Звезды сияли хрустальным светом, животные согревали Младенца в яслях своим дыханием, бедные пастухи воздавали Ему почести. Смирение — добродетель, которую с первых минут Своей земной жизни явил Спаситель мира. Предлагаем истории, притчи, стихи о смирении и благодати, которые можно прочитать и обсудить с детьми, готовясь к празднику Рождества Христова.
«Зачем же в яслях Он лежит,
Где овцам корм давали?
Чтоб всякий мог у ног Его
Сложить свои печали».
Старинная английская песенка
Смиренный человек — кроткий, послушный, любвеобильный, радостный, в его душе царит мир. «Смиренье — Богу угожденье, уму — просвещенье, душе — спасенье, дому — благословенье и людям утешенье», — говорится о добродетели смирения в словаре Владимира Даля.
Смиренный, словно окутанный благодатью, пребывает в мире с Богом, другими людьми и самим собой. На смирении держится и семейное счастье. Послушайте притчу на эту тему.
В одном маленьком городке по соседству живут две семьи. В одном доме супруги постоянно ссорятся, а в другой семье муж и жена души не чают друг в друге. Дивится строптивая жена счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так получается, что все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно.
…Защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты. А вот у нас все правы.
Смирение украшает не только девочек и женщин. Это качество настоящих мужчин, воинов. Что-то отнять — нужна сила, а уступить — смирение, которое может быть настоящим подвигом, проявлением мудрости и милосердия.
Летом 1812 года Наполеон с огромной многонациональной армией («со двунадесетью языки») вторгся в пределы России и за несколько месяцев дошел до Москвы. После кровопролитного Бородинского сражения многие военачальники предлагали дать еще один бой французам за древний город. Подвигом смирения стало решение главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова отступить, оставить Москву без боя. Он считал, что, если сохранить армию, уцелеет и Россия, и Москва. Наполеон вошел в опустевший, охваченный пожаром город. Но уже через месяц французы бежали, гонимые русскими воинами, голодом и крепкими морозами. К Рождеству Христову 1812 года (25 декабря по старому стилю) последние наполеоновские солдаты покинули пределы России.
Праздник Рождества до 1917 года в России отмечался как национальный День Победы в Отечественной войне 1812 года. В ознаменование победы по указу императора Александра I был воздвигнут собор Христа Спасителя в Москве.
На стенах великого Храма-Витязя в шапке литого золота по сей день начертаны имена офицеров русской армии, павших в войне 1812 года. О них написал знаменитые строки М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино»:
«Да, были люди в наше время
Могучее, лихое племя;
Богатыри — не вы:
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Иногда смирение неправильно понимают как забитость, слабость. Но в душе смиренного человека живет Сам Бог, Дух мира и любви.
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29–30), — сказал Спаситель своим ученикам.
Младенец Христос явился на свет не в царском дворце, а в пещере для скота, в вертепе, где животные согревали Его своим дыханием. Царь Ирод гонялся за ним, желая погубить. Подрастая, Христос находился в послушании у Девы Марии и праведного Иосифа, Он трудился своими руками — был плотником. После 30 лет Спаситель вышел на проповедь, терпя зной, холод, преодолевая усталость. Он исцелял, творил милости и в то же время терпел поношения и в конце концов был предан распятию на кресте. «Он, будучи образом Божиим... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6–8).
Незадолго до своих Крестных страданий Спаситель совершил необычный поступок — умыл ноги своим ученикам. «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:12–15). «Кто хочет быть первым, — говорит Спаситель, — будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).
Смиренных ожидает награда: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6).
Божественная благодать — это Божественная сила, которая наполняет нас радостью, любовью и добром.
О ней воочию поведал преподобный Серафим Саровский своему другу и помощнику Николаю Александровичу Мотовилову. С 12 лет того мучил вопрос: какова же цель христианской жизни? И вот во время духовной беседы преподобный Серафим отвечает: цель жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа; добрые дела, послушание, милостыня, пост, молитва — только средства для очищения души, для стяжания благодати.
Николай Александрович — в смущении от столь странного ответа. Тогда батюшка Серафим крепко берет Мотовилова за плечи, и лицо его сияет неземным светом. В теле, в душе Мотовилова разливается неизъяснимая радость, мир, покой и теплота, сердце его трепещет от блаженства.
«Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть. Под царствием же Божиим Господь разумел Благодать Духа Святого. Вот это Царствие Божие теперь внутрь вас и находится, а благодать Духа Святого и освящает, и согревает нас, наполняя благоуханием воздух, услаждая наши чувства, питая сердце радостью неизъяснимой», — говорит преподобный Серафим
Смирение, прощение врагов, покаяние, признание своих грехов и ошибок — средства стяжания благодати. Об этом — рождественский рассказ русского писателя Николая Лескова «Христос в гостях у мужика».
…На поселении в Сибири с молодых лет живет некий Тимофей Осипов, из первогильдийных купцов — человек честный, кроткий, любящий Священное Писание. Одно его мучает: никак не может забыть он своего дядю Тимофея — страшного обидчика всей семьи. Дядя смертельно огорчил отца Тимофея, свел горем в могилу его мать, оклеветал его самого и при старости своих лет женился на молодой девушке, которую Тимоша с детства любил. Назначенный после смерти родителей опекуном Тимофею, дядя растратил почти все его имущество. И вот в ссоре молодой человек ранил своего дядю оружием, за что и был сослан на поселение в Сибирь.
Небольшие деньги у Тимофея все же остались, и через год он женился, перестав скучать в далеком краю. «И в десять лет стал у всех в виду как самый капитальный человек. Дом вывел, как хоромы хорошие; всем полон, всего вдоволь и от всех в уважении, и жена добрая, и дети здоровые. Чего еще надо? Кажется, все прошлое горе позабыть можно, но он, однако, все-таки помнил свою обиду».
Друг его увещевал: «Пока ты зло помнишь — зло живо, а пусть оно умрет, тогда и душа твоя в покое жить станет».
Все без толку: если скажут ему слово про дядю — Тимофей побледнеет, и в глазах вместо обычной ласки загорится гнев.
Был он в ссылке 16-й год, когда однажды, читая в своем саду Евангелие, горячо, от всего сердца пожалел Спасителя, Которому у фарисея не дали воды, чтобы — по восточной традиции — умыть ноги. «Господи! Если б ты ко мне пришел — я бы Тебе и себя самого отдал!» — воскликнул он. А ему вдруг откуда-то, как в ветерке, дохнуло: «Приду!»
Стал с тех пор Тимофей дожидаться Спасителя в гости, даже за столом оставлял ему почетное место перед креслом.
А на Рождество Христово собрал хозяин богатый стол, пригласил ссыльных, бедняков, тех, кто еще не наладил жизни своей в суровом краю. Люди пришли всякого звания, из разных мест — и русские, и поляки, и чухонцы — мужчины, женщины, дети. Одного только гостя нет — Который всех дороже. Темно уж стало, метель на дворе разыгралась. Вздохнул тогда Тимофей и решил садиться за стол. Прочитал «Отче наш», а потом «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли».
И только это вымолвил, что-то страшно ударило в стену со двора, зашумело в сенях, двери в горницу сами настежь отворились. Посмотрели — а на пороге стоит страшный старик в рубище, со шрамом на лице, побелевшем от стужи, дрожит, еле на ногах держится. Перед стариком — белая как из снега рука — держит глиняную плошку с огнем. Ветер с вьюгой с надворья рвет, а огня не колышет…
Тимофей, как увидел это, вскричал:
— Господи! Вижду и приму его во имя Твое, а Ты Сам не входи ко мне: я человек злой и грешный. — Да с этим и поклонился лицом до земли…
Взял Тимофей за обе руки старика и посадил за первое место.
А кто был этот старик, может быть, вы и сами догадались? Это был враг Тимофея — дядя, который его разорил. Рассказал старик, что все у него пошло прахом: и семьи, и богатства лишился, и ходил давно, чтобы отыскать племянника и просить у него прощения. В метель сбился с пути и уже совсем замерзал, как вдруг кто-то невидимый осиял его и сказал: «Иди, согрейся на Моем месте и поешь из Моей чаши».
С той поры старик остался у Тимофея и, умирая, благословил его, а Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем.
Заканчивается рассказ такими словами:
«Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце может быть такими яслями, если оно исполнило заповедь: «Любите врагов ваших, благотворите обидевших вас». Христос придет в это сердце, как в убранную горницу, и сотворит Себе там обитель.
Ей, гряди, Господи: ей гряди скоро!».
1. Как Тимофей оказался в ссылке? Что его мучило?
2. Как вы понимаете слова «пока зло помнишь — оно живет»?
3. Как вы думаете, почему Господь откликнулся на «приглашение» Тимофея?
5. Трудно ли прощать обидчиков? Просить прощения самому?
Рождественское стихотворение русского писателя Ф.М. Достоевского также посвященное добродетели смирения:
«Крошку-Ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
«Как пойдешь ты через ельник,
— Он с улыбкою сказал, —
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне».
И смутился Ангел-крошка:
«Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья Благодать?»
«Сам увидишь», — Бог ответил.
И небесный гость пошел.
…И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. —
Все при виде Божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: «Я елки стою!»
Кто корит за то его:
«Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!»
«Нет, я елочки достойна
И достойнее других!»
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… «Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!»
И на улице встречает
Ангел крошку — он стоит,
Елку Божью озирает,
И восторгом взор горит.
«Елка! Елочка! — захлопал
Он в ладоши. — Жаль, что я
Этой елки недостоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость,
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!»
Мальчик Ангелу шепнул.
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет,
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес».
1. Почему Ангел подарил елочку именно брату больной девочки?
2. Отчего не отдал другим детям — «и прекрасным, и послушным»?
3. Чем был расстроен Ангел и чем утешен?
Издревле благочестивые русские семьи были сильны послушанием: детей — родителям, жен — мужьям, мужей — Господу Богу.
В памятнике древнерусской письменности «Поучение сыновьям» Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого, великий князь назидает молодежь «соблюдать слово Господне» и поясняет: «…при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь… глаза держать книзу, а душу ввысь».
По правилам того времени, после смерти отца старшинство в семье передавалось матери, и дети, даже взрослые, не должны были выходить из-под ее опеки: «А вы, дети мои, слушайте своей матери во всем, из ее воли не выступайтеся ни в чем, — писал в завещании святой Димитрий Донской. — А который сын мой не имеет слушати матери, а не будет в ее воли, на том не будет моего благословения».
Дети участвовали вместе с отцами в крестьянском хозяйстве: им находилось посильное, но настоящее дело. Малолетних князей в восемь лет «сажали на коня» и брали на битву. В традициях воспитания было не просто послушание, но активность и трудолюбие. Дети должны были все делать для себя сами и не затруднять других.
«Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит, — призывает автор «Домостроя». — Аще охудеет разумом в старости отец ваш или мать ваша — то не безчествуйте их, не укоряйте… и тогда почтут вас ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас…».
«Свет-государыня, матушка!», «Госпожа моя, родна матушка!» — таковы обращения к матери в русских песнях, былинах, сказаниях.
Изречения и пословицы донесли до наших дней народную мудрость: «Какую честь принесешь своим родителям, такую ожидай от своих детей на старости».
В давние времена жил один человек. Святость его была так велика, что ей удивлялись даже Ангелы и нарочно сходили с неба, чтобы посмотреть: как, живя на земле, можно так уподобиться Богу?
И сказали однажды Ангелы Богу:
— Господи, даруй этому человеку дар чудотворения!
— Я согласен, — отвечал Господь, — спросите у него, хочет ли он.
И спросили Ангелы святого:
— Хочешь ли ты одним прикосновением рук подавать здоровье?
— Нет, — ответил святой. — Пусть лучше Сам Господь творит это.
— Не желаешь ли ты иметь такой дар слова, силой которого ты бы обращал грешников к покаянию?
— Нет, это дело Ангелов, а не слабого человека. Я молюсь об обращении грешников, но не обращаю.
— Может, ты хочешь привлекать к себе сиянием добродетели и тем прославить Бога?
— Нет, привлекая к себе, я буду отвлекать людей от Бога.
— Чего же ты хочешь? — спросили Ангелы.
— Чего мне еще хотеть? Да не лишит меня Господь милости Своей! А с ней у меня все будет.
Но Ангелы продолжали настаивать.
— Хорошо, отвечал святой. — Я хочу так творить добро, чтобы самому об этом не ведать.
Ангелы решили, что тень этого человека, которую он не видит, тоже может исцелять больных, облегчать на земле скорби и печали. Так и повелось с тех пор: где бы ни появлялся этот святой, тень его покрывала зеленью вытоптанные дороги, возвращала воду высохшим ручьям, под ней распускались цветы и высыхали слезы людские.
Лучше дурак с кротостью, чем умный с гордостью.
Стоишь высоко — не гордись, стоишь низко — не гнись.
Загордился кот и с печи нейдет.
Не смейся, горох, ты не лучше бобов, намокнешь — сам лопнешь.
Высоко взлетел — низко падать.
Сатана гордился — с неба свалился, фараон гордился — в море утопился, а мы гордимся — куда годимся?
«Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (Иак. 4:6)
«Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келии и во всех принадлежностях ее». Добротолюбие, избранное для мирян
«Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих». Авва Дорофей
05.12.2024