На таких держится Церковь. Памяти епископа Кронида (Мищенко)

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре почтили память епископа Кронида (Мищенко; 1940-1993). Он прожил всего 53 года, но ревностно и смиренно служил Матери-Церкви, и образ его остался в назидание навсегда. 

Мария Захарова
Иеромонах Пафнутий (Фокин)

В храме святителя Феодосия Черниговского, в послушании у его тезки-схимника

«Он отличался тем, что нес в себе дух любви… Он жил здесь, на земле, как ангел во плоти. 

Когда ты общался с ним, чувствовал, будто тебя кто-то на руки берет. Какие бы ни были трудности, владыка облегчал твое состояние, как бы окрылял тебя.

Он проводил жизнь подвижника. В то нелегкое время полностью отдавал себя на служение людям. На глазах у нас жил святой человек». Такими словами охарактеризовал владыку Кронида его келейник отец Петр Мостовой. Эти же слова говорят о нем многие, кому посчастливилось общаться с удивительным подвижником нашего времени, прожившим на земле всего 53 года.

Епископ Кронид (в миру Михаил Гаврилович Мищенко) родился 25 августа 1940 года в селе Кучиновка Щорского района Черниговской области в православной семье. Отец Михаила погиб на фронте, матери пришлось растить Михаила, а также его брата Николая и сестру Любу, одной. Было очень трудно: не хватало еды, одежды, обуви… Уже в 13-летнем возрасте Миша решил посвятить свою жизнь Богу. По окончании десятого класса он устроился служить пономарем в черниговский Спасо-Преображенский собор. Именно в этом храме находились тогда мощи святителя Феодосия Черниговского – святого, которого в Мишиной семье почитали особо. Примечательно, что духовным отцом Михаила в Чернигове стал иеросхимонах, имя которого также было Феодосий. Старец провожал Михаила в армию, где тот нес службу с 1960 по 1963 год.

В заботе друг о друге 

Михаил Мищенко в молодости.jpg Михаил Мищенко в молодости

После службы Михаил вернулся в Чернигов и устроился работать на камвольно-суконный комбинат. Через какое-то время он купил маленький ветхий домик на улице Ватутина. К тому времени мама Михаила уже преставилась, и по благословению иеросхимонаха Феодосия вести хозяйство помогала схимонахиня Модеста (в миру Марина Кирилловна Ветер) – одна из ближайших духовных чад преподобного Лаврентия Черниговского. Преподобный сам постриг ее в рясофор, тайно. Матушка вела подвижническую жизнь, окормляя многих монашествующих и мирян. Помимо нее в домике поселились две послушницы – Надежда и Мария. Надежда (в будущем монахиня Феодосия) работала в родильном отделении Черниговского роддома. Мария ушла в монастырь в одиннадцать лет, а когда монастырь закрыли, стала работать в детской больнице. По воспоминаниям коллег и знакомых матушек, они жили очень скромно, не имели ничего лишнего, при этом всегда старались помочь другим и пользовались уважением больничного персонала.

Спали матушки в отдельной комнатке, Надежде досталось место на полу. Жалея ее, Михаил принес с базара на своих плечах топчанчик, а себе сколотил спальное место из дерева, застелив его тонким одеяльцем. Женщины тоже решили позаботиться о Михаиле и подарили ему на именины матрац. А тот взял матрац и отнес его болящей монахине Евлампии, которая жила по соседству. Так и заботились друг о друге.

Ученик глинского старца – преподобного Андроника (Лукаша)

Преподобный Андроник (Лукаш).jpg Преподобный Андроник (Лукаш)

Через какое-то время Михаил подал документы в Московскую духовную семинарию в Загорске. Узнав об этом, власти тут же прислали повестку из военкомата, приглашая в армию на переподготовку. Отказаться было невозможно, и время для поступления в семинарию было упущено. Тогда Михаил вместе с матушкой Модестой решили поехать к старцу схиархимандриту Андронику (Лукашу) в Грузию. Перед отъездом они посетили Троице-Сергиеву Лавру. Там Михаил вызвался помочь разгружать машину досок. При этом он поранил ногу гвоздем, в рану попала инфекция, пришлось ложиться в больницу. Матушка Модеста, поехав навещать больного, сама вывихнула ногу. «Да, покрутил сатана им ноги», – сказал по этому поводу схиархимандрит Андроник.

В Грузии Михаил пробыл полгода. Старец Андроник постепенно приобщал его к монашеской жизни. Сам батюшка вставал на молитву в три часа ночи, но не требовал этого от юноши. «Хлопнет меня, бывало, по спине, – рассказывал Михаил позже, – и скажет: “Рано тебе еще, спи”. 

Старец требовал, чтобы духовный рост происходил без излишнего напряжения, в меру сил. Считал, что плоды духовные должны созревать постепенно».

Через полгода отец Андроник благословил юношу снова ехать в Загорск, и в 1967 году Михаил поступил в Московскую духовную семинарию. 23 марта 1970 года он был зачислен в братию Троице-Сергиевой Лавры, 10 мая принял монашеский постриг с именем Кронид, в честь святого мученика Кронида. 28 июня того же года, в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий) рукоположил его во иеродиакона. 12 февраля следующего года, в день памяти Трех святителей, тот же владыка рукоположил отца Кронида в сан иеромонаха. После окончания семинарии иеромонах Кронид поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия.

Парящий в молитве над землей 

Отец Кронид выполнял в Лавре различные послушания: пел в хоре, исповедовал паломников, нес чреду служения у мощей преподобного Сергия… Через какое-то время иеромонах Кронид был назначен старшим просфорником. Его стараниями помещение просфорни отремонтировали, многие процессы механизировали. Под началом отца Кронида работали два мастера по изготовлению печатей, и печати раздавали во вновь открывающиеся храмы.

Многие духовные чада отца Кронида говорят о том, что подмечали за ним прозорливость, что по его молитвам происходили исцеления.

Архимандрит Кронид (Мищенко) и архимандрит Амвросий (Юрасов).jpeg Архимандрит Кронид (Мищенко) и архимандрит Амвросий (Юрасов)

Иногда было достаточно просто подойти под благословение, чтобы прекратилась мучившая человека головная боль. Батюшка запрещал рассказывать о таких случаях, и сам их никогда не афишировал. Лаврский насельник схиигумен Онуфрий (Талац) вспоминал удивительный случай, приоткрывающий завесу тайны молитвенного подвига и духовной высоты будущего владыки:

«Это произошло с епископом Зосимой (Давыдовым), когда он еще был послушником Игорем. Как-то его послали с поручением к отцу Крониду. А батюшка Кирилл (Павлов. – Прим.) очень строго учил нас, как нужно входить в монашескую келью: постучать один раз, два, три, и если брат не открывает и не отзывается, – смиренно уйти. Ведь мы не знаем, что в это время происходит за дверью кельи. Послушник Игорь так и сделал: постучал раз, другой, третий. Никто не отозвался, но оказалось, что дверь открыта, и Игорь ее чуть-чуть приоткрыл. 

…И увидел, как архимандрит Кронид молится перед иконами, но молится, стоя не на полу, а оторвавшись от земли...

Игорь тут же ушел, а чуть позже пришел к отцу Кириллу и все ему рассказал. И батюшка велел ему молчать до поры до времени. И об этом знали только владыка Зосима, батюшка Кирилл и я – и все молчали, пока были живы участники этого события. Но сейчас, я думаю, уже можно об этом сказать».

Отец Кронид видел духовную суть человека.

Однажды он сказал аппаратчику кислородного завода, что тот будет священником. Сейчас Владимир Дитуна – протоиерей. А в другой раз он увидел, как на клиросе девушка читала кафизму. «Эта девушка будет монахиней», – сказал он находящейся в храме матушке. И действительно, эта девушка, Мария Соломаха, поступила в Кременецкий женский монастырь Святого Богоявления Тернопольской епархии, а через несколько лет приняла монашеский постриг с именем Анастасия. Сейчас она – игумения.

От архиерейства не отказывайся. Это крест

Архимандрит Кронид среди лаврской братии.jpg Архимандрит Кронид среди лаврской братии

Святейший Патриарх Алексий II несколько раз предлагал отцу Крониду епископство, а также должность наместника в Оптиной пустыни. Еще раньше отец Кронид мог стать экономом Лавры. Однако каждый раз он смиренно просил не назначать его на высокие должности. Патриарх Алексий долгое время считался с нежеланием отца Кронида покидать Троице-Сергиеву Лавру, но в какой-то момент батюшку все же вызвали в Москву. «Я как раз выходил из монастырского корпуса, – рассказывал отец Петр Мостовой. – И увидел, как отец Кронид торопится куда-то. Спросил, что случилось. Оказывается, в Лавру пришла телеграмма. Его куда-то вызывают. Куда, зачем? Телефоны в этот момент почему-то не работали – ни в Лавре, ни в семинарии. Так он и не смог никуда дозвониться. И тогда пошел к схимнику Михаилу».

Когда отец Кронид вошел в келью схиархимандрита Михаила (Балаева), тот молился. Повернувшись к посетителю, он взял в руки крест-мощевик и осенил им отца Кронида. 

«Более не отказывайся. То, что тебе предлагают, принимай как волю Божию», – сказал старец. И добавил: «Кто славы ищет, от того она бежит. А того, кто от нее бежит, она сама находит».

Крест, который схимник вручил отцу Крониду в знак своего благословения, благоговейно хранился у владыки до последнего дня.

16 сентября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II решением Священного Синода Украинской Православной Церкви отцу Крониду определено быть епископом Днепропетровским и Криворожским. 18 сентября того же года состоялось наречение, а 19 сентября, в день воспоминания Чуда архистратига Михаила, в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры совершилась архиерейская хиротония, которую возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении сонма архиереев.

При своем наречении отец Кронид сказал: «В это тяжелое время, которое испытывает наша Церковь от людей, оскверняющих ее, сеющих смуту в народе Божием, мы должны отстаивать чистоту святого Православия, а для этого, если понадобится, то отдать и самую жизнь, дабы исполнить завет Христов».

Поразительный опыт духовничества

За относительно краткий срок своего архиерейского служения Преосвященный епископ Кронид немало сделал для укрепления Православия в Днепропетровской епархии и на Украине. Он принадлежал к тем исключительным людям, в которых гармонично соединились широкие познания, огромное трудолюбие, рассудительность, мудрость и монашеская молитвенная настроенность. 

Владыка являл собой тот образ духовника, к которому обращались как к источнику спасения и кладезю мудрости.

Архимандрит Вонифатий (Потапов), епископ Кронид (Мищенко), архимандрит Никодим (Деев).jpgАрхимандрит Вонифатий (Потапов), епископ Кронид (Мищенко), архимандрит Никодим (Деев)

Протоиерей Николай Несправа, которого рукополагал владыка Кронид, вспоминает: «Он был удивительным проповедником, искренним, душевным. Люди жаждали его проповедей. Для меня, бывшего семинариста, он являл собой поразительный опыт духовничества. Епископ Кронид – редкое, потрясающее явление даже в нашей Православной Церкви, где так много ярких личностей. Он казался олицетворением голоса Церкви, голоса правды. Был далек от многих официальных мероприятий, что у некоторых вызывало раздражение. Но он всегда оставался монахом, человеком, погруженным в свой внутренний мир. Его авторитет был непререкаемым. Он четко стоял за веру. И видно было, что он и до смерти будет стоять за веру».

Своей доступностью владыка Кронид напоминал верующих первых времен христианства. Его двери всегда были нараспашку. Любой человек мог обратиться к архипастырю со своей бедой. 

Те, кому выпала возможность общаться с владыкой, считают это милостью Божией. Секретарь Днепропетровской епархии отец Валентин Цешковский, чьим духовником владыка был еще во времена жизни в Лавре, очень обрадовался, узнав о назначении отца Кронида на епископскую кафедру. 

«Молитва была для него, в прямом смысле, как дыхание. Он с человеком разговаривал и одновременно за него молился. Иисусовой молитвой молился постоянно. С четками не расставался. Очень службу любил.

В повседневной жизни довольствовался самым простым. Строго соблюдал монашеские обеты. Он был воплощением святости», – делился воспоминаниями о любимом духовнике отец Валентин. 

«А этот – нашего рода» 

Епископ Кронид (Мищенко).jpg Епископ Кронид (Мищенко)

Однажды владыке Крониду приснился сон: он сидит за большим столом вместе с другими священниками, и тут входит преподобный Лаврентий Черниговский. Преподобный обходил всех по очереди, возле каждого останавливался и что-то тихо говорил. Подойдя к владыке Крониду, он ласково похлопал его по плечу и сказал: «А этот – нашего рода».

В 1993 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. Владыка Кронид приехал на этот праздник в родной Чернигов, чтобы лично подготовить мощи святого для поклонения. Он отдал для облачения мощей преподобного Лаврентия свои монашеские одежды и делал все с такой любовью и благоговением, что митрополит Черниговский Антоний (Вакарик) заметил: «Да, владыка, приобрел ты себе молитвенника на небесах».

Епископ Кронид приехал в Чернигов с двумя келейниками – Петром и Андреем (ныне игумен Корнилий, смотритель Троицкого собора Лавры). Андрей незадолго до приезда в Чернигов сильно поранил ногу. Рана воспалилась, и ему предлагали лечь в больницу, но это значило бы отказаться от поездки. И Андрей поехал, уповая на милость Божию и помощь преподобного Лаврентия. На следующий день от раны остался лишь маленький крестик из двух шрамов, стянувших края вчерашней раны…

После подготовки мощей преподобного Лаврентия Черниговского к поклонению епископ Кронид и его келейник Петр вышли на улицу. Был теплый августовский вечер. Помолчав, владыка неожиданно сказал: «В жизни всякое может случиться. Прошу тебя, Петя, если со мной что-то произойдет, не оставляй матушек, что живут в моем доме. Присмотри за ними». Петр опешил, настолько безмятежность вечера не сочеталась с этими словами. Как он потом вспоминал, мороз пробежал по коже. Но тут же ответил поспешно: «Конечно, владыка! Все мы люди смертные. Не волнуйтесь за матушек».

Могила епископа Кронида (Мищенко).jpg Могила епископа Кронида (Мищенко)

6 сентября 1993 года вечером владыка Кронид перешагнул порог архиерейских покоев со словами: «Как я устал». Келейник испугался – он никогда не видел епископа таким. Владыка прилег на постель и попросил позвать священника, ожидавшего в приемной. Разговаривал с ним он уже лежа. Потом знаком попросил подать ему частицу мощей преподобного Лаврентия Черниговского, на открытии мощей которого был всего лишь две недели назад. Из последних сил перекрестился, приложился к частице мощей и потерял сознание. Врачи реанимационной бригады шесть часов боролись за его жизнь, но безуспешно.

Преосвященный владыка Кронид отошел ко Господу 7 сентября 1993 года и был погребен в ограде кафедрального Троицкого собора Днепропетровска. На его памятнике начертаны замечательные слова, определяющие всю его жизнь и архипастырскую деятельность: 

«Словами учил любомудрию, примером жизни – смирению».

Основной источник: В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой Лавры XX–XXI веков. Избранные жизнеописания / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2024. С. 8–14. 




Другие статьи по теме

Образ святости Преподобный Иаков Якута. Что мы знаем об этом ученике преподобного Сергия?
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Образ святости «Не бранить за порок, но исправлять его». Памяти преподобного Антония (Медведева)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество «Болезнями и скорбями Господь хочет пробудить душу человека». Памяти архимандрита Александра (Богдана)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Вера С ними было тепло и радостно. Памяти архимандрита Георгия (Тертышникова) и протоиерея Сергия (Правдолюбова)
Монашество Ему был показан Рай. Памяти лаврского архимандрита Афанасия (Алафинова)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Сам распинался, других защищал. Памяти лаврского эконома архимандрита Дионисия (Садикова)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество «Христос посреди нас! Вот и все слова». Памяти игумена Григория (Васильева)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Многие молятся самой жизнью. 100-летие лаврского схиархимандрита Михаила (Балаева)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Самый добрый путь жизни. К 15-летию кончины архимандрита Пимена (Никитенко)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Монашество Монастырь бабы Фени: история жизни и подвига схимонахини Марии (Горбатовой)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)