Что боятся потерять бессребреники? О безмездных врачах Косме и Дамиане

Сегодня 14 ноября Святая Церковь чествует двух святых страстотерпцев, безмездных врачей, бессребреников Косму и Дамиана. О сути их подвига рассказывает духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Церковь знает три двоицы братьев с такими именами – из Рима, Асии и Аравии. Все они – мученики и бессребреники, безмездные врачи.

Сегодня – память Космы и Дамиана Азийских. Прославлена и их мать Феодотия.

Преподобный Серафим в беседе с Н. Мотовиловым о цели христианской жизни видит эту цель в стяжании благодати Святаго Духа Божия. 

Поскольку накопление благодати Божией в сердце человека есть водворение в нем Бога, который своею благодатию начинает присутствовать в нашем сердце, то этим достигается наша главная цель – обретение Царства Небесного внутрь нас (Лк. 17:21).     

Это должно произойти за время земной жизни, до перехода в Вечность.

Такие святые отцы, как преподобные Макарий Великий, Симеон Новый Богослов, считают, что если не произойдет этого обожения, воссоединения человека с Богом во время земной жизни, то и за гробом ему не видать Царства Небесного.

Преподобный Серафим, в ответ на недоумение Мотовилова, сравнивает это стяжание благодати Святаго Духа со стяжанием денег. Преподобный сам был из купцов и уподобляет характер этого стяжания благодати деятельности купца. Который не просто много торгует, но старается торговать, прежде всего, ходовым товаром, приносящим максимальную прибыль. Так и христианин должен выяснить, какая для него, для его индивидуальности самая «ходовая» добродетель, приносящая ему наибольшее количество благодати Святаго Духа – например, молитва, пост или милостыня.

Так, например, те, для кого милостыня была самой «ходовой» добродетелью, стяжевали благодать прежде всего посредством милостыни. И тип их святости обозначают словом милостивый – Иоанн Милостивый, Филарет Милостивый. Они опытно познали справедливость слов апостола Павла – «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Именно отдавая свое имение нуждающимся, они обретали изобильную благодать Святаго Духа, которой наполнялась до краев и преизливалась чаша их сердца. 

Сродни этому подвигу милостыни – тип святости, обозначаемый словом бессребреник, или безмездный врач. Бессребрениками были, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Флор и Лавр. Этот подвиг также подтверждает справедливость слов «блаженнее давать, нежели принимать». И еще: «туне приясте, туне дадите» (Мф. 10:8).

И они знали и чувствовали, что если будут брать плату за исцеления, то потеряют благодатный дар целительства, он у них отнимется.

Празднуемые ныне бессребреники Косма и Дамиан были также причастны подвигу милостивых.Они были богаты и, в добавление к целительству, щедро помогали нуждающимся.

Скажут: им нетрудно было проявлять щедрость, ибо у них было большое имение. Но парадокс богатства состоит в том, что богатому как раз труднее расставаться с собственностью. Отчего и происходит изречение Господа про «игольные уши» (см. Мф. 19:24). 

Итак, в результате благодать Святаго Духа изобильно изливалась в их сердца и как раз сообщала им дары исцелений и, что самое главное, – переполняя чашу их сердца, доставляло им Царство Небесное, то есть блаженную жизнь во веки веков.

И здесь мы видим, что «Богу все возможно» (Мф. 19:26). Он дает и богатому возможность беспрепятственно пройти в Царство Небесное сквозь «игольные уши». При условии, что богатый будет надеяться не на богатство, а исключительно на Бога.                    

Все безмездные врачи, бессребреники были также и страстотерпцами, мучениками. Получив и ощутив в себе «большую благодать», они опытно знали, что такое Царство Небесное внутрь нас, и поэтому, не колеблясь, шли на мученический подвиг, если обстоятельства открывали перед ними этот путь в Блаженную Вечность. 

Так, старец Силуан Афонский, ощутив в себе большую благодать, называя ее мученической, думал, что ему предстоит мученический подвиг. Но ошибся. Впрочем, он был преподобный, а преподобных называют бескровными мучениками.

Будем и мы стараться стяжать благодать, дарующую беспрепятственный вход через тесные врата в Царство Небесное.