Юбилей игумении Софии (Силиной), которая полжизни отдала монастырю

Сегодня, 18 ноября, в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга празднуют 50-летие игумении Софии (Силиной). 25 из своих 50-ти (и это второй юбилей, уже всей обители) матушка посвятила восстановлению монастыря – практически из небытия. Об игуменье Софии и небесных покровителях северной обители – наш материал.

Ольга Орлова
Орлова Ольга

Матушка-голубушка

Будущая матушка София (в крещении Юлия) родилась 18 ноября 1972 года в Ленинграде. Окончила с отличием среднюю школу и поступила на дневное отделение юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Но в 1992 году стала послушницей возрождающегося Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, где и была пострижена в монашество архимандритом Кириллом (Начисом).

Молоденькую монахиню особо заприметила и опекала знаменитая пюхтицкая игумения матушка Варвара (Трофимова). Она была настоящей старицей, умудренной опытом.

Матушка София с архимандритом Кириллом (Начисом).jpg Матушка София с архимандритом Кириллом (Начисом)

Игумения Варвара сама с младых лет окормлялась в монастырях, которые при советской власти были затеряны в союзных прибалтийских республиках и не закрывались. Святейший Патриарх Алексий II потом как-то сказал по итогам этого наставничества: «Матушка София – пюхтицкая по духу».

Изначально скептически настроенная по отношению к постригу внучки, ее бабушка, пообщавшись с матушкой Варварой, вдруг изменила мнение и призналась: «Знаешь, хотя я по возрасту и старше, чем матушка, но чувствую, что она мне как мать».

«У матушки Варвары был уникальный дар сопереживания, – делится матушка София, – наши сестры, ездившие в Пюхтицу, рядом с ней словно расцветали, открывая ей сокровенные помыслы, которые не всегда можно решиться высказать даже своей игумении. Матушкина любовь помогла преобразить и сердца моих сродников, а моя бабушка впоследствии приняла постриг в нашем монастыре...»

Матушка София с пюхтицкой игуменией Варварой (Трофимовой).jpg Матушка София с пюхтицкой игуменией Варварой (Трофимовой)

Сама монахиня София (Силина) в свои 25 лет была назначена руководить возрождением святыни. Ныне она – настоятельница Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, старший преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии (читает «Право», «Правовое положение Церкви», «Правовые основы деятельности прихода»). Ну а в монастыре учит и сама учится прежде всего послушанию и молитве…

Место захоронения священномученика Илариона 

Небесные покровители: священномученик Иларион (Троицкий) и преподобный Серафим Вырицкий

Несколько глав своей знаменитой книги «Несвятые святые» митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) написал в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, бывая в столице на Неве по делам. Он там даже зачитывал сестрам получившиеся фрагменты.

Преподобный Серафим Вырицкий.jpg Преподобный Серафим Вырицкий

Между обителями московской Сретенской, восстановленной владыкой Тихоном, и Воскресенской Новодевичьей санкт-петербургской существуют давние связи. Это и общие небесные покровители, главный из которых, священномученик Иларион (Троицкий), выдающийся богослов, некогда в многомятежные постреволюционные годы бывший настоятелем Сретенского московского монастыря. Но упокоен страдалец был на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга как раз у Воскресенской Новодевичьей обители. В 1998 году матушка София участвовала в обретении его мощей. А потом…

Потом, как рассказывал владыка Тихон, произошло примерно то, что с мощами святителя Николая, которые из города Мира в Ликии, где он епископствовал, были похищены итальянцами и перевезены в Бари...

Мощи священномученика Илариона ныне пребывают в Сретенском монастыре в Москве.

Воскресенский собор обителиЗато Новодевичий монастырь получил из Пюхтицы бесценный дар – пюхтицкая схимонахиня Евстафия (Карасева) передала питерским сестрам дневниковые записи преподобного Серафима Вырицкого. Это еще один небесный покровитель Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Это наш великий русский святой XX века, который в Великую Отечественную войну вымаливал победу нашим воинам, стоя, как и его величайший предшественник – преподобный Серафим Саровский, – ночи напролет на коленочках на огромном камне.

До 1917 года будущий святой Серафим Вырицкий слыл весьма состоятельным купцом, счастливым семьянином. Еще до обоюдного решения о принятии монашества богатейшая чета Муравьевых – фамилия преподобного – благотворила Воскресенской Новодевичьей обители (на их средства, в частности, монастырь содержал богадельню). Приняв же постриг, преподобный вступил в братство Александро-Невской лавры, а его бывшая супруга Ольга и будущая келейница вместе с внучкой стали насельницами Воскресенского Новодевичьего монастыря.

О блаженной кончине бывшей жены, принявшей схиму с именем Серафима, и пишет в своем дневнике вырицкий чудотворец, – к тому моменту совсем уже не поднимавшийся из-за тяжелого недуга.

Орфография в приведенном фрагменте сохранена авторская:

«Положение болезни ухудшалось, все было использовано, что дает медицина. Я не имел возможности встать с постели, чтобы видеть нашу дорогую Матушку. 

В 2 I/24 утра в понедельник я просил Маргариточку (та самая внучка, которая с 3 до 13 лет жила с бабушкой-монахиней в Новодевичьем монастыре. – Прим. ред.) дать мне возможность встать с постели, одеться и перейти в мою келию к умирающей Матушке.

Маргариточка меня одела, и с трудом, опираясь на ее плечо, я вхожу в мою келию и вижу Матушку, лежащую в постели, спокойную, но с закрытыми глазами. Господь дал мне силу. Я подошел к святому столу, на котором стоят в Св. Потире запасные Святые Дары. Я одел Эпитрахиль, поручи, взял маленький Потир, вложив в него Святые Дары и немного церковного вина; затем подошел к постели, прочел молитву исповеди и, взяв в руки Св. Потир, приступил к совершению Таинства приобщения Святых Таинств.

Матушка лежала спокойно с закрытыми глазами.

Какая-то неземная радость отражалась на ее лице. Я читаю молитву “Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Сын Бога Живага, пришедый в мир грешныя спасти” и т.д. Матушка открыла глаза. Я, положив на грудь плат, приступаю к Святому Причащению со словами: “Матушка, открой немного ротик и проглоти Святые Дары”. Она улыбнулась, но улыбка ее была неземная. Открыв свои уста, приняла и проглотила Святые Тайны; и оставшееся в Святом Потире вино приняла и проглотила, и, желая оградить себя крестным знамением, коснулась правой рукой головы, и рука ее бессильно упала на грудь, и глазки ее закрылись».

Фреска в домовом храме преподобного Серафима Вырицкого в Воскресенской Новодевичьей обители Питера Ныне в возрожденном Воскресенском Новодевичьем монастыре один из храмов освящен в память преподобного Серафима Вырицкого, этого особо почитаемого ктитора (то есть благотворителя) обители. Храм расписан сценами из жития преподобного Серафима – на одной святой благословляет большой просфорой, предуказывая игуменство, отроковицу – в будущем как раз пюхтицкую матушку Варвару (Трофимову), ставшую впоследствии духовной наставницей и попечительницей возрождаемого Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Это живое преемство Церкви. Одни умирают – но в строй встают христиане и христианки следующих, казалось бы, уже даже потерянных для Церкви поколений.

«Достаточно было видеть лица людей»

Небесной покровительницей Воскресенского Новодевичьего монастыря является и преподобномученица Мария Гатчинская – страдалица того же XX века. Некоторое время ее мощи находились в Воскресенской Новодевичьей обители Санкт-Петербурга. А после их перенесения на место подвига святой в Гатчину по благословению правящего архиерея в монастыре осталась часть ее честной главы.

Набрав земельки из могилы преподобномученицы Марии Гатчинской, матушка София посыпала ею территорию вокруг здания, которое всё никак обители не хотели возвращать… 


Ученики Свято-Владимирской школы у портрета празднуемого ныне святителя Тихона Сейчас здесь попечением монастыря устроена общеобразовательная школа.

 Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Владимирскую школу и Центр помощи молодым мамам 31 мая 2019 года

 

И поразительно, что директором занимавшего некогда это здание ООО «Медикор» оказалась правнучка старосты Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга. Постепенно и она сама, и почти все ее около 100 сотрудников, познакомившись с матушкой Софией и сестрами, стали воцерковляться…

«На церковные праздники сотрудники нашей клиники получали из Новодевичьего монастыря красивые приглашения, – рассказывает директор Елена Михайловна Пестова. – Тогда мы еще не были воцерковленными и сразу искали на приглашениях, когда состоится праздничная трапеза, чтобы подойти к этому времени. Например, начало службы было в 9 часов, а начало трапезы – в 12 часов, и мы шли только на трапезу. Еда в монастыре была простая, но всегда очень вкусно приготовленная.

Первая трапеза в монастыре нам очень запомнилась – это был день тезоименитства игумении Софии, память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. По монастырской традиции, одна из сестер за трапезой читала жития святых. Мы были людьми нецерковными и прежде с житийной литературой не сталкивались, поэтому даже не подозревали, какие страдания претерпевали мученики за Христа – а тут три маленькие девочки! Описание их истязаний стало и для нас настоящей пыткой. Текст был очень тяжелым – «не для обеда», как заметил сидевший рядом мой заместитель Николай Владимирович. Он с трудом что-то проглотил, с непривычки к такому чтению нам было не до еды, перед глазами стояли святые мученицы. После этого праздника Николай Владимирович предложил мне:

– Давай посмотрим, что они делают до трапезы.

И мы решили пойти в храм на праздничное богослужение: интересно было узнать, что там происходит. Помню, как мы стояли на службе в Казанском соборе, рассматривали поблекшие стены и заложенные кирпичами окна. Богослужение в тот день было какое-то особенное, мы удивлялись тому, что священнослужители и прихожане опускаются на колени.

– Фанатики какие-то, – шептал испуганный Николай Владимирович.

Мы, разумеется, на колени не вставали. Потом мне рассказывала регент монастырского хора инокиня Елена, как певчие наблюдали за нами с верхнего клироса.

– Вот стоят наши «свечечки», – говорили сестры о нас, потому что только мы вдвоем не опускались во время молитвы на колени.

Возможно, первое время мы что-то делали не так, но никогда не чувствовали по отношению к себе ничего, кроме любви и ласки. Потихонечку всё это на нас действовало, и посещение храма стало духовной потребностью. Николай Владимирович крестился в Новодевичьем монастыре уже в зрелом возрасте, мы стали чаще приходить на службы…

Пришло понимание того, что необходимо исповедоваться и приступить к таинству Евхаристии – для этого достаточно было видеть лица людей после причастия».

 Фильм «Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга". Источник: официальный сайт обители 

Подробнее о монастыре, возможности остановиться при обители см. на сайте: вноводевичий.рф