Ее оружием был Господь. Памяти юной святой Анастасии

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

Сегодня святая Церковь отмечает память преподобномученицы Анастасии Римлянины. Святые – это те, кто смог исполнить Евангелие – всем сердцем, умом, всею крепостию своею вникая в Слово Божие. Те, кто стяжал подлинную свободу, которую так ищут современные молодые люди. 

Попытаемся и мы, вспоминая 20-летнюю красавицу Анастасию, разобраться в том, чему учит нас Господь и как это знание нас вооружает.

Господь сказал, что всякое царство или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И необходимо быть сильным, вооруженным непобедимым оружием, чтобы противостать врагу и сохранить свой дом в целости. Потому что, если некто окажется сильнее, то победит и возьмет все оружие, на которое побежденный надеялся, и разделит похищенное у него. И далее Он говорит: кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12:30). 

И как всегда, в этих немногих словах Господа – целое учение.

Враг человека – сам сатана. Это – древний змий, который на много тысячелетий старше, опытнее, умнее и сильнее каждого из нас. Он знает, как одолевать нашего брата. И если Господь нас оставит, то мы заведомо не сможем сопротивляться врагу, за плечами которого этот опыт и мудрость тысячелетий. А также непревзойденные дарования первоангела, которыми Господь наделил денницу при его создании, и теперь он употребляет их во зло.    

Однако Господь сильнее всякого Своего создания. Согласно словам Архангела Михаила – «Кто, как Бог?» – «Ми ха Ил?» (так его имя и переводится с древнееврейского). 


Поэтому если Господь с нами, то это – непобедимое оружие, которым можно одолеть сатану согласно словам первоверховного апостола Павла – «все могу о укрепляющем мя Иисусе!» (Фил. 4:13).

Богу ничто повредить не может. И если мы станем с Богом одно во исполнение молитвы Господа Иисуса – «как Ты, Отче, – во Мне, и Я – в Тебе, так пусть они будут в Нас воедино», то и нам никто и ничто из созданного не сможет повредить.

И напротив, если мы не с Господом, то заведомо обречены на поражение, побеждены дьяволом, становимся его пленниками и рабами. Мы, подчиненные ему, вместе с ним становимся врагами Бога. И оправдываются слова Христа из сегодняшнего Евангелия – «кто не со Мною, тот против Меня»…

Господь предупреждает здесь о самонадеянности, которая может иметь печальные последствия. Вспомним, например, отречение апостола Петра. 

Нельзя полагаться на собственные силы – на свой ум и дарования. Победивший враг берет «все оружие, на которое он (побежденный) надеялся», то есть его ум и все его дарования и использует в своих целях.

В чем наша слабость? В разделении сил нашего естества – ума, сердца и воли; «царство, разделившееся в самом себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет» (Мф. 12:25). После прародительского падения было утрачено их взаимное согласие. Святитель Феофан Затворник писал о состоянии грешника, утратившего Бога, опустевшего от Бога и стремящегося заполнить образовавшиеся в душе пустоты, впадая при этом в многопопечительность. Пустота ума, опустевшего от всеведущего Бога, порождает пытливость, стремление заполнить эту пустоту многознанием о бесчисленных предметах тварного мира. 

Сердце опустело от Бога, Который есть вечная блаженная Жизнь, неизреченное Блаженство. Эта пустота сердца побуждает грешника непрестанно искать все новые и новые наслаждения и радости, предоставляемые тварным миром. Суетная погоня за удовольствиями занимает все его времяпрепровождение. 

Пустота воли порождает желание, чтобы все было в нашей власти. Отсюда любоимание – стремление к безграничному увеличению собственности и власти. 

И эти три силы – ум, сердце и воля, утратив свое первоначальное единение в Боге, начинают действовать автономно, преследуя каждая свою цель, противясь друг другу, а иной раз вступая во временную коалицию, но не ради Бога… 

Таким образом, начиная с Адамова грехопадения, сатана разделил человека (ум, сердце и волю) и властвует над ним. 

По словам святителя Феофана Затворника, у сатаны одна забота – чтобы внимание человека было занято всем, чем угодно, только не Господом Богом. 

И если мы оставляем Бога и пренебрегаем Его помощью, то под влиянием сатаны, всевающего в умы людей соответствующие помыслы, объектами нашего сугубого внимания становятся предметы тварного мира. И вместо сосредоточения всех сил нашего естества на единственном в высшей степени достойном внимания и любви «Едином на потребу», Высшем Существе, Которое есть совокупность всего, наши душевные и телесные силы рассеиваются и расточаются по этим бесчисленным идолам, занявшим в нашем сердце место Бога. Поэтому Господь и говорит – кто не собирает со Мною, тот расточает. «Марфо, Марфо, ты печешися и молвиши о многом. Едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10:40)

По словам Василия Великого, «Брань с теми, которые предали себя миру, враг презирает частью потому, что весьма многие из них произвольно стремятся к поражению, будучи уловляемы в грех различными удовольствиями и доставляя противнику нетрудную над собою победу».

Однако, когда человек, внявший святому Благовествованию, нашедшему отклик в его сердце и принятому умом, пытается ему следовать, то тут же встречает яростные нападения врага. И при первых попытках борьбы и сопротивления он, как правило, терпит поражение, поскольку еще не достигнуто единение всех душевных сил – ума, сердца и воли. Ум, как наиболее подвижная сила, скорее других сил приходит к солидарности с правотою Евангелия, в то время как другие части нашего естества, сердце и воля, более консервативны и инертны; обремененные порочными навыками, для преодоления которых требуется время, они могут побудить человека поддаться соблазну или уступить силе из боязни скорбей. Словом, «расслабиться и получить удовольствие». Как пишет в своем послании апостол Павел, «странный я человек; умом я люблю закон Бога моего, но в членах моих воюет закон греха» (Рим. 7:25).

Поэтому и нельзя, не достигнув единения этих трех сил самонадеянно полагаться на свою способность, без Бога противостать древнему врагу.

Отсюда и заповедь о необходимости собирания воедино всех наших сил – чтобы ум, сердце и воля были едины, а не уподоблялись лебедю, раку и щуке из известной басни.

Собирание, сосредоточение всех сил нашего естества на любви к Богу есть исполнение первой и главной заповеди Священного Писания – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением и всею крепостию» (Мф. 22:37). Что приводит к единению с Богом, к обретению в сердце Бога, или Царства Небесного, которое внутрь нас есть (Лк. 17:21). То есть – именно – блаженной Вечности, или, другими словами, счастья, которое человек тщетно ищет на земле, надеясь найти его не в Боге, а в твари.  

Если же мы будем одно с Богом, а не с тварью, то мы по-Божьи будем относиться и к ближнему, и ко всей твари, то есть исполним и вторую главную заповедь, равную первой – «и [возлюби] ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

Сатана же, который стремится отвлечь наше внимание и вожделение от Бога и направить его в сторону твари, делает это с двойной целью. Во-первых, он тем самым препятствует нам стяжать Царство Небесное и, во-вторых, вовлекает нас в осуществление своей древней мечты, состоящей в том, чтобы в противовес Царству Небесному, то есть, Царству Бога, построить свое царство, так называемое царство свободы. Свободы от Бога и Его заповедей, представляющих собою записанную совесть. То есть, свободы для всех страстей и похотей. Оно именуется еще царством антихриста, как воплощения сатаны… 

И на самом деле – это не царство свободы, а царство зависимости от всех этих страстей и похотей. 

Мы говорим: алкогольная зависимость, табачная, наркотическая, компьютерная, телевизионная, знаем, какой ущерб они наносят душевному и телесному здоровью, и что цепи этих рабских зависимостей порвать необычайно трудно. А без Божьей помощи – и невозможно. Так же в равной степени это относится к зависимостям от всех других страстей – от блуда во всех его проявлениях, от сребролюбия, чревоугодия, тщеславия, гордыни и т.д. Даже, казалось бы, почтенные пристрастия, такие как увлечение наукой, искусством могут с таким же успехом, как и пристрастия постыдные, увести нас от пути единения с Единым на потребу…  

Кроме порочных навыков, зависимостей, сковывающих человека подобно пеленам («пленницы грехов»), есть еще окружающая обстановка, которая оказывает на него мощное агрессивное влияние. «С преподобным преподобен будеши, с мужем неповинным неповинен будеши, а со строптивым развратишися» (Пс. 17:26). Святитель Феофан говорит, что еще ничего было бы, если б грешник оставался один. Но есть целое общество грешников, невидимо управляемое сатаной, которое и весь общественный уклад, и все обычаи последовательно приводит в такой чин, чтобы наилучшим образом содействовать греху и толкать на грех всех, принадлежащих его области. Тут и зрелища, и телевизор, и рестораны, и ночные клубы, и казино, и всякие увеселения, и развращающая музыка. 

И вся эта система греховной жизни особенно в наши последние времена достигает все большего и небывалого совершенства, которое доставляют ей новейшие технические средства, интернет и компьютеризация всей жизнедеятельности общества. И средства массовой информации, и уже возникающие структуры мирового правительства, такие как европарламент и международный суд в Страсбурге, объединяются сегодня с целью агрессивно навязать миру новый порядок, предоставляющий безграничную свободу для всех страстей и похотей всем гражданам грядущей глобальной империи, насильно приобщая к этой «свободе» новые поколения…

Сделав выбор в пользу Царства Небесного и свободы от греха, стремясь для стяжания его исполнить заповедь о необходимости собрать, сосредоточить все силы своего естества на любви к Богу, мы следуем совету святых отцов, считавших наиболее радикальным средством достижения этой цели непрестанную молитву Иисусову (Господи, Иисусе Христе, помилуй меня, грешного)

Имя Господа преподобный Иоанн Лествичник вместе с другими отцами называет оружием, сильнее которого нет ни на земле, ни на Небе. И этим оружием призывает бить супостатов – помыслы, всеваемые врагом с целью отвлечь наше внимание на какой-либо предмет помимо Бога и тем самым расточить наши силы.

Почитаемый церковным народом отец Валериан Кречетов (почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области) в проповеди как-то сказал, что воин должен постоянно упражняться в мастерстве владения оружием, стремясь довести его до совершенства. И это совершенное владение оружием может пригодиться только для одной решительной атаки. Также и оружие христианина – молитва, доведенная до совершенства и ставшая непрестанной, может понадобиться ему для одной Атаки – в момент смерти, когда вся сила вражия восстанет на душу, пытаясь воспрепятствовать ее вхождению в Царствие Небесное. 

И научившийся совершенному владению этим оружием успешно берет приступом вожделенный град – Небесный Иерусалим, который, по словам Господа, силою берется…

Преподобномученица Анастасия Римлянина.jpgИ вот сегодня мы вспоминаем преподобномученицу Анастасию, подвиг которой служит замечательной иллюстрацией к словам Господа Иисуса в сегодняшнем Евангелии, о которых мы упомянули в самом начале. Она на протяжении всей жизни, предшествующей мученическому подвигу, именно собирала, а не расточала свои силы…

Преподобномученица Анастасия, так же как и Матерь Божия, с трехлетнего возраста, когда скончались ее родители, была Промыслом Божиим убережена от дурных влияний мира.

Если Дева Мария с этих лет воспитывалась во Святая Святых Иерусалимского Храма, в общении с Ангелом, то святая дева Анастасия с трех лет и до своего мученического подвига, который она совершила в 20-летнем возрасте, возрастала в святой иноческой обители, в окружении постниц-монахинь, под материнским водительством опытной, исполненной духовной мудрости игумении Софии, тезоименитой Премудрости Божией. Она за это время смогла преуспеть в посте и молитве и не желала ничего, кроме достигнутого ею блаженного единения с возлюбленным Господом, отчего успешно отвергла все соблазны и преодолела все нестерпимые злострадания, причиненные ей мучителями. 

Мы обычно начинаем скорбеть и тосковать по поводу предстоящего удаления больного зуба или хирургической операции. А преподобномученице Анастасии выбили все зубы, ни одного не оставили. И кроме зубов у нее были исторгнуты все ногти, колесованием переломаны кости и порваны сухожилия. 

Но ее оружием был Сам Господь, к Которому она прилепилась посредством любви всеми силами своего естества. И не изнемогла... 

Это та, у кого можно искать помощи во всех наших скорбях, малых и великих, посылаемых Промыслом Божиим для нашего спасения. Пусть поможет она нам в наших усилиях, направленных на собирание всех сил нашего существа для единения с единственным прибежищем нашего спасения – Господом Иисусом!