Мы продолжаем цикл публикаций «Жизнь по Евангелию» о духовном наследии русского старца архимандрита Кирилла (Павлова; 1919-2017), 105-летие со дня рождения которого отмечалось в 2024 году. Сегодня речь пойдет о христианской добродетели чистоты и целомудрия. «Наши тела находятся в таинственном соединении, союзе со Христом, но грех блуда разлучает нас с Ним и разрушает этот превосходящий всякое разумение союз», – говорил отец Кирилл.
Ничто не подвергается таким нападкам в наше время, как добродетель чистоты и целомудрия. Растленная юность, разбитые семьи, убийства младенцев в утробе, вражда и квинтэссенция греха – война – есть не что иное, как последствия утраты чистоты духовной и физической, благодати Божией, которая призвана наполнять наше сердце тишиной и любовью.
«Блуд страшно наказывается Богом, и его надо очень остерегаться, – предупреждал русский старец, духовник Троице-Сергиевой Лавры, трех Патриархов архимандрит Кирилл (Павлов). – Люди, поработившие себя ему, приходят в нищету и бедность, как видно на примере блудного сына, расстраивают свое здоровье, прежде времени стареют и умирают. Невоздержный блудник разрушает свои душевные силы: он теряет память, помрачает рассудок и расслабляет волю. А святой Иоанн Лествичник говорит, что предавшийся сей страсти обязательно впадает к тому же в бесчувственность, теряет стыд и страх Божий, лишается рассудительности и милости Божией и, навлекая на себя гнев Божий, самоохотно ввергает себя в погибель, ожидающую всех блудников и блудниц»[1].
Патриарх Пимен и архимандрит Кирилл (Павлов). Троице-Сергиева Лавра, 1978 г.
«Душевная и телесная чистота, именуемые целомудрием, вложены в нашу природу при сотворении человека Самим Богом, почему первые люди и были непорочны, ангельски чисты, не имея даже понятия о греховных вожделениях и о различии пола. Поэтому стремление к чистоте душевной и телесной присуще нашей природе, греховные же вожделения вошли в нее лишь после грехопадения человека. И только чистота душевная и телесная приближает нас к Богу, уподобляет чистейшим Ангелам и привлекает к нам Божию благодать, – отмечает архимандрит Кирилл в одной из своих проповедей. – Целомудрие в Новом Завете стоит в числе первых христианских добродетелей, а девство почитается в Христианской Церкви великим подвигом, воздаянием за который служит Царство Небесное. Все святые подвижники благочестия в первую очередь старались быть целомудренными, ибо они твердо знали, что ничто нечистое и скверное в Царство Божие не внидет».
Целомудрие – калька-перевод греческого слова σωφροσυνη <софросини>, состоящего из двух частей: от σως <сос> – целый, совершенный – и φρονεω <фронео> – разум. И в греческом, и в русском вариантах «целомудрие» указывает на некую цельность, неповрежденность личности, ее совершенный ум или мудрость.
Отец Кирилл рассказывал эпизод из жития Григория Богослова. Однажды святителю во сне явились две девы необыкновенной красоты, которые выражали к нему свою самую чистую и горячую любовь. «Кто вы такие?» – спросил их святитель. – «Одна из нас Чистота, другая – Целомудрие, – отвечали они. – Мы предстоим пред лицем Небесного Царя и наслаждаемся красотою небесных девственников». «Видите, как близки к Богу в той, вечной жизни целомудренные!» – восклицал батюшка.
Троице-Сергиева Лавра, Трапезный храм, 22 июня 1997 г. День Ангела архим. Кирилла, рядом архим. Алексий (Поликарпов)
«Грех плотской нечистоты, в противоположность целомудрию, называется вообще сладострастием, чаще же – блудом, прелюбодеянием. Он заключает в себе не только действия, противные чистоте, но и сладострастные мысли, нечистые желания и чувствования, нескромные взоры, скверные слова, похотливые лобзания и осязания и вообще другие подобные сладострастные действия, противные чистоте нашей природы.
Может быть, надо было бы обойти молчанием этот грех и ничего о нем не говорить, – продолжает отец Кирилл (Павлов), – но дело в том, что в мире порок сей с силой действует, пускает свои корни, растлевает человечество и, конечно, обрекает людей на погибель»[2].
При этом старец учит гнушаться, осуждать грех, но не грешника.
С духовным чадом, будущим митрополитом Феогностом
Его духовное чадо митрополит Каширский Феогност, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Донского ставропигиального монастыря в Москве, рассказывает:
«У отца Кирилла был редкий дар: он умел отделить человека от греха, который в нем живет. И это давало ему силы не осуждать, а полюбить человека. Точно так же врач, который приходит в палату и видит больного, не говорит: «Как ты посмел заболеть? Какой ты нехороший!». Врач пытается помочь. Так и отец Кирилл, когда видел человека, поражённого грехом, проявлял к нему снисхождение, милосердие и любовь.
Чем больше тяжесть греховная – тем больше внимания и любви давал ему батюшка. И люди менялись на глазах. Они выходили от него и светились: у них была радость и надежда на то, что Господь простит.
И вместе с тем – осознание того, что нужно много и много трудиться. Отец Кирилл не был добреньким. Он был добрым пастырем, добрым врачом. Но он не ласкал, а врачевал. И в этом была его сила».
19 марта 1981 г. Никоновский придел Троицкого собора Лавры. Духовник братии архимандрит Кирилл дает наставление новопостриженным
К отцу Кириллу часто обращались семинаристы, которые определялись, какой путь избрать – семейный или монашеский. Старец молился, иногда долго смотрел куда-то в сторону и вверх и, наконец, давал ответ, открывая волю Божию. Но и человеческую волю батюшка всегда учитывал.
Пасхальное богослужение со Святейшим Алексием ll
На встрече с учащимися Московских духовных школ 12 марта 1996 года один из семинаристов спросил отца Кирилла о том, как побыстрее забыть любимую девушку, с которой не сложились отношения.
«А почему не получилось? – начинает отвечать отец Кирилл. – Если причина уважительная, что не состоялся союз, тогда трезво, разумно к этому вопросу подойти, – и делает вывод: – Значит, Господь не благословляет, отводит его от этого лица для его же пользы… Положиться на благую волю Божию, Господь желает ему пользы, поэтому скорбеть не должно»[3].
2 декабря 1982 года. Троице-Сергиева Лавра, Трапезный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Молитву на снятие клобука (на 3-й день после пострига) новопостриженным монахам Иосифу, Иерониму и Симеону читает духовник Лавры архимандрит Кирилл
Батюшка призывает молодежь хранить чистоту и целомудрие, удаляться от развращенных сообществ, девственникам – особенно остерегаться общения с лицами другого пола. Грешников же буквально выхаживает молитвой и кротким словом.
Богослужение двух лаврских старцев: архимандритов Кирилла (Павлова) и Наума (Байбародина)
Любовь Владимировна Пьянкова, келейница архимандрита Кирилла, вспоминала:
«Один характерный случай рассказывал мне врач, который наблюдал уже тяжелобольного батюшку (...).
«Я, – говорит, – не отрицал Бога, но жил обычной жизнью нецерковного человека. И вот батюшка как-то пришёл ко мне на обследование, и у нас завязался разговор. Он меня спрашивает: «Ты крещёный?» «Да, крещёный, – отвечаю. – Но я, батюшка, в церковь не хожу; я, – говорю, – грешный человек, я женщин люблю». А батюшка мне: «Ну, все мы грешные люди. Давай с тобой договоримся: я за тебя буду Богу молиться, а ты уж от своего греха как-то старайся воздерживаться, отстраняться. И в церковь все-таки ходи». «И вот батюшкиными молитвами я, – говорит, – исправился и в церковь теперь хожу. Батюшка меня к Богу привёл». То есть отец Кирилл его не укорил, не осудил, не поругал, а только сказал: «Давай договоримся, что я за тебя Богу буду молиться, а ты от своего греха отстраняйся». А сколько таких судеб батюшка выправил!»
Архимандрит Кирилл с послушницей Натальей, будущей монахиней Евфимией (Аксаментовой)
Другая келейница отца Кирилла, монахиня Евфимия (Аксаментова), рассказывала: «На него ведь достаточно было посмотреть, почувствовать этот дух дружелюбия, миротворчества и вместе с тем силы, какого-то вдохновения, что ли: все будет, все сможем, преодолеем – с нами Бог!
Отец Кирилл очень любил Христа. И, как хорошо сказал один священник, он был влюблен в Евангелие. Поэтому всегдашний его совет любому человеку: полюбите читать Евангелие. Вы даже не представляете, что вам откроется в этом чтении!»
Бог сотворил людей разного пола и определил между ними супружеские отношения не для возбуждения и питания плотских вожделений, но исключительно для рождения детей, для распространения и умножения человеческого рода. Поэтому всякий благосмысленный человек должен чувственные влечения и стремления обуздывать и подчинять закону Божию для сохранения своей чистоты.
Кто любодействует, тот употребляет свое тело против его назначения, против воли Божией, потому что воля Божия есть сохранение нашего тела в чистоте, а блудом нарушается его святость, почему этот грех преимущественно и называется в Священном Писании скверною, грехом против собственного тела. Тела наши суть члены таинственного Тела Христова и предназначены быть орудиями жизни и благодати Христовой, а не орудиями греха.
По апостольскому учению, наши тела находятся в таинственном соединении, союзе со Христом, но грех блуда разлучает нас с Ним и разрушает этот превосходящий всякое разумение союз.
Ибо как в супружеском союзе муж и жена дотоле считаются по Божественному установлению одним телом, доколе не последует прелюбодейство с чьей-либо стороны, так точно бывает и в таинственном соединении со Христом. Хотя и все другие пороки удаляют нас от Христа, но этот порок просто окончательно разрушает наш союз с Господом и разлучает нас с Ним, пока истинным покаянием мы не очистимся и вновь не присоединимся к Нему, началу и источнику нашей жизни. Какое поэтому бывает бесчестие телам людей, когда они из членов Христовых делаются членами блуда и лишают себя той славы, которая откроется в прославлении сохранивших непорочность телес при всеобщем воскресении из мертвых!
Казалось бы, достаточно сих истин, чтобы увидеть всю тяжесть этого порока и хранить себя от него, но святой апостол Павел говорит еще, что наши тела являются храмом живущего в нас Духа Святаго (1 Кор. 6:19).
И как в чистых телах обитает Святый Дух, так, напротив, блудник является жилищем для диавола.
Послушайте, что пишет об этом Апостол в своих наставлениях христианам: Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога… Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Фес. 4:3–5; 1 Кор. 6:15–20).
Видите, какое достоинство усвояет нашему телу святой Апостол. И мы знаем, какую честь воздают телу христианина по смерти его. Пред ним творят каждение, обставляют горящими светильниками, ему кланяются, его лобызают, поют надгробные песнопения, несут в предшествии икон, на могиле ставят крест. Почему такая честь? А потому, что тело христианина обожено, оно освящено в Таинстве Крещения благодатью Духа Божия, оно является обителью Святаго Духа.
Святые это знали и оттого так ревностно заботились о душевной и телесной чистоте. Они решались скорее умереть, чем осквернить себя и потерять чистоту.
Преподобный Мартиниан
Так, к одному известному подвижнику, преподобному Мартиниану, в пустыню однажды под видом заблудившейся бедной странницы пришла блудница. После, переодетая в красивые одежды, она стала соблазнять пустынника на грех, чем воспламенила в нем сильную плотскую брань. Преподобный муж приходил уже в сильное смущение и колебание, но здравый рассудок превозмог искушение: он зажег собранный в кучу хворост и, разутый, стал на него и стоял до тех пор, пока вещественный огонь не погасил огня плотского вожделения.
Другой подвижник, преподобный Иоаникий Великий, одно время был столь сильно обуреваем плотской страстью, что раз, проходя мимо расселины в скале, где гнездился огромный змей, решился скорее принять от него смерть, чем поддаться наконец похоти и осквернить себя. Но только соприкоснулся он со змеем, как тот немедленно подох, а страсть плотская оставила его.
Преподобный Иоаникий Великий
Святая мученица Потамиена решилась лучше быть брошенной в котел с кипящей смолой, чем отдаться в руки своего господина-язычника на поругание. Другая мученица, замужняя женщина, красотою которой прельстился мучитель христиан, чтобы сохранить свое целомудрие, прибегла к такому приему. Она попросила воинов дать ей время, чтобы переодеться в лучшие одежды, а сама в это время вошла в свою спальню и мечом пронзила свое чрево. Так святые заботились о чистоте…
Пусть никто не думает, что он безопасен от падения. Многие люди, твердые душой, внезапно падали, и хранившие долго чистоту и непорочность настолько прилеплялись потом к плотскому греху, что трудно было ожидать от них исправления.
Церковь знает примеры, когда люди, наделенные дарами чудотворения, прозрения, пророчества, причастники благодати Духа Святаго, плачевно падали в пропасть этого греха.
Некоторые, читая Евангелие, могут подумать, что Господь снисходительно относится к блудникам, а следовательно, и к греху блудному. Но на это недоразумение необходимо сказать следующее: Господь действительно относился снисходительно к блудникам и блудницам, когда видел их, приносящих публичное покаяние и слезами своими омывающих Его пречистые ноги. Он снисходительно относился к немощи нашей природы, однако ко греху Он относится очень строго: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:27–28). В Ветхом Завете города Содомские и Гоморрские за блудодеяние жителей своих истреблены были огнем. И многие, многие другие примеры наказания Божия прелюбодеям должны устрашать нас и удерживать от этого порока.
Для предохранения от этого порока святые отцы заповедуют обращать внимание на начальные помыслы и желания. Так как этот грех рождается сначала в помыслах, то необходимо и пресекать грех в помыслах, не давать возможности усиливаться греховному чувству, для чего представлять, что Бог – всеведущий и всезнающий и что от Него не сокрыто ни одно наше сокровенное желание; что за свои нечистые желания будем истязаемы на Страшном Суде Божием, когда все наши срамные желания обнажатся перед всеми нашими родными и знакомыми, и какой стыд обымет тогда нас!
Надо подавлять пламя страстного огня вначале, чтобы он не сожег нас, когда у нас не хватит сил бороться с ним.
Необходимо также удаляться развращенных обществ и людей, не слышать соблазнительных речей, особенно надо остерегаться девственникам и девственницам соприкасаться с лицами другого пола и вести с ними беседы.
Далее необходимо соблюдать умеренность в пище и питье, особенно бояться винопития, от которого разжигается плотская страсть. Невозможно достигнуть чистоты душевной и телесной, не очистив прежде свою душу от прочих страстей: гнева, тщеславия, гордости, уныния, сребролюбия, вражды и др. Необходимо сохранять смирение, иметь сокрушенное сердце и молиться Богу, Который один только может подать силы к преодолению этой страсти[4].
Воистину блаженно то тело, которое сохранит себя в непорочности и будет достойно прославления, имеющего последовать во время Всеобщего Воскресения из мертвых. И, напротив, достойно осуждения и оплакивания то тело, которое самоохотно предало себя этой нечистоте и, следовательно, погибели.
Радуйтесь и веселитесь вы все, дорогие подвижники благочестия, ради сохранения чистоты подчас и испытывающие скорби, но борющиеся с нападением плотских вожделений, укрощающие их по любви к Господу, ибо великая награда уготована вам за это воздержание!
В скорбях и трудностях, испытываемых во время сей лютой брани, да будут помощниками вашими Сам Подвигоположник Господь наш Иисус Христос, Путеводительница нашей жизни Пречистая Дева Мария, все святые и теплейший наш молитвенник и покровитель преподобный Сергий.
Не отчаивайтесь и вы, которые почему-либо пали. Не унывайте, двери покаяния пока еще не заключены, Милосердный Отец Небесный еще ждет обращения Своих блудных сынов. Господь особенно бывает близок к кающимся. Припадите со слезами к Нему, как припал блудный сын, и скажите: «Согрешили мы, Господи, пред Тобою и недостойны называться детьми Твоими, но прими нас хотя в число наемников Твоих». И Он, Милосердный, простит грех и, очистив душу от скверны, убелит ее и напитает Агнцем, закланным за грехи всего мира.
Таким образом, все призываются к целомудренной жизни, люди всякого состояния.
Чистота девственников должна заключаться в совершенном удалении себя от чувственных удовольствий, чистота вдовых – в воздержании от плотских наслаждений после кончины супруга или супруги до самой смерти своей, чистота лиц, находящихся в браке, – в сохранении супружеской верности и умеренном пользовании своими супружескими правами.
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:11–13), Которому от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и похвала ныне и во веки веков. Аминь.
Литература:
Алексий Поликарпов, епископ. Поминайте наставников ваших… Воспоминания об архимандрите Кирилле (Павлове). – М.: Данилов мужской монастырь, 2019. – 120 с.
Архимандрит Кирилл (Павлов). Ищите прежде Царствия Небесного, – Издательство Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, 2017. – 448 с.
Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова). – СТСЛ, 2023. – 364 с.
Неделя о блудном сыне. Акафист преподобному Сергию. О грехе плотской нечистоты. 10 февраля 1963 г. // Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди, СТСЛ, 2006. – С. 290-291
19.01.2025