«Я за вас Богу молиться буду». Памяти архимандрита Илии (Рейзмира)

9 января в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре отметили годовщину преставления удивительно светлого, отзывчивого, молитвенного архимандрита Илия (Рейзмира; 1944-2024), многолетнего духовника обители. 

Главному редактору медиаресурса «Святые online» Ольге Орловой посчастливилось не раз общаться с батюшкой в его небольшом закутке в здании Патриарших покоев, хранителем которых он был полвека. Отец Илия мог часами рассказывать о своей любимой Лавре и ее подвижниках, начиная с послевоенного периода – некоторые из этих историй предлагаем вниманию наших читателей. 

Мой путь в Лавру

Впервые меня Господь сподобил побывать в Лавре в 1965 году. Я тогда учился в Днепропетровске, снимал квартиру, и ее хозяин, верующий человек, как-то сказал: 

– В Почаеве поют хорошо... А в Троице-Сергиевой Лавре вообще как на небесах!

Я тогда же взял отпуск и помчался в Лавру. 

Когда я впервые оказался в Лавре, захожу в храм, а там батюшка такой низенький с седой бородкой машет мне рукой с солеи и говорит:
– Пропустите ученика преподобного Сергия.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра .jpg Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Я тогда еще даже о семинарии, не то что о монашестве, не думал. Но слова запомнил. 

Потом узнал: это был схиархимандрит Михей, позднее его отправили в Одессу, там в монастыре он и почил. 

В первую ночь надо было где-то остановиться, и я попросился на ночлег к первой же старушке. Тогда я впервые узнал, что такое клопы. Всю ночь молился, а наутро хозяйка сказала: 

– Из вас получится хороший поп – вы так молитесь Богу! 

Удивляюсь дарам пророчества и прозорливости женщин. Я как-то стоял, исповедовал, подбегает одна: 

– Вы не видели здесь старца Илию?

Я стал ее вразумлять: 

– Зачем вы за ним бегаете? Он бестолковый! Охламон! 

– Вы сам бестолковый! Сам охламон! – и побежала. 

Что значит быть монахом?

В мой первый приезд меня подвели еще к архимандриту Феодориту (Воробьеву), благочинному Лавры. А он сразу мне сказал прийти к нему в келию и оттуда отвел меня к отцу Матфею (Мормылю) (он был тогда еще совсем молоденьким, но уже преподавал в семинарии). 

– Отец Матфей, приими его, – вручал меня благочинный. – Это наш будущий брат. Помоги ему поступить в семинарию.

Архимандрит Матфей (Мормыль) на спевках.jpgАрхимандрит Матфей (Мормыль) на спевках

Преподобный Сергий в Лавру сам себе учеников отбирает, указывает на них как-то духовникам.

А может и самому человеку открыть. Я как-то разговаривал с двумя братьями-близнецами из Казани. Они учились в семинарии и вот уже определялись: один выбирал для себя монашеский путь, а другой собирался жениться. И вот тот, который думал о монашестве, видит сон, как после братского молебна семинаристы подходят к мощам, а батюшка Сергий сидит рядом с ракой и их благословляет, когда же он сам подошел, Преподобный ему сказал: 

– Ты не от нашего стада. 

Мощи преподобного Сергия Радонежского.JPG Мощи преподобного Сергия Радонежского

И действительно он потом женился: монашество было не его призванием. 

У одного старца спросили, что значит быть монахом. Он снял скуфеечку, бросил ее в пыль и истоптал. И при этом монашество – это радость. Если по-настоящему жить, по-монашески. 

Святитель Василий Великий, отвечая на слова Спасителя: «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8), обращался к монахам: «У вас, у монахов, должен найти веру на земле».

1000 писем-провокаций

Отец Матфей мне тогда все объяснил, как надо действовать для поступления в семинарию. Главной в те годы была конспирация, так как желающим учиться в духовных школах власти тогда препятствовали. 

Я поехал домой за документами, заболел гриппом и слег. В какой-то момент в дом спешно зашла мама: 

– Коля, быстро убегай! Тебя уже ищут (до пострига я был Николаем). 

И потом меня уже из семинарии «тягали»: заводят в отделение милиции, а там 3-4 человека тебя сразу на испуг взять норовят: 

– Судить тебя будем! (за то, что 2 месяца живу без прописки). 

Ведут на второй этаж, заводят в комнату и дверь запирают на ключ, там другие 3-4 человека сидят: 

– Как вы намереваетесь служить Родине? Нам нужны сотрудники. 

– Я за вас Богу молиться буду, – отвечаю. 

Одного бес как скрутит: схватил меня и бросил об стену:

– Смотри, чтобы никто ничего не знал (что я был у них). 

Всячески пытались уловить. Обо мне тогда заметка в газете «Молодой коммунист» вышла: «К сожалению, встречаются такие, как Рейзмир, – было там написано. – Попал под влияние, обманул сослуживцев и поступил в семинарию». Мне в связи с этой публикацией пришло более 1000 писем – спрашивали, как я уверовал в Бога, поступил в семинарию. Если бы я ответил хотя бы на одно письмо, в 24 часа меня бы арестовали за «пропаганду религиозных взглядов среди молодежи». 

Мы теперь из Православной Церкви – никуда!

Когда я только оказался в Лавре, вспомнил слова хозяина квартиры про небеса. Стою в храме, кладу поклоны. Как же они тогда читали Канон Андрея Критского! Я такой красоты никогда не слышал. Хором заведовал отец Матфей (Мормыль). 

Сколько потом случаев было: еще в советское время приехала экскурсия детей Политбюро. Был там такой Павлуша – сын высокопоставленного чиновника. Зашел в храм неверующим, а вышел уже с твердым желанием креститься. Нашел где-то под Москвой храм, покрестился и попросился к отцу Матфею в хор. Подал документы в семинарию, так отец писал письма в отдел по делам религии: «Прошу помочь перевоспитать сына. Уклонился в религию». Его сразу не зачислили, но потом он все же, отслужив в армии, поступил в семинарию. Сейчас известный пастырь. 

А однажды целая группа раскольников Истинной православной церкви исповедовалась. Постояли на службе, послушали хор:

– Мы теперь из нашей Русской Православной Церкви никуда не уйдем. 

WhatsApp Image 2024-01-11 at 14.39.22.jpeg Архимандрит Илия (Рейзмир) погребен у Духовского собора Лавры

Когда я учился в семинарии, Троицкий собор всегда был полон. Пели Акафист, причем пел весь народ в храме. 

После серии атеистических публикаций такое соборное пение запретили. Сейчас у мощей обычно поют всего несколько человек. Раньше такое благоговение было на службах. Когда в храм входил отец Феодорит, – а он был величественен, как ветхозаветный Патриарх Авраам, – тишина стояла необыкновенная. Не потому что его боялись (хотя знали, что он прозорлив), при нем невозможно было вести себя иначе, все сосредотачивались. 

Архимандрит Илия (Рейзмир) .png

Отец Феодорит 10 лет провел в ссылке, его, видимо, пытали: у него был отрезан кончик языка, – и говорил он невнятно. Но какие у него были проповеди! Все плакали.

Воины Христовы

Много было тогда в Лавре монахов после лагерей, прошедших войну. Духовник обители архимандрит Кирилл (Павлов) – герой Великой Отечественной войны. 

– Сталинградская битва – это был ад, – вспоминал он. – Но когда нас перебросили на Западную Украину, там было страшнее. Там наших офицеров с чердаков, из форточек бандеровцы стреляли, как котят. 

Из многих опыт войны, близость смерти выковывали воинов Христовых. 

Будущий архимандрит Кирилл пришел в Лавру сразу после войны, прямо в военной гимнастерке. И здесь уже тысячи-тысячи людей спас. 

На фронт в 1940-х годах отправляли и тех, кто принял монашество до войны: монах ты не монах – это никого не интересовало. Будущий Патриарх Пимен (Извеков) принял постриг в лаврском скиту Параклита в 1927 году, там же иеродиаконствовал, потом стал иеромонахом. А дальше – война. Участвовал в освобождении Бухареста, и когда там погиб главнокомандующий, его место занял отец Пимен – хотя потом этот факт почему-то умалчивали. 

Дорожите каждым богослужением

А какой благоговейный был архимандрит Петр (Семеновых), в схиме – Серафим, прошедший Китай, Харбин! Пришел он после возрождения Лавры в 1946 году и почил здесь уже в возрасте 91 года (читайте нашу публикацию).

2024-01-11 13.37.22.jpgОтпевание архимандрита Илии (Рейзмира) в Успенском соборе Лавры 11 января 2024 года 

Когда после смерти зашли к отцу Феодориту в келию, она оказалась пустой. У него в свое время было много книг: все перед смертью роздал. На столе остались лежать лишь его собственноручные выписки о добродетелях из святых отцов. 

Это старшее поколение монахов, на долю которых выпали испытания XX века, особенно дорожили каждым богослужением, ни одного не пропускали! 

И нам прививали осознание – это первый признак благочестия, когда человека тянет в храм. Так и спасаемся. А то бегают за «старцами» – разве кто из отцов тебе что-то эдакое скажет: молитесь, почаще бывайте за богослужениями, исповедуйтесь, причащайтесь.

Записала Ольга Орлова