Из воинов – в монахи. История коломенских обителей

Димитрий Донской в Коломне

Часть II

Когда-то на территории Коломны, где собиралось русское воинство накануне походов, насчитывалось не менее восьми православных обителей. После Октябрьского переворота (а сегодня, 7 ноября, его 105-я годовщина) обителей осталось четыре.

Мария Захарова
Ларина Мария

В кремле находятся Брусенский Успенский и Свято-Троицкий Ново-Голутвин женские монастыри. За пределами кремля – Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский Бобренев мужские монастыри.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь

На красочном холме, на месте, где Москва-река сливается с Окой, раскинулся царственный Старо-Голутвин монастырь. Голутвой в старину называли вырубку. А Г.Ф. Миллер, историк XVIII века, рассказывал о Старо-Голутвином монастыре так: «в старину… был там густой лес, в котором до состроения монастыря жили разбойники, и от того произошло имя Голутвин, а имянно от голудбы, то есть сонмища людей голых, в нужнейшем одеянии претерпевающих недостаток».

1.jpgБогоявленский Старо-Голутвин монастырь в Коломне

Заложен монастырь был в XIV веке, исходя из жития Сергия Радонежского, составленного Епифанием Премудрым – в 1374 году. По одной из версий, произошло это по обету, данному князем Дмитрием Донским накануне Куликовской битвы. Существует предание, что сам преподобный Сергий пешком преодолел немалое расстояние от своего монастыря до Коломны, чтобы дать благословение на строительство обители.

На чине посвящения Григория во игумена авва Сергий вручил ему свой дубовый жезл, который хранился в монастыре до самого закрытия в 1920-е годы.

Уже в 1430-е годы в обители появляется первая каменная церковь с трапезной и хлебодарней, названная в честь преподобного Сергия. Монастырю на тот момент принадлежало 49 сел, деревень и поселков не только в Коломне, но и в Голутвиной слободе в Москве. Богата Старо-Голутвинская обитель была не только земельными угодьями, но и рукописными книгами. В 1775 году монастырю нанесла визит Екатерина Великая, которая поручила придворному архитектору Казакову Ф.М. сделать проект псевдоготической монастырской ограды с башнями.

1799 год стал для обители роковым – указом Павла I Коломенская епархия перестала существовать, местный архиерей был направлен в Тулу. Насельники Старо-Голутвина монастыря перебрались в архиерейский дом, обитель вскоре обветшала, только в одном храме продолжались богослужения.

Возрождением обители занялся митрополит Московский и Коломенский Платон. При нем монастырь благоукрашается: иконостасы Богоявленского собора становятся позолоченными, стены расписными, строятся колокольня и Введенская церковь, поновляется Сергиевский храм. Монастырь активно занимается социальной деятельностью: здесь кормят голодных, помогают беднякам, обучают крестьянских детей.

Эпоха Возрождения сменилась темными временами: к власти пришли большевики. При советской власти монастырские здания применялись для нужд артиллерийских складов, заводского общежития. Большинство монахов было отправлено в ссылку. Пострадало здание Богоявленского собора, ставшего складским помещением, а Сергиевская церковь превратилась в спортивный зал. Только в 1993 году, спустя долгие годы запустения, монастырь вернулся в лоно Церкви.

Сегодня в подклете собора Богоявления Господня сохраняется захоронение первого игумена обители – преподобного Григория Голутвинского. Этот подклет сохранился со времён Сергия Радонежского, ходившего по ступеням древнего храма – их ласково называют «Сергиевыми камушками».

В алтаре Сергиевской церкви фигурки ангелов бережно «охраняют» святыни – частицу Честнаго Животворящего Креста Господня и Тернового Венца. В обители можно приложиться к частице плата Богоматери и мощей угодников Божиих: Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, евангелиста Матфея, святителей Филарета Дроздова и Игнатия Брянчанинова, двенадцати преподобных Оптинских старцев и многих других.

16 мая 2006 года произошло обретение и перенесение святых мощей священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского. Сегодня его честные останки находятся в церкви преподобного Сергия.

В Богоявленском соборе хранится чудотворная икона святителя Николая, которая сама обновляется и исцеляет страждущих.

На территории монастыря располагаются собственная пасека, прекрасный сад с фруктовыми деревьями и цветником. Созерцая красоту сада, невольно начинаешь думать о Создателе, благодаря которому и появился мир с его многообразием жизненных форм. Находиться на обустроенной зелёной территории монастыря – словно оказаться в раю.

Единый архитектурный комплекс обители составляют храмы Богоявления Господня, преподобного Сергия, надвратная церковь в честь Введения Богородицы во храм, собор во имя Трех Святителей. Также здесь расположены надкладезная часовня и бронзовый памятник Сергию Радонежскому.

2.jpgЦерковь преподобного Сергия Радонежского, Старо-Голутвин монастырь

Стены Сергиевской церкви окрашены в белый и жёлтый цвета. Храм радует глаз своими точными формами и тихой торжественностью. В том же стиле выстроена трехъярусная колокольня, составляющая единый комплекс с Введенской церковью.

Окрашенный в белый цвет Богоявленский собор состоит из трёх ярусов, каждый из которых снабжён окнами. Каждый следующий ярус меньше предыдущего, так что храм напоминает пирамиду, верхушку которой венчает золотой купол.

3.jpgСобор Богоявления Господня, Старо-Голутвин монастырь

Безымянная надкладезная часовня была возведена на месте, где когда-то находился источник преподобного Сергия.

По преданию, родник возник так: когда насельники Богоявленского монастыря обратились к Преподобному с просьбой указать, где им рыть колодец, святой ударил по земле посохом, на этом месте забил святой источник. Советские власти засыпали его в XX столетии, с тех пор вода отсюда ушла.

Богородице-Рождественский монастырь

В селе Старое Бобренево близ Коломны находится ещё одна древняя обитель – Богородице-Рождественская. Считается, что эта обитель была создана также по обету князя Димитрия Донского обустроить монастырь в случае победы русского войска в Куликовской битве.

По преданию, обитель строилась на пожертвования воеводы Боброка-Волынца, соратника благоверного князя. Впрочем, другая версия гласит: «название монастыря Бобреневским происходит от лова тут бобров, которые, как и лоси, были не редки в этой некогда лесистой области...».

Обитель была заложена в 1381 году, о чем свидетельствует найденное при раскопках основание старинного храма. Благодаря своему удачному расположению монастырь играл роль стража московских земель. Уже с самого основания при нем обустраивается библиотека с древними рукописными книгами.

4.jpgБогородице-Рождественский Бобренев монастырь в селе Старое Бобренево

Древнейшая его книга – Палея Толковая, переписанная в 1407 году, ныне хранится в Российской государственной библиотеке.

Многие обители Коломны остались лишь в летописных упоминаниях, а Бобренев пережил и эпоху Ивана Грозного, и Смуту, и эпидемию холеры. С 1790 года в монастыре разворачиваются строительные работы, обитель становится летней резиденцией владыки. В это время отстраивается Рождественский собор с колокольней, архиерейский и келейный корпуса, а также монастырская ограда.

Кирпич для монастырской ограды был взят с разобранной коломенской церкви в честь Симеона Богоприимца, на восстановление которой не хватило средств.

В XIX веке возводится храм Феодоровской иконы Богоматери, а собор Рождества Пресвятой Богородицы надстраивается, становится еще краше и выше. В 1850 году обитель посетил Давид Хлудов, ставший впоследствии ее благотворителем. На пожертвования Хлудова появляется новая церковь Входа Господня во Иерусалим, а благодаря его дару – участку земли – обитель становится богаче.

Если бы мы оказались в монастыре на рубеже XIX-XX веков, то увидели бы благолепный сад с братским кладбищем, двухъярусные корпуса, радующие глаз храмы. Братия монастыря занималась общественным служением – посещала больных, обучала детей.

В 1920-е годы монастырь закрывается, однако богослужения в храмах ведутся в прежнем режиме вплоть до 1930 года.

5.jpgСобор Рождества Богородицы в советские годы, Бобренев монастырь

В советский период монастырь постепенно разрушается. В 1930 году на кладбище пытаются обустроить теплицы, в храме в честь Феодоровской иконы открывают гараж: трактора и машины заезжали в церковь прямо через алтарь. Древние рукописи и книги выбрасывают, заворачивают в них продукты питания…

6.jpgОбраз Феодоровской иконы Божией Матери, Богородице-Рождественский монастырь

Только в 1991 году, когда в городе возобновляется церковноприходская жизнь, монастырь начинает жизнь с чистого листа. К 2005 году была возрождена церковь Феодоровской иконы Богоматери. Освящение храма и его престольный праздник пришлись на 29 августа – канун 625-летия Куликовской битвы и день памяти Феодоровской иконы.

Ныне в монастыре особенно чтят Феодоровский образ Богоматери, с обретением которого была связана удивительная история. Одной москвичке приснился сон, в котором Некто повелел ей подарить Бобреневу монастырю Феодоровскую икону. Она ничего не знала об обители, тем не менее просьбу исполнила. Киот, в котором ныне хранится Феодоровский образ, щедро украшен украшениями от благодарных прихожан, которым помогла Царица Небесная: исцелила от бесплодия, восстановила семьи.

С 1613 года Феодоровская икона становится покровительницей дома Романовых, иностранные избранницы русских государей, принимая православие, брали отчество Феодоровна (Мария Феодоровна, Александра Феодоровна).

В обители можно приложиться к кресту с частицей Животворящего Креста Господня из села Годеново, к частице святых мощей Георгия Победоносца, к тапочку святителя Спиридона Тримифунтского и к другим святыням.

Архитектурный комплекс монастыря составляют собор Рождества Богородицы, храм Феодоровской иконы Божией Матери, колокольня, Святые врата с Вифлеемской звездой, ограда и башни XVIII – середины XIX века. Эта обитель напоминает тихую гавань. Белоснежный собор Рождества Богородицы с колокольней, похожей на теплящуюся свечу, выполнен в стиле раннего барокко. Восьмигранная колокольня увенчана шатром, а одноглавый собор украшен замысловатой резьбой.

7.jpgСобор Рождества Богородицы. Современный вид

Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери ныне реставрируется.

8.jpgЦерковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери, Богородице-Рождественский монастырь

В возрождаемой из руин обители кипит молитвенная и социальная жизнь: насельники помогают нуждающимся, раздают горячую пищу, одежду, окормляют военнослужащих, как и в начале XX столетия.

Брусенская Успенская обитель Коломенского кремля

В 1552 году была основана еще одна нарядная коломенская обитель, расположившаяся прямо на территории кремля. Иван Грозный заложил шатровый храм в честь взятия Казани и нарек его Успенским, а обитель вскоре получила название Брусенская. Наименование Брусенский, по мнению большинства краеведов, происходит от слова брусенный, то есть выстроенный из деревянного бруса.

Известно, что основывалась обитель как мужская, а ее первыми насельниками стали участники Казанского похода.

Согласно старинному преданию, в Казани произошло явление чудотворной иконы Божией Матери, с которого был сделан список специально для Коломны.

9.jpgБрусенский монастырь в честь Успения Богоматери

В XVII веке монастырь становится женским. К 1764 году обитель ветшает и нуждается в ремонте, но восстанавливается только в XIX столетии.

Монастырская ограда с башнями строится из разобранных кремлевских Ивановских ворот. А в Грановитой башне кремля Брусенская обитель устанавливает часовню, в которую помещается редкая деревянная скульптура с изображением великомученицы Параскевы Пятницы.

В 1919 году монастырь закрывается, его насельницы уходят в город и продолжают там свое служение. В 1931 году несколько инокинь отправляют в ссылку в Казахстан, откуда они потом вернутся в родной город. Но в 1937-1938 годы гонения становятся еще более жестокими – шесть монахинь были расстреляны. Всего в годы гонений пострадали 28 инокинь Брусенской обители.

На территории обители устраивается общежитие, оскверняется и обезглавливается собор Воздвижения Честнаго Креста Господня, который превращают в овощную базу. Захороненные на монастырском кладбище кости выбрасывались и топтались прохожими…

10.jpg

Реставрация пострадавших построек началась уже с 1970-х годов, когда был восстановлен Успенский храм, в котором с 1991 года был учрежден местный краеведческий музей. С 1997 года в обители возобновилась иноческая жизнь, был отреставрирован Крестовоздвиженский храм, пострадавший особенно сильно. С 2008 года в бывшем келейном монастырском корпусе была открыта историческая выставка, рассказывающая о Брусенской обители.

В годы репрессий была утеряна чудотворная икона Казанской Божией Матери, но благодаря найденному в Петербурге списку создана еще одна ее копия. Сегодня верующие снова могут прийти к Царице Небесной и просить Ее помощи и заступничества.

В 2011 году монастырю была пожертвована также чудотворная мироточивая икона из серпуховского Владычного монастыря «Неупиваемая Чаша».

«Неупиваемая Чаша» издревле почитается на Руси – она избавляет от пьянства, наркомании, табакокурения.

В монастыре хранятся образы с частицами святых мощей святителей Филарета Дроздова и Димитрия Ростовского. Все святыни обители сосредоточены в Успенском храме.

11.jpgКрестовоздвиженский собор Брусенского монастыря

12.jpgУспенский храм Брусенского монастыря

За счет преобладания красного цвета монастырь выглядит празднично, он отличается от остальных коломенских обителей пышностью форм. Крестовоздвиженский собор, выполненный в псевдорусском стиле, имитирующем московское барокко, увенчан пятью шатровидными главами и украшен белокаменной резьбой. А храм Успения Божией Матери относится к редкому типу – раннему шатровому – он устроен прямо на четверике нижнего яруса, а восьмерик второго яруса вовсе отсутствует.

Отдельного внимания заслуживает монастырская ограда – она выполнена в псевдоготическом стиле, круглые трехъярусные башни украшены арками, звездочками и медальонами. Вместе с храмами и соборами монастыря ограда создает единую симфоническую концепцию.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь Коломенского кремля

13.jpg

Датой основания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря считается 1799 год. Коломенская епархия в те годы была упразднена, и в пустеющий дом архиерея были переведены некоторые монахи Богоявленского Старо-Голутвина монастыря. Так и образовалась Ново-Голутвина обитель, к которой приписали Успенский и Тихвинский кремлевские соборы.

Позднее здесь появится Сергиевская церковь (ныне – Покровская) и 55-метровая колокольня. Ее самый большой колокол весил 259 пудов!

Благодаря пожертвованиям Гурия и Екатерины Ротиных обитель, «преобразованная в общежитие, воскресла из развалин и так быстро обновилась и пришла в цветущее состояние». Была расписана Троицкая церковь, украшен иконостас в Сергиевском соборе и написаны великолепные иконы. При обители было открыто народное детское училище и госпиталь для ухода за ранеными солдатами, пострадавшими в русско-турецкой войне, а также братство Филарета Милостивого с целью помочь нуждающимся ученикам.

В 1918-1921 годы Ново-Голутвина обитель ликвидируется, а ее имущество национализируется. Настоятель вместе с монашествующими оказались практически на улице. На территории обители сначала располагалось отделение милиции, затем госпиталь, здесь пытались создать даже концлагерь. Но осуществить это, к счастью, не удалось, и кельи постепенно стали заниматься коломенцами. В 1922 году было произведено изъятие церковных ценностей, а также многих древних икон. В церквах располагались артели, мастерские и заводы, здания ломались и крушились на протяжении нескольких лет.

С 1973 года Ново-Голутвин монастырь реставрируется. Были обновлены колокольня, церковь во имя Пресвятой Троицы, установлен купол с крестом.

В 1988 году было решено вернуть Ново-Голутвин монастырь Московской епархии в качестве женской обители.

14.jpgЦерковь Святой Троицы в Ново-Голутвином монастыре

15.jpgХрам Покрова Пресвятой Богородицы, Ново-Голутвина обитель

Ныне храмовый комплекс монастыря состоит из Успенского собора, Тихвинской, Покровской церквей, часовен и колокольни.

Храм во имя Пресвятой Троицы – единственный в Коломне образец русского барокко конца XVII столетия. Белокаменный, с яркими вставками и черным, контрастным куполом, храм выглядит нарядным.

Покровская церковь, изначально нежно-голубая, выкрашенная затем в более насыщенный цвет, увенчана шатром и белыми колоннами с треугольными возвышениями.

В монастыре хранятся иконы с частицами мощей святых – праведного Федора Ушакова, Матроны Московской, преподобномученицы великой княгини Елизаветы, великомученика Пантелеимона.

Рядом с монастырем разбит прекрасный фруктовый сад, в котором растут яблони, груши, вишни, абрикосы и другие плодовые деревья, благоухают от ранней весны до поздней осени цветы. Вдыхать этот приятный аромат можно вечно, любуясь яркими природными красками.

Коломна – удивительный город, хранящий множество уникальных и древних святынь. Историю его невозможно изложить в одной статье. Поэтому лучше всего увидеть храмы и монастыри Коломны воочию, прикоснуться к святыням, посетить экскурсию в местном музее.