Коломна: свидетель мобилизации русских войск

Часть I

Мария Захарова
Ларина Мария

В двух с половиной часах езды от Москвы находится город Коломна, расположенный на месте слияния Москвы-реки с Окой. Здесь собирались на Куликовскую битву войска Димитрия Донского, готовил свой поход на Казань царь Иоанн Грозный.

В современную Коломну паломники едут полюбоваться величественными стенами кремля, древними монастырями и храмами.

На страже

k-1.jpgГород Коломна в наши дни 

Считается, что Коломна младше столицы на 30 лет. За точку отсчета истории города исследователи обычно берут его первое летописное упоминание в 1177 году в связи с междоусобной борьбой князей Всеволода Большое Гнездо и Глеба Ростиславича. При этом археологические находки свидетельствуют о том, что уже в VI веке до нашей эры здесь проживали финно-угорские племена.

Самая очевидная этимология слова Коломна – от имени речки Коломенки, впадающей в Москву-реку и названную так потому, что на ее берегу когда-то находился рынок (менок).

Коломна, как многие города Подмосковья, стояла на страже границ сразу нескольких княжеств: Рязанского, Владимиро-Суздальского и Московского. Экономическое положение Коломны было также выгодным – через Оку и Москву-реку проходили торговые пути.

В ранние 1300-е годы город стал объектом интереса московских князей и вошел в число первых городов на северо-востоке Руси, интегрированных в Московское княжество. До этого Коломной владели рязанские правители, с которыми не ладил московский князь Даниил, поэтому присоединение города к Москве стало важной вехой в его истории. Спустя 85 лет рязанский князь Олег предпримет неудачную попытку вернуть Коломну, но его остановит преподобный Сергий.

В 1353 году в Коломне учреждается первая епархия в Московском княжестве, за городом закрепляется собственный епископ, отстраивается архиерейский двор близ дворца.

Коломна становится традиционным местом объединения и сбора княжеских войск.

Святой князь Димитрий Донской собирает здесь силы перед битвой на Куликовом поле. В городе по инициативе Дмитрия Ивановича начинается каменное строительство монастырей, нареченных сторожевыми: Бобренева, Голутвина и Спасского.

Согласно легенде, благоверный князь венчался со своей супругой княжной Евдокией в коломенской церкви Воскресения Словущего в 1366 году.

k-2.jpgСвятые благоверные князи Димитрий Донской и Евдокия Московская 

В 1552 году войско Иоанна Грозного отправляется из Коломны в поход на Казанское ханство. Часто посещавший Коломну набожный царь Иван IV после взятия Казани учредит здесь Брусенский монастырь, а также церковь в честь Успения Богородицы.

В 1606 году город будет захвачен армией Ивана Болотникова, а через 4 года здесь остановится войско Лжедмитрия II. Коломенцы, веками стоявшие на страже безопасности Родины, не изменили Отечеству и на сей раз, поддержав народное ополчение Минина и Пожарского.

Однако старинный город был избран самозванкой Мариной Мнишек, притворявшейся сначала женой Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II. Только сначала она проживала в Коломне в качестве «законной» правительницы, а затем в качестве коломенской пленницы.

Неслучайно одну из башен Коломенского кремля прозвали Маринкиной – в ней проводила свои последние дни польская авантюристка.

С этим местом связано множество легенд: согласно одной из них, Марина Мнишек, выпрыгнув из башни, обернулась вороной. Хотя история больше походит на сюжет для фантастического рассказа, рядом с Маринкиной башней обычно кружат стаи ворон. Другая легенда гласит, что Марина спрятала украденные богатства где-то в Коломне, их тщетно пытались найти золотоискатели.

k-3.jpgМаринкина башня в Коломенском кремле 

На все руки мастера: корабли, паровозы и пастила

В 1425-1453 годы, в период феодальной раздробленности на Руси, Коломна фактически становится столицей «Московии». Из Рязани и Камской Болгарии сюда импортируют хлеб, соль, рыбу, мед, а из Великого Новгорода – полотно, вино, изделия из металла.

Коломенский уезд издавна славился мастерами-корабельниками, создававшими уникальные барки «коломенки» для местных торговцев.

В 1667-1669 годы в Коломне сооружен первый русский военный корабль, построенный на верфи в Дединове. Этот трехмачтовый фрегат отправится на защиту торгового пути между Россией и Ираном.

В 1667-1669 ГОДЫ В КОЛОМНЕ СООРУЖЕН ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ, ПОСТРОЕННЫЙ НА ВЕРФИ В ДЕДИНОВЕ.jpg

Несмотря на то, что эпоху Петра Великого считают первым этапом секуляризации в истории России, то есть временем отделения церкви от государства, император не был равнодушен к церковным вопросам. В 1723 году он основывает Духовную семинарию в Коломне. Во время Петра в Коломенском уезде возникают полотняные, суконные, шелковые фабрики, кирпичные, кожевенные заводы.

С 1735 года в городе действует завод Шершавина, изготавливающий знаменитую фруктовую пастилу.

k-4.jpgСовременный герб Коломны 

При Екатерине Великой город получает свой отличительный символ – герб, утвержденный указом 1781 года. На голубом фоне полотна, на зеленом холме, возвышается белоснежный коронованный столб, освещенный двумя звездами по левому и правому краям. Столб символизирует Коломну как опору Московского княжества, две звезды – собственно, сами эти княжества.

В 1860-е годы через город была проложена железная дорога, изменившая весь его экономический уклад. В 1863 году в Коломне появляется крупный машиностроительный завод.

В 1869 году завод выпускает один из первых паровозов, кроме того, специализируется на изготовлении мостов, вагонов, речных судов, ткацких станков.

Руками коломенских рабочих построены московские мосты Бородинский, Краснохолмский, Москворецкий и Крымский, петербургские Литейный и Дворцовый, мост через реку Днепр в Киеве.

Бородинский мост.jpg Бородинский мост

В советское время в Коломне действует секретное конструкторское бюро: коломенский «почтовый ящик» занимается разработкой ракетных комплексов.

k-5.jpgКоманда бронепоезда «За Сталина» рядом с Коломзаводом, 1941 г. 

Во время Великой Отечественной войны коломенцы производили бронепоезда (например, «Коломенский рабочий», участвовавший в Берлинской операции 1945 года), выпускали котелки, кружки, печки, армейские термосы для нужд фронта. После Великой Отечественной домой не вернулось 12 тысяч коломенцев...

Сегодня Коломна является крупным подмосковным городом с населением более 189 тысяч человек, город признан одним из наиболее благоустроенных во всей России.

Стены древнего кремля

Коломенский кремль – ярчайшая достопримечательность города, настоящее сокровище русского зодчества. Кремль был главным защитником Москвы во времена Золотой Орды и ни разу не покорился врагу. От Средневековья до наших дней «дожили» семь башен с фрагментами крепостных стен, старинные церкви, несколько более поздних зданий и немного просевшие от времени Пятницкие ворота.

k-6.jpgПятницкие ворота Коломенского кремля 

Территория кремля составляет 24 гектара, высота стен 24 метра, а высота Маринкиной башни – 31 метр!

Неприступные для врага стены кремля были возведены из красного кирпича итальянскими и венецианскими мастерами с 1525 по 1531 год по приказу Василия III. В сооружении цитадели участвовали такие известные зодчие, как Петр Франческо Анибале, по прозвищу Петрок Малый Фрязин, Аливиз Новый, по проектам которых строились многие московские здания.

Успенский собор: памятник победе

Архитектурной доминантой в композиции кремля является Успенский собор с пятью куполами, впервые возведенный при Дмитрии Донском и обновленный в 1672-1682 годы. Собор был заложен в честь первой победы, одержанной русскими воинами над монголо-татарами на реке Вожа.

В еще недостроенном Успенском храме благоверный князь Димитрий Донской молился перед Куликовским сражением.

Искусствоведы полагают, что росписи на стенах Успенского собора принадлежат кисти преподобного Феофана Грека, создавшего Донскую икону Богоматери для храма. Святой образ Дмитрий Иванович брал с собой в военные походы, а почти два века спустя перед ним молился Иван Грозный. После взятия Казани царь отвез Донскую икону в Москву, а иконописцы создали копии образа для коломенского Успенского собора.

В 1929 году красавец-собор был разорен советскими властями, а затем закрыт и использован как складское помещение. Только спустя 60 лет храм вернулся в лоно Русской Православной Церкви, в 1999 году здесь впервые после долгих лет запустения Святейшим Патриархом Алексием II была совершены Божественная литургия и великое освящение собора.

Собор выполнен в холодных тонах для создания контраста с остальными церквами Коломенского кремля. Белоснежные стены, золотой главенствующий купол посередине и четыре зеленых купола вокруг символизируют веру в вечную жизнь.

В новейший период реставраторы обновили около 1500 квадратных метров росписей! Позолоченный барочный иконостас 1772 года чудом удалось сохранить, несмотря на всеобщее разрушение.

k-7.jpgУспенский собор Коломенского кремля

Храм Воскресения Словущего: память о великокняжеском дворце

Севернее Успенского собора расположилось еще одно удивительное сооружение – храм Воскресения Словущего. Назван он был так в честь осеннего праздника, называемого Воскресением славящим или словущим, в честь строительства храма Гроба Господня в Иерусалиме в 335 году.

Храм Воскресения Словущего – древнейшая культовая постройка Коломны, домовая церковь, единственная сохранившаяся часть великокняжеского дворца XIV-XVI веков.

Когда-то здесь находился городок с царскими палатами, столовой, конным двором, роскошным садом, на которые смотрел фасад Успенского собора. Сам храм Воскресения Словущего был соединен с дворцом великих князей, и переход вел прямиком к хорам.

В храме хранились рукописи, созданные неким летописцем попом Феодотом, служившим при храме в начале XV столетия. Также здесь находились иконы, ныне пополняющие золотую коллекцию картин в Третьяковской галерее – «Сошествие во ад» второй половины XIV века и «Троица ветхозаветная» XV века, являющаяся списком с «Троицы» преподобного Андрея Рублева.

В 1922 году церковные ценности были изъяты, настоятель храма арестован и казнен. Позднее храм Воскресения был закрыт, колокольня и главы разрушены, росписи закрашены, а церковное помещение использовалось в качестве спортивного зала.

Церковь вернули православным христианам только на рубеже XX-XXI веков.

k-8.jpgЦерковь Воскресения Словущего в Коломенском кремле 

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Архитектурный комплекс Кремля прекрасно дополняет яркая церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм является самой молодой культовой постройкой в Коломенском кремле – он была заложена в 1776 году по инициативе местного купца, владельца суконной фабрики Ивана Мещанинова. В 1858-1861 годы церковь была перестроена и значительно расширена на средства другого купца коломенца Филиппа Тупицына. Освятил отреставрированную церковь святитель Московский митрополит Филарет.

Однако любовались прихожане этой праздничной церковью недолго: в 1920-е годы церковь была разорена, уничтожено пятиглавие, испорчен внутренний декор, наконец, ее закрыли.

Храм Тихвинской иконы Богоматери возвратился к верующим только в 1989 году. Здание Тихвинской церкви восстанавливали на протяжении долгих 20 лет: воссоздавали иконостасы, пятиглавие, чудесную живопись на стенах. С 2009 года была возобновлена литургическая жизнь заново освященного храма.

Настоящим сокровищем храма является список с Тихвинского образа Божией Матери, выполненный мастерами московской школой иконописцев.

k-9.jpgЦерковь Тихвинской иконы Божией Матери вместе с Успенской колокольней в Коломенском кремле 

Царь-колокол и царица-колокольня: коломенская версия

Ослепительно белая каменная колокольня, располагающаяся близ Тихвинской церкви, была построена в 1692 году стараниями архиепископа Никиты. Согласно исследованиям местного краеведа Н.А. Рощиной, Успенская шатровая звонница заменила ветхую каменную церковь, возведенную в честь Николая Зарайского, гостившего в Коломне в 1513 году.

Колокольня поражает своим внушительным размером – 40 метров в высоту, восьмигранная звонница с окнами в три ряда («слухами») поддерживается массивным кубом основания. Фасады сооружения слабо разработаны, не расписаны, что указывает на важность самой архитектуры, а не ее украшений. Ранее на колокольне красовались часы и целый набор колоколов, которые были утеряны. Самым массивным был «Мещановский» колокол, названный в честь основателя звонницы и весивший 12800 килограммов. Сейчас самым тяжелым колоколом является «Пимен» весом 6400 килограммов, нареченный в память о Святейшем Патриархе Пимене.

Церковь Николы Гостиного

Восточнее Соборной площади расположился древний храм Николы Гостиного. Древнейшая сохранившаяся часть храма (придел) относится к 1641 году. Также сохранился фрагмент четверика и барабана XVI века. Затем храм перестраивался уже в 1848 году, когда появилась просторная трапезная с колокольней.

Назывался храм Гостиным, поскольку был построен на средства «гостей», то есть обеспеченных купцов, занимавшихся международной торговлей.

В храме издревле особо почитался праздник Николая Чудотворца: торжественные службы совершались три дня подряд, для чего приглашались церковные иерархи. Все эти дни устраивались роскошные братские пиры (братчины). Сохранились сведения о том, что в Смутное время (в 1609 году) вольные казаки принесли в церковь Николы Гостиного Донскую икону Богоматери в честь «избавления от внутренних раздоров».

В 1655 году Коломну посетил Антиохийский Патриарх Макарий, задержавшийся в городе из-за свирепствовавшей чумы. Архидиакон Патриарха был впечатлен городским кремлем и храмом Николы Гостиного и оставил следующее описание храма: «Первая церковь – благолепная, с куполами; крыша её крестообразная, ибо её стены имеют с каждой стороны вид трёх арок, из коих средняя выше остальных двух; церковь эта во имя св. Николая. В смежности с нею колокольня высокая, изящная, с арками и четырёхугольным продолговатым куполом с крестом наверху, по обыкновению. На четырёх её углах для украшения сделаны резные колонны наподобие фонарей, очень изящной работы».

В XVII веке церкви Николы Гостиного был передан святой образ Николы Зарайского – список с иконы XIII века. До 1920-х годов икона находилась в храме, а затем была увезена в московский музей и вернулась к Николе Гостиному только в 2008 году.

В 1929 году церковь была закрыта, пятиглавие сломано, колокольня с колоколами частично разрушена. В здании храма расположился пересыльный пункт для репрессированных граждан и духовенства, откуда те направлялись в лагеря смерти. В 1950-1960 годы храм использовали как механическую фабрику, а потом как спортивную школу «Спартака» с пристроенными сауной и бассейном. Неприкосновенный и особо почитаемый православными алтарь храма атеисты использовали в качестве топочной.

В 2000 году в храме был назначен настоятель – отец Сергий Рогожин, но молебны и богослужения совершались на улице возле храма, так как в здании по-прежнему действовала спортивная школа.

Лишь спустя два года, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, церковь была передана в руки православной общины. При храме была возведена звонница с колоколами, обновлены ковка на окнах, навесы над входами, отремонтированы крыша и освещение.

Храм выполнен в посадском стиле, относится к типу бесстолпных сооружений XVI века с перекрытым крестообразным сводом и граненой апсидой. Церковь выглядит такой домашней и уютной, что хочется непременно войти внутрь и постоять на службе или молебне.

k-10.jpgХрам Николы Гостиного в Коломенском кремле 

Крестовоздвиженская церковь: преемница Николы Зарайского

В XV веке возле Пятницких ворот сооружается деревянная церковь, известная нам как Крестовоздвиженская. Храм впервые упоминается в 1578 году в клировых ведомостях, а перестраивается в 1764 году «тщанием Коломенского Епископа Гавриила, а окончательно иждивением Коломенского Купца Ивана Тимофеева Мещанинова». В Крестовоздвиженский храм был перенесен Святой Престол во имя святителя Николая из упраздненной церкви Николы Зарайского, а также список с иконы Зарайского чудотворца (1513 год).

На протяжении 1790-1825 годов в храме находился также список с Донского образа Пресвятой Богородицы, которая считается главной святыней Коломны.

В 1832-1837 годы церковь перестраивалась на пожертвования сестер Марии Шараповой и Неонилы Колесниковой с использованием белого камня.

В советский период в храмовом здании поместили артель людей с ограниченными возможностями, а с 1980-х – музейный склад. В результате бесчинств были навсегда утеряны иконостасы, церковная утварь и драгоценности, внутреннее убранство испорчено.

Спустя 14 лет храм вернули Православной Церкви, которая занялась его благоустройством и украшением. Был создан новый иконостас с двумя ярусами, на который установили древние иконы.

Храм выполнен в стиле позднего ампира, четверик с портиками увенчан громадной купольной ротондой, а маленькая паперть плавно переходит в трехъярусную колокольню.

k-11.jpgЦерковь Крестовоздвижения в Коломенском кремле 

Коломна – уникальный и богатый церквями и монастырями город Подмосковья, который стоит посетить паломникам, а также любителям архитектуры и старины. Нам не удалось обойти весь город за одну прогулку, поэтому в следующий раз мы отправимся в путь – по коломенским обителям.

Четыре монастыря сосуществую здесь в содружестве: обитель преподобного Сергия – Богоявленский Старо-Голутвин монастырь, Богородице-Рождественский Бобренев, Ново-Голутвин и Брусенский монастыри. А уж сколько здесь сосредоточено святыней: и частицы Креста Господня и тернового венца, и мощи святых угодников, и списки с чудотворных икон Божией Матери (Казанская, «Неупиваемая Чаша», Федоровская).

k-12.jpgАнсамбль храмов Коломенского кремля  


Продолжение следует…