Собор Дивеевских святых празднуется 27 июня, на следующий день после памяти основательницы Дивеевской обители преподобной матушки Александры.
Это место, где благоговейно сохраняется наследие одного из самых почитаемых в России святых — преподобного Серафима Саровского. Широко известно его учение о цели христианской жизни, а также пророчества о будущих испытаниях и величии России.
Предлагаем вниманию читателей беседу с именинником – архимандритом Серафимом (Кречетовым), почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово Московской области.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – один из земных уделов Пресвятой Богородицы (а всего их четыре: Иверия, Афон, Киев, Дивеево).
Среди чествуемых 27 июня святых – семнадцать подвижников благочестия: преподобный Серафим Саровский, преподобные Александра, Марфа и Елена Дивеевские, блаженные Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские, мученицы Евдокия, Дария, Дария и Мария, священномученики Михаил, Серафим и Иаков, преподобномученицы Марфа и Пелагия и преподобноисповедница Матрона. Их предстательством возрожден и благоукрашается Серафимо-Дивеевский монастырь. 6 мая 2017 года в честь Собора Дивеевских святых в обители был освящен придел в Успенском храме.
Само празднование Собора Дивеевских святых было учреждено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в апреле 2008 года.
— Отец Серафим, почему именно Дивеево стало уделом Матери Божией?
— Все, что совершается в мире, в различных странах, — это пути Промысла Божия. Ибо каждый народ и представитель народа в свое время выполняют какую-то миссию. В частности, древний Израиль был призван сохранять истины веры. Сначала были предания, которые потом записал Моисей, другие пророки. В Библии, Ветхом Завете было предсказано пришествие Спасителя. Преемство сохранялось от Адама через Патриархов до пришествия в мир Сына Божия. Когда Господь пострадал, воскрес, вознесся, проповедь пошла по всему миру, потому что Господь — Спаситель всего мира.
И вот опять разным народам была дана определенная миссия. Так, Римская империя, а затем Греция восприняли христианскую веру и постепенно через своих лучших представителей, святителей вселенских утверждали истины веры на Вселенских соборах. Еще в I в., когда пошла проповедь Евангелия по всему миру: «Шедшие в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари»; (Мк. 16:15), — жребий определил, кому и где проповедовать.
Жребий Матери Божией пал на Иверию, нынешнюю Грузию. Иверия находилась практически в том месте (сейчас там, правда, Армения), где остановился Ноев ковчег. Но при жизни на Земле Богородица туда не попала — Ангел велел Ей до времени не отлучаться из Иерусалима, возвестив, что апостольский труд предстоит в другой земле, куда Ее приведет Сам Бог. И Ее корабль по пути на Кипр причалил к острову Афон. И это опять же был жребий Матери Божией. Но самое интересное, что в Иверии христианство проповедовала девушка — равноапостольная Нина, племянница святого Георгия.
Архимандрит Серафим в Дивеево у раки преподобного Серафима, своего Небесного покровителя
Именно женская святая душа просветила и исполнила жребий Матери Божией. А Богородица освятила своим приходом Афон, и он стал всемирной твердыней монашества.
Через несколько веков — Пречистая изволила пребывать в просвещенной славянской земле. На Киевских горах воссияла Киево-Печерская Лавра, и опять в виде монашества. Это — Третий жребий, Третий удел Матери Божией на Земле.
Прошли столетия, и участие человечества в жизни Церкви изменилось. Если в Ветхом Завете преимущество отдавалось мужскому полу, то с пришествием в мир Спасителя через Матерь Божию — «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» — был возвышен и женский пол. Этот символ имеет глубочайший смысл.
Через женщину — Еву — в мир вошел грех. Но и через святейшую женскую душу — Матерь Божию — пришло спасение. И Богу было угодно, чтобы немощное женское естество посрамило врага спасения — дьявола. Почему Матерь Божия называется язвой бесов? Они не могут терпеть призывания имени Матери Божией.
И вот времена менялись. Мужской пол, священство все равно осталось у кормила Церкви, но в какой-то момент женщина оказалась в жизни Церкви одним из ее крепких оснований.
Когда безбожие обрушилось на мир, именно женская душа оказалась более выносливой, крепкой в смысле в веры. Предваряя это смутное время, падение веры, святой Серафим по благословению Матери Божией основал Дивеевскую обитель — Ее Четвертый удел.
Серафим Саровский
Преподобный жил в то время, когда в Европе произошла Французская революция, появились декабристы, можно сказать, первые революционеры и в России. И особое значение обители заключалось в том, что она должна быть светильником православной веры до последних времен. Почему она и ограждена Канавкой, как некой оградой.
И в ХХ в., когда, кажется, уже все было утеряно и разрушено, Господь изволил восстановить славу Дивеевской обители. Это как раз и явилось свидетельством истинности пророчества прп. Серафима, который сказал, что «Пасху среди лета запоют».
Восстановление Дивеевской обители имеет всемирное значение. Дивеево — диво всемирное, лавра женская. В духовной, харизматической среде православной церкви это пророчество сохранялось как непреложное обетование.
Господь сподобил меня окормляться у отца Сергия Орлова, в постриге Серафима. У него была сестра Елена Васильевна, подвижница. И батюшка, и Елена Васильевна в советское время твердо верили, что Дивеево откроется. К батюшке приезжали многие духоносные люди, одним из них был отец Иоанн (Крестьянкин). Когда отец Иоанн высказался, что все, мол, кончено, едва ли монастырь откроется, Елена Васильевна возмутилась: «Ты что, не веришь?!» Отец Сергий его на поклоны тогда поставил. Такого будущего старца поставил на поклоны...
— И он послушался?
— Да, он послушался. Он смиренный был человек. При мне приезжал сюда к батюшке... Отец Иоанн был моложе его, конечно. Отец Сергий — 1890 г. (отец Иоанн (Крестьянкин) — 1910 г.p. — Ред.).
Отец Сергий перед кончиной мне сказал: «Ты дождешься, когда Дивеево откроется — и передашь туда иконы, крест, которые здесь хранятся...» И действительно, после того, как обитель открылась, мы все это, целый автобус, отвезли в Дивеево. Один раб Божий — Алексей Петрович Арцыбушев, его мать была в постриге в Дивееве, — рассказывал сам лично, что, когда закрыли монастырь, молодежь однажды бесновалась и решила устроить кощунственный крестный ход. Повытаскивали иконы, а так получилось, что крест не проходил, не могли вытащить его из храма. Тогда один говорит: «А сейчас мы крылья-то пообрежем!» Так кощунственно взял топор и стал рубить. Когда рубил дерево, все было ничего, а потом, когда дошло до изображения руки, ударил — и потекла кровь. И он сошел с ума. Все они тогда разбежались. Крест этот так и лежал наискось — а на нем кровь запекшаяся. Мне Алексей Петрович рассказывал, что он видел этот крест. Ему мальчиком показывали, в окно поднимали. То есть было особое знамение — Господь сохраняет свою благодать в Дивеевской обители. И вот произошло изменение жизни, монастырь восстановили, мощи открыли, постепенно Дивеево стало действительно дивом всемирным.
— Прп. Серафим говорил, что монастырь станет Лаврой. А что для этого нужно?
— Лавра — это статус, другой ранг, его утверждает Патриарх, глава Церкви. Прославление прп. Серафима произошло в 1903 г., незадолго до государственного переворота, потом Дивеево, Саров закрыли.
А теперь, наоборот, все открывается, и исполняются слова прп. Серафима о том, что будет много бедствий, много крови прольется, но путем страданий Господь приведет Россию к великой славе. И более могущественного государства, чем Русско-Славянское, в мире не будет.
Значит, все это объединится, все еще впереди. Объединяет это все дух прп. Серафима и жребий Матери Божией.
— Но есть разные пророчества. Прп. Серафим Вырицкий говорил, что Россия, наоборот, будет урезана со всех сторон, на Востоке станет наступать Китай...
— Дело в том, что Китай — это народ киттим, как в Апокалипсисе сказано. И с ним может произойти то, что когда-то случилось с татарами в монгольское нашествие: сначала захватили, а потом стали принимать православие.
— Китайцы станут православными?
— А Серафим Вырицкий это говорит — что Восток будет креститься. Почему Господь, Промысел Божий так сотворяет? Ведь государство не всегда заключается в определенной границе. Границы в истории были разные. Какие будут перед вторым пришествием — одному Богу ведомо.
— Антихрист не перейдет Канавку?
— Это вопрос непростой.
— Почему же, она ведь восстановлена?
— Канавка не закончена. Матерь Божия ее не закончила. Прп. Серафим скончался, не закончив Канавку. Есть такое предсказание, что форма Канавки — особая. Это символическая граница России перед вторым пришествием.
— Это значит, что Россия будет безграничной?
— Граница открыта на юге. Должен быть православным Константинополь — но это в последние времена.
— Очень многие талантливые люди покинули Россию. Кто будет обеспечивать ее величие?
— Это дело Божие. Было видение старцу Нектарию Оптинскому: идет битва между бесчисленными полчищами богоотступников и кучкой христиан. И вот христиан уже почти не остается. Те начинают праздновать победу, все, уже начинается карнавал. И вдруг кучка христиан устремляется на противника. В один миг поле покрывается трупами этой рати. А среди воинов, которые бросились на богоотступников, — и женщины и дети. Старец Нектарий спрашивает: «Как же вы могли-то?» — «Да Бог помог». — «А чем сражались? Да у вас оружия не было... » — «А чем попало». Сегодня — то же самое. Даже земных средств столько, что в один момент все может измениться.
— Что пожелать тем, кто собирается уезжать?
—Взять билет в обратный конец. Там мы никому не нужны. Они ведь приедут и будут винтиками в другой машине. Станут подметать улицы или мыть полы.
— На Западе наши ученые, айтишники ценятся.
—Есть такой один момент, очень интересный. Все, кто здесь чего-то добились, большего там уже не достигают. Процесс замедляется и останавливается. Где родился, там и пригодился. Не хотят здесь, а там им Бог не дает.
— Батюшка, вы говорите, что Промысел Божий в жизни человека, целых народов значит очень многое. Вообще все?
— Конечно.
— А свобода человеческая существует?
— Да, свобода существует. Но это, матушка, вы хотите выше Бога быть. Когда Антоний Великий задался вопросом «а почему это вот так, а это так?» — ему был голос «Антоний, внимай себе, а то — судьбы Божии, то тебе невозможно знать». Апокалипсис читали? Книга за семью печатями. Никто не может его открыть и прочитать — ни на небе, ни на земле, кроме Богочеловека, Сына Божия. Это книга о путях Промысла Божия. А вы этот вопрос задаете. Скажите мне, что сейчас происходит? (Отец Валериан поднимает ручку над столом и отпускает ее). Почему она падает?
— Действует сила притяжения — mg.
— Из чего состоит поле тяготения?
— Ну, это надо физику повторить...
— К вашему сведению, физика об этом молчит, потому что ничего не знает. Природа полей необъяснима. Мы в творении не можем понять, а вы хотите — в путях Промысла Божия. «Человек, что ты мнишь о себе? — это говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). — Ты — орудие в руках Промысла Божия, полностью слепой без малейшей самостоятельности». Почему Бог кому положил свободу? Такие вопросы — не моего ума дело. Я в своих грехах не могу разобраться. Знаю, что свободой своей пользовался во грех, виноват во всем. И винить, кроме себя, некого. У Бога надо просить прощения, больше ничего. Понимаете, в чем дело. Мы волнуемся — а спасутся ли пигмеи? А папуасы — что с ними будет? Откуда я знаю, что с ними будет. Если вы можете со своим ребенком справиться, тогда будете решать вопросы свободы.
— Хорошо, батюшка, давайте поговорим о том, как справиться с детьми. Как воспитать их послушными?
— Это как теперь переделали: Иванушка выпустил стрелу, а она попала в болото. Лягушка взяла ее, говорит: «Любое твое желание выполню». А он думает: ну что я, буду эгоистом? .. «Помири Боснию с Герцеговиной», — говорит. Лягушка смутилась: «Что это так глобально? У меня визы нет, я там не бываю. Может, попроще что-нибудь?» — «Сделай, чтобы моя жена была, как Ангел». Тут лягушка: «А что ты там про Боснию-то говорил?»
Так что это ты там про свободу-то говорила? Как детей сделать послушными — это труднее, чем рассуждать про свободу... Нужно молиться, набраться терпения. Потому что тут как раз — свобода. А уж Господь поможет. Одну, например, по жизни трепало много: восточная мистика, пятое, десятое, потом решила — все. А у нее рос ребенок. Она думает: «Меня носило...» «Господи, — говорит, — приведи моего сына к Себе кратчайшим путем». Начала молиться. И вот исполнилось мальчику 11 лет: опухоль мозга, операция, и он умер. Господь привел его к Себе кратчайшим путем. Ибо главное — спасение души.
— Так что же, не молиться?
— Нет, почему? Спасла же. Главное — спастись.
— Батюшка, а как вы относитесь к практике поселения вокруг святых мест? В том же Дивеево очень много москвичей — едут, покупают недвижимость. Вы благословляете чад на такое переселение?
— Я вообще благословляю людей — живите в сельской местности. Потому что там жили нормально. Конечно, около святыни лучше всего. Правда, вокруг Дивеева все не могут поселиться. Но у нас есть Троице-Сергиева Лавра, Соловки, северные обители — женские и мужские. Раньше так ведь и было: возникал духовный центр, который потом обрастал поселениями. Собственно, в центре Москвы-то — что? Кремль. А в центре Кремля? Соборы — Успенский, Архангельский, другие. Так все и жили. Это естественно. Люди будут возвращаться к естественному состоянию. Сейчас, когда многие потеряли веру, уже наука носом об стол — доказывает, что около обителей особый покров. Колокольный звон гасит эпидемии, гибнут палочки Коха. Вообще жизнь возрождается обычно с монастырей. Потому что там все-таки послушание, люди стараются честно работать, как и должно быть. Поэтому и хозяйство, и распорядок жизни другие. Вот сейчас Сретенский монастырь имеет в Рязанской губернии прекрасное подсобное хозяйство. Или Оптина Пустынь. Говорят — колхоз Оптина Пустынь — вот такое в монастыре хозяйство. Около Оптиной селятся, в Дивееве, где кто сможет...
Но когда начинают превращать паломничество в некоторое развлечение, даже туризм (а столько кто объехал монастырей?), то это ближе к другому изречению: дерево, которое часто пересаживается с места на место, плода не приносит. Потому что иногда все объехали, а у себя-то дома ничего не получается. Хорошо, конечно, когда мы ездим, смотрим, как люди живут. Но если мы что-то полезное видим, то это нужно применять у себя. А если посмотрел и ничего не применил — то что толку?
— В том же Дивеево, бывает, впадают в экзальтацию.
— В экзальтацию можно где хочешь угодить... Вся беда в том, что некоторые люди представляют духовную жизнь как некое особое состояние, проявление, что-то такое.
Но, как говорят святые отцы, видеть свои грехи — выше, чем видеть Ангелов. Поэтому настоящий подвиг — это труд над своей душой.
А все остальное — постольку-поскольку. Эту истину и явил Господь под конец времен через прп. Серафима, напомнив, что смысл человеческой жизни состоит в стяжании Духа Святаго, Божьего. А Дух Божий как можно стяжать? Только очистив душу. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50). Благодать «не входит в злохудожную душу и не обитает в теле, повинном греху» (Прем. 1:4). Вот и все, а остальное... Если Господь даст — сможешь и по воде ходить, как Мария Египетская, и по воздуху летать, как святитель Никита слетал на бесе в Иерусалим — поклонился и вернулся. Это все может быть. Так не в этом самое главное. Как Господь сказал ученикам: «Не радуйтесь, яко духи повинуются вам, радуйтесь, яко имена ваши написаны суть на небеси» (Лк. 10:20). Поэтому главное — спасение души.
— Отец Серафим, какой совет можно дать человеку, который собирается в паломничество? Брать ли на себя этот подвиг для решения каких-то семейных проблем?
— Если есть такая возможность — можно, конечно. Но чтобы не случился дома скандал. А то едет в паломничество со скандалом... Что ж, этим поправишь что-то? Надо, чтобы паломничество все-таки сочеталось с конкретными вещами. Потому что и в церковь и можно, и нужно ходить, но когда начинают приходить на каждую службу и при этом забрасывают дом, детей, мужа, жену, хозяйство — это не совсем то. Даже, может быть, совсем не то. Это как один послушник пришел в монастырь и говорит: «Молиться надо, а вы тут чем-то другим занимаетесь». Ему говорят: ну, молись. Молился, молился, а монахи потрудились, сели есть. Послушник спрашивает: «А что ж меня не зовут?» А ему отвечают: «Так ты же духом питаешься. А мы люди — земные: потрудились, теперь вот едим».
Поэтому надо, чтобы не было отрыва. Земным заниматься можно, хоть с утра до вечера, и внутри молиться. А вот только молиться и ничего не делать — это, пожалуй, не совсем то. Лучше всего и труд и молитва, конечно. Антонию Великому было открыто — как спастись. Он видел некоего человека в его образе, который сначала молился, потом плел корзину, потом опять молился. «Делай так, Антоний, — сказал Ангел, — и спасешься».
— А как относиться к паломничеству к католическим святыням? Например, в Португалии есть целый город явления Божией Матери трем детям.
— Во-первых, эта святыня не католическая. Бывает, что святыни христианские находятся в католических костелах. «Дух дышит, идеже хощет» (Ин. 3:8). Святитель Николай в Турции и в Италии — всюду святитель Николай.
Как мне недавно интересно сказали: истинная наука не имеет национальности. И истинная вера наднациональна, она для всего человечества.
А явление детям — так дети тонкостей богословия особого не знают. Господь и Матерь Божия могут явиться и просто чистым сердцам. Святитель Иннокентий был на дальних Алеутских островах, и к нему приезжали алеуты, которые шли в храм к иконе святителя Николая. «Это, говорят, — наш Бог,— он по морю ходит, нам помогает». Не все они были крещеные.
Господь всем хочет спастись. «Во всяком народе творящий угодное Богу приятен Ему» (Деян.10:35). Как кто-то хорошо сказал: «Я боюсь ограничивать Промысел Божий». Почему так? Господь так изволил.
— Отец Серафим, может ли современный человек как-то прикоснуться к святости прп. Серафима?
— Может, конечно. Во-первых, прп. Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Почему же нельзя прикоснуться? Быть мирным? Очень хорошо, ничего невероятного здесь нет. Что-то начинает тебя раздражать, а ты не раздражайся.
— Как не раздражаться?
— Да просто не раздражайся, и все.
— А если не получается? Уйти?
— Можно и уйти, но главное, даже уйдя, — не раздражаться. Это же внутреннее состояние. Молиться нужно.
Прп. Серафим говорил, что для стяжания благодати Святаго Духа самое потребное — молитва. Другие подвиги ты не всегда можешь совершить. А молитва всегда с тобой.
Начинаешь раздражаться — читай про себя Отче наш или молитву Иисусову, молитву мытаря. «Боже, милостив буди мне грешному. Боже, очисти меня грешного. Господи, помилуй меня падшего». Не сразу достигнешь, конечно... А если уж не сдержишься: «Прости, Господи». «Радость моя», — прп. Серафим говорил. У него была ко всем любовь. Почему же нельзя прикоснуться к святости?
— Батюшка, а что в вашей собственной жизни значит прп. Серафим Саровский?
— С детства прп. Серафим был для меня таким светильничком, солнцем на Земле... понимаете? Родители его очень почитали, любили. И когда мы собирались на какие-то торжества, у нас часто пели. У папы был прекрасный голос, мама была регентом, мы все пели. И вот одной из самых любимых наших псальм была о прп. Серафиме:
«Вот он, блаженный пустынник, взыскующий
Века грядущего благ неземных,
Вот он в скорбях, как мы в счастье, ликующий,
Душу готовый отдать за других» (батюшка тихо напевает).
Такая замечательная, духовная псальма. И бывало, когда запоют все, негромко, под гитару, всегда как-то тихо становится. Именно дух мирен...
Беседовали Дмитрий Симонов, Ольга Каменева, Ирина Воробьева
14.10.2024