Два преподобных Максима в едином Духе

Сегодня, 3 февраля, мы чествуем двух святых, носящих одно и то же имя – Максим. Это – Максим Исповедник и Максим Грек, оба греки, оба – страдавшие за Христа и чистоту веры. О подвижниках Церкви – слово духовника Донского монастыря Москвы иеросхимонаха Валентина (Гуревича).

Дух Святой.jpg
Преподобный Максим Исповедник

Максим Исповедник (VII в.) подвизался против ереси монофелитов (утверждавших, что у Христа есть только одна воля, а не две – Божественная и человеческая). А время жизни Максима Грека (XV-XVI) — читайте о нем также в нашем календаре – совпало с кризисом религиозного сознания как на Западе, так и на Востоке христианской ойкумены.

Два Максима – святой Максим Исповедник и Максим Грек  Два Максима.jpg

Это были два момента драматической истории противоборства между Церковью Христовой и сатаной, ее исконным врагом, наущающим самых разных людей, вплоть до тех, кто облачен саном, восставать на истинное учение Христово и его верных последователей.

Так было с преподобным Максимом Исповедником. Выросший в знатной, благочестивой семье, достигший большого влияния при дворе императора, он вдруг всё оставляет и уходит в монахи. Это был ученейший монах своего времени, защищавший своими писательскими трудами чистоту православной веры.

Против него восстали Патриархи и правители, зараженные ересью, его гнали из места в место, лишали всех средств к существованию, унижали, избивали, отправляли в ссылки, в итоге бессильные как-либо сломить его дух отсекли ему правую руку и вырезали язык. Но и даже такого боялись, заточив в крепость.

Здесь незадолго до своей кончины он получил извещение от Господа: Христос скоро призовет Своего служителя к Себе, – и день в день, как и было предсказано, преставился.

Вот некоторые из наставлений святого в назидание всем нам.

Изречения преподобного Максима Исповедника:

N-shablon32.jpg

Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло.

Любящий Бога никого не огорчает и ни на кого не огорчается из-за временного.

Во всех наших делах Бог смотрит на намерение, для Него ли мы делаем их или ради иной причины.

Если придет на тебя нечаянное искушение, не вини того, чрез кого оно пришло, а ищи, для чего оно пришло, и обретешь исправление.

Согрешившему невозможно избежать грядущего суда без добровольных в сей жизни болезненных трудов или без страданий от невольных бед.

Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви.

Блаженны же одни те, которые и действуют, и страждут за Христа и о Христе.

Кто любопытствует о чужих грехах или по подозрению судит брата, тот не положил еще начала покаяния и не принимал заботы узнать собственные грехи.

Искренний друг тот, кто во время искушения ближнего вместе с ним, без смятения и тревоги, переносит как собственные случившиеся с ним скорби, нужды, несчастия и беды.

Не презирай совести, всегда лучшее тебе советующей, ибо она предлагает тебе Божеский и Ангельский совет.

Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним добре, и избавишь его от страсти.

Не будь самоугодником, не будешь и братоненавистником.

Цель Божия Промысла есть разнообразно разорванных злом соединить опять посредством правой веры и духовной любви.

Не неради о заповеди любви, ибо чрез нее будешь ты сыном Божиим.

Преподобный Максим Грек

У преподобного Максима Грека время жизни и деятельности, как уже было сказано, совпало с кризисом христианства как на Западе, так и на Востоке. В этот исторический момент так же, как и во времена апостольские, как и при Иулиане Отступнике, иудейские и языческие адепты составили традиционную «антихристианскую коалицию» и ополчились, «собрались вместе на Господа и на Христа Его» (Деян. 4:26).

Если в Западной Европе христианство подвергалось атаке со стороны представителей культуры Ренессанса, то в пределах Московской Руси возникла и стала распространяться ересь жидовствующих, ниспровергающих установления Новозаветной Церкви.

И вот, волею судеб, преподобный Максим Грек побывал в это время, поочередно, и в Италии, и в Московии. Он был свидетелем важных событий духовной жизни, а свои литературные труды посвятил, в частности, защите Евангельской истины от этих враждебных течений, которые породили в конце концов материализм, нигилизм и богоборчество…

Как же сатана восставал и озлоблял власть имущих против этого защитника Православия! Его тоже заточали в темницу, морили голодом, смрадом, дымом, всячески издевались, доводя, как повествует житие «до омертвения». И к нему тоже являлся посланник с Неба, увещевая терпеть. Сказано же: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1:29).

Вчитаемся же и в его строки, исполненные Духом Святым.

Наставления преподобного Максима Грека

Не прельщайся пустыми словами ложных мудрецов, а повинуясь учению Евангельскому, старайся добрыми делами и смиренными слезами смыть тяжесть многих своих согрешений.

Предпочитай быть нищею, нежели иметь в изобилии серебро. Если беспокоят недостатки, предпочитай терпеть, а не беспокоить других.

И хорошо сказано: несытное сердце прегордого ока. Ибо собирание серебра и золота никогда не может насытиться. Оно никогда не перестает, но чем более удовлетворяется, тем более разжигается у лихоимца. Страсть сребролюбия и лихоимства подобна огню: как огонь чем более найдет вещества, тем сильнее разгорается, так и желание золота всегда более и более разгорается в ненасытном сердце любителя богатства.

N-shablon3.jpg

Не столько отец печется о своих детях, сколько Преблагой наш Создатель и Промыслитель промышляет и печется о тех, которые право в Него веруют и твердо уповают на Него.

Родившие и воспитавшие нас нередко отталкивают нас от себя, отвращаются от нас и больше не хотят знать, если мы в чем-либо с грубостью или бесчестием поступим по отношению к ним. А Создавший нас, хотя бы мы без числа Его оскорбили преступлением спасительных Его заповедей, хотя и отвергаемся Его Самого и Его к нам благодеяний, но Он и тогда не отревает нас и не перестает благоволить нам, но всеми способами продолжает устоять наше обращение к Нему и исправление.

Итак, если мы действительно желаем получить такую неизглаголанную Божественную радость Господа нашего Иисуса Христа, то приобретем одежду, соответствующую такой радости, сотканную от дел правды и милосердия, чтобы возмогли мы наслаждаться этой Божественной радостью в нескончаемые веки.

Чудными воздаяниями и приснопамятными событиями всегда прославляет Великодаровитый Бог тех, которые славят Его на земле благочестием, всякой правдой, щедротами к нищим и заступлением вдов и сирот.

Ибо кто приносит Ему только продолжительные молитвы, а о том, чтобы принести Ему плод заповедей Божиих, который есть любовь, правда и милость, не заботится, тот услышит от него: «Что Мя глаголете "Господи, Господи", а яже Аз повелеваю вам, не творите».

И еще следует нам прилежно наблюдать, чтобы поститься и духовно, воздерживаясь от всех душевных страстей, кои суть: зависть, ревность, любоимение, лукавство, пронырливость, ложь, лицемерие, жидовское сребролюбие* и богомерзкое лихоимство, и причина всех зол – гордость. Полное воздержание от этих душепагубных страстей есть истинный и Богу благоприятный пост; а одно только воздержание в пище не только не приносит нам пользы, но и служит поводом большего осуждения, уподобляя нас бесам, как сказано в стихире: "От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога и злым демоном уподобишися, николиже ядущим". От лицемерия которых да избавит нас Господь.

Откуда берутся ереси и нападки на последователей Христовых?

Когда-то из-за грехопадения наших прародителей Бог оставил человека, которого Он создал для того, чтобы обитать в его сердце.

Человек, по слову святителя Феофана Затворника, «опустевший от Бога», не может вынести эту образовавшуюся в его сердце пустоту, которую некогда заполнял Собою Господь.

Оставленный Богом человек оказывается наедине с древним змием, могущественно удерживающим его в состоянии рабства у грехов и страстей, уязвляющим его и отравляющим своим ядом, – тем самым змием, совета которого он послушал и был изгнан из рая.

И вот, Бог Отец послал Сына Своего единородного, Иисуса Христа на землю для того, чтобы помочь человеку преодолеть пустоту его сердца, ибо сам человек, оставаясь без Бога и Его помощи, не в состоянии собственными силами это сделать.

И Господь Иисус Христос принес с Неба на землю Благую Весть о Царстве Небесном – Блаженной Вечности, которая приготовлена Богом любящим Его и ожидает их вместо небытия смерти. И Он не только принес эту Благую Весть, но и сделал все необходимое, принеся в жертву свою пречистую и безгрешную плоть на крестном жертвеннике.

Распятие Христово.jpg

Умерщвленный на Кресте Господь воскрес и ведет потомство Адама из страны рабства греху и страстям в обетованную Новую Землю под Новым Небом – в страну свободы от греха и страстей.

Но война сатаны против Христа и Его Церкви будет продолжаться до скончания века, хотя и заведомо обречена на неудачу по неложному слову Спасителя о том, что врата адовы не одолеют Его Церковь (Мф 16:18).

На протяжении первых трех веков христианской эры сатана пытался физически, руками мучителей, извести христиан, начиная с апостолов.

Но мученический подвиг свидетелей Иисусовых привел к противоположному результату. Вместо каждого уничтоженного члена Церкви воинствующей, мученический подвиг которого доставлял ему блаженную Вечность и принадлежность к Церкви торжествующей, в Церковь вливались сотни и тысячи новых членов из числа тех, кто взирал на подвиг Христовых страстотерпцев.

Когда кончился этот период и наступил этап бескровного мученичества, то есть, иноческого подвига, враг со всеми своими невидимыми полчищами ополчился и на преподобных, которые превозмогали его о укрепляющем их Иисусе. И действия невидимого врага, пытавшегося воспрепятствовать их подвигу и привести к падению и духовному поражению, также приводили к противоположному результату. Это противоборство врага увеличивало мастерство воинов Христовых в духовной брани, силу их молитвы, доставившую им единение с Господом. Не случайно Антоний Великий на вопрос – «кто тебя научил молиться», ответил: «бесы»…

С другой стороны, когда закончился трехвековой период гонений на Церковь, которому Константин Великий положил предел, сделав христианство легальным, более того, оказывая поддержку Церкви Христовой, христианство стало превращаться в государственную религию…

При этом прекратилось нападение на Церковь извне, и тогда враг стал терзать ее изнутри. Вот тут-то и начали возникать одна за другой ереси, которые, по наущению невидимого врага, сбивали людей с пути спасительного правоверия и подвергали Церковь угрозе раскола, в согласии с обычной сатанинской практикой «разделяй и властвуй».

Но и в данном случае эта враждебная, раскольническая политика, как ни странно, принесла Церкви свою нежелательную для невидимого врага пользу. Как говорил апостол Павел, «должно быть и разномыслию между вами, чтобы явились между вами искусные». И вот, изощряя свое богословие для того, чтобы противостоять расколу, великие мужи, такие как как раз Максим Исповедник и Максим Грек, явились этими «искусными». 

* Юдофобия, к сожалению, распространившаяся среди христиан, осуждение иудеев за их сребролюбие привели к тому, что в согласии с духовным законом «за что осудишь, в том и побудешь», стали сребролюбцами сами христиане. Так что даже до сих пор существует позорное обыкновение – непомерное обогащение архиереев за счёт приходов, когда вместо единственно оправданной – церковной благотворительности, помощи так или иначе в ней нуждающимся, церковные деньги в первую очередь идут на позорную роскошь архиереев. О чем буквально в наши дни, ничтоже сумняшеся, публично высказался один из «владык»...