Хотьково и Абрамцево. Приют святости, трудов и вдохновения

Существует древняя традиция: прежде чем побывать у игумена Земли Русской Сергия Радонежского, необходимо поклониться его святым родителям – преподобным Кириллу и Марии в Хотьковском монастыре.

Мария Ларина
Мария Ларина

Сегодня мы говорим о достопримечательностях вблизи Сергиева Посада: Покровской обители в Хотькове и центре русской культуры в Абрамцеве.

Покровский Хотьков монастырь: от зарождения до Смуты

Покровский Хотьков монастырь расположен на высоком склоне Обнорской горы, сходящей к живописному берегу реки Пажи. Точный год основания Хотьковского монастыря неизвестен – но летописи 1308 года уже упоминают о нем.

Вероятно, основание обители связано с именами князя Юрия Даниловича и святителя Петра Московского (конец XIII – начало XIV века).

Изначально монастырь принимал как мужчин, так и женщин: в нем находились раздельные приделы для иноков и инокинь. В 1330-е годы здесь подвизались родители преподобного Сергия преподобные Кирилл и Мария Радонежские, здесь же они скончались. На Руси была благочестивая традиция: воспитав детей, окончить свой земной путь в монашеской обители.

Почти век спустя, в 1422 году, в обители были обретены святые мощи родителей Сергия Радонежского.

В этом же году Покровский монастырь, как и все княжество Московское, пострадал от «глада и зимы студеной», но за короткий срок обитель встала на ноги.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.12.38.pngПреп. Сергий Радонежский у гроба родителей 

Монастырь стал очевидцем многих исторических событий: на его территории захоронены павшие в Куликовской битве воины – жители Радонежа.

В 1504 году обитель становится женской по указу Ивана Грозного «О запрете смешанных монастырей». Знаменательным для монастыря стал 1506 год, когда князь московский Василий Иванович (сын Ивана III) взял обитель под свое крыло, назначив ей денежное и продуктовое содержание. Статус обители, переданной во владение Свято-Троицкой Лавре, повысился – это способствовало расцвету монастыря.

XVII век выдался тяжелым: монастырь подвергся польской осаде, а его насельницы были вынуждены бежать в Троице-Сергиеву Лавру. В 1610 году деревянные храмы и постройки обители сожжены войском Лжедмитрия II, но за последующие десять лет восстановлены всеобщими усилиями.

«Золотой век» Покровского монастыря

У монастыря были щедрые покровители и жертвователи. Среди них выделяется царский стольник (придворный) и активный политический деятель Василий Янов. На его пожертвования в 1648 году было построено первое каменное здание – Покровский собор. Василий Федорович отличался благочестием, в старости он принял схиму в Троице-Сергиевом монастыре с именем Варлаам. Жена Василия после его кончины ушла в Хотьковский монастырь, где также приняла схиму.

В 1722 году монастырь посещает Петр I, который выписал голландских мастериц – для того, чтобы обучить сестер прясть тонкое шелковое полотно. Так, основными занятиями монахинь становятся шитье облачений для духовенства, изготовление церковных украшений и иконопись. Через 42 года происходит секуляризация монастырских земель, и вотчины обители становятся государственными. Покровский монастырь передается в руки Московского епархиального архиерея. Но государственного содержания было недостаточно для жизни сестер: дополнительный заработок обеспечивало шитье, плетение кружева.

Искусные мастерицы, насельницы обители создали индитий (облачение престола в алтаре) «Голгофский Крест», одежду на жертвенник «Несение Креста», плащаницу «Положение во гроб», которые в настоящее время находятся в Сергиево-Посадском музее.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.12.59.pngОдежда на жертвенник «Несение Креста», 1796 год. подпись справа.

В эти годы разворачиваются масштабные строительные работы: с 1742 по 1745 г. на пути в обитель от Троице-Сергиевой Лавры конструируются Святые врата в виде триумфальной арки как символ исторической и духовной связи между двумя монастырями. В 1768 году в Хотьковском монастыре возводится церковь в честь святителя Николая Чудотворца, в 1791 году – храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. С 1812 по 1904 г. были построены церковь во имя Митрофана Воронежского и колокольня, обновлен Покровский собор. Из-за Отечественной войны 1812 года строительство Покровского храма пришлось на время приостановить. Французские войска приблизились к Москве и проникли даже на территорию монастыря.

Завершилось строительство собора только в 1816 году, в этом же году новый собор был освящен Дмитровским архиепископом Августином. Храм выполнен в классическом стиле, он довольно прост, лаконичен, имеет пять глав. Прекрасен храм не только снаружи, но и внутри: глаз радует настенная живопись, иконостас с золоченой резьбой и колоннами.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.13.10.pngПокровский собор Хотьковского монастыря

Покровский собор и Святые врата – древнейшие сооружения монастыря, сохранившиеся до наших дней.

Для благоустройства собора много усилий приложила игуменья Евпраксия (1809-1848), которая привлекла жертвователей, на чьи средства и были возведены перечисленные постройки и храмы. Позже при монастыре создаются иконописная мастерская и школа, больница, богадельня для болящих и престарелых инокинь, дом настоятельницы. Умножаются земельные участки, принадлежащие обители – у монастыря были мельница, скотный двор и богатый сад на речке Воря, угодья под посевы ржи и овса.

Милосердные насельницы и великие подвижницы Хотькова

Монастырь подарил миру множество подвижниц: можно вспомнить старицу Елевферию из Белгорода. После долгих лет странствий Елевферия поехала в Хотьково по приглашению одной монахини-старицы. В Покровском монастыре молодая Елевферия увидела чудесное явление – с иконы «Знамение», установленной на колокольне, сошла Сама Пресвятая Дева. И Елевферия осталась в монастыре в качестве келейницы игуменьи Магдалины, где служила Богу до своих последних дней.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.13.33.pngЗатворница схимонахиня Мария (Марфа Герасимовна), XIX век

В это же время молитвенный подвиг в обители несла общеизвестная затворница Марфа (схимонахиня Мария), с которой беседовал преподобный Амвросий Оптинский. Она начала жить в затворе в 1825 году и находилась в нем до конца земной жизни – до 1854 года. В те же годы в обители несла подвиг юродства монахиня Евдокия.

К завершению Синодального периода обитель разрослась: число насельниц достигло 400, управлять монастырем становилось все сложнее. Сестры жили смешанно: по общежительному, полуобщежительному и особножительному уставу, т.е. отдельно по кельям.

С 1840-х монастырь меняет статус с особножительного, дающего сестрам право на собственное имущество, на общежительный. Попечение о нем берет святитель Филарет Московский (Дроздов).

При игуменье Варсонофии открывается воскресная школа для 50-60 детей, дом паломника: гостиница и кухня с бесплатным питанием для бедствующих. Здание школы сохранилось до наших дней. Возводятся новые корпуса – Трапезный, Рукодельный и Общежительный для нужд общежития. Ежегодно в обители проводится Покровская ярмарка, на которую съезжаются многочисленные паломники. Постепенно рядом с монастырем образуются слободы и поселок при станции Хотьково.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.13.47.pngДом паломника в Покровском монастыре в Хотьково

Игуменья и сестры активно участвуют в благотворительной деятельности: финансово поддерживают духовные училища, помогают нуждающимся преподавателям и ученикам.

Насельницы не остались равнодушными к страданиям людей во время русско-турецкой, русско-японской и Первой мировой войн: они лечили раненых, брали на воспитание осиротевших девочек. Монастырь жертвовал средства Красному Кресту на помощь больным и раненым солдатам.

В конце XIX века количество постоянных прихожан монастыря выросло в геометрической прогрессии, поэтому было решено обновить Никольский собор. Строительство храма закончено в 1904 году. Выстроенный из красного кирпича, с пятью главами, крестообразной формы, собор выглядит грандиозным, нарядным, возвышенным. Когда смотришь на этот храм, понимаешь, что он сооружался с молитвой и любовью, собор словно воспевает своим великолепием Вечного Творца.

«Московские церковные ведомости» посвятили Никольскому храму следующие строки: «...он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, пол сделан из метлахских плит... В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колонками и бронзовыми украшениями…». Никольскому собору суждено было стать первым в деле возрождения русско-византийского стиля в России, который был забыт в эпоху Петра I.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.14.01.pngНикольский собор Покровского монастыря в Хотьково

«Ночь будет долгая-долгая, темная-темная…»

В 1918 году монастырь был разграблен и частично занят детской колонией, через четыре года закрыт, однако службы в нем продолжались. До 1928 года обитель существовала в качестве трудовой артели, труженицами которой выступали сами монахини, но вскоре сестер выгнали из монастыря. Здания использовались для нужд фабричного общежития, оставшиеся церкви закрыли, арестовали и выслали игуменью Варсонофию II, которая скончалась в Казахстане. В зданиях бывшего монастыря был открыт агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище.

После окончания Великой Отечественной войны здесь действовали завод «Химбыт», школа механизаторов (позднее – сельскохозяйственный техникум). Прежний монастырский поселок вырос и стал городом Хотьково.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.14.22.pngПоследняя перед закрытием Покровского монастыря игуменья Варсонофия II

Многие иконы, церковная утварь и украшения, ценные предметы были изъяты и навсегда утеряны. В 1932 году закрыли и разорили Никольский собор, а на его месте учредили школу комбайнеров, в Покровском соборе обосновался химический цех промкомбината.

В 1985 году предприятие сгорело, исчезла со стен собора настенная живопись, выполненная мастерами Троице-Сергиевой Лавры.

Историк-краевед Григорий Ефимович Агеев писал: «С Никольским собором что сделали? Там поселились военные и работники сельского хозяйства. Роспись его была одной из лучших в Московской епархии. Нижняя часть храма была отделана черным лабродаритом. Этот мрамор забрали в Москву на строительство метрополитена. 

Moscow-Metro_Koltsevaya_Komsomolskaya_1200.jpegБелый мрамор с построек монастыря был использован для облицовки станции «Комсомольская» Московского метро. Монастырь разрушали вплоть до 1980-х годов

Собор весь ободрали, но на сводах сохранились небольшие фрагменты росписи: четыре апостола и животные, больше ничего. Советские власти, чтобы вести какую-то антирелигиозную пропаганду, закрашивали роспись. Ее закрасят, через некоторое время она вновь появляется, один раз, второй, третий. Стали сбивать штукатурку, сухую, теплую, толстую. Это тоже не помогло. Собьют, замажут, но роспись опять появляется. В конце концов решили всю штукатурку отбить».

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.15.58.pngПокровский монастырь в советское время

Возрождение Покровского монастыря

В 1989-1990 гг. здания Покровской обители возвратили православной общине, в Покровском соборе возобновились богослужения. Никольский собор был отреставрирован к празднованию 1000-летия со дня Крещения Руси. Было восстановлено пять куполов, выполнена внутренняя и внешняя отделка храмов, роспись иконостасов проводилась силами учеников и выпускников Московской Духовной академии.

11 октября 2012 года, в день памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великий чин освящения Никольского собора. На этот день пришлось сразу несколько значимых для монастыря событий: отмечалось 20-летие возрождения монашеской жизни, 675-летие преставления и 20-летие канонизации преподобных Кирилла и Марии.

С 1992 года возродилась и монашеская жизнь, настоятельницей обители стала игуменья Олимпиада (Баранова). О восстановлении обители особо хлопотал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который дал монастырю статус ставропигиального (самостоятельно водрузив крест). Монастырю были подарены 30 га луга близ Радонежа для развития сельского хозяйства. К 1998 году обитель заиграла новыми красками: тут открываются иконописная мастерская, просфорня, пекарня, церковноприходская школа, музей и библиотека. Сестры брали на попечение престарелых, психически больных детей, малоимущих и несчастных, устраивали благотворительные обеды, организовали детский приют для детей до 8 лет.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.16.14.pngПокровский Хотьков монастырь в наши дни

Пристанище рода Сергиева

Душа ребенка подобна воску, на котором легко отпечатываются образы первых учителей – отца и матери.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.16.40.pngИкона «Рода Сергиева», Покровский Хотьков монастырь

Покровский собор хранит раку с мощами родителей Преподобного - Кирилла и Марии, над которой расположена икона «Рода Сергиева». На переднем плане иконы изображен гроб с иконами святых Кирилла и Марии, слева – прп. Сергий, посередине, в облачении архиерея – внук Кирилла и Марии святитель Ростовский Петр, справа – старший сын, прп. Стефан. Рядом со Стефаном находится его брат Петр (не был причислен к лику святых), позади – жены Стефана и Петра.

В советское время останки святых были вынесены из храма и захоронены близ Покровского собора. Сюда, к святым мощам преподобных, в тяжелые для Отечества годы стекался народ и молился о своих нуждах. C 1992 года и по сей день на месте, где покоились святые, установлена памятная плита, а с 2010 года – украшенный резьбой каменный крест. Надпись на плите гласит, что здесь были похоронены также брат прп. Сергия Петр, племянник Климент, невестки Анна и Екатерина.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.16.58.pngМесто захоронения прп. Кирилла и Марии Радонежских в советский период

«Да тут ограбят хоть кого!»

История возникновения поселка Хотьково связана с множеством легенд. Одно из преданий повествует, что местечко посетила Екатерина Великая, и на следующее утро она и ее свита обнаружили пропажу ценных вещей, на что императрица воскликнула: «Да тут ограбят хоть кого!». Так и стали называть деревню, а потом и поселок.

В 1862 году здесь прокладывается железная дорога к одноименной станции, а с середины XIX века в Хотьково появляются мануфактуры, фабрики: бумагопрядильная, шелковая, молочная. В 1939 году Хотьково было преобразовано в рабочий поселок, а через десяток лет получило статус города и наукограда.

Сегодня в научно-исследовательской деятельности города принимает участие около 50 докторов и кандидатов наук, более 1500 инженеров. Продолжает работать научный комплекс ФНПЦ ОАО «ЦНИИСМ», появляются инновационные предприятия, например «Диэлектрик», «Галилео Нанотех».

В 1960 году в городе появилась Фабрика резных художественных изделий, объединившая несколько автономных художественных артелей, чему способствовали связи Хотьково со знаменитой усадьбой Абрамцево. Ее близость также способствовала развитию множества творческих ремесел, традиционных для Руси: абрамцево-кудринская резьба, производство столярных и токарных изделий, художественной мебели, мягких игрушек, лоскутных мячей, керамические художественные изделия и роспись по дереву.

Центр русской культуры в селе Абрамцево

Рядом с Сергиевым Посадом, в селе Абрамцево, на живописном берегу реки Вори расположилась старинная усадьба Абрамцево (ныне – музей-заповедник).

Первое упоминание о «деревне Обрамова» встречается в грамоте князя Ивана III в 1504 году. В 1594 году село получает название Обрамково, в XVIII веке – «сельцо Аврамова и Абрамково», только в XIX веке оно становится Абрамцевым.

В 1843 году усадьбу приобрел писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, и с этого момента начинается новый период ее истории.

Здесь писатель проводил вечера и создавал свои «золотые» произведения литературы: сказку «Аленький цветочек», «Записки об уженье рыбы», «Детские годы Багрова-внука». К Аксакову приезжали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, М.П. Погодин и многие другие выдающиеся деятели культуры.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.17.13.pngГлавный дом усадьбы Абрамцево, XVIII век (перестроен в XIX веке)

После смерти С.Т. Аксакова в 1859 году усадьба приходит в запустение. В 1870 году ее покупает меценат, железнодорожный промышленник и основатель частной оперы С.И. Мамонтов. С.И. Мамонтов был сыном И.Ф. Мамонтова, проложившего в 1862 году дорогу к Троице-Сергиевой Лавре. Эти годы стали знаменательными для усадьбы, в которой в содружестве жили и трудились В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель. Гостили здесь и Ф.И. Шаляпин, Н.В. Салина, Г.Н. Федотова. Их творческое объединение было названо «Абрамцевским художественным кружком». В усадьбе ставятся спектакли для любителей, возрождаются старинные ремесла, собираются предметы крестьянского быта.

Здесь создаются шедевры русской живописи: «Алёнушка» и «Богатыри» В.М. Васнецова, «Проводы новобранца», «Не ждали» и «Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репина, «Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Девочка с персиками» В.А. Серова.

Музой, вдохновившей Мамонтова организовать все эти творческие направления в поместье, стала его жена Елизавета Мамонтова. Художник М.В. Нестеров тепло отзывался о ней: «В Абрамцеве меня пленяли не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга Елизавета Григорьевна и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг нее. Там было чему поучиться. Там кипела работа, и две женщины, друзья, Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова (сестра Н.В. Поленова. – М.А.), две умницы, влюбленные в русскую старину, создавали большое прекрасное дело – школу и столярную мастерскую, вскоре прославившуюся на всю Россию».

В 1917 году усадьба Абрамцево была национализирована и получила статус государственного музея-заповедника. В 1930-е годы здесь работали И. Машков, И. Грабарь, Д. Шмаринов, В. Мухина, Кукрыниксы, В. Горяев, Н. Андронов, П.П. Кончаловский и другие знаменитые люди.

В сюжете фильма «Солярис» (1972 года) режиссера Андрея Тарковского была показана усадьба Абрамцево.

Сегодня в музее хранится богатая коллекция, состоящая из 28000 экспонатов (картины, декоративно-прикладное искусство, архивы гостей, фотографии, предметы быта, скульптуры). На территории усадьбы находятся архитектурные сооружения XVIII и XIX веков, шесть объектов федерального значения.

Снимок экрана 2022-09-05 в 12.19.54.pngМузей-заповедник Абрамцево

Видимо, не случайно выдающиеся деятели культуры нашли приют недалеко от духовных святынь – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Покровского Хотькова монастыря. Издревле обители, их святые подвижники вдохновляли на воинские подвиги, созидательное творчество и труды лучших представителей нашего Отечества.




Вероника

08.09.2022 12:39:2022

Спасибо за статью. Интересная и полезная! Кстати, в Хотьково теперь есть музей, прямо в монастыре, очень интересный, отличные экспонаты.