В этом гадком плену нецензурной брани: можно ли спасти и спастись

Дарья Морозова .png
Дарья Морозова

В нашем районе три школы. И, оказываясь на улице в послеобеденное время, всегда встречаешь спешащих домой после занятий школьников разных возрастов. И чего только не услышишь…

Как-то проходя мимо ребят – на вид не старше 7 класса школы – слышу очень громкое, на всю улицу, обсуждение прошедшего школьного дня, щедро сдобренное нецензурной лексикой. В обсуждении участвуют и мальчики, и девочки. Мысленно сжимаюсь, проходя мимо: «Господи, помилуй».

Архимандрит Серафим (Кречетов; до пострига протоиерей Валериан).png

Архимандрит Серафим (Кречетов; до пострига протоиерей Валериан) наставляет: когда слышишь мат, читать про себя «Отче наш», иначе, даже если это не в твой адрес, душа испачкается.

Один из пятерых сыновей батюшки, когда был в армии, писал домой: «Папа, “Отче наш” читать приходится постоянно».

Схиархимандрит Илий (Ноздрин).jpg

А схиархимандрит Илий (Ноздрин) прекращение матерной брани вообще обозначил как одно из условий победы в войне…

А тогда мимо ребят, чуть обгоняя меня идет мужчина, который на очередной нецензурный возглас, делает им замечание. «Вы что ругаетесь матом? Прекратите», – уверенно говорит он. Неожиданно для самой себя, я тоже присоединюсь и говорю: «Ребята, стыдно ведь». 

Дети отрицают, что выражались нецензурно, хотя мы, два взрослых человека, точно все слышали. На повторное одергивание мужчины – замолкают, перестают выражаться. Наверное, его уверенность и твердость подействовали. Дальше мы идем – каждый по своим делам. 

Удаляясь и прислушиваясь к ребятам, понимаю, что дальнейшее обсуждение стало тише и чище. 

Радуюсь этому – «Слава Богу!». Одной мне бы не хватило духу что-то им сказать. Кстати, через несколько дней я их вновь встретила (запомнила некоторые лица), они вели себя тише и не выражались, по крайней мере на улице.

Дети могут услышать замечание, сделанное взрослыми Эта ситуация заставила задуматься и о правильности высказанного замечания и о том, почему в наше время грех сквернословия по-настоящему «расцвел». Но не своим ли безразличием и нежеланием замечать мы, взрослые, стали потворствовать тому, что дети начали повсеместно материться?

Сегодня нецензурные слова можно услышать практически от любого человека: от совсем юной девушки, юноши и даже малолетнего ребенка. Обсценная лексика льется со сцен театров, с экрана телевизора и из уст многочисленных популярных в молодежной среде блогеров. Некоторые деятели искусств даже защищают мат как «неотъемлемую часть русского языка». 

Недавно в мессенджере «Телеграмм» наткнулась на рекламу канала, который рассказывает о правильном использовании нецензурных слов и предлагает разнообразить свой лексический запас в этой сфере. Авторы утверждают, что брань – это просто древняя форма русского языка. А что она означала, для чего использовалась и почему была запрещена с принятием христианства – умалчивается. В сообществе зарегистрировано почти 42 тысячи человек. Масштаб бедствия вполне описывает недавнее исследование группы «Мосопрос», которое показало, что 70 % москвичей используют ненормативную лексику практически постоянно. 

А ведь еще недавно, в советское время, когда Церковь подвергалась беспрецедентным гонениям, по Уголовному кодексу СССР за нецензурную брань полагалось 15 суток ареста… Да и в царское время за это наказывали.

Это еще одна потрясающая книга «Правда о русском мате» митрополита Митрофана (Баданина).jpg Это еще одна потрясающая книга «Правда о русском мате» митрополита Митрофана (Баданина), прочитать можно здесь: https://www.severeparh.ru /files/2014/09/ Pravda_o_russkom _mate.pdf

В народе существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. 

Получается, что во все времена матерная брань не была нормой. Что же случилось сейчас? Выходит, что современное поколение взрослых, предпочитает не замечать постепенную деградацию нравов и правил поведения, а зачастую – и поощряет эту тенденцию своим невниманием, трусостью, прячась за маску «это не мое дело».

Однако, не обращая внимания на словесную распущенность, мы получили и распущенность духовную.

Русская Православная Церковь строго осуждает грех сквернословия, отмечая, что он ведет к вседозволенности, разрушает душу человека.

Да и отвязаться от этой привычки не так-то просто.

Как говорится в Евангелии, творяй грех, раб есть греха (Ин. 8:34). «Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить», – отмечает отец Павел Гумеров в книге «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 году. 

Священник Павел Гумеров общается с детьми.jpg Священник Павел Гумеров общается с детьми

Мат оскверняет человека, убивает его душу. Особенно это страшно для молодежи. «В компании матерщинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость», «жалость», она пресекает саму возможность открытого, чистого взгляда», – отмечает отец Павел Гумеров.

Получается замкнутый круг: используя нецензурную лексику люди все больше погружаются не только в пучину греха, но и черствеют сердцем. Душа становится невосприимчивой к красоте, перестает сопереживать, теряет способность проявлять милосердие, наполняется безразличием и цинизмом. 

Но что делать, если вокруг тебя – коллеги по работе или одноклассники непотребно ругаются? Адресовав это вопрос священнику получила ответ, чтоможно и нужно сказать о недопустимости подобного поведения, по крайней мере в своем присутствии. А дальше – все остается на волю человека.

Конечно, совет не универсальный – наверное, всегда стоит оценивать ситуацию здраво и помнить о жестокости людей.

Юлиус Фучек.png

Но, перефразируя знаменитую фразу чехословацкого журналиста Юлиуса Фучека:

не нужно быть равнодушным, ведь именно с молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете.