Тайная монахиня, доктор наук, писательница, гимнограф

Сегодня, 1 февраля 2023 года, исполняется 120 лет со дня рождения схимонахини Игнатии (Валентины Ильиничны Пузик, 1903–2004) – подвижницы наших дней, "монахини в белом халате".  

Снимок экрана 2023-02-01 в 14.52.31.png
Матушка Игнатия, в миру – Валентина Ильинична Пузик

Доктор биологических наук, профессор, будучи тайной монахиней, матушка Игнатия для многих стала духовной матерью. Сама она - наследница духовной традиции старцев Зосимовой пустыни, много потрудившаяся на ниве церковной словесности, раскрывшая для современников суть православного старчества.

После смерти отца стремилась предотвратить гибель других

Маленькая Валя.jpgРодилась будущая подвижница в Москве, в Крещении девочку назвали Валентиной. Ее отец был выходцем из крестьян Гродненской губернии Белоруссии, работал служащим в управлении Киево-Воронежской железной дороги. В 1915-м году он умер от туберкулеза, и для семьи начались сложные годы. 

Валя в школе.jpg

Закончив школу, Валентина, отличавшаяся способностями и особым прилежанием в учебе, смогла поступить в Николаевское коммерческое училище. По его окончании - на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (вскоре его преобразуют в биологический факультет). Здесь проявилось ее стремление к научно-исследовательской работе. На старших курсах Валентина знакомится с Владимиром Германовичем Штефко, профессором антропологии. Он стал ее научным руководителем, она – его помощницей. Студентке он предложил работу над серьезным исследованием «Возрастное развитие щитовидной железы у человека». Само по себе это исследование уже превосходило рамки дипломной работы, и все-таки стало всего лишь ее частью. 

Диплом, как и все свои последующие научные труды, подвижница посвятила теме, связанной со смертью ее отца, руководясь желанием предотвратить гибель других людей – «Течение туберкулезного процесса у больных различного типа сложения».

Эта ее выпускная работа заинтересовала зарубежных ученых, ее основные выводы были опубликованы в одном из немецких научных журналов.

Новаторские действия, разработки 

После блестящей защиты диплома Валентину в 1926 году пригласил на работу в Центральный туберкулезный институт (ЦИТ) ее научный руководитель Владимир Германович Штефко. 

Вместе они трудились в патоморфологической лаборатории, создав «Патологоанатомическую классификацию туберкулеза легких». 

Валентина Ильинична даже в Великую Отечественную войну продолжала исследования, научные разработки, которые спасали жизни людей. 

В 1945 году Владимир Германович Штефко отошел ко Господу. И Валентина Ильинична возглавила на следующие 40 лет патоморфологическую лабораторию ЦИТа.

Матушка Игнатия, профессор Валентина Ильинична Пузик.png Матушка Игнатия, профессор Валентина Ильинична Пузик Именно она одной из первых испытала и изучала механизм действия вакцины БЦЖ, предварив открытие нового научного направления в лечении туберкулеза – иммуноморфологии. 

Впервые в мире исследовала морфологические реакции организма на вакцину БЦЖ, выявив две стадии иммунологического процесса – параспецифическую и специфическую – подобные этапы потом будут зафиксированы и при действии других вакцин. 

Тогда же совместно с микробиологом А.И. Каграмановым Валентина Ильинична выполнила фундаментальное исследование начальных стадий развития инфекций и доказала наличие у инфицированных больных «латентного микробиозма» – это когда возбудитель выявлен, а организм не отвечает тканевыми реакциями иммунитета. 

Было открыто явление, названное учеными-иммунологами «толерантностью». Так возникла теория «малой болезни» туберкулеза, которая протекает скрытно и опасно.   

Валентина Ильинична искала возможности ранней диагностики и лечения для многих тогда летальной хвори, способствовала консолидации микробиологов и морфологов. Для тех времен это были новаторские действия и разработки. 

Мы не знаем, сколько жизней в физическом смысле спасла эта ученая тайная монахиня. Но и на этом она не остановилась, много потрудившись и в деле милосердного служения, а главное – для спасения душ соотечественников в эпоху атеизма.

«Пустыня в столице»

Вспоминала, как в 1921 году в постреволюционной стране разразился голод, и люди в надежде хоть что-то получить из пропитания стекались из голодающих областей в Москву. На гульбище храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла, что на Новой Басманной недалеко от трех вокзалов, сидели или лежали изможденные беженцы. Студентка Валентина с подругами ведрами носила им похлебку, которую варила ее мама и другие прихожанки. 

Схиархимандрит Игнатий (Лебедев) Схиархимандрит Игнатий (Лебедев).pngКогда Вале уже было больше 20 лет, в феврале 1924 года она встретила архимандрита Агафона (Лебедева; в схиме Игнатия; † 1938), насельника Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, что под Москвой. Просто попала к нему на исповедь в Высоко-Петровском монастыре и уже не расставалась с тем, кто стал ее руководителем в духовной жизни. 

Многие из сокровенных советов старца переданы матушкой в ее трудах, в частности, в книге «Старчество в годы гонений» (здесь во второй части описывается и их встреча). 

По определению самой матушки Игнатии, Высоко-Петровский монастырь в те годы стал «пустыней в столице», – здесь в годы гонений на церковь принимали тайный постриг многие на вид успешные на своей профессиональной стезе юноши и девушки.

В возрасте 25 лет Валентина также приняла тайный постриг в рясофор, нарекли ее Варсонофией – в честь святителя Варсонофия Казанского. Постригал ее отец Игнатий в простой квартире одной из своих духовных дочерей, это помещение в тайной общине монахов называли «скитом». 

В 1935 году, уже из лагеря отец Игнатий писал своим духовным чадам: «Все мое желание быть вам между собою в смирении и всем сердцем с Богом...»

В 1939 году, четыре года спустя после его гибели, его собрат по Зосимовой пустыни архимандрит Зосима (Нилов) пострижет мать Варсонофию в мантию с именем в память о ее старце – в честь священномученика Игнатия Богоносца. Приняв монашеский образ, матушка его таила, продолжая по благословению духовного отца трудиться в миру по специальности. В 1940 году она защитила докторскую диссертацию, спустя семь лет получила звание профессора. 

Завершила свою профессиональную деятельность монахиня Игнатия в 1974 году на 71-м году жизни. К тому времени она издала более 200 научных трудов, в том числе семь фундаментальных монографий. Вырастила не одно поколение учеников-исследователей. Основала собственную школу патологов-фтизиатров. 

И все это - несмотря на гонения и притеснения, которым она, исповедница, за свою церковность все же подвергалась…

Духовное творчество, великий ангельский образ

С середины 1940-х годов матушка много писала на духовные темы. Ее труды распространялись в самиздате – перепечатывались на машинках или переписывались от руки. 

Она как-то скажет, что источником ее литературного творчества стал привитый отцом Игнатием навык письменного исповедания помыслов. Сначала ты предаешь бумаге всё, что мучает, потом начинаешь это осмыслять, вплетая в ткань повествования наблюдения за текущей сокровенной церковной и оголтелой внешней жизнью страны. Что-то добавляешь из прочитанных усвоенных мыслей, вписываешь истории из жизни близких тебе людей. Всё это постепенно складывалось в замечательные книги. 

Преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев).jpg Икона преподобномученика схиархимандрита Игнатия (Лебедева), духовного отца матушки ИгнатииТак она написала жизнеописание своего духовного отца схиархимандрита Игнатия, – во многом благодаря этому труду преподобномученик Игнатий (Лебедев) был причислен к лику святых. 

Потом она рассказала о созданной им тайной общине монахов, монахинь. После – записала размышления о промысле Божием в наши дни, о жизни Церкви и ее истории. 

Затем она принялась за гимнографические труды. Созданные ею службы вошли в богослужебный обиход Русской Православной Церкви. Это службы святителям Игнатию Брянчанинову и патриарху Иову, благоверному князю Димитрию Донскому, преподобным Герману Зосимовскому и Зосиме (Верховскому), службы соборам Белорусских, Смоленских и Казанских святых, Валаамской иконе Божией Матери и др. Параллельно матушка писала очерки о православных гимнографах – преподобных Андрее Критском, Иоанне Дамаскине, Косме Маиумском, Иосифе Песнописеце, Феодоре Студите, святителе Германе Константинопольском, инокине Кассии и т.д.

Схимонахиня Игнатия, 2003 г..jpgВ своей книге «Монашество последних времен» матушка Игнатия приводит святоотеческое высказывание, которое любил повторять отец Игнатий: «Кто не в схиме, тот еще не монах». 

Матушка Игнатия приняла великую схиму на 101-м году своей жизни – в Великий Четверг 2003 года. Ее постригли всё в том же Высоко-Петровском монастыре, где она впервые исповедовалась своему духовному отцу. Нарекли в честь наставника – преподобномученика Игнатия (Лебедева). 

Ко Господу матушка отошла на 102-м году своей жизни – туда, где обитает лик святых.