Любить, как дышать воздухом. Памяти архимандрита Тихона (Агрикова; в схиме схиархимандрита Пантелеимона)

15 ноября – годовщина преставления ко Господу архимандрита Тихона (Агрикова; в схиме схиархимандрита Пантелеимона; † 15.11.2000), известного старца, духовника и писателя, автора книг «У Троицы окрыленные», «Матерь Света» и других, претерпевшего гонения, многие годы находившегося в затворе. Обет служить Богу и людям он дал во время Великой Отечественной войны.

Мария Захарова
Иеромонах Пафнутий (Фокин)

Материнское благословение

Будущий схиархимандрит Пантелеимон (в монашестве отец Тихон, в миру Василий Петрович Агриков) родился 28 ноября 1916 года в селе Одоевщина Хвалынского уезда Саратовской губернии в крестьянской семье. Его родители Петр Ильич и Матрона Яковлевна были благочестивыми, глубоко верующими людьми и своего сына воспитали в православной вере. С ранних лет Василий посещал Церковь и пел на клиросе. Юноша смог окончить только четыре класса сельской школы, так как других учебных заведений в округе не было.

В 1929 году семья Агриковых переехала в город Сызрань, а в 1934 году переселилась в Астраханскую область, километров за шестьдесят от города, к самому берегу моря. Здесь в рыболовецком колхозе они ремонтировали рыбацкие лодки и суда на пристани. Василий освоил также специальность шофера, которая стала его основной профессией, пригодившейся ему во время службы в Красной армии, которую он проходил в Ростове в 1938–1940-х годах. Отслужив, Василий вернулся домой и проработал год на автобазе Астрахани. Хотел продолжить обучение, но началась война, и его снова мобилизовали. Воевал рядовым, был шофером в танковых частях 1-го Украинского фронта. Перед отправкой на фронт его мама, Матрона Яковлевна, дала сыну маленькую иконочку Божией Матери «Казанская», с которой он не расставался всю войну.

1.jpgАрхимандрит Тихон (Агриков)

Отец Тихон рассказывал, что молитвами Матроны Яковлевны Матерь Божия его хранила. Так, однажды он вез на автомашине снаряды на передовую. Подъезжая к польскому городу Ченстохова, стал подниматься на своем грузовике по горной дороге. Когда достиг уже середины подъема, вдруг увидал, что шедшая впереди огромная, как вагон, машина, на которой был целый госпиталь – раненые и обслуживающий персонал, – скатывается обратно под гору и на полном ходу приближается к нему! Дорога была очень узкая, налево и направо – пропасти. Солдат не успел опомниться, как автомобиль налетел на его грузовик, перевернул, превратил в бесформенную кучу железа, но от удара потерял скорость и остановился на краю пропасти. Шофера изувеченной машины нашли невредимым. Только лицо было поцарапано разбитым стеклом.

Все поражались: как он мог остаться живым и невредимым?! А дело было в том, что в кармане своей гимнастерки он хранил маленькую икону Казанской Божией Матери – материнское благословение.

3.jpg

В другой раз туманным утром он ехал с командиром на легковой машине, которая неслась полным ходом с выключенными фарами. Вдруг – он скорее почувствовал, чем услышал, – какой-то голос стал говорить ему: «Сбавь ход, потише». Едет потихонечку, голос второй раз говорит: «Потише, дай самый тихий». Он дальше едет. Голос в третий раз: «Остановись!» Водитель невольно сбросил газ, затормозил и… замер от страха: в темноте перед самыми колесами зияла мрачная бездна, от которой кружилась голова. Огромный мост впереди был взорван, а внизу проступали слабые очертания разбившихся автомашин. Туда была и его дорога… Но в кармане гимнастерки лежала маленькая иконочка…

Учеба в Духовной школе

В мае 1946 года Василий демобилизовался и стал работать вдали от своей родной семьи на трудфронте рыбзавода города Астрахани, но проработал там недолго и в этом же году уехал поступать в Московскую духовную семинарию. В свое время, еще в Саратовской губернии, духовным наставником благочестивой семьи Агриковых был иеромонах Нифонт (Выблов, ныне преподобномученик Нифонт, входит в состав Собора Саратовских святых). В своих воспоминаниях отец Тихон называет его «монахом святой жизни» и рассказывает, что тот имел огромное влияние на его близких. Именно он, а также еще один подвижник – архиепископ Астраханский и Саратовский Филипп (Ставицкий), прошедший через две длительные ссылки, – помогли Василию решиться на священство. Благодаря рекомендации владыки Филиппа его приняли в семинарию, хотя четырехклассного образования для поступления было недостаточно.

В Новодевичий монастырь, где располагались тогда Богословские курсы до преобразования их в Московскую духовную семинарию, Василий Агриков приехал, как и многие другие фронтовики, в военной форме.

На курсе к нему все относились с большим уважением и благоговением. Насколько почитали его однокурсники, видно из того, что они всегда обращались к нему по отчеству: Василий Петрович. На утренние службы он всегда вставал первым и будил товарищей, не пропускал ни одного братского молебна, полунощницы, и даже ходил на ранние литургии.

В Академию Василий поступил в 1950 году, а на третьем курсе, в 1953 году, принял монашество и был рукоположен в священный сан. Постриг в Троицкой обители совершил наместник монастыря архимандрит Иоанн (Разумов) в Успенском соборе Лавры на праздник иконы Божией Матери «Тихвинская» 26 июня/9 июля, когда также празднуется обретение мощей преподобного Тихона Луховского, Костромского. Восприемником при постриге стал архимандрит Сергий (Голубцов), будущий архиепископ Новгородский. В этом же году Патриархом Алексием I монах Тихон был хиротонисан во иеродиакона, а через несколько месяцев – во иеромонаха. В 1958 году Святейший Патриарх возвел отца Тихона в сан игумена, а в 1969 году – в сан архимандрита.

Родство с отцом Кириллом (Павловым) и знаменитые исповеди отца Тихона

5.jpegВыпускники Московской духовной академии 1954 года: игумены Феодор (Андрющенко), Тихон (Агриков) и Кирилл (Павлов) 

В Лавре отец Тихон прошел множество послушаний, а после рукоположения ему поручались самые ответственные. С 1954 года он был экономом монастыря, с 1955-го – казначеем, заведовал свечным ящиком, много проповедовал по поручению наместника Лавры архимандрита Пимена (Извекова, будущего Патриарха). Также отец Тихон регентовал монашеским и любительским хорами. Иногда батюшка вместе с отцом Кириллом (Павловым) и благочинным, архимандритом Феодоритом (Воробьевым), исполняли великопостное трио, о чем отец Тихон с умилением вспоминал позже, когда был на Кавказе.

Следует особенно отметить духовную дружбу и родство отца Тихона и отца Кирилла. Оба они были выходцами из крестьянской среды, оба возрастали в годы богоборческих гонений на Церковь, оба прошли Великую Отечественную войну, после которой поступили в Московские духовные школы и стали монахами Троице-Сергиевой Лавры. Когда отец Тихон стал преподавать в Академии, многие обязанности по казначейству легли на плечи его помощника, отца Кирилла, который всю оставшуюся жизнь с глубоким уважением и великой любовью вспоминал отца Тихона, ценя его за простоту и благоразумие. Но главным послушанием батюшки было духовничество. Он часто и много исповедовал. Иногда буквально с вечера до утра, уходя в келию перед службой не более чем на час.

О нем говорили, что он умеет найти ключ к сердцу каждого человека и обратить его к покаянию.

Когда отец Тихон проводил общую исповедь в Трапезном храме Лавры, весь храм плакал. На исповедь к нему всегда выстраивалась очередь. Батюшка был исключительным тружеником и подвижником. Говорили, что он спал всего по двадцать минут кряду.

Любить, не делая различия

6.jpgОтец Тихон возле лаврского Трапезного храма 

Отец Тихон имел дар молитвенного плача. Некоторые видели у него по утрам большое количество носовых платков, насквозь пропитанных слезами. На трапезе, во время чтения жития святых, братия часто были свидетелями того, как батюшка сидит за столом, вздыхает, а слезы прямо в тарелку льются...

Отец Тихон был необыкновенно кротким и смиренным человеком. Он был наделен даром прозорливости, о чем имеются многочисленные свидетельства лаврских насельников и духовных чад батюшки. Хотя архимандрит Тихон официально не был братским духовником, но многие из братии выбирали его своим наставником. Он очень любил братию. Рассказывали, что, живя в монастыре, он имел такую удивительную особенность: иногда ходил по келиям, причем знал, в каком состоянии находится живущий в ней брат. Был, к примеру, такой случай: один монах хотел уйти из монастыря, никто об этом не догадывался. Отец Тихон пришел, поговорил с ним – и брат остался. Старцу все было открыто, кто какой немощью побежден.

В Московской духовной семинарии и Академии батюшка преподавал Священную историю Ветхого и Нового Завета и пастырское богословие – один из самых важных предметов для каждого будущего священника. Студенты Духовных школ горячо почитали своего наставника.

Назидая будущих священнослужителей, отец Тихон говорил, что «пастырю нужно любить, как дышать воздухом. И любить, не делая различия, без расчета, без выбора».

Дар слова, – ненавидимый врагом

4.jpg

Он прекрасно преподавал и всецело отдавался служению Богу и людям. В 1963 году руководство Московской духовной академии присвоило ему звание доцента. Господь даровал батюшке выдающийся дар слова, который соделал его одним из лучших лаврских проповедников. В 1950–1960-х годах он был известен всей православной России. Красноречивее всего об отце Тихоне говорят его собственные книги: «У Троицы окрыленные», «Матерь Света», «Прямой путь к Богу», «Заступница усердная», «С Евангелием. Духовное наследие старцев нашего времени»… По сей день они утешают, укрепляют и наставляют всех, кто старается узнать Бога и жить по Его заповедям.

Яркая деятельность архимандрита Тихона не могла остаться незамеченной светскими властями. В Лавре вдруг появились некие эксцентричные женщины, которые стали бегать за отцом Тихоном, преследовать его. Они оскорбляли батюшку, кусались, бросались перед ним на землю и хватали за ноги. Говорили, что эти женщины за большую плату посылались от КГБ. Когда их сдавали в милицию за хулиганство, они тут же оказывались на свободе – их выпускали. И действительно, одна из них спустя много лет призналась, что получала за свои выходки большие деньги.

Архимандрит Тихон дважды уходил из Лавры: в первый раз его отпустили в непродолжительный академический отпуск – надеялись, что гонительницы успокоятся. Но скандалы продолжались. Вскоре батюшка был отстранен от преподавания, а затем и вовсе удален из монастыря, который любил больше всего на свете. В октябре 1968 года ему было приказано выехать из обители за 24 часа…

Скитания

2.jpgАрхимандрит Тихон (Агриков) и иеродиакон Михей (Тимофеев)

Отца Тихона перевели сначала в Переделкино, но преследовавшие его женщины и там стали безобразничать. Вскоре по совету знакомых матушек он уехал в Закарпатский Свято-Николаевский Мукачевский женский монастырь, но через два года гонительницы его выследили и начали опять буйствовать. Потом они добрались и до Марухи, куда батюшка перебрался из Мукачево. Отец Тихон постоянно был вынужден скрываться, жить в уединении. Из Марухи он уехал в Тбилиси, а потом – в Сухуми, где стал жить в затворе. Примерно в эти годы батюшка принял схиму. Казалось, что здесь он наконец обретет долгожданный покой, но началась война... В 1994 году поздней осенью отец Тихон, отслужив литургию, с ближайшими духовными чадами в спешке уехал на микроавтобусе из Сухуми в Сочи. Из-за взрыва железнодорожного полотна в районе Гагры поезда дальнего следования не ходили. Дом, в котором жил батюшка, вскоре сожгли...

Всего того, что пережил старец среди скитаний, мы, наверно, уже не узнаем. В письмах о себе он практически ничего не говорил: «О себе не пишу, Бог знает мой крест, молись, чтобы его донести». Своим чадам запрещал что-либо о себе рассказывать.

В одном письме духовной дочери он с горечью писал: «Но кто поймет и вынесет мои узы?! Я связан по рукам и ногам, но ведь дух не вяжется… Чем трагичнее положение – тем горячее молитва...»

Из Сочи батюшка поехал на Украину и поселился примерно в ста километрах от Почаева, на Волыни. Жил в деревушке у матушки Пантелеимоны, недалеко от храма, со своим келейником – почаевским иеромонахом Паисием, с которым подвизался на Кавказе. На Украине отец Пантелеимон раза два-три болел, у него был инсульт. Но практически до последнего времени батюшка оставался на Волыни и лишь за полгода до кончины переехал в село Тайнинское Мытищинского района Московской области, где в храме Благовещения Пресвятой Богородицы настоятелем был его племянник, отец Владимир. Тут старец продолжил свои подвиги. Сын отца Владимира, иеромонах Сергий, помогал батюшке совершать службы. Отец Тихон в последнее время практически каждый день сам служил и причащался – у него было благословение Патриарха Пимена на ежедневное келейное совершение литургии и служб суточного круга… Лишь когда себя плохо чувствовал, за него служил келейник отец Сергий.

Кончина

20241115-IMG_0026.jpg Могила схиархимандрита Пантелеимона (Агрикова) в с.Тайнинском

Схиархимандрит Пантелеимон отошел ко Господу 15 ноября 2000 года во время службы, в конце утрени. Его последними словами был священнический возглас на утрене: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

Погребен отец Пантелеимон у алтаря Благовещенского храма в Тайнинском в городе Мытищи.

Основной источник: Лаврские фронтовики: подвиг братии обители преподобного Сергия в годы Великой Отечественной войны / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). 2 изд., испр. и доп. Сергиев Посад: СТСЛ, 2024. С. 20–27.

 



Другие статьи по теме

Монашество «Молчание, зовущее горé». Памяти лаврского схиигумена Дамаскина (Красных)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Он никогда не был в праздности. Памяти архидиакона Ювеналия (Крука)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Образ святости Преподобный Иаков Якута. Что мы знаем об этом ученике преподобного Сергия?
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Образ святости «Не бранить за порок, но исправлять его». Памяти преподобного Антония (Медведева)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество «Болезнями и скорбями Господь хочет пробудить душу человека». Памяти архимандрита Александра (Богдана)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Вера С ними было тепло и радостно. Памяти архимандрита Георгия (Тертышникова) и протоиерея Сергия (Правдолюбова)
Монашество Ему был показан Рай. Памяти лаврского архимандрита Афанасия (Алафинова)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Сам распинался, других защищал. Памяти лаврского эконома архимандрита Дионисия (Садикова)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество «Христос посреди нас! Вот и все слова». Памяти игумена Григория (Васильева)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество На таких держится Церковь. Памяти епископа Кронида (Мищенко)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)