Год назад в праздник Казанской иконы Божией Матери окончил свой земной путь схиархимандрит Власий (Перегонцев, 1934-2021), духовник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, один из почитаемых и любимых православным народом российских пастырей.
О своем духовном отце рассказывает Таисия Сергеевна Чепурина, вдова известного драматурга, писателя, участника Великой Отечественной войны, фронтового корреспондента 62-й армии Юлия Петровича Чепурина.
– Батюшка, как моему мужу на том свете? – помню, как обратилась я с вопросом к моему духовному отцу схиархимандриту Власию.
– Выпускай книгу. Он ждет.
При жизни мой муж – Юлий Петрович Чепурин – писатель, драматург, не смог издать свой многожанровый сборник «Сталинградский «котел», повествующий об одном из решающих сражений Великой Отечественной войны – Сталинградской битве. Это воспоминания фронтового корреспондента 62-й армии, непосредственного участника битвы на Волге. И это было его болью, которую он унес с собой в мир иной. Он был в долгу перед Всевышним, Который хранил его – летописца ратных подвигов в этой жесточайшей войне.
Будучи его редактором на протяжении 20 прожитых вместе лет, я понимала, что ответственность за выпуск книги лежит теперь на мне. Мне предстоит выполнить его долг перед Всевышним.
В снах Юлий Петрович напоминал о себе – о своем долге.
Первый сон. Могильный холм, в центре которого горел пучок свечей и оттуда надрывный голос: «Тая, молитв!»
Спустя какое-то время вижу другой сон: мы вдвоем в квартире. Обычная творческая обстановка. «А меня ждет вознаграждение», – говорит муж. «Конечно, – соглашаюсь я. – Ты писатель». – «И тебя тоже». – «А меня за что?» «И тебя тоже», – повторил он.
Рассказала эти сны батюшке, он и благословил тогда выпустить книгу.
Однако издатель оказался недобросовестным. Вопреки условиям договора он отредактировал рукопись автора, исказив его стиль, а то и смысл, при этом значительно сократив материал. Когда я потребовала восстановить рукопись, он разрезал ее, выбрасывая свою редактуру, причем не пометив последовательность текста. Я решила забрать рукопись, но он не хотел ее возвращать. Я пришла в отчаяние. Батюшки в монастыре в то время не было. Чувствуя безвыходность положения, я мысленно взмолилась ему, прося о помощи. В эту же ночь во сне явился батюшка: «Забирай рукопись. Я молюсь».
Проснулась я другим человеком, была полна решимости. Со мной был батюшка, его молитвы. Договор с издателем я расторгла. Он вернул мне испорченную рукопись, так и не восстановив ее, и половину суммы задатка.
Полтора года ушло на восстановление рукописи автора и подготовку ее к изданию.
В 2008 г., к 65-летию Сталинградской битвы, книга Ю. Чепурина «Сталинградский «котел» вышла в свет.
Волгоградский городской совет ветеранов принимает книгу «Сталинградский «котел» Ю.П. Чепурина. 2008 г.
– А как теперь моему мужу? – спросила я батюшку.
– Теперь ему хорошо, – добродушно улыбаясь, ответил он.
По совету отца Власия я выпустила и второй тираж этой книги – к 65-летию Победы. (Оба тиража с благотворительной целью, без права продажи.) Две тысячи экземпляров подарила Совету ветеранов и городу Волгограду, остальные – советам ветеранов Москвы и других городов, училищам…
Вторую книгу Юлия Петровича «Думы о Сталинграде» – о помощи Божией на войне – я выпустила через 10 лет, в 2018 г., и опять по благословению молитвенника и вдохновителя – отца Власия.
Сколько раз в отчаянии я говорила батюшке:
– Я не смогу подготовить книгу, я двух слов не могу связать. У меня мозги уже не те.
Батюшка в келье
Батюшка улыбнется своей отцовской улыбкой, погладит меня по щеке и скажет:
– Ты все сможешь.
И так легко становится на душе. Ему виднее. Сама я действительно ничего не могу. Как Господь сказал: «…без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5), но по милости Божией, по молитвам батюшки все свершалось.
Когда отослали в набор рукопись, на следующий день в коротком дневном сне я вновь вижу мужа.
– Книга состоялась, – сказал он.
Я пытаюсь сообразить, как он может знать о книге, если она еще не издана. И тут же на духовном уровне, без слов понимаю, что муж доволен книгой и тем, что в ней приведено много иллюстраций, фото… До этого я недоумевала, как разноязычные старцы могут общаться, не зная языка и на огромном расстоянии друг от друга. Так Господь вразумил меня через сон, а Юлий Петрович выразил свою благодарность за исполнение его долга.
Вступительную статью «Слово пастыря» к его книге написал игумен Феофан (Замесов), ответственный за пастырское окормление Софринской бригады войск «Национальной гвардии». В нем есть такие слова: «Много написано и сказано об этой великой военной эпопее – Великой Отечественной войне, но ни слова – об истинном Виновнике Великой победы – о Боге, о Божией помощи нашему народу в этой ужасной войне. После войны писали и говорили: «Никто не забыт, ничто не забыто». Оказывается, был забыт Тот, Кого нельзя забывать, – Господь Бог».
А отец Власий отметил в своей проповеди: «Победа в Великой Отечественной войне – это выстраданная молитва русского народа. Это была боль русского народа, которую он смиренно принес Богу. Молились все и даже те, кто до этого не хотел помнить о Боге, о вере. Поэтому не дай нам Бог этого позабыть. Будем молиться все: и монахи, и миряне, и стар, и млад, чтобы Господь уберег нас от этой страшной беды!»
Более 50 лет нес батюшка крест духовничества, был духовником не только Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, но и многих сотен верующих в Калужской митрополии, по всей России и за ее пределами – в Германии, Австрии и других странах Центральной и Западной Европы и США.
«Меня мать родила в 56 лет, – рассказывал о себе отец Власий. – В подполье я родился, куда мать полезла за картошкой. Вот моя жизнь и протекала «в подполье».
А до этого семь детей – братьев и сестер будущего старца Власия – умерли в младенчестве, не дожив до годика. На втором году жизни скончалась и восьмая девочка – малышка слишком близко подошла к лошади, и та разбила ей голову.
Когда у отца Власия спросили, что послужило посылом к посвящению всего себя служению Богу, он ответил: «Я – смоленский, из самой что ни есть Центральной России. А посылом было то, что меня с детства воспитывали в религиозной среде. Моя бабушка была схимонахиней. И еще, может быть, не хватало мне отеческой ласки. Когда мать второй раз вышла замуж, я почувствовал себя как бы изгоем в новой семье. Отчим меня категорически не принял: звал «мoнaшeнкoм» и «пoпeнкoм». Поэтому я еще больше привязался к бабушке. После ее смерти я три года жил в новой семье и много чего перенес, потому что был нелюбимым ребенком.
После семи классов я уехал из дома и решил пробивать себе дорогу сам. Работать приходилось много – на кирпичном заводе, на обжиге кирпичей трудились в три смены по 8 часов. Температура в цехах поднималась за 50º. В таком кошмаре отрабатывали смену. Это была имитация ада. Потом работал в типографии – там миазмы олова, свинца и прочего, когда для литья выливали сурьму, дышать становилось невозможно».
Большая любовь случилась с ним в 24 года, когда молодой человек был студентом Смоленского медицинского института. «Девушка, с которой я встречался, стала подозревать меня в измене, выследила в соборе и доложила в ректорат. Судили курсом, потоком. «Как он может поменять белый халат врача на черную рясу?» Началось гонение и настоящая травля, пришлось покинуть институт».
После этого произошла судьбоносная встреча с иеросхимонахом Иларионом (Рыбарь), его духовным отцом, у которого батюшка долгое время был келейником.
«В великую схиму меня постриг архимандрит Серафим (Тяпочкин) в 1980 г. Тогда это происходило тайно, власти за это преследовали. Отец Серафим сказал, что схима будет моей крепостью, броней духовной от врагов. В то время я был в скорбях, гоним был», – рассказывает отец Власий. Строители коммунизма не могли простить ему, что он «сеял религиозный дурман» среди советских людей.
Многие из тех, кто приходил к нему, после общения с отцом Власием оставались в Церкви на всю жизнь, становились священниками и монахами, оставляли престижные должности и карьеру советских работников. Батюшке не давали служить, он был вынужден скрываться и менять место служения.
Болезни и страдания неразлучны с отцом Власием на протяжении всей его жизни. Так, уже в Калужской области в 1982 г. на церковь Димитрия Солунского, где служил отец Власий, напали грабители. Монтажкой разбили батюшке голову, пытались убить. Так как на голове была скуфейка, волосы под ней самортизировали. Это его и спасло, какие-то сотые доли миллиметра до головного мозга не достали. Но батюшка получил серьезную черепно-мозговую травму, ему вставили пластинку, он долго лежал в больнице.
Более 20 лет отец Власий был серьезно болен, каждый гoд батюшке мeняли кpoвь. «Я шecть oпepaций пepeнec, шecть лeт мoлилcя нa Aфoнe в Вaтoпeдcкoм мoнacтыpe, у иконы Божией Матери «Вceцapицa», к которой за помощью обращаются при онкологии», – рассказывал батюшка. По всем прогнозам, он должен был умереть много лет назад, но жил и сам принимал страждущих.
«Ко мне приходят сотни людей со своими болями и бедами. А я и сам – больной. Когда стал пропускать через себя, через свое сердце чужую боль – свою перестал чувствовать. Я раньше изучал иридодиагностику и по радужной оболочке глаз могу диагностировать разные заболевания.
В церкви один врач – Христос, Который болящих врачует. Причины болезни тела – в болезни души. Все физические порчи и бреши врачуются, если душа здорова – она защищает свое тело. А стоит душе ослабнуть или омрачиться – в тело врываются болезни, заражая его грехом. Для того чтобы исцелиться, недостаточно просто этого захотеть – нужно молиться. Это огромная работа над собой. И надо заслужить прощение, а вместе с ним – и исцеление…»
Многие свои духовные наставления батюшка выражал в стихотворной форме.
…Бывает в жизни часто так,
Что даже сердце закрывает мрак.
На вашу боль ответа в мире нет,
Но дам я вам проверенный совет.
Когда тебя достанет лихом жизнь,
Не суетись, не сетуй – помолись.
Прочел молитву – как открыл окно,
И Бога в небе зришь – и сердцу не темно.
«У России все хорошо будет – над ней простирается благословение Матери Божией. Россиян хранит Богородица и будет хранить долгие годы. Но люди забывают о том, что главное богатство – духовное. И спасти душу свою можно только любовью и верой – через путь крестоношения и покаяния. Идите в храм, ко Христу и расскажите Богу о своих страданиях, через покаяние исправьте жизнь свою…»
В своей проповеди на очередной праздник Святой Троицы батюшка сказал: «Все, что сейчас происходит плохого в нашей стране и в братской Украине, происходит потому, что люди отошли от Церкви».
«Наша Русь не погибнет, – продолжал батюшка – потому что до тех пор, пока люди будут ходить в Церковь, любить друг друга, любить врагов своих, изгоняющих, распинающих, будут жертвенны и милосердны – они будут Христовы».
11.10.2024