Ей Сама Матерь Божия четочки перед сватовством на руку намотала

16 августа – день памяти подвижницы наших дней схиигумении Марии (Горбатовой; †1961). Церковный писатель Cергей Иосифович Фудель называл ее духовной наставницей многих. Начиная с 1930-х годов в Загорске (ныне Сергиев Посад) она руководила тайной монашеской общиной, которая своим епископом признавали владыку Афанасия (Сахарова).

Лаврский иеромонах Памфил (Осокин) встретился с келейницей и духовной дочерью схиигумении Марии Ниной Владимировной Васяевой. Публикуем ее рассказ.

Нина Владимировна Васяева:

– Родом матушка Мария из Тамбовской области. Она вспоминала: когда батюшка Иоанн Кронштадтский путешествовал по России, всегда заезжал к ним в семью, к ее родителям, брал матушку на руки.

Мы с братом и моими родителями к матушке начали ездить уже в Сергиев Посад (тогда Загорск) в 1951 году. Родители заходили к старице, беседовали, а мы, дети, тогда только брали благословение и уходили.

Папа прошел всю войну, вырос сиротой, в детстве с сестрой они очень нуждались, ходили побирались. Поэтому в своей семье он старался иметь в запасе продукты питания, обращал внимание на то, чтобы семья была сыта, одета-обута.

Он приходил к старице и спрашивал: «Матушка, какой же запас иметь питания?» А нас шесть человек было. И она ему отвечала: «Имей немножко всего – килограмм по 10». Папа всегда это имел в виду, всё тащил в дом по благословению матушки.

А история матушки известна: она юной ушла в монастырь.

Никаких женихов! Пойдем наверх

Вот как эту историю излагал со слов матушки С.И. Фудель:

Схиигумения Мария, о которой я уже упоминал, пошла в монастырь лет 16-ти. Отец ее был богатый купец, а матери она не помнила. Была у нее добрая и верующая по-настоящему няня. И вот отец решил, что пора ее выдавать замуж. Был назначен день, когда придет сваха с женихом, и будут «смотрины». В этот день она, печальная и о замужестве своем не думающая, должна была надеть какое–то особенное парадное платье из красного атласа. 

Всё обольщений красоты быстро проходит.jpg Всё обольщение красоты быстро проходит

В этом платье она и сидела одна в большом двухсветном зале, ожидая гостей и жениха. Гости задержались, а она, положив руки на стол, а на руки голову, неожиданно заснула. И вот она видит, что открываются двустворчатые двери, и в комнату входит высокая Госпожа в таком сияющем одеянии, что ей стало страшно. Госпожа прямо подошла к ней, взяла ее левую руку и трижды намотала на нее четки со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Девушка проснулась и бросилась к няне с рассказом о видении.

Няня сразу и твердо сказала: «Никаких женихов! Пойдем наверх к себе». Там она велела повязать щеку платком, а сама пошла к отцу и объявила, что «у девочки заболели зубы». Смотрины были отменены, а вскоре отец, устрашенный видением, сам отпустил ее в монастырь.

// У стен Церкви / С. И. Фудель; [сост., подгот. текста, вступ. ст., примеч. протоиер. Н. В. Балашова]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Рус. путь, 2012. – С. 153-154.

Нина Владимировна Васяева:

– Матушка Мария в той обители, где постриглась, потом игуменией стала. Там, как я слышала, было 300 сестёр [2]. Когда после революции стали закрывать обитель, якобы всех сестёр утопили в Волге. Хвалынск стоит на берегу Волги, берег там действительно крутой.  

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери Вольского Владимирского монастыря.jpg Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери Вольского Владимирского монастыря

Говорят, матушку спас один милиционер. Вытащил ее уже обмороженную из проруби, – а у нее руки всегда такие белые были, точно действительно отмороженные.

На Волге довольно холодно, зимы морозные. После она попала в Запорожье к своим духовным чадам, которые ездили к ней в монастырь. Сколько она у них прожила – не знаю. Где она после них была, мне тоже точно неизвестно, говорят, была она и на Кавказе, и в Сухуми.

Матушка Мария.jpg Матушка Мария

Жила потом и в Саратове. Здесь она ходила с квартиры на квартиру, с ней была мать Арсения, который рассказывала  мне один чудесный случай. Остановились они в каком-то частном домике, сколько их там было, за столом сидело, она мне не сказала. Постучали, она, молодая, пошла открывать. Говорит: «Иду я и думаю – ну всё, сейчас матушку заберут». А там милиция пришла. 

Милиционеры зашли в комнату, где они сидели за столом, смотрят – никого нет. А мать Арсения была молодая, ещё маленькая такая ростом, они посмотрели, подумали, что одна девчонка дома, и ушли. 

Она пошла за ними закрывать. Закрыла, идёт назад. А там все и матушка опять за столом сидят.

Я не знаю, где матушка еще скиталась, но после войны она приехала в Сергиев Посад.

Дом, в котором находился монастырь под руководством схиигумении Марии. Сергиев Посад, Кустарная, 28. Фото С. Бессмертного.jpg Дом, в котором находился монастырь под руководством схиигумении Марии. Сергиев Посад, Кустарная, 28. Фото С. Бессмертного

А мы с родителями и бабушкой Степанидой жили в Прилужье, это 60 км от Хвалынска, и раньше там тоже был Свято-Троицкий монастырь. Бабушка моя, 1880 г. рождения, практически ровесница матушки (1881). Они вместе ездили в этот монастырь, помогали там: и матушка, и бабушка моя, и мама – у них был старец, отец Иннокентий (в схиме Иона), духовник обители.

Батюшка много лет оставался в Прилужье, уже слепой. У нас районное село было очень большое, завод, литейные цеха, потом – колхоз. Старец скрывался где-то в подземелье, где туда вход был – никто не знал. Где-то он был замурован, закрыт или, может, дровами постоянный вход был заложен. Там у него была послушница, она ухаживала за батюшкой, еду ему передавала. Мама мне потом как-то сказала, что отца Иннокентия переправили потом как-то на Афон. А на какой Афон, они не знают: на Кавказ или дальше, в Грецию.

Потом уже мы, я и бабушка, никогда его не встречали и ничего о нем не знали. Но и бабушка, и мама моя неоднократно ездили в тот монастырь до тех пор, пока его не закрыли.

Приезжали мы и в Сергиев Посад очень часто: папа нас возил, хотя сам про веру ничего не знал, вырос сиротой.

Всем нам матушка Мария говорила, что Москва провалится…

Продолжение следует…

Подготовила Ольга Орлова


1.     По другим данным порядка 500, речь идет о Вольском монастыре в Саратовской области. См. Василевская В.Я. «Катакомбы XX века». – М.: Фонд им. протоиерея Александра Меня, 2001. [Эл. ресурс] URL: http://alexandrmen.ru/books/katakomb/ktkmb0.html