Кашира: город храбрых воинов и верных Богу монахинь

Мария Захарова
Мария Ларина

В 93 км к югу от Москвы, в часе езды от Зарайска, о котором мы писали в прошлый раз, находится маленький древний городок – Кашира. Его украшением является драгоценное ожерелье обителей и храмов: Никитский и Троицкий Белопесоцкий монастыри, Успенский и Преображенский соборы, Вознесенская, Введенская, Никольская и другие церкви. Здесь можно приложиться к почитаемым иконам – «Утоли Моя Печали», «Всецарица», к мощам преподобного Владимира Белопесоцкого и другим святыням.

Мы продолжаем путешествовать по Подмосковью.

Кашу варили да траву косили

Версий о происхождении названия города несколько. Согласно первой наименование связано с традицией варения каши на свадьбах, крестинах, поминках и других семейных мероприятиях.

Вторая версия: этимологии слова восходит к тюркскому понятию «кошара», означающему в переводе на русский язык «загон для скота».

Менее популярные объяснения: наименование произошло от названия реки Ока, которая в данной местности особенно широкая («Ока-шира»); от понятий «косить», «косьба».

Город Кашира один из самых древних в Московской области, по возрасту уступает Зарайску на два века – впервые он упоминается как село Кошира в 1356 и 1359 годах в завещаниях московского князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты.

В своих духовных грамотах Иван Красный писал о Кашире как о селе, предназначенном для своего сына – Дмитрия Донского.

Совместное кашеварение сопровождало русские свадьбы, крестины, поминки.jpg Совместное кашеварение сопровождало русские свадьбы, крестины, поминки Однако, как и в случае с Зарайском, местность была населена гораздо раньше – археологи обнаружили здесь Старое Каширское городище XII–IV веков до нашей эры, в котором проживали финно-угорские племена. В ходе раскопок были найдены не только ров и валы с укреплениями, но и древние жилища с очагами.

«Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

В XV веке село становится городом, выполняющим стратегические функции по линии Серпухов – Коломна, то есть на южных границах Московского княжества.

Построенные в Кашире деревянные крепости были предназначены для защиты от набегов монголо-татар, позднее – крымских татар и польско-литовских отрядов. Город многократно сжигался противником, а в 1480 году это пришлось сделать местным жителям, чтобы не оставить Каширу наступающему войску хана Ахмата.

В 1498 году близ города строится Троицкий Белопесоцкий монастырь. Белокаменная обитель была возведена не столько для религиозных целей, сколько для оборонительных, в качестве защитного сооружения. Для подстраховки в 1531 году было решено соорудить более мощные крепостные бревенчатые стены для безопасности подступов к Москве.

Такая чрезмерная забота о безопасности границ была обоснованной – по данным исторических источников, Кашира была разорена около 20 раз за XVI столетие.

К этому времени рядом с крепостью возникло и выросло несколько слобод – крупных сел – Рыболовная, Белая и Черная, Плотничья, Ямская.

Город не раз передавался в руки различных князей, в том числе беглым казанским царям. С 1496 по 1502 годы Каширой владел бежавший в Москву казанский хан Мухаммед-Амин, в 1532 году – царь Шигалей. Каширяне недолюбливали казанских ханов и царевичей, но последние подчинялись Ивану III, а затем Ивану IV и обеспечивали участие казанцев в боевых действиях.

Современный герб Каширы.jpg Современный герб Каширы Герб Каширы, утвержденный в 1778 году Екатериной Великой, хранит память об этой странице истории – правлении казанских ханов. Он разделен на две части: верхнюю занимает золотой крест на голубом фоне, а нижнюю – черный дракон с золотой короной и красными языком и крыльями. В трактовке символов сказано: «этот город при великом князе Василии Иоанновиче был дан в удел Абдыле Летифу, снизверженному царю казанскому; а верхняя часть щита показывает, что он и тогда не выходил из-под Российской державы».

«Ищи коня за рекой, а храброго дворянина – в Кашире»

После завоевания Иваном Грозным Астраханского и Казанского ханств южные границы вместе с Каширой страдали от постоянных набегов крымских татар. В 1552 году Девлет-Гирей пошел на Тулу, но жители окрестных поселений не остались в стороне и пришли на помощь тулякам, среди них прибыл и отряд из Каширы. В той битве русское войско во главе с Андреем Курбским одолело крымских татар. В скором времени поход на село Растовцы (в нынешней Московской области) предпринял мурза Дивей, но и его войско было уничтожено каширянами. Народ тогда сочинил пословицу: «Ищи коня за рекой, а храброго дворянина – в Кашире».

571 год отмечен разрушительным походом на Русь крымского хана Девлет-Гирея, желающего вернуть независимость завоеванных Иваном Грозным Астраханского и Казанского ханств. Поскольку в ту пору государство Российское было втянуто в войну за выход в Балтийское море, поход принес татарам успех – по дороге в Москву войско Девлет-Гирея сожгло Каширу дотла и забрало в плен многих местных жителей. Через 21 год поход крымских царевичей повторился и имел более тяжелые последствия для жителей и городской архитектуры. С опустошительными набегами по времени совпали беспощадные эпидемии чумы 1551-1552 и 1571 годов и голод конца XVI – начала XVII веков, возвращающийся почти каждый год.

Не обошла стороной Каширу и Смута – город помнит и восстание Ивана Болотникова, и приход Лжедмитрия II. Каширяне, как и жители других городов, метались, принимая то одну, то другую сторону. Поначалу они примкнули к войску Ивана Болотникова, но когда тот начал выступать за расправу холопов над своими господами, благоразумные каширяне от него побежали. Местные жители изначально приняли сторону Лжедмитрия и выступили против царя Василия Шуйского, но затем восстали против «Тушинского вора» и польских интервентов. Каширяне активно боролись с недругами, вошли в состав ополчения, возглавляемого Ляпуновым, потом пополнили ряды ополчения, собранного Мининым и Пожарским.

Птица Феникс, или новая Кашира

К 1619 году в распоряжении каширян имелся разоренный город, который было решено перенести с левого берега Оки на противоположный.

По приказу царя Михаила Романова начинается масштабное строительство города с нуля.

Вскоре на крутом берегу реки красовалась деревянная крепость с валами и системой укреплений, вокруг которой разрастается посад со слободками: Пушкарской, Ямской, Стрелецкой, Рыбной и Затинной. К XVII веку обстановка в Кашире становится спокойной и жители смогли вздохнуть с облегчением – так Кашира перестает быть военным городком.

В город стекается не только военный люд, но и ремесленники (портные, овчинники, серебряники и другие), купцы, торговцы, получает свое развитие торговля солью. Все это стало возможным в XVIII столетии благодаря сухопутному тракту, проходившему через Коломну и Москву.

 Кашира в наши дни Кашира в наши дни.jpg

Также в окрестностях Каширы через Оку тянулась дорога к Верхнему Дону, по которой убегали крепостные крестьяне. Каширу облюбовали многие беглые крестьяне, которые селились в городе и ближайших слободах. А в 1682 году город принял сосланных после бунта стрельцов, за поведением которых следил местный воевода Хрущев.

С приходом к власти императора Петра Великого появились различные губернии, совершенствовалось местное самоуправление. Кашира становится частью Московской губернии в 1708 году, а с 1777 – уездным городом Тульского наместничества (позднее – Тульской губернии). В конце XVIII столетия в городе возникают промышленные предприятия, но наиболее популярным видом деятельности остается торговля. Процветанию торговли благоприятствовало местонахождение Каширы на пересечении дорог к Коломне, Серпухову, Москве, Зарайску, Михайлову, Туле. В основном продавали лес, скот, хлеб, а на ежегодных ярмарках, наиболее известной из которых была Георгиевская, предлагали лошадей.

В 1768-1774 годах, в период русско-турецкой войны, каширские офицеры доблестно сражались с турками на Балканах.

Только война с турками подошла к концу, начался крестьянский мятеж под предводительством Пугачева. Многие местные крестьяне присоединились к войску Пугачева, жгли дома своих помещиков. Но поскольку Пугачев передумал идти на Москву и направился к Дону, обстановка в Кашире постепенно успокоилась.

В Екатерининскую эпоху торговцев обязывали открывать питейные дома, в Кашире таких домов было 8, и это при населении 1500 человек! Для борьбы с активным спаиванием населения правительством народ устраивал так называемые «трезвенные бунты».

Трансформация из уездного города в центр промышленности

В 1784 году городские постройки сгорели при пожаре, и поэтому был составлен новый план городской застройки, появились Соборная и Хлебная площади. В XIX веке Кашира носила звание экономического и промышленного центра – к 1833 году в городе насчитывалось шесть предприятий. Пожалуй, самой знаменитой была миткальная фабрика Попова, на которой работало более 300 рабочих, в том числе бельгийские профессионалы. Машинный парк, состоящий из 50 механизмов, был перевезен владельцем из Англии. Развивалось и масштабное строительство из дерева и камня, в этот век было сооружено множество церквей в стиле классицизм: Успенский собор, Введенская и Вознесенская церкви.

 Бывшая Хлебная площадь в наши дни Бывшая Хлебная площадь в наши дни.jpgВторая половина XIX столетия порадовала псевдорусским стилем, возникшим в ту пору в зодчестве. Постепенно в городе появляются школы, больницы, почтовая станция, заводы, ярмарки. В 1900 году строится Павелецкая железная дорога, соединившая Каширу с Москвой, Тамбовом и Поволжьем. Храбрецами Кашира славилась во все времена – в русско-японской войне 1905-1907 годов отличился Каширский пехотный полк, потерявший множество своих воинов в битве под Харбином. В те же годы грянула революция, и в Кашире сконцентрировались различные политические силы, особенно – социал-демократы.

В 1915 году, во время Первой мировой войны 44 пехотный полк из Каширы, не желая попасть в плен к противнику, на выходе из окружения в Восточной Пруссии, предпочел сражаться до последнего и потерял практически весь состав.

В 1918 году каширские большевики по приказу Ленина провели так называемую продразверстку, то есть изымали излишки хлеба и продовольствия у крестьян. В ответ местные крестьяне взбунтовались, восстание было подавлено, но масштабная гражданская война Каширу обошла стороной.

1919-1922 годы стали для Каширы знаменательными – Ленин приказал построить там электростанцию, которая станет второй по мощности во всей Европе. Вождь мирового пролетариата сам контролировал ход строительства. В этот же период Кашира примкнула к Московской области и стала районным центром.

В Великой Отечественной войне каширяне в очередной раз смогли проявить свои лучшие качества: героизм, отвагу, стойкость духа. К наступлению фашистской Германии офицеры, солдаты, рабочие тщательно готовились: сооружали баррикады, противотанковые рвы, ежи, проволочные ограждения, присоединялись к истребительным батальонам.

24 ноября 1941 года немецкая танковая армия подошла к границам Каширы, параллельно город подвергся воздушной бомбардировке. Но каширяне не растерялись, и кавалерийский корпус под предводительством генерала Белова выступил в контрнаступление, и через несколько дней след фашистов простыл.

После битвы под Каширой. На фоне танка армии Гудериана.jpgПосле битвы под Каширой. На фоне танка армии ГудерианаВ послевоенное время Кашира расправляла крылья и укрепляла свое промышленное значение. В городе за 30 лет возникло множество предприятий и заводов: металлоконструкций, литейный, железобетонный заводы, модернизированы ГРЭС, мебельная фабрика и «Лесхозмаш».

Троицкий монастырь на Белых Песках

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь расположился на левом берегу Оки в Ступино, что в 19 километрах от Каширы. Предание гласит, что для основания обители прикладывали усилия святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, следовательно, произошло это в конце XIV века. По одной из версий, Дмитрий Донской решил создать в Белых Песках монастырь после посещения данной местности перед Куликовской битвой. По другой версии, Преподобный держал свой путь из Серпухова в Каширу через Белые Пески и был воодушевлен местом, благословил его и воскликнул: «Быть тут монастырю!».

Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в Кашире.jpg Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в Кашире 

Рядом с монастырем находятся два святых источника, которые в народе называют Сергиевскими, поскольку считается, что благодаря Преподобному здесь и забили ключи свои воды.

Согласно второму преданию, основоположником монастыря является преподобный Владимир (Белопесоцкий), принявший постриг в монастыре Преображения Господня под Новгородом. Он решает покинуть уже обустроенную обитель и создать собственный монастырь, к чему его мог сподвигнуть опять-таки преподобный Сергий Радонежский. Владимир воздвиг деревянный храм в честь Святой Троицы, постепенно к нему стекались иноки, зарождалась пустынь. Первое упоминание об обители относится к 1498 году и встречается в жалованной грамоте казанского князя Мухаммед-Амина и в других грамотах. Преподобному Владимиру для обители были пожалованы многие земли: деревня Мальцово в Растовской волости, поселения Ступинское, Крутовражское, Воргосовское в Туровской волости и другие. Иначе говоря, Владимиру Белопесоцкому достались «леса, от века не паханные».

«Нерушимой стеной, обороной стальной»

 Преподобный Владимир Белопесоцкий Преподобный Владимир Белопесоцкий.jpgПри жизни преподобного в монастыре имелись только деревянная церковь и кельи, а каменных построек не было. Тем не менее обитель ни разу не удавалось взять силой, проникнуть на его укрепленную территорию, иноки стояли не только на духовной страже, но и защищали Отчизну. Несмотря на разрушенные и почерневшие стены и башни и на некоторую внешнюю «понурость», монастырь всегда оставался оплотом веры для православных христиан.

В 1520 году в обители нес молитвенный подвиг известный старец Феодосий (Ковеля), почитаемый и уважаемый князем Василием III. В 1552 году перед походом на Казань монастырь посетил Иван IV. Надо сказать, что Грозный царь был набожным человеком и молился перед серьезными событиями. В Белопесоцком монастыре царя вместе с войском благословил игумен и вручил хоругви с образом Николая Чудотворца. Царское войско ушло из монастыря с пополнением: к нему присоединились каширские воины, а также иноки, обученные военному искусству.

Многие царские особы не жалели своих средств для укрепления обители, понимая, какую важную стратегическую роль она играет. Поэтому к 1620-м годам практически все монастырские стены и сооружения были каменными, здесь имелось три храма из камня: собор в честь Троицы Живоначальной, в честь преп. Сергия Радонежского (с трапезною, хлебной и погребами) и Никольская церковь. К XVII веку, в связи с удалением границ к югу, роль Белопесоцкого монастыря как крепости ослабла.

Ансамбль Троицкого собора, церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского.jpg Ансамбль Троицкого собора, церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского 

В период Смуты число братии сокращается, а в 1681 году по распоряжению царя Федора Алексеевича монастырь приписывается к Коломенскому архиерейскому дому. Это время становится эпохой оживления каменного строительства, обновляется Троицкий собор, перестраиваются укрепления с башнями. Девятнадцатью годами позднее указом Петра I Белопесоцкая обитель приписывается к Троицкому монастырю (современной Свято-Троицкой Сергиевой Лавре). В 1764 году монастырь лишается своих земельных участков и возвращается к коломенским архиереям, а после 1800 года становится обособленным.

В XVIII веке территория монастыря разрастается еще больше: появляются бревенчатая часовня рядом со Святыми воротами, двор для священнослужителей. В 1804 году строится церковь в честь Сергия Радонежского, тогда же предположительно был возведен храм св. Иоанна Предтечи. В 1914 году при настоятеле игумене Митрофане организуется ремонт Троицкого собора: купол позолачивается, ремонтируется пол и обновляется иконостасная живопись. Облагораживается монастырская территория, прокладываются белокаменные дорожки в саду. Мирно и дружно жила братия, строились планы, которым никогда не суждено сбыться, потому что наступили годы богоборчества.

Монастырь на крови мучеников

Обитель закрылась в 1918 году, чуть позже все церковные ценности были изъяты, здания разорены. Братию монастыря вывели через Святые ворота и расстреляли прямо у восточной стены. Невольно задумываешься – а смогли бы мы, современники, перенести те страдания, которые терпеливо переносили наши предки ради Господа нашего Иисуса Христа?

В 1920 году монастырские помещения были переданы музею. Богослужения в храмах не прекращались благодаря чудом выжившему иеромонаху Киприану. Он не боялся ни доносов, ни расстрела, продолжая апостольское служение и даруя надежду тем, кто давно ее уже потерял. Дальнейшая судьба игумена Киприана и нескольких иноков неизвестна, однако их имена навеки останутся в Синодике Троицкого Белопесоцкого монастыря. В соборе во имя Святой Троицы вскоре был открыт клуб, а службы с 1933 года прекратились. В храме Иоанна Предтечи была организована стекольная фабрика, а общежития устроили прямо в бывших монашеских кельях. Позднее в этих кельях размещали заключенных, которые строили мост через реку Оку, а позже при обители обустраивается лагерь для пионеров.

Во время Великой Отечественной Белопесоцкий монастырь, являясь опорным пунктом советских войск, снова стал выполнять оборонительные функции. В обители проживали части Первого гвардейского корпуса генерала Белова, а за монастырскими стенами был размещен дивизион первых гвардейских минометов – «катюш».

Знаменательной стала дата 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому 1941 года – «день рождения» монастыря, в который была дарована победа советским войскам.

Близ монастырских стен советские войска под командованием генерал-майора П.А. Белова остановили наступление танковых частей Гудериана. Данная битва во многом определила исход сражения за Москву.

После войны многие полуразваленные здания использовали как склады, а некоторые стояли без дела и становились еще более ветхими.

В 1962 году на территории обители была размещена автоколонна, а к 1970-м монастырь был полностью разрушен. В 1993 году монастырь воскрес, но только в новом обличии – в качестве женской обители. Число инокинь в Белопесоцком монастыре постепенно растет.  Обитель имеет свое подворье в Ступинском районе в селе Голочелово, где действует Троицкий храм.

В стенах обители хранятся иконы «Утоли Моя Печали», «Скоропослушница» и «Всецарица», а также рака со святыми мощами первого игумена обители преподобного Владимира. В трех километрах от обители расположился колодец со святой водой, названный в честь батюшки Сергия.

 Колодец преподобного Сергия Радонежского близ Белопесоцкого монастыря Колодец преподобного Сергия Радонежского близ Белопесоцкого монастыря.jpg

На другом берегу Оки: Никитская женская обитель

Никитский монастырь не отличается древностью, но история его создания является не менее интересной, нежели история появления более древних обителей. В конце XVII века на краю Каширы при кладбище была построена деревянная церковь в честь великомученика Никиты. В 1815 году небогатый каширский купец Федор Руднев строит вместо нее каменный храм, в богадельню при нем поселились бедные старики. Туда же через 28 лет святителем Филаретом (Дроздовым) и тульским епископом Дамаскином была направлена монахиня Фомаида. Епископ Дамаскин благословляет Фомаиду открыть при храме женскую духовную общину. Жили скудно, но в содружестве и молитвенном подвиге. И Бог не оставил: вскоре на общину начали жертвовать члены царской семьи, а под духовное крыло сестер взяли оптинские и белопесоцкие монахи.

 Монахиня Фомаида, первая игумения Никитского монастыря Монахиня Фомаида, первая игумения Никитского монастыря.jpgВ 1862 году настоятельницей общины становится Макария (Сомова) – духовное чадо оптинского старца Макария (Иванова). По словам очевидцев, община в тот период «представляла собою вид небольших деревянных домиков, сгруппированных хотя и не совсем в должном порядке около храма Божия, но зато соблюденных в чистоте».

С 1884 года общине дается статус монастыря, а ее настоятельнице – сан игумении. При матушке Макарии начинается возведение храмовых построек, ограждений из камня.

Через 4 года игуменией обители становится Тихона (Ладыженская) по благословению Амвросия Оптинского, о чем свидетельствует их переписка. По ее распоряжению в 1889 году возводится обновленный Преображенский собор в русско-византийском стиле вместо прежнего небольшого. Совершенствуется внутреннее убранство собора: устанавливается золоченый иконостас, бронзовая церковная утварь.

В 1906 году освящается трапезная при церковной колокольне, на строительство которой средства пожертвовал император Николай II.

В качестве подарка Никитская обитель получает список чудотворной иконы Богоматери «Умиление» от Серафимо-Дивеевского монастыря.

Монастырь нес в том числе социальную миссию – обучал девочек, лечил больных, давал пропитание и кров бездомным и нищим. Школа была организована рядом с храмом Иверской иконы Божией Матери по просьбе местных жителей, полюбивших женскую обитель всей душой. На строительство школы благословение дали Московский митрополит Сергий и оптинский старец Иосиф (Литовкин). Через время рядом со школой был построен Иоанно-Предтеченский скит, в котором проживали сестры, несшие послушания обучения крестьянских детей, содержавшие гостиницу, огород, пасеку и скотный двор.

Никитская обитель тесно сотрудничала с Красным Крестом, Православным миссионерским братством и с великой княгиней Елизаветой Феодоровной Романовой.

Есть женщины в русских монастырях…

В тяжелые для страны годы игуменья и насельницы оказывали посильную помощь нашей армии – лечили солдат, получивших боевые ранения в войнах с турками (1877-1878), с японцами (1904-1905).

В 1889 году обитель посетил великий князь Сергей Александрович, которому был передан дар для его супруги, великой княгини Елизаветы – монастырские рукоделия, награжденные на Парижской выставке. Княгиня прислала ответный подарок – свой портрет.

В начале XX века Никитский монастырь являлся самой большой и благоустроенной Каширской обителью: тут были крупная библиотека с собранием 700 томов книг, иконописная и золотошвейная мастерские. Паломники приезжали в обитель приложиться к раке с мощами святого великомученика Никиты, к Смоленской иконе Божией Матери, привезенной из Москвы, а также к иконам «Троеручица» и «Скоропослушница», прибывшим с Афона.

В 1908 году игуменией становится Сергия (Зайцева), впервые пришедшая в монастырь в 12-летнем возрасте. Она стала первой настоятельницей, выбранной из числа местных жителей.

Последней настоятельницей обители в самый непростой для всех монастырей и церквей советский период стала Серафима (Ильичева). Игумения всеми силами пыталась сохранить монастырь и переформировала его в трудовую артель. Но обитель целенаправленно и систематично разорялась: после Великой Отечественной войны большинство монастырских построек были отданы под чулочно-носочную фабрику, а Спасо-Преображенский собор был разрушен и не восстанавливался до 1990-х годов. В разные годы в нем планировали создать склад для хранения зерна, позднее – молокозавод в подвале. Никитский храм был застроен складскими, хозяйственными помещениями, переделано его внутреннее убранство.

 Никитский монастырь в годы советской власти Никитский монастырь в годы советской власти.jpgСестер ждала не менее трагическая судьба: их отправили в Каширскую тюрьму, многих сослали в Казахстан. Интересна судьба подвижницы схимонахини Ольги (Ложкиной), прибывшей в обитель перед самым ее закрытием.

Она смиренно переносила многие скорби и невзгоды, пережила Великую Отечественную войну, дожила до глубокой старости и на протяжении всей жизни несла подвиг юродства. Могила юродивой Ольги на московском Калитниковском кладбище почитается и в наши дни – на ней всегда живые цветы. Похоронена в Москве она была неслучайно – по словам современников, Ольга любила рассматривать московские монастыри, храмы, парки и сады и  подчас произносила: «Это мой город!».

В 1990-е годы Преображенский собор вернули верующим, трудами протоиерея Виталия Коценко и местных православных Преображенский собор был отреставрирован.

Никитский храм планировали …продать на аукционе, так как чулочно-носочная фабрика приносила только убытки, но Виталию Коценко удалось этому воспрепятствовать, и храм вернулся Православной Церкви в 2008 году. В храме возобновились богослужения, он потихоньку приобретал свой первозданный вид.

Никитский женский монастырь в наши дни.jpgНикитский женский монастырь в наши дни

В 2018 году работы по восстановлению храмов обители были практически завершены, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Преображенский собор и Никитский храм, Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском храме.

Многие паломники отмечают не только внешнюю и внутреннюю красоту храмов и соборов, но и прекрасные виды, открывающиеся со смотровой площадки на Оку, на Белопесоцкий монастырь, живописный ланшафт. Мир горний и мир дольний создают прекрасную мелодию, состоящую из множества нот и аккордов, восхваляющую милость и доброту Творца.

Каждый раз, когда я берусь за изучение нового подмосковного города, удивляюсь: как же необъятна и прекрасна матушка-Русь и как мало мы знаем о ней. И каждый раз убеждаюсь, что настоящее сокровище находится совсем рядом, нужно лишь его разглядеть.