Святая плоть или Радость «несчастной» любви

Настоящая целомудренная любовь к человеку невозможна без любви к Богу. В противном случае речь идет о самолюбии, эгоизме, который может оправдать любое преступление, в том числе убийство родной сестры. Об этом – рассказ Зиннаиды Гиппиус «Святая плоть» (1900 г). 

По мнению автора, настоящее целомудренное чувство к человеку, основанное на любви к Богу, может стать подлинной радостью, даже если земная любовь кажется несчастной. 

scale_1200.jpeg Зиннаида Гиппиус

…В некоем городе недалеко от Москвы живет вдовый купец Родион Яковлевич Глебов – один из старейших и наиболее уважаемых в городе. Дела он ведет большие, успешно торгует мукой – но тихо, незаметно.  Глебов из старообрядцев, он жертвует на храмы, несет послушание церковного старосты.  Жена его умерла в родах, оставив на руках мужа больную малышку Лизу и старшую дочь Серафиму. Прошли годы, девочки выросли: Серафиме уже 29, Лизе – 15. Младшая дочь купца тяжело больна –  она глухонемая и слабоумная, страдает припадками. Но Глебов любит убогую Лизу, которая внешне хороша собой и похожа на его покойную супругу. Старшая дочь Серафима фактически состоит сиделкой при больной девочке. Она тиха, набожна, любит молиться в церкви; смиренно воспринимает свои обязанности по уходу за Лизой. 

Но вот Серафима встречает свою любовь. Леонтий Ильич Дунин учился в Москве и недавно вернулся в уездный городок – он работает провизором в аптеке.  «У него было белое лицо, веселые добрые, совсем голубые глаза и широкая золотая порода». Душа девушки полна таинственной и божественной радости. 

…Но на руках у Леонтия Ильича – больной парализованный отец, три сестры восьми-десяти лет и старушка-мать – Евлампия Ниловна, которая, чувствуя расположение своего сына к Серафиме, решает устроить свадьбу, породниться с богатым купцом. 

Но отец Серафимы – Родион Яковлевич – объявляет свою родительскую волю: оказывается, его старшая дочь – бесприданница. Все состояние он завещал больной Елизавете. Серафиме, пока она живет с сестрою, ухаживает за ней, в брак не вступая, назначено скромное содержание. Но как только Серафима захочется выйти замуж – до или после его смерти, а сестру передаст на чужое попечение — то пансиона она лишится. Даже Елизавета умрет после смерти отца, Серафима пенсию сохранит до конца дней, но наследницей не станет – состояние отойдет в церковь – на помин душ.  

И лишь в одном случае есть шанс получить состояние Серафиме – если Лиза умрет при живом еще отце. «Оставит мне Господь одну Серафиму — увижу указание от Него, не возропщу. Все ее тогда, не для кого хранить», — объявляет Родион Яковлевич. 

«Нет мне ни покоя, ни радости без вас, Серафима Родионовна, — с горечью говорит Серафиме несостоявшийся жених, — А только посудите сами: как мы против родителей пойдем? Все равно не будет счастья. И осуждать вашего родителя не хочу, хоть и кажется мне, что неправильные у него мысли. Пойти наперекор — что ж, я вас люблю, мне тяжко смириться, я бы рад смиряться, — да как жить? Сами знаете, бедность у нас, отец больной, сестры-девочки мной держатся, а ведь я уж тогда должен их оставить помощью».

Серафима и не думала, что можно пойти наперекор воле отца. Ей приходит в голову другая мысль – убить «ради любви» слабоумную сестру большой дозой успокоительных капель, которые ей прописал врач. 

«А в Лизе разве душа? Разума нет — и души нет. Плоть одна поганая», —уговаривает себя Серафима. Вот и капли в рюмочку налила, а Лиза готова выпить. Но по привычке Серафима решает перед важным делом помолиться.

— Постой. Мы Богу помолимся. Так нельзя, я так не хочу. Я не ради зла какого-нибудь, а ради любви моей…

Она подняла глаза на икону и встретилась с ласковыми, но точно удивленными глазами Спасителя.

Серафима остановилась. 

«То, что поднималось из сердца все время, — вдруг поднялось до конца, перешло, перелилось, вырвалось вон, — и Серафима кинулась лицом в постель, бросив рюмку на пол. Рюмка упала и разбилась. У Серафимы слезы потекли неистовые, с криком, и Лиза, которая не могла видеть слез, тоже заплакала, закричала и потянулась голыми, тонкими, еще детскими руками к Серафиме».

— Лиза... Лиза... Травка моя неразумная... Разве я ради любви хотела? Разве можно тебя... ради любви? Ради любви — любить, хранить тебя. Плоть, говорила, неразумная, поганая. Прости, Лиза. Не оттого, что грех — не могу, а оттого, что любовь во мне к Нему, ко всему, что от Него — не могу.

«Разве я для любви моей убить хотела? — думала она. — Ведь любовь мою никто у меня не отнимал. Любовь моя всегда при мне. Я чтоб замуж за него пойти, чтоб деньги... вот для чего. Души нет... а как мы знаем? В травинке, вон, нет души, а разве она плоть поганая? В ней моя радость. И в Лизе — радость. Это я мою радость убить хотела, чтоб замуж пойти».

«Ну и не пойду замуж, — думала Серафима, засыпая,  — А радость моя при мне. В радости моей страха нет, и печали не боюсь. Мамаша говорила... печалью и радость дорога... »

Рассказ заканчивается описанием событий Великого Четверга. Серафима причащается Святых Христовых Тайн. Ее душа тиха и радостна. 

«Радостные причастные напевы дрожали в сводах; радость о том, что все чисты, все оказались достойны, для всех — благодать. Нет греха, негде быть ему, потому что здесь все чисты».

К Серафиме подходит Леонтий Ильич: видя ее светлой и беспечальной, он думает, что девушка уговорила отца дать согласие на свадьбу. Однако узнает, что Серафима и не говорила с отцом.

— Значит, конец нашему делу? И вы, значит, мысли свои ко мне переменили?

— Я к вам никогда не переменюсь. Я вас до конца моей жизни буду любить, Леонтий Ильич, — просто сказала Серафима, — замуж не судьба мне идти — я и не пойду. Что ж, я бы пошла, если б судьба. А смерти желать живому, чтобы мне выйти — я не могу… Любить вас всегда буду, а больше ничего не надо. Вы себе хорошую невесту найдете, добрую девушку, подходящую. Полюбите ее. Я узнаю — радоваться буду, если хорошая попадется и сама станет вас любить.

— Вот какие горькие слова вы мне говорите, — начал Леонтий Ильич, и на доброе лицо его легла тень недоумения, и губы дрогнули. — Нет, видно, вам моя грусть до сердца не доходит. Вам и горя мало.

— Да нет же, Господи! — говорит Серафима,  — У меня такая грусть, что и дна ей нет, заглянешь в нее — а она уж и на грусть не похожа, а будто и радость. 

Леонтий Ильич смотрел на нее, не понимая, но чем дольше смотрел, тем легче, тем веселее становилось и у него на душе.

А небо и земля вокруг них были чистые-чистые, и казалось, что ничего другого и нет на свете, кроме чистоты, тишины и счастья…

Таким радостным и светлым описанием заканчивается этот рассказ о целомудрии и чистоте русской девушки.

Вопросы:

1. Что решила сделать Серафима для того, чтобы получить состояние и выйти замуж и что ее остановило?

2. Почему девушка испытывает радость, когда любовь ее «несчастна»?

3. Придумайте счастливый конец рассказу «Святая плоть». 

4. Как вы думаете, может ли Господь устроить судьбу Серафимы именно таким образом?