Голгофа Красная: памяти архимандрита Петра (Посаднева)

 20 августа для Фороса дата особенная и, к сожалению, печальная…

Четверть века тому назад, 20 августа 1997 года, после праздника Преображения Господня, был зверски убит в своей келии на Красной скале настоятель и строитель Форосского храма Воскресения Христова архимандрит Петр (Посаднев). Свой земной путь отец Петр окончил в 31 год.


Архимандрит Петр (Посаднев).pngАрхимандрит Петр (Посаднев) с юности лелеял мечту о возрождении Воскресенского храма в Форосе

krymska.png
Крымская Валерия

До сих пор кровоточит эта рана, а вот людей, узнающих о жизненном подвиге и мученической кончине отца Петра, становится все больше и больше – и не только в России, но и в Америке, Франции, Германии. Не зарастает народная тропа к могилке отца Петра на севастопольском кладбище, на ней всегда лежат свежие цветы, в основном алые – цвета мученической крови…

Чем же заслужил народную любовь и почитание отец Петр?

Вымоленный ребенок

Виталий Леонидович Посаднев, будущий архимандрит Петр, родился в семье морского офицера 5 марта 1966 года в поселке Красногвардейское, в Крыму.

Еще в младенчестве на долю Виталия и его семьи выпало тяжелое испытание: у ребенка развился пилоростеноз – заболевание, которое могло закончиться летальным исходом. Вымолила его мама, Валентина Александровна, в ту пору весьма далекая от Церкви и Святое Крещение принявшая значительно позже.

Но когда Виталик тяжело заболел, она всю ночь взывала ко Господу, стоя на коленях у его постельки, обещая посвятить жизнь своего чада Богу. И чудо произошло – Виталий выздоровел без лекарств и хирургических вмешательств.

Но вскоре семью Посадневых постигло новое потрясение – родители Виталия расстались. Мать с сыном переехали в Севастополь, где ребенок рос уже без отца, и все попечения о нем легли на плечи Валентины Александровны. Занимая ответственные должности, она смогла обеспечить сына всем необходимым, а от излишеств Виталий отказывался и сам.

Валентина Александровна и Виталик Посадневы. 1971 г..jpg Валентина Александровна и Виталик Посадневы. 1971 г.

Однажды, когда ее сын уже учился в школе, Валентина Александровна купила ему дефицитные по тем временам американские джинсы, но юноша их продал, а деньги вернул матери.

Во всем Виталий стремился ей помогать, и это его стремление со временем распространилось на всех людей, которые встречались на его жизненном пути.

В школьные годы Виталий научился хорошо готовить и освобождал маму от части хозяйственных хлопот; изучал кухни народов мира и делал домашние заготовки. Впоследствии его познания в области кулинарии оценили прихожане Форосского храма: отец Петр был хлебосольным хозяином и устраивал щедрые трапезы.

В юности Виталик любил горные походы, уединение на природе, мог поставить палатку и приготовить вкусную походную еду на костре. Вместе с дедушкой они посетили многие святые места Тавриды, в том числе пещерные храмы и монастыри.

Но больше всего Виталий прикипел душой к полуразрушенной церкви Воскресения Христова на Красной скале, что над поселком Форос.

 Церковь эта, во славу Воскресения Христова, была построена стараниями владельца имения «Форос» Александра Григорьевича Кузнецова

Храм-мученик

До революции 1917 года изящный храм украшал собой побережье, по праву считаясь одной из «визитных карточек» Крыма.

Храм Воскресения Христова был построен в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи — копия.jpeg Храм Воскресения Христова возведен в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи

А потом представители европейской постхристианской цивилизации не придумали ничего лучшего, как обустроить в храме конюшню, выломав и разворовав ценные панели из каррарского мрамора. 

Храм-мученик страдал и во время хрущевских гонений. 

В его здании разместили ресторан с водкой, чебуреками и прочими изысками советской кухни. Как-то Хрущев пригласил в этот горе-ресторан персидского шаха, но тот, увидев перед собой объект религиозного назначения, категорически отказался…

Ресторан .png Ресторан в здании храма

В 1980-е годы храм стоял без окон, без дверей, открытый всем ветрам, а также, что страшнее, вандалам, которые не гнушались жечь внутри костры, плясать, всячески забавляться в намоленном предшественниками с таким благоговением храме и оставлять на его святых стенах непристойные надписи своего безбожного воистину безумия. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13:1).

Святой означает «отделенный» от среды

Оскверненный храм  Ресторан в здании храма.jpeg Виталий очень скорбел о разоренном поруганном красавце некогда храме, и, видимо, еще в юности у него зародилась мечта о возрождении этой уникальной святыни, что радовала некогда взгляды, а тогда тяготила чистые души своей изуродованной красотой...

А вот Валентина Александровна на время забыла о том, что дала Богу обещание посвятить Ему жизнь своего сына. Но Господь не забыл! Виталий рос каким-то особенным, серьезным, не стремился участвовать в шумных детских играх. Не случайно на иврите «кадеш», то есть святой, означает отделенный, чистый, взятый от среды. Таким и был Виталий Посаднев: отделенным от дурных сообществ.

В старших классах Виталий отказался вступать в комсомол, что вызвало бурное негодование учителей.

Учился он на отлично, но ему почти всегда ставили четверки. Однако его дух это не сломило.

Когда Виталию исполнилось 16 лет, Господь постучался в двери его сердца, и юноша откликнулся на этот призыв. А произошло это так. На кружке атеистического воспитания его попросили сделать доклад о религиозных сектах, он скрупулезно изучил духовную литературу, которую ему удалось достать с помощью одного священника, но вместо отрицания Бога юноша, наоборот, твердо уверовал в Него.

В Севастополе тогда была открыта лишь одна Всехсвятская церковь. Ее-то и начал посещать Виталий Посаднев. На богослужениях он скромно стоял в уголке и внимал красоте песнопений. У него самого был великолепный голос, который его прихожане впоследствии сравнивали с журчанием чистого горного ручья.

Пройдут годы, и уже как настоятель Форосского храма архимандрит Петр соберет замечательный мужской хор, который даже пригласят на гастроли во Францию.

Время шло, Виталий продолжал посещать Всехсвятский храм, но ни разу не причащался. Это показалось странным одной из ревностных прихожанок, Надежде Тимофеевне Ананенковой, которая выяснила, что Виталий не крещен. Она-то и помогла молодому человеку подготовиться к Таинству Крещения.

Так у Виталия появилась еще и крестная мать – Надежда Тимофеевна, замечательная женщина, на чью долю выпало немало испытаний, но они не только не озлобили ее, а сделали добрее и милосерднее по отношению к людям. Много лет возглавляла она социальную службу при храме: скольким помогла, согрела теплотой своего сердца, скольких сирот утешила Надежда Тимофеевна!

Вскоре Виталий привел в Церковь и свою маму, также принявшую Святое Крещение. В то время как Валентина Александровна воцерковлялась, Надежда Тимофеевна стала для них с Виталием путеводительницей в мире Православия.

Рассвет на горе Ай-Петри

В июне 1984 года были сданы экзамены, и счастливые выпускники севастопольских школ, а в их числе и Виталий Посаднев, традиционно встретили рассвет на горе Ай-Петри. Теперь необходимо было определиться с выбором жизненного пути.

Виталий твердо заявил матери, что намерен связать свою жизнь с Церковью. Для нее такое решение сына было неожиданным и показалось ей необдуманным.

Видя успехи Виталия в гуманитарных предметах, она желала, чтобы он получил университетское образование. Накануне отъезда Виталия из Крыма между ним и Валентиной Александровной вспыхнула ссора. Однако ночью мать вспомнила, что когда-то обещала посвятить Богу жизнь своего сына. Утром она сама собрала чемодан Виталию и благословила его в дорогу. Так он отправился на иподиаконское служение в славный город Владимир. Интересно, что жизнь первого, дореволюционного, настоятеля Форосского храма протоиерея Павла Ундольского тоже была тесно связана с этим старинным русским городом.

В детстве Виталий 11 раз посмотрел фильм «Андрей Рублев». А свое церковное служение начал в кафедральном Успенском соборе города Владимира, где сохранились фрески и иконы преподобного Андрея.

Правда, поначалу Виталий там прослужил недолго – всего два месяца, так как был призван в армию в Архангельскую область.

Армейская служба проходила непросто. Пришлось столкнуться и с вопиющими случаями дедовщины, и с тяжелыми условиями армейского быта, равно как и с невозможностью поститься в армии. Но в особенности душа Виталия тосковала по церковным богослужениям, а корпус военного священства в те времена еще не был восстановлен.

По состоянию здоровья Виталия комиссовали из рядов военнослужащих досрочно. Он вернулся на прежнее место служения во Владимирскую епархию, где 10 декабря 1984 года был пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.

В 1986 году отец Петр был переведен иеродиаконом в Благовещенский собор города Мурома, где прихожане полюбили его за доброту души и как человека, обладавшего многими выдающимися качествами.

Будучи активным и деятельным, отец Петр «навел мосты» в муромском отделе культуры, и, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, 19 сентября 1992 года состоялся перенос мощей 11 угодников Божиих, в том числе святых благоверных Петра и Февронии, из местного музея в лоно православной церкви, на территории храмов.

Таким образом, отец Петр способствовал переносу мощей святых благоверных Петра и Февронии. Позже был установлен праздник в честь этого события.

Любовь земная и небесная

В Муроме, городе святых Петра и Февронии, случилось непредвиденное: между 24-летним монахом и молодой журналисткой Наталией Логиновой вспыхнуло сильное чувство. Наталья была единственной, первой и последней любовью отца Петра, – в этом он как-то признался своей матери Валентине Александровне. Но встреча с девушкой состоялась, когда молодой человек уже принял постриг, и, верный монашеским обетам, он заглушил свое чувство, не позволяя ему развиваться в себе.

Помятуя советы старцев: удалиться от предмета своего искушения, ничего не знать и не слышать о нем, отец Петр уехал из Мурома, не имея благословения отвечать на Наташины письма.

В Севастополе, куда прибыл отец Петр, его представили архиепископу Симферопольскому и Крымскому Варлааму. Владыка предложил отцу Петру на выбор – стать настоятелем либо Покровского собора на Большой Морской, либо Владимирского собора в центре Севастополя. Состояние обоих храмов оставляло желать лучшего.

Но 24-летний отец Петр попросил и вовсе полуразрушенную, зато горячо любимую им с детства церковь Воскресения Христова в Форосе. И с 1990 года начались трудные и кропотливые работы по воскресению Форосского храма и человеческих душ, отлученных от Слова Божия и Таинств Церкви за советский период.

Свеча памяти людской

Отец Петр, несмотря на молодость, сразу завоевал сердца прихожан, став духовным наставником юных и старых. Многих привел он к Богу, многих крестил и венчал. Исполненный жертвенной любовью, он отогревал даже отчаявшиеся, «замерзающие» души. Прихожане писали о своем настоятеле: «Отец Петр был светлой, высокодуховной личностью. Когда он выходил из алтаря, храм наполнялся таким светом, словно солнце восходило на небе. А какими были его проповеди! Он заставлял нас думать о смысле жизни, становиться добрее, лучше, любить даже врагов наших. Он был истинным священником от Бога, и мы были счастливы рядом с ним. После каждой службы мы уходили с чувством Праздника в душе» (А. Ильинская, А. Тарнавский, «Архимандрит Петр. Повесть о невинноубиенном архимандрите Петре (Посадневе), Севастополь, 2008 г.)

Отец Петр вначале жил в вагончике рядом с храмом, который восстанавливал. Готовил себе пищу на буржуйке и дважды в день спускался по горной тропе в Форос по делам, а потом поднимался обратно. Неукоснительно служил литургии по воскресеньям и всенощные по субботам. Приводить храм в порядок отцу Петру помогали реставраторы, солдаты и жители трех поселков – Фороса, Мелласа и Орлиного.

Планы у отца Петра были грандиозные. Он лелеял мечту о создании на территории, прилегающей к Форосскому храму, мужского монастыря.

 Крестная Надежда Тимофеевна (монахиня Анастасия) у могилы отца Петра Крестная отца Петра монахиня Анастасия.jpegЗа его ревность о Бозе и подвиги служения в 26 лет он сподобился сана архимандрита. Но враг рода человеческого ополчился на доброго пастыря, отца Петра, которому даже прочили епископскую кафедру в одной из епархий Украины.

В бандитских кругах – а они в те годы взаимодействовали и с высшим эшелоном политической власти Украины – отец Петр был приговорен. За что же убили его? Есть несколько версий этого злодеяния, из которых официально принятая, о якобы бытовом убийстве, самая недостоверная. Возможно, к отцу Петру попали копии протокола тайного совещания, готовившего раскол церкви в Крыму по кальке Филаретовского раскола в Киеве. Другая версия: некие высокопоставленные деятели хотели отобрать территории, принадлежавшие храму. Поговаривали о строительстве в районе Красной скалы пансионата, а отец Петр этому, естественно, воспротивился.

Журналист Марк Агатов назвал убийство отца Петра политическим, заказным.

Мама Валентина Александровна и крестная Надежда Тимофеевна у могилы отца Петра.jpeg   Мама отца Петра Валентина Александровна в день его памяти

И оно действительно было жестоким и циничным, а выглядело как ритуальное. 21 ножевую рану оставили убийцы на теле отца Петра, одно ухо отрезали, голова держалась «на ниточке». Такова зловещая картина этого преступления.

Друзья отца Петра предупреждали, что на его жизнь готовится покушение. Он даже хотел поставить решетки на окнах келии, которую оборудовал себе в бывшем церковном подвале. Но не успел.

А то, что успел сделать архимандрит Петр за свою недолгую, но столь плодотворную жизнь – того у него не отнимешь: восстановленный храм Воскресения Христова, собранные в сплоченную общину православные люди, в чьих сердцах живет и всегда будет жить память об их любимом духовном отце – архимандрите Петре Форосском.

 Фильм памяти архимандрита Петра (Посаднева), выпущенный к шестилетию его трагической гибели