Архимандрит Иннокентий (Просвирнин): вернуть в душу народа Слово Божие

Орлова Ольга
Орлова Ольга

Сегодня, 12 июля – день памяти выдающегося ученого-библиографа и церковного историка наших дней архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940-1994). «Ревнитель православного просвещения» – так назван фильм о нем, снятый по благословению архимандрита Кирилла (Павлова).

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) .jpg

«Собирание осколков разбитого корабля» 

Родился он в Омске в православной семье. В Крещении назван Анатолием. С 10-летнего возраста начал прислуживать в Омском кафедральном соборе – был алтарником, а затем иподиаконом у архипастырей-исповедников, прошедших тюрьмы и лагеря, – сначала у епископа Венедикта (Пляскина), позже у епископа Вениамина (Новицкого).

Окончил Московскую Духовную семинарию и академию. Митрополит Питирим (Нечаев) отмечал, что у него был один по-настоящему талантливый ученик – так он говорил об Анатолии (имя до пострига) Просвирнине. Еще будучи студентом, он уже работал в Издательском отделе Московского Патриархата – в редакции «Журнала Московской Патриархии». Исследовал монашество, старчество, миссионерство, церковные архивы, привлекали его издательская деятельность Церкви, книжность на Руси с древнейших времен.

Анатолий с отцом .jpg Анатолий с отцом 

Свою первую научную работу, диссертацию «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества», за которую был удостоен степени кандидата богословия, защитил по окончании академии в 1968 году и был оставлен в Московских Духовных школах преподавателем истории Русской Православной Церкви. К тому времени он уже заведовал в «Журнале Московской Патриархии» отделами проповеди и богословия. Был чрезвычайно работоспособен.

В в костнице. 1983 год. На Афоне.jpg В в костнице. 1983 год. На Афоне

При его непосредственном участии осуществлено многотомное издание «Настольной книги священнослужителя» и 24-томное издание богослужебных Миней, в корпус которых по его инициативе были включены службы русским святым, работа по поиску которых велась во множестве хранилищ и архивов. Под его руководством составлялись справочники-указатели «История Русской Православной Церкви в документах региональных, федеральных архивов, архивов Москвы и Санкт-Петербурга». Он называл этот кропотливый труд «собиранием осколков разбитого корабля». Его трудами и попечением обработан и сохранен для нас объемный архив святителя Афанасия (Сахарова).

Хотя его формальное образование ограничилось средней школой и Московской Духовной семинарией и академией, познания его были значительными, как отмечал академик Сигурд Шмидт:

«Он обладал счастливым даром находить Учителей и учиться у них – воспринимал так не только тех, с кем непосредственно общался, беседовал или чей жизненный подвиг созерцал воочию, но и тех, с чьи нравственным и научным наследием знакомился».

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) .jpgПуть подлинных христиан крестоносен

В 1970 году Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона и чуть позже – во пресвитера. В 1977 году в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия (Вениаминова).

Делом всей жизни архимандрита Иннокентия стала подготовка уникального иллюстрированного 10-томного издания Русской Библии, лишь два тома которой было выпущено при его жизни. Издание, воспроизводящее сохранившуюся в единственном экземпляре Геннадьевскую Библию XV в., дополнено материалами русских рукописей с XII по XVII вв.

Этот труд был предпринят с глубокой научной мыслью – познакомить будущих исследователей с первоначальными Священными текстами, на которых укреплялся и духовно возрастал наш народ.

В конце своей жизни отец Иннокентий служил казначеем в возглавляемой тогда владыкой Питиримом (Нечаевым) Успенской Иосифо-Волоцкой обители: стройки, ремонты, расчеты с рабочими, хозяйственные дела... Но и здесь отец Иннокентий продолжал главный труд своей жизни – просвещение.

Митрополит Питирим (Нечаев) в Издательском совете.jpg Митрополит Питирим (Нечаев) в Издательском совете

Создал уникальный Музей Библии – научный центр, при котором продолжал исследовательскую и издательскую деятельность. Основал «Международное Волоколамское краеведческое общество», в рамках которого ежегодно, начиная с 1990 года, в день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, проводил научно-богословские конференции, неизменно собирая вместе церковные и научные круги.

Отец Иннокентий многое бы еще сделал...

В ночь на 1 апреля 1993 г. на него напали двое уголовников. Тяжелая травма позвоночника, перелом ноги, отбитые внутренние органы, раны, нанесенные преступниками, в частности, ножом...

На Куликовом поле.jpg На Куликовом поле

Из Москвы за отцом Иннокентием приехали его ученик – тогда еще архимандрит Алексий (Фролов), наместник Новоспасского монастыря – и помощница Ольга Владимировна Курочкина. «Входим в палату. В палате, кроме отца, еще четыре человека. Отец Иннокентий в сознании, – вспоминала она. – Сжимается сердце от боли: Господи, как можно так избить человека, священника, как только поднялась рука?! Особенно страшно, что не видно белков глаз – одна кровь, в которой словно плавают зрачки…».

Тогда в печати находился 8-й том Русской Библии, включающий Апокалипсис. Помощница отца Иннокентия Ольга Владимировна привозила ему в Институт Склифосовского, куда отца Иннокентия, все-таки убедив, увезли из Волоколамска с его, как он сам называл, место расправы, «Куликова поля», цветную корректуру. Совпадение, говорит, неслучайно...

Снимок экрана 2022-07-11 в 22.46.56.jpg

Отец Иннокентий так и не смог до конца восстановить здоровье. В последний год жизни провел некоторое время в древнем Киккском монастыре на Кипре, совершил паломничество в дни праздников Рождества Христова и Богоявления во Святую Землю, молился на Голгофе и у Гроба Господня, побывал на священной горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины.

В последний год жизни он нашёл приют в Новоспасском ставропигиальном монастыре в Москве, ставшем и местом его упокоения. Он умер 12 июля 1994 года от острого сердечного приступа в келье епископа Порфирия (Успенского), которого считал своим духовным наставником. Отпевание было совершено 14 июля наместником монастыря архимандритом Алексием (Фроловым). Проститься с почившим к началу Божественной литургии в обитель прибыл её священноархимандрит Патриарх Алексий II.

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и владыка Алексий (Фролов). Последняя служба вмете. 1994 год.jpg

Могила отца Иннокентия находится напротив алтарной апсиды Спасо-Преображенского собора.

Российский учёный Сигурд Шмидт по поводу его кончины отмечал:

– Кончина этого видного церковного деятеля – тяжёлая утрата и для наших гуманитарных наук, отечественной культуры. Хотя сам отец Иннокентий более всего ощущал себя священнослужителем и был одним из самых почитаемых в Москве духовных пастырей, его в нашей стране и за рубежом признавали как выдающегося знатока, исследователя и публикатора памятников письменности, историка культуры и историографа отечественной археографии.

Архимандрит Иннокентий казался воплощением живой творческой связи современных гуманитарных наук с магистральными двухвековыми традициями изучения памятников истории и культуры нашего Отечества.

Почему искони на Руси именно монахи были мастерами слова, или Что надо, чтобы писать?

Архимандрит Иннокентий много работал со словом и писал, что именно монахи всегда были специалистами в книжном деле и просвещении. Потому что они понимали саму суть этого дара Бога человечеству. «В отличие от бессловесных, человек через слово творит все», – писал он.

Человек молящийся, читающий и пишущий способен к целостному восприятию картины мира, осмыслению, творчеству.

Эти Богом данные качества стремятся ныне подменить гиперцепцией потребителя – то самое «клиповое сознание», постоянно рассеиваемое мельтешащими образами. Это то, что ослабляет в современнике разумную силу его души, покушаясь тем самым и на его связь с Богом-Словом. Вот почему монахам особенно важно держать оборону этого рубежа.

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) .jpgДалее читаем у отца Иннокентия: «Слово рождается от мысли. Движение мысли происходит от помысла, на котором человек сосредоточил свои ум и чувства. То есть в слове определяется и находит конкретное самовыражение воля человека. И от того, каким бывает слово – добрым или худым – обнаруживается духовная направленность воли человека, доброй или злой».

Издревле просветительские центры возникали на Руси именно при монастырях, где иноки-летописцы и переписчики книг владели молитвенной практикой, имели навыки отсекать нечистые и злые помыслы и возводить ум к Богу. Именно через такое слово очищается и душа читающих. 

«Надо и в наши дни, – призывал отец Иннокентий, – вернуть в душу народа то слово, которое он утратил. Это Слово Божие». 

Пусть и посредством миссии в интернете. Тем более что эта сеть давно уже уловила большинство молодежи.

«Дети очень быстро все поймут и примут генетически! – уверял отец Иннокентий. – К ним в головки все поступает свыше, и они открыты этим смыслам».

В общении с подростками ценил свободу. «Все прочее, – убеждал взрослых, особенно педагогов, – будет ложью и насилием». 

Литературный труд, как отмечал архимандрит Иннокентий (Просвирнин), является для ученых монахов особой формой молитвы. Так и читающие приобщаются к богообщению.

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) .jpg

Духовный опыт народа впервые, как пишет отец Иннокентий, был обобщен и зафиксирован в русских, создаваемых в монастырях летописях: «Летописцы бережно записывали свидетельства о своем народе, отражали духовную атмосферу русской жизни. На свой труд инок-летописец смотрел как на высокое служение Родине».

«Отец Иннокентий не уставал повторять, – вспоминал владыка Алексий (Фролов), – что люди оторваны от корней, что необходимо формировать историческое мышление, чему, согласно его убеждению, во многом бы помогло изучение русских летописей».

Именно в летописях сконцентрирован взгляд на историю с высоты Промысла Божия. И при этом «каждая из летописей заключает в себе элементы краеведения», – говорил отец Иннокентий, призывая районные библиотеки регионов, где он бывал, формировать собрание летописей.

Изучая наследие отцов, особенно старинные летописные своды, человек, по мысли отца Иннокентия, возвращается не только к самому себе, на свою географическую и этническую родину, но и к Богу – соприкасается с вечностью.

«Евангелие – первопричина и первотолчок нашей 1000-летней литературы», – отец Иннокентий любил приводить эти слова Дмитрия Сергеевича Лихачева.

«Летописание вбирало в себя исторический, нравственный и богословский опыт предшествующего времени», – отмечал данный и нашему времени ученый монах.

В монастырях же издревле воспитывалась и культура чтения. Сам Устав монастырей, как подчеркивал отец Иннокентий, раньше требовал, чтобы в свободное от работы время монахи занимались чтением.

Считалось: тот, кто книги часто читает, беседует с Богом и святыми.

Однако: «Мало прочесть. Мало усвоить умом. Важно это умное делание укоренить в сердце через процесс рукописания», – отмечал отец Иннокентий, радуясь возрождению этой практики в монастырях и духовных школах. И сегодня желающие получше проникнуться Словом Божиим просто берут и переписывают, например, Евангелия от руки.

Отец Иннокентий сформулировал в свое время понятие «состав чтений»: «Тщательно проанализировав количество списков, он приходит к выводу, что “состав чтений”, то есть то, что читали и переписывали наши отцы, и уровень нравственности стоят в прямой зависимости друг от друга», – отмечает его ученик и постриженник от Евангелия – архиепископ Алексий (Фролов).

Зная эту закономерность, отец Иннокентий стремился прививать детям и молодежи вкус к чтению Слова Божия и исторических книг, прежде всего летописей, внимание к источникам, любовь к церковнославянскому языку – в них вся жизнь, слава, мудрость и рачительно передаваемый нам из поколения в поколение опыт нашего народа.

Об отце Иннокентии читайте в книге «Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова)» и заказывайте книгу напрямую у автора http://sunofrus.ru/w/shop/