Пятилетие кончины архимандрита Наума
Свечу не ставят под спудом.
Страна погибнет, если не запрещать богохульство.
То, что батюшкой предсказано, до сих пор сбывается.
14 октября 1957 года послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был принят Николай Байбородин, будущий духовник и старец обители архимандрит Наум. Служению Лавре преподобного Сергия подвижник отдал более полувека, воспитав плеяду архиереев Русской Православной Церкви, игумений и игуменов ныне возрожденных монастырей.
13 октября 2022 года многие из них собрались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре почтить пятилетие кончины архимандрита Наума.
Архимандрит Наум (Байбородин)
13 октября в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялась Божественная литургия и заупокойная лития на могиле старца Наума (Байбородина), богослужение возглавил митрополит Каширский Феогност. Владыка огласил Патриаршее приветствие участникам встречи, посвященной пятилетию кончины архимандрита Наума.
«Будучи одним из старейших и опытных насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры, отец Наум в трудные для нашей страны годы стал духовным ориентиром для многих людей, приходивших в обитель преподобного Игумена земли Русской за советом, утешением и поддержкой», – говорится в послании Святейшего Патриарха Кирилла. «Особенно хотелось бы отметить его вклад в возобновление жизни целого ряда монастырей, открывавшихся после десятилетий атеистических гонений и наполнявшихся взыскующими спасения и покаянного делания в том числе молитвами и попечениями отца Наума».
Лития на могиле старца 13 октября 2022 года. Фото Сергея Горбунова
Более полувека отец Наум нес пастырское служение в обители преподобного Сергия, стяжав любовь монахов, архиереев, простого народа. «Отец Наум, наставь на ум», – такое присловие сложилось у духовных чад старца, который остался в их памяти как человек строгой, подвижнической жизни, искренне и беззаветно служивший Богу и людям, невзирая на собственные недуги и немощи.
Будущий архимандрит Наум родился 19 декабря 1927 года и был назван Николаем (19 декабря – праздник святителя Николая). Его крестили в храме родной сибирской деревни Шубинка Новосибирской области (ныне село Малоирменка). Николай был сыном верующих крестьян Александра Евфимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных, которые к моменту его рождения похоронили несколько умерших в младенчестве детей.
Архимандрит Наум (Байбородин), начало монашеского пути
В 1944 году Николая призвали в армию. Молодой человек нес службу в авиатехнических частях в Риге, Калининграде, Шяуляйе (Литва). После демобилизации в 1952 году поступил на физико-математический факультет Политехнического института города Фрунзе. После окончания вуза переехал в город Загорск, где поступил в Духовную семинарию.
14 октября 1957 года Николай стал послушником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Примерно через год, 14 августа 1958 года, его постригли в монашество с именем Наум (в честь Наума Радонежского). В 1960 году отец Наум окончил Духовную семинарию по первому разряду и поступил в Духовную академию, которую окончил кандидатом богословия. В 2000 году он был избран членом Духовного совета Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Его молитвенное делание служило примером для монастырской братии. Со своей паствой старец встречался ежедневно после молебна. В первую очередь принимал архиереев, монахов, священников, после – всех желающих, простых бабушек, часто отвечал своим духовным чадам письменно.
Иногда советы старца были строгими, впрочем, отец Наум точно знал, кому и что сказать – кто понесет его наставления, а кто нет. Говорил батюшка, что близится кончина века, ее приближают в первую международные глобальные организации, такие как Римский и Бильдербергский клубы, многие члены которых поклоняются сатане.
Говорил о том, что, если современные саддукеи, фарисеи, убийцы и развратники перетянут веревку на себя, бедствия будут неминуемы. А веревка – это наша жизнь, наши добрые и плохие поступки. Всем советовал быть ближе к Церкви, читать ежедневно Евангелие и Священное Писание.
Кончина архимандрита Наума наступила 13 октября 2017 года, батюшка немного не дожил до своего 90-летия.
Похоронили отца Наума за алтарем Духовской церкви Лавры рядом с могилой другого лаврского старца архимандрита Кирилла (Павлова).
Подвижники несли свое служение почти одновременно, для братии они были как отец (архимандрит Наум) и мать (архимандрит Кирилл) – многие их так и называли.
Предлагаем вниманию читателей уникальный материал, статью архимандрита Наума (Байбородина), надиктованную старцем нашему главному редактору Ольге Орловой в 2012 году. Тогда этот материал показался издателям слишком смелым и невероятным и опубликован не был. Сегодня же слова старца звучат более чем актуально.
Сейчас много пишут, говорят, но никто ничему полезному не внимает. Общество охватили земные, материальные заботы. Все заживо погребены в суете, заболели лихорадкой путешествий: туда съездить, там посмотреть. А главное упускают из виду: необходимость возвращения к Богу Отцу. Надо понимать, что земная жизнь дана для причастия к Вечности: «...дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах – осьмдесят лет» (Пс. 89:10).
Раньше Закон Божий в школах преподавали. Люди соблюдали посты. Апостольское правило хранилось. Монастыри были оплотами веры. И сколько по вере народной творилось чудес! Церковь просвещала народ. Много было церковно-приходских школ: учили, как жить во спасение души, как сохранять семью, как воспитывать детей нравственно-крепкими и жизнеспособными. Все делали для того, чтобы царила гармония в обществе, в семьях, в душах. Церковь была в союзе с государством. А как воплощался этот союз? Церковь, например, учила, что аборты – это убийство, и государство запрещало аборты. Нация не вымирала.
Вспомните, в Египет вошли 75 евреев, а через 430 лет с Моисеем вышло одних только мужчин от 20 лет 603550 человек. И сейчас евреев, если бы они Бога слушались, были бы уже миллионы.
И в России сегодня уже миллиард населения должен был быть. При царе было 190 млн. А сейчас нас 140 млн., и каждый год миллион умирает.
200 тыс. без вести пропадает в год (во всем мире 600 тыс., 1/3 из них в России). А абортов сколько! А как нужны нам сейчас воины, ученые...
После проповеди пророка Ионы все жители города Ниневии покаялись, и они были спасены. А ведь город должен был погибнуть. А у нас до революции сколько святых было: святой праведный Иоанн Кронштадский, блаженные Паша и Пелагея Дивеевские... – ведь могли они все помолиться Богу, чтобы Он не допустил революцию! Тогда по стране действовало 116 семинарий, а сколько было церковно-приходских школ.
Но народом управляли сатанисты.
И они сделали все, чтобы в России устроить переворот. Председатель Комитета министров, потом Совета министров С.Ю. Витте был врагом Христовым, написавшим Манифест 17 октября. При нем с руководящих и учительских должностей увольняли православных верующих, ставили вместо них французов. Раньше священники учили Закону Божию, а к началу XX века в классах стали учить блудники.
Моя мама пошла в школу в 1908 г. Она раз сходила, два сходила... Потом возвращается и говорит: «В такую школу и ходить нечего. Учителя говорят: мы теперь будем строить счастливую жизнь без попов и без царей!»
Больше она в эту школу не пошла.
Когда Николай II пришел к дивеевской блаженной Паше, она убрала все стулья: «Зачем сатаниста председателем Комитета министров поставил?» – пришлось царю сесть прямо на пол. Сколько тогда было прозорливых – почему они не позаботились о народе? Почему допустили революцию?
А в армии сплошь все предателями оказались. В Порт-Артур послали предателя – военного министра А. Н. Куропаткина. Когда солдаты рвались в бой, – разгромили бы японцев без труда, – он приказал сдать крепость.
В мире действует темная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие.
Сатанист Акива положил начало церкви сатаны. И сейчас они служат черные мессы. У сатанистов все извращено. Жены у них запрещены уставом, заведено мужеложство. Cатанисты послали Л.Д. Троцкого в Россию для того, чтобы устроить революцию.
Еще в начале прошлого века масоны-сатанисты говорили: когда нас будет 3 млн, все окажется в наших руках. А сейчас их уже 5 млн – 38 тыс. лож. Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет 300, Бильдербергский клуб – эти четыре "организации" управляют всем миром.
Сейчас у нас в стране прошли президентские выборы. Был запланирован из-за рубежа переворот, но В.В. Путин все-таки предпринял необходимые меры и не допустил гражданской войны.
Накануне Великой Отечественной войны вся Европа работала на то, чтобы погубить Россию. У нас не было ни танков, ни самолетов, – но смогли же быстро наладить производство, наука во время войны развивалась.
Важно, чтобы каждый был на своем месте.
Когда началась война, Г.К. Жуков не знал, что делать, он не подходил для штабной работы, хорошо, что его отправили на фронт. А вот А.М. Василевский (заместитель, 1-й заместитель начальника, а затем начальник Генштаба - Ред.) действительно оказался на своем месте. Около 100 тыс. немцев взяли в плен под его руководством. Союзники не верили этим цифрам. Черчилль говорил: «Что же вы обманываете?» А ведь около 57 тыс. пленных привезли в Москву, они тут маршировали, после них все обмывали водой. Потом Сталин послал Василевского в Японию. При нем у наших войск потери были 12 тыс., а в плен взяли около 640 тыс. японцев.
Перед войной 1941 г. в России по всей стране оставалось не более 150 действующих храмов. Мать Сталина Екатерина была верующей, она до самой смерти сожалела, что сын не стал священником. Когда в начале войны бывший семинарист Сталин столкнулся с чудесами, происходящими на фронтах, он приказал открыть храмы, восстановить Патриаршество. Около 5400 церквей было открыто и на оккупированной территории. У немцев действовало главное условие: «Только не идите в партизаны». Вопрос веры тогда был решающим. 4 сентября 1943 г. состоялась кремлевская встреча Сталина с местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем). Последний, по некоторым сведениям, принимал исповедь у Сталина, причащал его в последние годы жизни. Тогда же было принято решение об открытии Лавры, возобновлении богословских курсов.
Видимо, конец уже близок. В Африке сейчас много чудес происходит. Многие принимают Крещение. Переходят из мусульманства, исповедуют Христа, Матерь Божию.
Если в России зло станет распространяться, тем самым мы будет приближать конец света. Может быть большая война.
Библия описывает эти закономерности исторического процесса. Представьте: взяли большую веревку, метров 300, один конец тянут одни, другой другие. Если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, молитва верующих уже не остановит бедствий. Должно утверждать Евангелие, Истину, добро и святость.
Особенно женщин надо привести в порядок, прекратить блудодеяния. Какое нечестие было в Храме Христа Спасителя! Веру Божию надо укреплять, а не уничижать. В Израиле один ударил раввина, так ему дали пожизненный срок. Страна погибнет, если не запрещать богохульство.
Сегодня в России необходимо определять людей так, чтобы каждый был на своем месте. Вредителям или бестолковым ничего доверять нельзя.
Мне много доводится общаться с учеными. Наши физики изобрели недавно такие колышки, которые могут очищать местность, зараженную радиацией. У нас это изобретение оказалось не востребовано, и его переняли японцы, – то есть те, с кем мы на протяжении XX века воевали.
Нам необходимо сейчас мобилизоваться, снять с руководящих должностей нравственно ущербных чиновников, начальников.
95 лет прошло после устроенного в России переворота. Темные силы не отказались от своих планов в отношении нашей страны. Если верующие учителя говорят истину о Христе, их увольняют, ставят врагов Церкви. Необходимо менять правителей, руководящие должности не должны занимать нравственно нечистоплотные люди. Старых мудрых людей надо привлекать, советоваться, – чтобы через бестолковых правителей не хулилось Имя Божие.
Господь в каждого вложил определенные таланты. Но все должны соблюдать заповеди. Они даны для всех.
А как соблюдать Закон Божий, если он неизвестен? Библию надо читать. Но на русском языке сейчас много искаженных текстов. Читать надо по-церковнославянски. Для кого написана Библия? «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх. 20, 2-3). А сейчас зарегистрировано около 1000 вер.
В мире утверждается система юридического признания однополых браков. В Англиканской церкви таких венчают, даже епископы соответствующие у них есть. Необходимо исключить из нашей жизни мужеложество, убийство детей, продажу земель и имущества русского государства. В провинции, рассказывают, итальянцы скупили в округе все производство, русских поувольняли, грабят, высасывают ресурсы, деньги за границу отправляют.
Сейчас вопрос стоит так: спасется Россия или нет?
Публикуем воспоминания духовного чада отца Наума (Байбородина) – Ольги Самойловой.
– Меня мама к отцу Науму еще маленькую лет с шести водила.
А потом уже в университете, как каникулы, мама:
– А ты спроси у отца Наума, куда тебе отправиться?
Приезжаю:
– Батюшка, куда?
– Поезжай в Ригу!
– А чего там?
– Да вот... Слушай, Алексея знаешь?
– Знаю...
– Аккумулятор ему надо отвезти!
Беру эту неподъемную передачку, а когда пребываю по указанному адресу в Риге, попадаю в монастырь.
Алексей смотрит недоуменно:
– Аккумулятор?! А у меня есть...
И видя уже мое недоумение, улыбается:
– Давай-давай, и этот пригодится!
Интересно, сколько ему таких аккумуляторов привезено было?
Так я оказалась в Свято-Троицком Рижском женском монастыре.
Поселили меня там с монахиней Феодосией, – она тоже чадо отца Наума. На батюшку Наума все удивлялись: где ни окажешься, в стране или за рубежом, – везде у него чада. Буквально во всех монастырях. Он еще до открытия обителей провидел, что будет возрождение монашества в стране, – тайно постригал.
Когда мы этих старушечек видим где-нибудь по монастырскому двору спешащих в храм, мы и не представляем себе, какие это на самом деле подвижницы.
Я там просто взвыла через пару дней:
– Матушка, как же это можно так мало спать?
Меня там еще и клопы кусали.
– Да это ты просто новенькая, – смеется она, – вот они на тебя и напали.
Сама она пока управится на послушаниях да обойдет весь монастырь крестным ходом, где-то в час ночи только приходит в келью и... начинает еще читать свое монашеское правило! Я уж засыпала. А наутро тоже сквозь сон понимаю, что в полпятого каждый день она уже на ногах, – бежит на молебен.
– Матушка, ну как же вы так? Тяжело же!
А она смотрит на меня, глаза огромные такие, голубые:
– Ради Господа-то!? Ничего не тяжело!
А потом, помню, приехала моя мама, читает-читает какую-то записочку, а потом так поворачивается к мать Феодосии:
– Обижают?
Та склонила голову, и – ни звука. Вот это настоящее монашество.
Ее вообще всегда было не видно и не слышно. Ты и Бог – вот и монах.
Мне и самой батюшка как-то говорит:
– А мы думали, ты монашкой будешь!
– Не-е-е-е-е-е, – отвечаю я, уже насмотревшись к тому моменту, как это тяжело. – Я замуж выйду.
Благословил, вышла. Родилось у меня трое деток. Прихожу как-то раз к батюшке:
– На работу бы устроиться...
– Вот твоя работа, – показывает он мне на детей.
Хотя до рождения детей я уже успела поработать в медицине.
А когда еще школьницей думала о будущей профессии, услышала однажды, как мама подружки говорит:
– Как прекрасно шляпки шить!
– Да, здорово, – согласилась подружка.
А я думаю: «Да и гримером хорошо бы».
Приезжаю к батюшке, а он меня как раз спрашивает:
– А кем ты хочешь быть?
– Гри-мё-ром, – робко отвечаю я.
– Тю! В балаганщину эту! Иди в медицину!
– Батюшка, в какую медицину?! Я терпеть ее не могу.
– Иди-иди, тебе понравится!
Так я и пошла по его благословению после 8 класса в медучилище, окончила его с отличием, потом поступила в мединститут, его окончила. Мне, действительно, в медицине очень понравилось.
Помню, как-то еще студенткой самовольно собралась я в Одессу. Прихожу к батюшке:
– Вот к подруге поеду, – предъявляю билет на самолет.
– Ну, билет можно сдать, – отвечает он.
– Как это сдать?! – возмутилась я. – Мне отец с таким трудом доставал!
– А я тебя благословляю, – говорит батюшка, – под Пятигорск съездить.
Там местные жители на сероводородном источнике установили баню.
– Вот поедешь, запишешь, какие там микроэлементы, – дает он задание мне.
Старец Наум на богослужении
Я все-таки решила так: лечу в Одессу, а маме покупаю билет до Пятигорска. Подъеду к ней там на местном автобусе. Батюшка нас еще отправил к конкретному человеку:
– Найдете, – говорит, – Марию мирскую.
Я подумала: «Мирская» – это фамилия. Приехали мы туда, там огромное селение, – как там эту Марию искать?! Но каким-то чудом мы с ней встретились. Сделали все, что было поручено, я отправила маму обратно домой, а сама вернулась в Одессу.
Ух, и натерпелась я там! Слушаться надо было батюшку! Подруга у меня попала в больницу, и я вместо отдыха возила ей туда еду, потратила на рынке на продукты все свои деньги... Вот, что значит непослушание.
Батюшка не всегда отвечал прямо.
– Можно в среду и пятницу рыбу есть? – спросила я как-то у него.
– А старцы не едят... – ответил он. Вот и понимай, как знаешь.
То, что касалось будущего, он всегда говорил так тихо-тихо, прикровенно. Так что ты еле-еле что-то услышать мог.
– Батюшка, мне сочинение надо писать...
– А ты пиши простыми словами, так и так, – благословил он меня, и у меня уже больше не было проблем с написанием чего-либо.
Спрашивали, помню, как-то у отца Наума:
– Батюшка, а вы маму свою почившую во сне видели?
– Да, – отвечает, – один раз. Я тогда рукополагаться собрался.
«Вот, мама, рукополагаться буду». – «Я знаю». – «А как там что в будущем?» – «Это тебе неполезно знать».
Так и нам батюшка: открывал только то, что полезно. Учил молиться. А все остальное – вручать в волю Божию.
Архимандрит Наум у мощей святых Кирилла и Марии в Хотьковом монастыре Помню, как в 1987 году батюшка нас с мамой послал расчищать Хотьковский монастырь. Мы вокруг храма убирали. Смотрим, там рельса лежит. Мы ее взяли и понесли куда-то. А как опускать, мама руки убрала, а я правую руку отдернуть не успела. И мне эта рельса придавила кисть. Мама потом вспоминала: «Ты только крякнула». А сама помню, у меня глаза на лоб полезли, первая мысль: «А как я завтра работать буду?» Я тогда трудилась в реанимации, мне же уколы надо ставить... Что делать?!
Извлекаем руку, смотрю на свои пальцы, а они целы. Мама девчонкам побежала сказать, они примчались, стали мне йодом руку заливать. Я смотрю на все это: «А йодом-то зачем?» Но все были перепуганы, как-то пытались помочь.
А по пути в трапезную, помню, заглянула я в храм, а там горы мусора, казалось, это все еще разгребать и разгребать. А вот мы возвращаемся с перекуса, смотрю в проем храма, а там уже пол свободен, все вынесли!
Так все и происходило каким-то чудесным образом.
Помню, захожу в храм, а мне указывают на расчищенное место:
– Здесь захоронены родители преподобного Сергия Кирилл и Мария.
У захоронения мощей преподобных Кирилла и Марии (до открытия монастыря)
Я помню, поводила там по песочку своей придавленной рельсом рукой, – и все! На следующее утро, как идти на работу, я даже уже вспомнить не могла: какая рука - правая или левая - пострадала?
Потом уже, когда к батюшке приезжала, мысли меня вихрем захватывали. А он томит, испытывает. Ему же все было открыто. Удивительно, что он выходил навстречу только тогда, когда я сама начинала его звать. Один раз так взмолилась, что он аж выбежал:
– Что такое?!!
А я стою, растерялась. У меня все просьбы от такой быстроты реакции улетучились.
– У мамы параман истерся, – только и пролепетала я.
– А, параман... Ну-ка, принесите ей новый.
Принесли.
Архимандрит Наум (Байбородин), насельник Лавры
Тут уж я осмелела, говорю:
– Вот, батюшка, не пускают к вам.
А тогда действительно передо мной дверь как-то внезапно захлопнулось.
– Да вот! – озирается. – Ходят-ходят, такие кроткие, смиренные. А как только поставишь сюда, сразу меняются! Никак не пойму, что с ними делается?!
И тут же переводит тему разговора:
– О, какая дубленка на тебе... модная!
«Причем тут дубленка?» – присмотрелась я к ней. Утешить он меня, что ли, так хотел?
Благословил, и я ушла.
Так тогда и не вспомнила: зачем я к нему приходила, почему вопила там, чтобы он вышел? Батюшка умел как-то и без прямого вопрошания проблемы решать.
Архимандрит Наум (Байбородин) с лаврской братией. Первый – отец Кирилл (Павлов)
Когда дети подросли, при Заиконоспасском монастыре открылись Высшие Знаменские богословские курсы, и батюшка стал туда направлять тех, кто впоследствии мог бы преподавать. А ведь тогда еще даже кафедры теологии нигде по вузам не открывались.
Мне он задолго уже предсказал:
– Будешь преподавать, студентов у тебя будет 20-30.
Про отца Наума вообще в Лавре говорили: «Отец Наум сказал? Через 20 лет сбудется».
Тогда это сложно было себе представить, а сейчас проходят годы, и всё сбывается.
14.10.2024