О гражданских браках – протоиерей Валериан Кречетов

Протоиерей Валериан Кречетов .png

В канун праздника Успения Пресвятой Богородицы, явившей Своей жизнью высоту христианской добродетели целомудрия, предлагаем вниманию читателей беседу с протоиереем Валерианом Кречетовым, почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области.

Наш разговор – о подлинном призвании женщины, а также о разрушительной силе гражданских браков – для личности и государства.

Служение жены и матери

– Отец Валериан, тема нашей беседы – назначение женщины. В чем оно заключается?

– Назначение женщины – это прежде всего служение жены и матери. Один раб Божий молился, чтобы Господь указал ему, какую избрать добродетель для спасения, и ему было показаны разные обители. В одной из них была женщина. Он спросил: «Что ты делала на Земле?» Она сказала: «Исполняла свои обязанности жены и матери». И получила обитель лучше, чем монах, который потом стал епископом.

Это исполнение Божиего благословения: «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника…» (Быт, 2:18). То есть женщина – прежде всего помощник, сонаследница вечной жизни. Муж и жена должны друг другу помогать в деле спасения. Потому что Господь добродетелью одной стороны спасает другую. А как оно происходит и почему Господь попускает так? Это пути Промысла Божия.

Поэтому и идет сейчас война против служения жены и матери, против несения женщинами своих обязанностей – происходит разрушение семей, всевозможные убийства во чреве, другие страшные преступления. Потому что в жизни самое главное все-таки человек. 

Благословение .jpg Ходит ли будущая мама в церковь? Все это отражается на ребенке. Значение матери, как того, кто создает, можно сказать, с Божией помощью личность, очень велико 

Самое удивительное, что это даже дети по чистоте своей чувствуют. Мне рассказывали интереснейшую историю. Говорят, что в три года ребенок может сказать, кем он будет, – есть такое поверие. И вот родители спрашивали свою дочку: «Кем ты будешь? Врачом?» – «Нет». – «Учителем?» – «Нет». – «Артисткой?» – «Нет». – «Ну, кем ты хочешь быть?» Говорит: «Человеком». Трехлетний ребенок ответил. И это на самом деле – главное.

Эта проблема сейчас мировая: человек и профессионал. Увлекаются всевозможными финансами, но, в конце концов, самое-то главное – человеческая личность. Помните дискуссии о роли личности в истории? А личность рождается и вырастает, прежде всего в семье.

Когда-то я встречался с Григорием Ивановичем Суворовым, Царство ему Небесное, директором школы №31 в Москве. Очень известный в свое время человек, кандидат педагогических наук. И он рассказывал, что в молодости у них был профессор, которого студенты боготворили, выражаясь их языком. Все тогда говорили о построении коммунистического общества (а это было в 30-е гг. XX в.).

И он высказал мысль, которая по тем временам звучала крамольно: «Все хотят построить идеальное общество. Я вам скажу путь построения такого общества. Дайте мне воспитанную мать, и я такое общество вам построю».

А Григорий Иванович добавил: «Через мои руки прошли те, кто уже стал дедушками и бабушками. У нас семьи нет и не будет. Мы идем к краху». Вот слова известного в свое время педагога. То есть семья, а в семье прежде всего мать – это как раз ключ к сохранению общества. А если разрушается семья и мать свои обязанности не выполняет, то, конечно, и общество начинает разваливаться.

Родители отца Валериана протоиерей Михаил и матушка Любовь Кречетовы .jpg Родители отца Валериана протоиерей Михаил и матушка Любовь Кречетовы Моему отцу говорил его отец: «Когда будешь выбирать себе подругу жизни, смотри, какая мать. Яблочко от яблоньки далеко не падает». Все эти поговорки свидетельствуют о том, насколько важен в воспитании пример матери. Я, например, могу сказать про свою маму, что никогда не слышал, чтобы она кого-нибудь осудила, про кого-нибудь плохо сказала. Этого было достаточно. Мне она всегда говорила: «Валюшка, молчи, не смей старшему брату отвечать». Я должен был молчать, когда старший брат меня чему-то учил.

Первая женщина была Ева. А Ева – это жизнь. От нее рождается и продолжается род. Она как бы в подчиненном положении к мужу, помощница ему, но жизнь-то дает она. Она выращивает плод, вынашивает его, и от того, в каком состоянии находится женщина в течение девяти месяцев, многое зависит в будущем дитяти. Складываются его характер, наклонности.

Есть такие примеры: одна женщина была музыкантом, очень любила какую-то музыкальную вещь, играла ее. Сын ее стал дирижером. Однажды у него пропали ноты, и он по памяти продирижировал симфоническое произведение, потому что еще во чреве матери его слышал, и оно осталось в его подсознании.

Мы не можем охватить мозгом, нашим сознанием всего того, что есть в памяти души. Каким образом, где это все помещается – тайна. Но если даже здесь у нас мириады клеток, которые помнят, что происходит, то там пределы вообще неизвестны. Тем более что душа черпает из духовного мира. Поэтому, видимо, у младенца, особенно когда он находится в утробе матери, очень многое запечатлевается. Есть такое мнение в народе, что, когда женщина в положении смотрит на красивое, и ребенок будет красивым. Ходит ли будущая мама в церковь? Все это отражается на ребенке. Значение матери, как того, кто создает, можно сказать, с Божией помощью личность, очень велико. Почему раньше рожениц особенно берегли, не расстраивали – чтобы это не отражалось на ребенке.

Поэтому служение женщины – высокое и святое. До тех пор пока она его исполняет как подобает, человечество существует. Когда женщина почти перестанет это назначение исполнять, то кто будет рождаться?

Видимо, в такие-то времена и появится на свет антихрист, по предсказанию преподобного Серафима Саровского, – от 12-го колена блудодеяния и искусственного перенесения семени. Даже мужчина уже почти не будет в этом участвовать, только семя его…

И конечно, пример матери для детей – это святое. Почему один из страшных грехов нашего времени – матерная брань. Оскорбляется, хулится святейшее имя Матери Божией, родная мать и мать – сыра земля (Родина-мать).

Материнство – это особый дар Божий женщине, для которого она и предназначена. Но, как раньше говорили, настоящая мать не та, которая родила, а та, которая вырастила. Женщина может материнское свое назначение посвящать младшему поколению.

Кстати, раньше некоторые учительницы – несемейные – посвящали себя служению детям. Были такие подвиги до революции. Они сознательно лишали себя личного материнства, семейного счастья, а служили только детям. И это было важно – особенно в первых классах, когда закладывается фундамент личности. Ведь до трех лет ребенок получает половину всей информации. В это время женщина должна быть особенно внимательной к ребенку, все время молиться. А он впитывает, как губка. Ребенок чувствует состояние матери. Поэтому женщине очень важно следить за своей душой…

Чем опасны гражданские браки?

— Батюшка, у нас сейчас полстраны живет в гражданских браках — по любви.

— Это не любовь в истинном смысле. По крайней мере, с одной, а то и с обеих сторон.

— А может гражданский брак к любви привести?

— Тут вопрос непростой, потому что не сожительство приводит к любви, а внутреннее изменение самого человека. Есть такое изречение: от человека — подвиг веры, от Бога — дар любви. То есть в истинном смысле любовь — это дар Божий.

Одной рабе Божией, которая овдовела во время войны, и у нее остались две дочери, предлагали, как она говорила, руку и сердце. Но она сказала: «Если любви Бог не даст — не полюбишь. А без любви как я буду жить?» Видите, это был человек очень чистый, и пока чувства у нее не было, она не могла жить просто так. А если чувство есть, и ты начинаешь жить, то, значит, живи как подобает.

Настоящее чувство не проходит. Есть классический литературный пример — Татьяна Ларина и Онегин. Хотя он оказался не очень хорошим человеком, убив на поединке друга, но она, может быть, видела в нем что-то благородное. Татьяна, когда уже вышла замуж, сказала: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». То есть чувство у нее осталось. Когда-то отец Иоанн (Крестьянкин) сказал одной рабе Божией: «Увлечение, как правило, греховно, а чувство свято».

Чувство остается, если оно есть, — прежде всего, в законном браке. Но иногда случается, что живут-живут, а потом — раз, понесло в другую сторону. Истинного чувства-то не было, а было другое. Или же это чувство оскудело.

По какой причине, вопрос непростой. Но вообще о любви Господь сказал: «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Враг старается разрушить союз любви, увлекая человека в грехи. Человек терпит-терпит, а потом устает, любовь начинает ослабевать, и он ищет утешения, отрады какой-то.

— Батюшка, так вот молодежь и проверяет в гражданском браке — сколько сможет терпеть.

— А что проверять? Если он с одной проверяет, потом с другой, с третьей, с четвертой? Ну, потом допроверяется, жизнь кончится, нигде ничего не нашел, и она ничего не нашла. А что проверяли — то, чего не было? А была одна плотская жизнь.

Видите в чем дело, любовь, если она есть — она есть. Это как человек, когда голоден, ест, не копаясь в пище. Истинной любви не свойственно жить в себе. Человек ищет, к кому проявить эту любовь, кого полюбить до конца.

— Но как не ошибиться?

— Мы возвращаемся к самому главному — к Богу. Молиться нужно, чтобы Господь указал. Больше ничего. 

Молитва.jpg «Молись и Господь укажет», – так сказал старец Кирилл (Павлов) еще молодому Валериану Кречетову, будущему протоиерею и отцу семейства, и в тот же день к нему подвели его будущую матушку Наталию. Вот что значит молитва!

И когда небо молчит, не надо ничего предпринимать. Я просто молился, хотел служить Богу. И Господь все устроил. Были чувства, мысли. Но Господь отодвигал, отводил и привел к тому, к чему привел. Господь послал семь человек детей и 35 внуков. Вот свидетельство того, что Господь благословил. Конечно, венчались, все как подобает. Но самое главное — благословение Божие, воля Божия.

Нас отец учил так: «Не ходи в тот дом, где есть девушка, на которой ты не собираешься жениться».

Сам отец когда-то пришел к своему духовнику — протоиерею Владимиру Воробьеву (1876–1940) и попросил: «Батюшка, мне нравится девушка. Благословите…» — как раз ходить в тот дом. А тот сказал: «Выкинь ее из головы, она тебе не пара». «Она, — отвечает отец, — хорошая девушка». — «Кристальной души человек. Но тебе она не пара». Через три года она умерла. Поэтому нужно молиться и просить воли Божией.

— В наше время взрослые дети редко слушают родителей.

— Евангелие-то вы читали или не читали? «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57). Пророки — в отечестве своем — без чести. И удивляться нечего. Удивляться можно, когда слушают.

— А когда разводятся, повенчавшись?

— «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Видимо, у одного, а может, у обоих была не любовь, а было самолюбие. У кого-то раньше, у кого-то позже это обнаружилось. А будет — как Бог даст. Есть такой печальный пример: молодой человек пришел к преподобному Серафиму. И он ему сказал: «Ты через два года начнешь пить, будешь пить три года, потом бросишь». — «Я же не пью вообще», — говорит тот. Но прошел год, второй, начались неприятности, появились друзья, и пошло — запил. Но через три года бросил. Вспомнил тогда слова преподобного, пришел к нему. А батюшка Серафим говорит: «Слава Богу, кончилось все». — «Как же так, батюшка?» — «А вот так. Чтобы от большего избавить…» Неизвестно, что могло бы случиться, если бы он не запил. Правда, это не оправдает тех, кто пьет.

«Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7). Почему так? Апостол Петр с какой ревностью — с мечом — бросился защищать Господа. А через час отрекся от Него трижды. Как так получилось — при решимости Петра? А так Господь попустил для нашего назидания…

Телегония: наука и Библия

— Отец Валериан, как вы относитесь к теории телегонии, которая говорит о влиянии первого мужчины на будущих детей женщины? Обычно приводят такой пример: у женщины, которая когда-то встречалась с чернокожим мужчиной, но через несколько лет вышла замуж за своего соотечественника, почти через 20 лет родился чернокожий внук. Однако теория телегонии была отвергнута наукой.

— Оттого что ее не признают, ничего не меняется. Что значит «отвергли», когда есть Ветхий Завет, где описан закон ужичества: брат умершего был обязан восстановить его семя, взяв в жены его бездетную вдову (Втор. 25:5–10). Рожающийся ребенок был сыном первого мужа. Древние знали это. Это существует. Последнее слово науки — это первое слово Библии.

— Эта теория распространяется на мужчин?

— Скорее всего — да, какая-то «обратная связь» существует. Как говорит апостол Павел, «совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею» (1 Кор. 6:16). Есть такой пример — очень серьезный, описанный у старца Паисия Святогорца. В Греции один юноша собрался жениться, все вроде уже решили, хотя родители были против. Он какое-то время держал себя, а потом совершил насилие над ней и — отвернулся. Господь ее как-то утешил: она вышла замуж, родились дети. А у него, несмотря на то что судьбу он свою устроил, дети не рождались. Он молился, пришел на Афон, и старец его спросил: «А ты никого не обидел?» Он признался. Старец сказал: «Пока она тебя не простит, детей у тебя не будет». И он умолял ее о прощении. А она говорила: «Когда я тебя просила, ты не послушался меня…» Он был богатым, сделал вклады в детский дом, принес чеки. И она наконец его простила. Только после этого у него стали рождаться дети.

— То есть связь скорее духовная?

— Духовная связь, да. Но душа и тело связаны между собой воедино.

— А можно от такой негативной связи избавиться?

— Не делать так. А тем, кто так поступил, — каяться. Покаяние исправляет. У пророка Давида первый ребенок Вирсавии, которую он взял у Урии, умер. Но Соломон-то родился. Хотя кое-что унаследовал: «рачитель премудрости — рачитель блудных жен», как пишет святой Андрей Критский. Соломон в угоду женщинам поклонялся идолам.

— Какое определение можно дать целомудрию?

— Целомудрие — это девственная чистота души и тела.

— А как оно воспитывается?

— Воспитывается целомудрие, прежде всего, конечно, Церковью. Потому что Церковь, Таинства, дают силу духу, очищают душу.


 

У Причастия.jpg Святое Причастие убеляет душу, хранит в чистоте, оберегает 

В семье, естественно, важным является поведение родителей и старших. Самое страшное явление — когда нецеломудренное, развратное поведение дает печальный пример младшим. Но по Промыслу Божию, просто непостижимо иногда, что дети порой, видя, насколько все это отвратительно, начинают ненавидеть грех и стремятся к чистоте.

— Вы как-то рассказывали, что в вашей семье вообще не говорили о темах, связанных с плотскими отношениями. Но, наверное, про ту же телегонию можно рассказывать подросткам?

— В каком-то возрасте нужно. Отец должен говорить с мальчиками, а мать — с девочками.

— Батюшка, а как выглядит целомудренный человек? Можно его определить по внешнему виду?

— Это довольно явная чистота и простота — прежде всего в лице и в глазах. Ведь глаза — это зеркало души. Как человек смотрит на мир — какими глазами? Для чистого — все чисто. Это как взгляд ребенка — ясный, обезоруживающий. Или глаза старцев, в которых светятся такая чистая любовь и доброта...

— А каковы плоды целомудрия?

— «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). И венец всего, как преподобный Серафим сказал, стяжание благодати Святого Духа.

Смертельное оружие

— Батюшка, еще одна своеобразная тенденция: женщины не хотят выходить замуж. Живут в одиночестве, иногда с детьми. Но без мужей.

— К несчастью, это часто связано с плотоугодием и с леностью. Потому что любой настоящий брак прежде всего предполагает соответствующий подвиг, обязанности — заботу о муже, о детях. Многие и живут как содержанки, хотя есть законные жены. Сожительствуют, а детей иметь не желают. К несчастью, и жены иногда тоже не желают детей. Печальное явление такое, ведь основное назначение женщины — быть помощницей мужу, продолжать человеческий род. А она от этого предназначения отходит и живет иногда за плату, как наложница. Конечно, ненормально все это. Были наложницы в Ветхом Завете: у Соломона — 600 жен, 800 наложниц. Неприличное количество. Но царь имел возможность их содержать.

— И в итоге это привело к разделению царства на иудейское и израильское, начались войны. Возникла государственная проблема.

— Потому что когда нет цельности семьи, нет цельности государства. Из цельных семей состоит цельное государство. А из разрозненных семей — разрозненное. Это естественно.

— Дети расплачиваются за нецеломудрие родителей?

— Конечно. Когда Спасителю привели бесноватого отрока, «…спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства» (Мк. 9:21). Святые отцы объясняют это неверием родителя. Ученики все это слышали и, когда увидели слепорожденного, стали интересоваться: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2).

Когда мы получаем по наследству генетическое, как говорят, здоровье, какие-то качества, то с удовольствием это принимаем.

Было бы несправедливым, если бы человек не получал и другого. Занимаясь чем-то, совершая какие-то поступки, мы несем ответственность и за себя, и за то, что будет после нас.

Известно, что в водке есть вещества, которые влияют на человеческий мозг. Но на взрослые индивидуумы это действует не так сильно, как на детей — через зародыши. Чем больше люди грешат, тем больше болезней.

— Во время Великой Отечественной войны один немецкий врач сказал, что страну, в которой так много целомудренных девушек, победить невозможно…

— Раскрывая это изречение, можно сказать: не нужно устраивать войну, можно лишить народ целомудрия, и эта страна будет побеждена. Сущность целомудрия духовная. Немецкий врач говорил о девственности, но это уже некий признак, девственность все-таки напрямую связана с целомудрием. Хотя иногда может сохраняться девственность, но не быть целомудрия. Есть такой пример, когда игумения увидела одну девушку, монахиню, после смерти в аду. Оказывается, она девство не потеряла, но предавалась нецеломудренным мечтаниям. Поэтому все равно ее натура было повреждена.

— Социолог Питирим Сорокин в середине XX в. пришел к выводу, что все сексуальные революции сопровождаются упадком и культурной и политической жизни и в конце концов приводят к политическим потрясениям.

— А дело все в том, что в культурной, политической жизни очень важна умственная деятельность. Совсем дурак ничего не может. Но нецеломудренное поведение сказывается на умственных способностях.

Такое распространенное печальное явление, как малакия (грех рукоблудия), действует на психику, человек тупеет. «Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Прем. 4:12).

Ум меняется, человек похотливый перестает соображать. Все без исключения пьяницы постепенно деградируют — одни быстрее, другие медленнее. Революция 1917 года была порождена такой же революцией потери нравственности, которая началась еще раньше. А что нынешняя революция породит — это покажет время.

— В 1996 году Билл Клинтон подписал закон, согласно которому США одно время воплощали в жизнь программу с красноречивым названием «Обучение воздержанию». Оказывается, Америка, пережив сексуальную революцию, серьезно озаботилась состоянием нравственности.

— Там тоже, видимо, и верующие люди есть. Какого уж направления, не знаю, но просто думающие. Истина себя защищает. Мир не без добрых людей, как говорится, они везде есть. Это вещи довольно очевидные, в общем-то…

— Но почему самые очевидные вещи люди не понимают?

— Некоторые не понимают, другие даже не хотят об этом думать. Потому что боятся понять. Если ты поймешь, ты должен как-то к этому относиться. Нужно менять жизнь. Рабство греху, похотливость, от которой человек не хочет избавиться, как раз и закабаляет его. Он становится рабом, и голова уже не соображает. Поэтому Господь говорит: «…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31–32).

— Батюшка, на что сегодня все-таки можно надеяться, что-то внушает оптимизм?

— Оптимистичное только одно: столп утверждения Истины — это Церковь Православная, глава ее — Господь Иисус Христос. И это — самое оптимистичное, самое надежное и непобедимое, потому что Господь созиждет Церковь, «…и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Поэтому надо держаться за веру, за Церковь, за церковные устои, стараться с Божией помощью в своей семье как-то воплощать эти идеалы — это то, ради чего жизнь будет продолжаться до Второго пришествия.