертвует на храмы, несет послушание церковного старосты. Жена его умерла в родах, оставив на руках мужа больную малышку Лизу и старшую дочь Серафиму. 

Прошли годы, девочки выросли: Серафиме уже 29, Лизе – 15. Младшая дочь купца тяжело больна – она глухонемая и слабоумная, страдает припадками. Но Глебов любит убогую Лизу, которая внешне хороша собой и похожа на его покойную супругу. Старшая дочь Серафима фактически состоит сиделкой при больной девочке. Она тиха, набожна, любит молиться в церкви; смиренно воспринимает свои обязанности по уходу за Лизой.

Но вот Серафима встречает свою любовь. Леонтий Ильич Дунин учился в Москве и недавно вернулся в уездный городок – он работает провизором в аптеке. «У него было белое лицо, веселые добрые, совсем голубые глаза и широкая золотая порода». Душа девушки полна таинственной и божественной радости. «Будет Христос Воскресе», – подумала Серафима, глядя на снега и небо и не умея иным оправдать своей радости Великим постом. «Небо и снег были чистые-чистые, и казалось, что ничего другого и нет на свете, кроме чистоты, тишины и счастья», – описывает автор состояние девушки и окружающей ее природы.

…Между тем на руках у Леонтия Ильича – больной парализованный отец, три сестры восьми-десяти лет и старушка-мать – Евлампия Ниловна, которая, чувствуя расположение своего сына к Серафиме, решает устроить свадьбу, породниться с богатым купцом.

Но отец Серафимы – Родион Яковлевич – объявляет свою родительскую волю: оказывается, его старшая дочь – бесприданница. Все состояние он завещал больной Елизавете. Серафиме, пока она живет с сестрою, ухаживает за ней, в брак не вступая, назначено скромное содержание. Но как только Серафима захочется выйти замуж – до или после его смерти, а сестру передаст на чужое попечение – то пансиона она лишится. Даже Елизавета умрет после смерти отца, Серафима пенсию сохранит до конца дней, но наследницей не станет – состояние отойдет в церковь – на помин душ.

И лишь в одном случае есть шанс получить состояние Серафиме – если Лиза умрет при живом еще отце. «Оставит мне Господь одну Серафиму – увижу указание от Него, не возропщу. Все ее тогда, не для кого хранить», – объявляет Родион Яковлевич.

«Нет мне ни покоя, ни радости без вас, Серафима Родионовна, – с горечью говорит Серафиме несостоявшийся жених, – А только посудите сами: как мы против родителей пойдем? Все равно не будет счастья. И осуждать вашего родителя не хочу, хоть и кажется мне, что неправильные у него мысли. Пойти наперекор – что ж, я вас люблю, мне тяжко смириться, я бы рад смиряться, – да как жить? Сами знаете, бедность у нас, отец больной, сестры-девочки мной держатся, а ведь я уж тогда должен их оставить помощью».

Серафима и не думала, что можно пойти наперекор воле отца. Ей приходит в голову другая мысль – убить «ради любви» слабоумную сестру большой дозой успокоительных капель, которые ей прописал врач.

«А в Лизе разве душа? Разума нет – и души нет. Плоть одна поганая», –уговаривает себя Серафима. Вот и капли в рюмочку налила, а Лиза готова выпить. Но по привычке Серафима решает перед важным делом помолиться.

– Постой. Мы Богу помолимся. Так нельзя, я так не хочу. Я не ради зла какого-нибудь, а ради любви моей…

Она подняла глаза на икону и встретилась с ласковыми, но точно удивленными глазами Спасителя.

Серафима остановилась.

«То, что поднималось из сердца все время, – вдруг поднялось до конца, перешло, перелилось, вырвалось вон, – и Серафима кинулась лицом в постель, бросив рюмку на пол. Рюмка упала и разбилась. У Серафимы слезы потекли неистовые, с криком, и Лиза, которая не могла видеть слез, тоже заплакала, закричала и потянулась голыми, тонкими, еще детскими руками к Серафиме».

– Лиза... Лиза... Травка моя неразумная... Разве я ради любви хотела? Разве можно тебя... ради любви? Ради любви – любить, хранить тебя. Плоть, говорила, неразумная, поганая. Прости, Лиза. Не оттого, что грех – не могу, а оттого, что любовь во мне к Нему, ко всему, что от Него – не могу.

«Разве я для любви моей убить хотела? – думала она. – Ведь любовь мою никто у меня не отнимал. Любовь моя всегда при мне. Я чтоб замуж за него пойти, чтоб деньги... вот для чего. Души нет... а как мы знаем? В травинке, вон, нет души, а разве она плоть поганая? В ней моя радость. И в Лизе – радость. Это я мою радость убить хотела, чтоб замуж пойти».

«Ну и не пойду замуж, – думала Серафима, засыпая, – А радость моя при мне. В радости моей страха нет, и печали не боюсь. Мамаша говорила... печалью и радость дорога... »

На чужом несчастье счастья не построишь.


Серафима причащается Святых Христовых Тайн. Ее душа тиха и радостна.

«Радостные причастные напевы дрожали в сводах; радость о том, что все чисты, все оказались достойны, для всех – благодать. Нет греха, негде быть ему, потому что здесь все чисты».

К Серафиме подходит Леонтий Ильич: видя ее светлой и беспечальной, он думает, что девушка уговорила отца дать согласие на свадьбу. Однако узнает, что Серафима и не говорила с отцом.

– Значит, конец нашему делу? И вы, значит, мысли свои ко мне переменили?

– Я к вам никогда не переменюсь. Я вас до конца моей жизни буду любить, Леонтий Ильич, – просто сказала Серафима, – замуж не судьба мне идти – я и не пойду. Что ж, я бы пошла, если б судьба. А смерти желать живому, чтобы мне выйти – я не могу… Любить вас всегда буду, а больше ничего не надо. Вы себе хорошую невесту найдете, добрую девушку, подходящую. Полюбите ее. Я узнаю – радоваться буду, если хорошая попадется и сама станет вас любить.

– Вот какие горькие слова вы мне говорите, – начал Леонтий Ильич, и на доброе лицо его легла тень недоумения, и губы дрогнули. – Нет, видно, вам моя грусть до сердца не доходит. Вам и горя мало.

– Да нет же, Господи! – говорит Серафима, – У меня такая грусть, что и дна ей нет, заглянешь в нее – а она уж и на грусть не похожа, а будто и радость.

Леонтий Ильич смотрел на нее, не понимая, но чем дольше смотрел, тем легче, тем веселее становилось и у него на душе.

А небо и земля вокруг них были чистые-чистые, и казалось, что ничего другого и нет на свете, кроме чистоты, тишины и счастья…

Таким радостным и светлым описанием заканчивается этот рассказ о целомудрии и чистоте русской девушки...


В заключении вспомним еще слова святых о том, что наличие добродетели чистоты и целомудрия является залогом счастливого брака, а чистота сердца – вечного блаженства с Богом.

Старец Паисий Святогорец пишет, что великую награду в жизни получат те молодые люди и девушки, которые сохранят девственную чистоту до брака, взрастят в себе целомудрие в юные годы. 


Пока молодежь не определилась с жизненным выбором, старец советует учиться, заниматься рукоделием и ремеслом, используя во благо каждую драгоценную минуту.

 



[1] Благопристойности, уменья себя держать (фр.).
[2] Вульгарным, грубым (фр.).