«Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать»

На Псковской земле всюду храмы – белокаменные, старинные. Много здесь известнейших своей славной многовековой историей монастырей. В минувшем августе школьники и их родители, участники детского кинофестиваля «София» посетили Спасо-Елеазаровскую и Псково-Печерскую обители, сняв о них свои репортажи.

Мария Захарова
Елена Бреднева

Во время летних каникул Ассоциация кинопедагогов «Образ» при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации организовала ряд паломничеств по программе образовательного отдыха для детей и их родителей. Участникам программы предлагалось запечатлеть свои поездки для истории – дети и взрослые снимали видео, документальное и игровое кино под руководством оператора Екатерины Кузнецовой и педагога Елены Бредневой, директора кинофестиваля «София».

Посетив древний Псков, побывав на острове Залит, где жил старец Николай Гурьянов, участники киноэкспедиции отправилась в Свято-Елеазаровский монастырь, что в 25 км от города.

Это древняя северная обитель основана преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем, в схиме Елеазаром. По монастырскому преданию, крестьянин из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он совершил паломничество в Константинополь (Царьград), изучая историю и опыт Вселенской Православной Церкви. Вернувшись в Псков, поступил в Снетогорский монастырь, где принял постриг. В 1425 году отпросился на уединение на Толвское озеро, в пустынные леса. В 1447 году построил здесь на вершине холма деревянную церковь во имя Трех Святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. После кончины преподобного в 1481 году деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь начал отстраиваться чуть ниже по склону, где была возведена новая каменная Трехсвятительская церковь.

В первой половине XVI века Спасо-Елеазаровская обитель стала центром духовной жизни нашего Отечества. В эти годы здесь подвизался известный старец Филофей (ок. 1465-1542) – летописец и мыслитель, с именем которого связано возникновение богословского учения «Москва – третий Рим».

«Москва – Третий Рим» – религиозно-философская концепция, подразумевающая духовное преемство России от Римской империи (Первый Рим), где родился Спаситель. 

Рим – таинственное царство на земле, страна и народ, которых Господь Сам берет Себе в Удел, где Он незримо соцарствует вместе с земными правителями.  

Данная парадигма была сформулирована в посланиях (1523-1524 гг) старца Филофея (одно из них адресовано великому князю Московскому Василию III Ивановичу). Филофей ставил московского князя в один ряд с византийским императором Константином Великим, провозгласившем идею симфонии церкви и государства.

Православная Византия, таким образом, признавалась Вторым Римом, а Россия – Третьим – и последним в истории человечества. «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать», - писал старец.

После революции монастырь был закрыт и подвергся разорению. А в 2000 году началось его возрождение, замечательные плоды которого и увидели, а также засняли в своей кинозарисовке наши паломники.

Киноэкспедиция в Спасо-Елеазаровский монастырь

Кульминацией поездки стало путешествие детей и взрослых в древние Печеры. Расположенный в 340 км на юго‑запад от Санкт‑Петербурга и в 50 км на запад от Пскова Свято‑Успенский Псково‑Печерский мужской монастырь никогда не закрывался.

Общепризнанной исторической датой основания Псково‑Печерского монастыря считается 1473 год, – так что в следующем, 2023 году мы будем отмечать уже 550-летие обители. Дата отсчитывается от освящения Успенской церкви, буквально выкопанной в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой.

Преподобный Иона – непосредственный основатель монастыря. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева‑Ливонского (ныне г. Тарту). В Ливонию он пришел как миссионер. В то время православный люд подвергался жестоким гонениям со стороны немцев‑латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется рядом со святыми пещерами. Постройка подземного храма еще не была завершена, когда Мария, супруга подвижника, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику псково‑печерских преподобных.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).jpg«Помни, детка, что самое ценное – научиться себя предавать всецело воле Божией». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Настоящий расцвет обители связан с именем игумена преподобномученика Корнилия. Существует предание, что подвижник был обезглавлен по навету царем Иоанном Грозным в 1570 году. Как мученик и будучи наделен от Господа особой благодатью, игумен продолжает незримо опекать обитель и в наши дни.

Также недавно преставившиеся ко Господу псково-печерские старцы весьма скоро откликаются на просьбы паломников, – сегодня можно помолиться у их могил в нишах Богозданных пещер.

Сейчас обитель собирает факты чудесной помощи архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – видимо, не далек тот час, когда любимый православным народом старец будет прославлен в лике святых.

Репортаж участников образовательного путешествия из Псково-Печерского монастыря