В гостях у матушки Даниилы. Паломничество в Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском

Продолжаем публикацию путевых заметок о паломничестве в Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском нашего постоянного автора.

Мария Захарова
Валерия Святкина

Часть 1. «Тишь да гладь да Божия благодать»

Когда во Введенском храме отзвучали проповедь священника и панихида по усопшим, нас встретила ласковым словом и просфорами игумения Феодоровского монастыря матушка Даниила. 

Введенская церковь Феодоровского монастыря.jpg Введенская церковь Феодоровского монастыря

Для нас эта встреча была особенно приятной, потому что наше знакомство с матушкой на самом деле давнишнее, еще со студенческой скамьи, ведь она училась с нами на биолого-химическом факультете педвуза, в спецгруппе со знанием иностранного языка. Но тогда она, конечно, еще игуменией не была – не приспело еще время, а была улыбчивой и вдумчивой рабой Божией Еленой, которая многие экзамены сдавала «с лету» на отлично. Матушка, нареченная в постриге в честь святого князя Даниила Московского, и теперь такая же приветливая, рассудительная, а при необходимости и строгая. А как же иначе? Игуменский сан к тому обязывает. И хоть обитель на данный момент небольшая – в матушкином подчинении находится всего 25 сестер, – но дисциплина и порядок необходимы всегда, ведь монастырь – это духовная крепость, в нем, как на передовой, невидимая брань постоянно совершается и возносятся молитвы за великое множество людей. 

Собор великомученика Феодора Стратилата.jpg Собор великомученика Феодора Стратилата

Быть может, этими молитвами и стоит страна наша и продлевает нам еще Господь годы жизни для покаяния и доброделания.

После богослужения все насельницы куда-то тихо удалились, и монастырский двор обезлюдел. Видимо, взяв благословение, монахини разошлись по послушаниям. Мы выяснили, что матушка Даниила – сторонница отдельного от мира проживания инокинь, на специально предназначенной для этой цели территории. Это нужно прежде всего для того, чтобы два потока – монашествующих, с одной стороны, и трудников с паломниками (а наипаче неорганизованными туристами!) – с другой – не смешивались. И такая позиция, безусловно, имеет свое оправдание. Ведь люди находятся на разном уровне духовного развития, а отвлекаться и рассеиваться вниманием на праздные разговоры монахиням, да и кому бы то ни было, не следует.

Церковь Казанской иконы Божией Матери.jpg Церковь Казанской иконы Божией Матери

Но во время богослужений – все вместе. Приток прихожан на значимые службы, как мы отметили, тоже значительный. А в летний период сюда часто наезжают и паломники, и туристы. Феодоровский монастырь как одна из пяти обителей Переславля-Залесского – всегда в центре внимания. Но в начале весны, когда мы посещали обитель, она вполне соответствовала понятиям об уединенности.

По благословению матушки Даниилы мы побывали на двух трапезах – сразу по окончании литургии и затем – уже после экскурсий. Вкушали монастырскую – вкусную, с молитвой приготовленную – пищу все вместе: насельницы, паломники и трудники, в уютной и светлой трапезной с картинами Переславля по стенам. Еда оказалась достаточно обильной и питательной. На каждую трапезу приносили суп. Но особенно нам понравились творог (в распоряжении обители есть три коровы, но они находятся в подсобном хозяйстве за ее пределами), – и крыжовниковое варенье. Матушка посетовала немного на нехватку рабочих рук для сбора урожая. Бывает так, что плодово-ягодные растения осыпаются, поскольку не всегда удается своевременно собрать «вкусные витамины». Так что монастырь с удовольствием принимает желающих потрудничать на разных послушаниях, в том числе и в области садоводства. Необходимо только заранее связаться с монастырем, благословиться у игумении и обо всем договориться.

Игумения Даниила (Севериненко), настоятельница Феодоровского женского монастыря в г. Переславле-Залесском.jpg Игумения Даниила (Севериненко), настоятельница Феодоровского женского монастыря в г. Переславле-Залесском

После трапезы наша группа оценила игуменское гостеприимство в еще большей степени. Матушка пригласила нас для беседы в красивый просторный зал с длинным столом. Как оказалось, узкая лестница в корпусе ведет прямо к игуменской келии на втором этаже. Ее бдительно охраняет «кот ученый» – пушистое создание по кличке Тоша. Шерстка у него черненькая, словно в монастырях и котам положено носить некое «облачение». Котик, видимо, тоже навыкший монашескому уединению, позировать перед смартфонами отказался и галопом ретировался на второй этаж, поближе к матушкиной келии.

Выносливости матушки Даниилы остается только удивляться и радоваться, конечно, что Господь после трехчасового богослужения дал ей еще силы для того, чтобы провести с нами беседу в течение двух часов и ответить на все наши недоуменные вопросы. А они были абсолютно разные – и о молитве, и о монастырской жизни, да и просто о делах житейских.

Матушка подчеркнула, что творить Иисусову молитву можно и должно, но, чтобы не впасть в состояние вражьей прелести, важно в ходе молитвы даже не пытаться представлять себе образы Господа, Богородицы или святых. 

Слова молитвы нужно произносить осмысленно, вдумчиво и не спеша. Не «забегать перед паровозом», пытаясь волевым усилием свести молитву в сердечную «клеть». Все должно происходить по воле Божией, своевременно. 

Крестный ход в Феодоровском монастыре.jpg Крестный ход в Феодоровском монастыре

Поднимали мы и вопрос о том, когда следует оставлять мир и уходить в монастырь. Наверное, у каждого православного христианина эта мысль в течение жизни неоднократно возникает. Матушка ответила, что обязательно нужно, чтобы было призвание к монашеству. Но как это понять? А, наверное, вот как. Если человек без колебаний определяет монашеский как свой единственный путь, жизненно необходимый, и иного пути для себя не видит, то он может стать монахом. Такое призвание к монашеству, видимо, почувствовал в матушке и ее ныне покойный духовник архимандрит Даниил (Воронин), который был, по словам протоиерея Александра Тихонова, ранее записанным главный редактором «Святые online», замечательным, добрым пастырем – «чутким – как мать, рассудительным – как отец». 

Архимандрит Даниил и схиигумен Рафаил (Шишков) стали первыми постриженниками Свято-Данилова монастыря в Москве. Матушкин будущий духовник в иноческом постриге был наречен в честь благоверного князя Даниила Московского, в чьей обители он так усердно подвизался.

Архимандрит Даниил был светлым благодатным человеком, мудрым, неотмирным и чистым; неземная радость, присутствовавшая в нем, обильно распространялась и на других. Поэтому встречи с архимандритом Даниилом невозможно было забыть, и они многим помогли определить свой спасительный жизненный путь. Промыслительно архимандрит Даниил был назначен духовником всей монастырской братии и окормлял при этом также многих мирян. Любил всех наставлять: 

«Время такое – береги глаза и уши, чтобы не замараться». 

Архимандрит Даниил (Воронин).jpg Архимандрит Даниил (Воронин)

Матушка, став духовной дочерью архимандрита Даниила, постепенно навыкала монашеской жизни, еще не будучи монахиней. Перед ее очами разворачивалась монашеская жизнь в Свято-Даниловом монастыре – отличная школа для будущих иноков и инокинь. Но не сразу мать Даниила углубилась в посты и молитвы, – этому как бы предшествовал некий подготовительный период. Не с «твердой пищи начинала, а с молока», и в этой постепенности видится мудрый подход, на который указывали и святые отцы. Но со временем матушка, видимо, так органично вошла в монашескую среду, что отец Даниил это сразу почувствовал. Не только потому, что матушка трудилась в монастыре – разные люди бывают трудниками, – но он осознал ее готовность к принятию ангельского образа.

И матушка была пострижена в монашество с именем Даниила, также в честь святого благоверного князя Даниила Московского, имя которого в иноческом постриге носил и ее духовный отец. После пострижения в мантию ему было сохранено имя Даниил, но наречено уже в честь другого святого – небесного покровителя Данилова монастыря преподобного Даниила Столпника.

 Можно себе представить, как скорбела матушка вместе с другими духовными чадами архимандрита Даниила, когда он скончался. Случилось это 27 января 2020 года. Но верим, что отец Даниил, столь многими любимый и почитаемый, не оставляет матушку и остальных своих духовных чад, молясь за них Господу в Небесных Обителях.

  




Другие статьи по теме

Моя Россия Хотьково и Абрамцево. Приют святости, трудов и вдохновения
Ларина Мария
Монашество Как русские монахи-афониты при помощи старца Паисия место основания Москвы отстояли
Орлова Ольга
Образ святости Дивное Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богородицы и пророчества о будущем величии России
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Вера Русское воскресение. Это произойдет
Орлова Ольга
Личный опыт Навсегда на его орбите. Благословение отца Иоанна (Крестьянкина), определившее жизнь
Дарья Морозова
Моя Россия Как мы в Феодоровский монастырь в Переславле-Залесском ездили…
Валерия Святкина (Крымская)
Моя Россия Иргизский Воскресенский мужской монастырь: из эмиграции – на родину, к тишине и святости
Елена Киселёва
Монашество «Даждь ми, Господи, силы вынести испытание это». Три духовных центра на Кубани
Игумения Тавифа (Зоро)
Образ святости Спасо-Бородинский женский монастырь. «Любовь есть сила, Богом даруемая»
Виктория Ногина
Вопрос священнику Человек в кризисе духовном. Как ему помочь?
Куликов Вячеслав, протоиерей