20 октября 1337 года молодой богомолец Варфоломей был пострижен в монахи с именем Сергий и впоследствии прославился как преподобный Сергий Радонежский.
Все помнят картину Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Художник передал реальный сюжет, описанный Епифанием Премудрым , учеником преподобного Сергия. Отроку Варфоломею, обручавшемуся в церковной школе, несмотря на любовь к чтению, плохо давалась грамота, и он «втайне часто со слезами молящеся Богу: Господи! Ты дай же ми разум грамоты сия, ты научи мя и вразуми!»
Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших жеребят; и вот на поле, под дубом, отрок неожиданно встречает старца «светолепного и ангеловидного». Старец стоял и «молитву прилежно со слезами творяща». Монах сам заговорил с отроком, спросив «чего тот ищет, чего хочет». Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Помолившись, старец достал из «сокровищницы» частицу просфоры и подал ее отроку со словами «Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати Божия и разума Святого Писания». А когда отрок съел просфору, старец обещал ему: «О грамоте, чадо, не скорби: от сего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре».
Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» 1889–1890.
Как пишет сайт sergievhram.ru, будущий отец Сергий «не принимал ангельского образа до тех пор, пока не изучил весь монастырский устав – и монашеский порядок, и все прочее, что требуется монахам. Всегда, во всякое время, с большим усердием, с желанием и со слезами он молился Богу, дабы ему сподобиться ангельского образа и приобщения к лику иночествующих. Поэтому он позвал к себе в пустыньку на горе Маковец одного духовного старца, украшенного священническим саном, почтенного благодатью пресвитерства, саном игумена, по имени Митрофан. Варфоломей просил его с мольбой и, смиренно кланяясь в ноги, радостно преклонил свою голову пред ним, желая от него пострижения в иночество. Святой неоднократно повторял свою просьбу: «Отче! Сотвори любовь – постриги меня в монашеский чин, ибо я давно, с юности моей, желаю этого, но воля родителей удерживала меня. Ныне, от всего освободившись, я жажду пострига; как олень стремится к источнику водному, так жаждет душа моя иноческой и пустынной жизни». Игумен вошел в церковь и постриг просящего в ангельский образ.
Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры рассказывает, что, окончив пострижение, старец отслужил Божественную литургию и приобщил новопостриженного монаха Святых Христовых Таин. При этом церковь наполнилась неизреченным благоуханием, распространявшимся даже за пределы храма. Семь дней после пострижения преподобный Сергий не покидал церковь, пребывая в посте и молитве, питаясь только просфорой, которую получал от совершавшего ежедневно Божественную литургию преподобного Митрофана.
Поствление Сергия в диаконы и в игумены. Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский» с клеймами жития, XVI в.
Когда игумен собрался уходить, Сергий сказал ему: «Я благодарю Бога, сподобившего меня по моему желанию одному жить в пустыне, иночествовать и безмолвствовать. Ты же, отче, ныне уходя отсюда, благослови меня, смиренного, и помолись о моем уединении, а также и научи меня, как жить мне одному в пустыне, как молиться Богу, как избегать вреда душевного, как противиться врагу и помыслам гордыни, от него исходящим. Ведь я неопытен; будучи новопостриженным, новоначальным иноком, я должен обо всем спросить совета у тебя». Игумен удивился этим словам и отвечал так: «Меня ли ты спрашиваешь о том, что знаешь не хуже нас, о честная глава! Ты стал для нас образцом смирения, но все же ныне отвечу тебе, как и подобает мне, словами молитвы: Господь Бог, еще раньше избравший тебя, да будет милостив к тебе, да вразумит и научит тебя и да исполнит тебя радости духовной».
Сергий остался один «в пустыни безмолствовати и действовати». И здесь он совершил первый свой монашеский подвиг. Он усердно молился Богу без отдыха и читал священные книги, жил в голоде холоде, испытывал жажду, боролся с искушавшими его бесами и дявольскими наваждениями — так Епифаний описывает первые дни после пострига.
«Но, несмотря на все это и при всем том, бесстрашен был Сергий душой и смел сердцем, — пишет Епифаний в «Житии Святого Сергия». — И ум его не ужасался перед такими вражескими кознями, и лютыми нападениями, и устремлениями: многие тогда звери часто приходили к нему, не только ночью, но и днем; а были эти звери — стаи волков, которые выли и ревели, а иногда и медведи. Преподобный Сергий, хотя немного и боялся, как всякий человек, но, однако, молитву прилежно к Богу обращал и ею укреплялся; и таким образом, по милости Божьей, остался не тронут ими: звери отходили от него, а зла ему никакого не причиняли. Ведь когда только начинало устраиваться место то, тогда преподобный Сергий много огорчений и зла претерпел от бесов, и от зверей, и гадов. Но никто из них не прикоснулся к нему и не обидел его: потому что благодать Божья охраняла его. И пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и если Дух Святой осеняет его, то все ему покоряются, как в древности Адаму первозданному до нарушения им заповеди Господней; также и Сергию все покорялись, когда он жил один в пустыни».
Постепенно к нему присоединились и другие братия. Так возникла Троицкая обитель. Сюда же переселился на жительство и старец Митрофан. Он стал ее первым игуменом. Через некоторое время он тяжело заболел и отошел ко Господу, после чего, по настоянию братии, преподобный Сергий принял на себя игуменство вместе с саном священства.
08.11.2024