Сегодня, 9 октября, мы вспоминаем любимого ученика Спасителя – апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а также нашего соотечественника – святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Почему первого называют апостолом Любви, а про второго говорят, что он такого же Духа, как и любимейший ученик Господень?
Еще при жизни Спасителя будущий апостол Иоанн Богослов, а тогда просто юноша Иоанн, сын Зеведеев, безотчетно и горячо преданный своему Учителю, вызвался свести на самарян огонь с неба. Так «сыны Громовы» Иоанн и брат его Иаков хотели наказать иноплеменников за то, что они отказали в гостеприимстве их Божественному Учителю. Но Спаситель остановил юношей: «Не знаете, какого вы Духа. Ибо Сын Человеческий пришел не для того, чтобы губить души человеческие, но чтобы их спасать» (Лк. 9:51).
Святой Иоанн Богослов
Любовь и беззаветная преданность Учителю были таковы, что каждое Его слово беспрекословно принималось, ложилось на сердце и постепенно изменяло существо человека: из непримиримого, можно даже сказать, ожесточенного ревнителя он превращался в апостола любви.
Об этой любви и преданности свидетельствует то, что Иоанн стремился не отлучаться от своего Божественного Наставника, но, по мере возможности, постоянно быть подле Него.
К такому заключению нас приводят, например, два случая, описанные в Евангелии от Иоанна и отсутствующие в трех других, синоптических Евангелиях.
Беседа с самарянкой
Первый – это беседа Спасителя с самарянкой, свидетелем которой был только Иоанн, единственный из учеников: остальные пошли покупать провизию. А Иоанн по своему обыкновению, подобно Марии, оставался у ног Учителя и оказался свидетелем этой беседы, которую и привел в своем Евангелии.
И другой случай: однажды ночью все спали, кроме Иоанна, который стал свидетелем ночной беседы Христа с Никодимом, о ней апостол также сообщил миру, включив ее в свое Евангелие.
Беспрецедентная преданность Учителю, говоря его собственными словами, «верность до смерти», выразилась, наконец, в том, что Иоанн продолжал следовать за Учителем и тогда, когда остальные ученики разбежались. Он оставался с Учителем во время Его крестных страданий до самого последнего возгласа – «Или, Или, лама савахфани?» (Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?) – и последовавшей за этим смерти.
И он был, следовательно, свидетелем и молитвы Спасителя за распявших и издевавшихся над Ним. А Христос молился за врагов вместо того, чтобы вызвать легионы Ангелов для их уничтожения. И это был последний урок любви, любви к врагам. Т.е. Учитель не только дал словесные назидания, Он показал эту любовь делом, на Кресте – что, конечно, не должно было пройти бесследно для воспитания души апостола Любви…
Без любви к врагам ученики Христовы не смогли бы совершить свою апостольскую миссию.
Господь сказал: «Я посылаю вас, как овец посреди волков». Ибо их врагами вдруг оказался весь мир, вся вселенная – и свой родной им народ, который считал их отступниками от закона Моисеева, и язычники, которые дорожили своим идолопоклонством. Все ополчились, «собрались вместе на Господа и на Христа Его» (Деян. 4:26). А между тем, всю эту враждебную вселенную они должны были уловить в свои апостольские сети. В сети любви Христовой…
Для этого Господь кротко наставлял Своих учеников, которые поначалу проявляли стремление к соперничеству, желание быть первыми. Евангелие повествует, как Иоанн с братом Иаковом просили Господа дать им сесть рядом с Ним по правую и левую руки – естественно, когда Он воцарится. И Господь неоднократно, разными притчами, уподоблениями и другими «педагогическими приемами», не говоря уже о личном примере, старается воспитать в своих учениках смирение, без которого они будут лишены спасительной благодати Святаго Духа, не смогут исполнить заповедь любви и совершить свою апостольскую миссию. И сами не смогут спастись.
И вот любимый ученик Спасителя из ожесточенного ревнителя, не лишенного честолюбия, в общении с Божественным Учителем постепенно преобразился в смиренного апостола Любви. В момент смерти на Кресте Господь усыновляет его Своей Пречистой Матери, последующее общение с Которой окончательно утверждает и закрепляет в нем эти свойства – смирение, кротость и любовь. Общение с Той, Которая с младенчества была ограждена и отрешена от мира и всего, что в мире, довершило формирование того, кто, уже сделавшись старцем, писал в своем послании: «Не любите мира и того, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1Ион. 2:16).
Итак, в Евангелии мы видим апостола Иоанна в разные периоды его духовного возрастания: от пламенного Зилота до апостола Любви.
И, вспоминая евангельский эпизод, когда Господь остановил желание сынов Громовых свести огонь с неба на самарян, разъяснив, какого они Духа, мы наблюдаем в истории Церкви постоянное повторение этого сюжета.
Так, через триста лет Макарий Великий со своим учеником, идя по египетской пустыне, встречают порознь идольского жреца с бревном на плече. Ученик напустился на него, называя служителем сатаны, за что был избит до полусмерти. А Макарий приветствовал – «Спасайся, трудолюбец», и своей любовью и благоволением обратил к Богу истинному.
Этот сюжет повторяется и сегодня – через две тысячи лет.
В качестве иллюстрации можно привести относительно недавнюю беседу одного ревностного мирянина с почитаемым старцем Николаем Гурьяновым:
– А сейчас, батюшка, так много всяких нападений идет, искушений разных, огромное количество просто. Отовсюду. И прежде всего, конечно, – на Россию. Просто со всех сторон нападают.
– Слава Тебе, Господи! – сказал отец Николай, – Отец Небесный не оставляет нас. Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит. Имя знаете – помолитесь за него. «Господи, прости, какой я счастливец…». Только мы часто не понимаем эту радость… Тоже хотим взять дубину и дать.
На вопрос, каково самое главное качество старца Николая, один из его духовных чад, протоиерей Валериан Кречетов, ответил:
– Любовь, конечно же. Когда его в одном из интервью спросили, что бы он хотел пожелать слушателям, он сказал: «Любвеобильности ко всему, что тебя окружает. Ко всему».
Церковь объединяет людей разного «духовного возраста». И многие молодые в духовном смысле люди не знают, какого они Духа, ведут себя так же, как сыны Громовы, пожелавшие испепелить самарян небесным огнем. Пришедшие же в совершенный духовный возраст исполняют заповедь о любви к врагам и являют миру благой лик Православия, то есть, именно, знают, какого они Духа и являют его – Дух, цель Которого не губить человеческие души, но спасать их.
Святитель Тихон
Слова святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, чью память мы также ныне празднуем, о том, что именно в бедственное время ожесточенной розни следует прежде всего исполнить заповедь о любви к врагам, становятся все более актуальными в наше время.
Мы знаем о том, что взаимное ожесточение во времена антихриста будет достигать своих самых крайних степеней.
Об этом – слова Спасителя «от умножения беззакония оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле» (Мф. 24:12). Ибо в тех сердцах, где нет любви, нет и Бога.
А вселившийся в такие сердца супостат уничтожает веру. Поэтому при крайней степени взаимного ожесточения, когда велик соблазн озлобиться, нужно быть особенно бдительным и хранить от этого ожесточения сердце, чтобы не потерять благодать Святаго Духа и, следовательно, – Царство Небесное.
Святитель Тихон, кстати, был прославлен в день памяти святого апостола Иоанна Богослова, что, по словам отца Иоанна (Крестьянкина), не случайно, ибо он того же Духа, что и апостол Любви – именно Духа Святаго, имеющего цель – не губить души человеческие, но спасать.
И вот, когда в Донском монастыре в Москве были обретены мощи святителя Тихона, а святейший Патриарх Алексий II распорядился перенести их из Малого собора в Большой, они были поставлены около солеи, рядом с иконой Иоанна Богослова в иконостасе. Тогда их, собственно, больше и некуда было там поставить. Но когда на следующий год, с наступлением холодов мощи снова были перенесены в теплый Малый собор, то вновь, как бы случайно, оказались они около другой иконы Иоанна Богослова…
Святитель Тихон в Америке
Еще до патриаршества святитель Тихон был архиереем в западных пределах Российской Империи и в Америке. В этих землях было много инославных и иноверных, и все они проникались большим почтением к Святителю, ибо живо ощущали тепло его любвеобильного сердца, подобно солнцу согревающего всех – и верных, и неверных, и добрых, и злых, и праведных, и неправедных. В акафисте святейшему Патриарху Тихону написано: «Обилием любве мир удививый». И он там назван Патриархом претихим и предобрым. Поистине, он явил миру благой лик Православия.
Заслуживает только сожаления тот факт, что мир более склонен судить о Православии по тому ожесточенному и озлобленному лику, который являют именно младенствующие духом ревнители не по разуму.
И получается – «ради вас имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).
Русские святые Пересвет и Ослябя
Эту эскалацию ожесточения последних времен мы наблюдаем сегодня, в том числе в связи с военными событиями, терактами.
Задача невидимого врага, изыскивающего все новые звенья в последовательной цепи бедствий Апокалипсиса («прошло одно горе – идут еще два горя») – всюду сеять панику, страхи, подозрительность, взаимное ожесточение, злобу, вражду, скандалы. От умножения беззакония паки и паки оскудевает любовь. Теряется мир и ясность ума, падает иммунитет, души опустошаются от спасительной благодати, происходит лишение и временной жизни, и вечной.
Не следует поддаваться этой истерии. Это – характерное для напряженных времен обострение страстей, распрей, «чумных бунтов». Этому состоянию умов во время эпидемий (а коронавирус недавно еще всех устрашал) соответствует русский глагол «очуметь».
Моисей не велел боязливых паникеров включать в состав воинства – один струсил, запаниковал, и его паника заразила остальных, и все, подчиняясь стадному инстинкту, устремились вслед за паршивой овцой…
Мы сейчас все ведем войну, как воины Христовы. И обидно наблюдать, как почти все православные христиане по малейшему поводу впадают в истерическую панику, забывая о необходимости хранить мир и христианское незлобие.
Именно в эти напряженные дни, попущенные по Божию Промышлению, следует непрестанно бдеть и молиться, «яко не знаем ни дня, ни часа». Тогда будет мир и ясность ума, возможность сочетать змииную мудрость и голубиное незлобие…
Каждому из нас, особенно в это немирное время, необходимо оградить сердце именно исполнением заповеди о любви к врагам.
Мы должны желать им не вечного геенского огня, но спасительного покаяния – «изменения ума» (греч. μετάνοια), восстанавливающего первозданную красоту души, возвращающего ее богоподобие. Как завещал преподобный Силуан Афонский, «Если кто вас обижает или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: “Господи, все мы создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».
Закончим словами самого апостола, которые он часто повторял в конце своей долгой жизни и даже, говорят, кроме этих слов других не произносил: «Детки, любите друг друга»…
05.12.2024