К тому, что говорят старцы, прислушиваются, потому что и сами они научились слышать Бога. «Люди приходят ко мне с невысказанными вопросами, но Бог знает, что им нужно. Господь отвечает, а не я, не я…» – говорил сербский старец Фаддей Витовницкий, с которого мы начнем серию публикаций «Старцы-миротворцы».
Архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович) (19 октября 1914 – 14 апреля 2003) – сербский подвижник, известный всему миру старец, автор книги «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя». Родился в семье крестьян сербского села Витовница в день апостола Фомы, в честь которого был назван Фомиславом. В 1935 году принял монашеский постриг с именем Фаддей. В годы Второй мировой войны не раз арестовывался нацистами по подозрению в соучастии в деятельности Сербского сопротивления. После войны нес послушания настоятеля ряда сербских обителей: Печская Патриархия, Горняк, Туман, Витовницкого монастыря, где и был погребен после смерти в 2003 году.
В 1914 году с вторжения Австро-Венгрии в Сербию началась Первая мировая война. В тот же год там же, в Сербии, родился современный апостол мира – ныне известный старец Фаддей Витовницкий. С детства у него было столько проблем, что нервная система и потом, когда он стал монахом, не выдерживала, – например, уже будучи духовным наставником братии, отец Фаддей вдруг начал курить. А после очередного нервного срыва понял, что следующего просто не выдержит. Тогда-то в его жизни и началось самое интересное. Он стал одну за другой преодолевать трудности, оставлять грехи (то же курение) и делиться этим опытом с другими людьми.
Фомислав (так звали будущего старца еще до пострига, в миру) появился на свет очень слабым. Его поспешили окрестить, чтобы не умер без Таинства. Младенец выжил, а вот мама его вскоре скончалась. Отец вновь женился, но через какое-то время и эта жена умерла, мужчина привел в дом следующую...
Несмотря на трудности в семье, учился Фомислав хорошо, среднюю школу окончил с отличием. Следуя воле отца, изучал портновское дело в торгово-ремесленном училище.
Уже будучи старцем, писал: «Я с детства понимал, что существует служение: родители служат детям, дети служат родителям; и тогда мне пришла мысль, что если один служит другому, то и я хочу служить Богу, потому что Он над всем. Вот так призвал меня Господь с малых лет».
При этом отношения с мачехами у Фомислава не складывались, из-за чего подростком он даже убегал из дома. В своих скитаниях заболел туберкулезом, врачи отводили ему не более пяти лет жизни.
Бесприютность в этом мире и привела подвижника в монастырь.
«Господь попускает много разочарований, горя и страданий здесь, на земле, чтобы мы махнули рукой на весь мир, увидели, что только Бог – Источник утешения, радости и покоя», – говорил Фаддей Витовницкий.
В 18 лет в сербском монастыре Горняк Фомислав познакомился с русскими монахами. Один из старцев, заметив его стремление стать иноком, посоветовал:
– Ты не найдешь ни в одном из здешних монастырей того монашества, каким ты себе его представляешь; такое устройство есть только в обители Мильково, где собрались русские монахи, бежавшие из Валаамского монастыря. Ты должен идти туда – там ты найдешь то, чего ищет твоя душа!
Настоятелем Мильково, расположенного недалеко от Белграда, был тогда схиархимандрит Амвросий (Курганов), ученик и последователь знаменитого оптинского старца преподобного Амвросия. Он и принял Фомислава в обитель, став его духовным отцом.
Братия в Мильково. По правую руку от митрополита Антония (Храповицкого) архимандрит Амвросий (Курганов)
Надо сказать, что с детства у болезненного ребенка было много поводов к смирению. Он так же, как и отрок Варфоломей – будущий преподобный Сергий Радонежский, – убегал в поле и молил Бога, чтобы ему хоть на что-нибудь в этой жизни сгодиться. Так же, как преподобному Сергию, русская грамота была открыта подвижнику через русских монахов. Это позволило приобщиться к сокровищнице духовной литературы, подготовиться к главному делу своей жизни – старческому служению. Подвижник всецело погружался в чтение:
«Я хотел познать цель нашей жизни здесь, на земле. Листал святых отцов, смотрел, каким было их внутреннее состояние…»
Но основам духовной жизни невозможно выучиться только по книгам, – это все равно что лечиться, читая медицинские справочники. Необходимо видеть еще и пример кого-то, живущего в соответствии с написанным.
Сам старец Фаддей так вспоминал своего духовного наставника, русского авву – схиархимандрита Амвросия (Курганова): «От оптинских старцев он воспринял лучшее – любовь, он ни разу не рассердился ни на одного монаха, ни на одного послушника, не сказал никому ни одного резкого слова. Он много терпел, но все прощал. Все свои заботы и трудности он возлагал на Господа и Ему одному открывал сердечную боль. Он старался собственным примером передать это качество и братии, и многим удалось научиться у него хранить эту необъятную бесстрастную любовь на протяжении всей жизни».
Был у Фомислава и «сталкер» по святоотеческому наследию. В те годы в Мильково часто приезжал молодой иеромонах Иоанн, преподаватель Битольской семинарии. Их вместе отправляли на монастырские грядки, где, опираясь на тяпки, молодые люди могли незаметно увлечься богословским разговором. Собеседником будущего великого старца был Иоанн (Максимович), впоследствии архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, который ныне почитается верующими не только как святитель, но и как чудотворец.
Урок, усвоенный у русских монахов: смирение от слова «мир» и мир в сердцах – от смирения. «Смирение есть Божественное свойство, – будет потом говорить старец Фаддей. – Где царствует смирение: в семье ли, обществе – оно всегда источает из себя Божий мир и радость». Он потом даже свою особую молитву составит:
«Господи, помоги мне сохранить мир в душе, научи меня быть тихим и кротким, как Твои ангелы и святые».
«Христиане призваны, – говорит Фаддей Витовницкий, – распространять Божественный покой, Небесную атмосферу, ангельский мир…»
Но как исполнить это призвание?
Не прошло и года после поступления Фомислава в монастырь, как преставился его наставник схиархимандрит Амвросий. В обители начались нестроения, смятение проникало и в сердце: «Умер мой духовник… Печаль раздирала душу. Страх, который я приобрел в детстве, снова стал мучить меня...»
Выручала книга опять же русского святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению». «Единственное спасение, единственный выход – во внутреннем изменении, в перемене сердца, – скажет потом старец Фаддей. – Мир должен установиться в наших душах, тогда и вокруг будет мир. Хранение мира в сердце – самое главное. Любой ценой не допускайте в сердце тревогу. Мысленный хаос – это состояние падших духов». Вот такой завет.
А продолжение следует.
05.12.2024