Как там, в мире ангельском? Память святого Архангела Гавриила

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

26 июля, когда Православная Церковь совершает торжество в честь святого Архангела Божия Гавриила, есть повод сосредоточить свое внимание на мире ангельском. 

Будем учиться у ангелов

В книге пророка Исаии повествуется, как он созерцал Господа на престоле и видел шестокрилатых серафимов окрест. Двумя крылами они закрывали лица, двумя – ноги и двумя летали. И взывали в восхищении: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». 

Святой Иоанн Златоуст толкует это так: почему они закрывали лица? – не могли взирать на исходящий от Престола свет неприступный; почему – ноги? – не знали, куда себя девать от стеснения в присутствии Царя царей. 

Но они и все ангелы, несмотря на нестерпимость и ослепительность этого Света, не могут оторвать своего внимания и поглощенности всего своего естества созерцанием этой ни с чем не сравнимой славы, красоты и полноты бытия, которая присуща только Богу. И они мобилизуют все внимание своего ума и всего естества, чтобы не пропустить ни одного волеизъявления Царя царей и тут же исполнить то, что Верховный Владыка ждет от того или иного ангела. 

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает эту картину с тем, что происходит при дворе какого-нибудь земного монарха. Придворные в присутствии государя также устремляют все свое внимание на царя и не позволяют себе никаких праздных разговоров, стараются в точности уразуметь всякое его волеизъявление, чтобы наилучшим образом его исполнить.

Святитель Иоанн сравнивает все это с тем, что происходит в храме во время Богослужения. И он видит разницу. В храме тоже присутствует Царь царей и Господь господей. И хотя по нашей духовной слепоте и дебелости плоти мы не можем, подобно ангелам, видеть Его духовными очами, но присутствующая в святом храме благодать Святаго Духа, от Отца исходящего, явно, хотя и в разной степени, ощущается молящимися. 

К сожалению, люди, пришедшие в храм для молитвы, отнюдь не сосредоточивают внимание своего умного ока на этом Божественном присутствии, но отвлекаются помыслами на посторонние предметы. И не только помыслами, но и словами, и действиями, соблазнительными для окружающих. Как мы видели, шестокрилатии серафимы могли только взывать: «Свят, свят, свят». Придворные земного царя не могут позволить себе в присутствии монарха разговоры на не интересующие его темы. А собравшиеся в храме для молитвы и причастия беззаботно ведут между собою посторонние разговоры. 

Святитель Иоанн пишет: я спрашивал их, о чем они говорят между собою. А они отвечают: «Дела и управление находятся в худом положении. Об этом мы и говорим много, и беспокоимся много». – Т.е. о политике… То же самое и в III веке, и в XXI…

Ангелы дают нам безукоризненный образец исполнения заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением, всею крепостию твоею». Внимание всего их существа безраздельно поглощено созерцанием этой непревзойденной Красоты, бескрайнего океана Любви и Милосердия. 


Так ли ведем себя мы, христиане? Не исполняем ли мы вместо волеизъявлений Бога и Его святых заповедей требований своеволия и своих собственных похотей? Воистину так.

Наши няньки

Архангел Гавриил.jpg Архангел Гавриил, чью память ныне совершаем

Недаром иноческий чин именуется ангельским чином. Ибо призван не знать ничего ни на земли, ни на небеси, кроме Единого Бога и Его воли. 

А к этому призваны не только иноки, но и, по Евангельской заповеди, все христиане. Ведь нет двух отдельных евангелий – для мирян и для монахов. 

И этим высшим благороднейшим существам – Ангелам Господь повелел заботиться о нас, человеках, и о нашем спасении. И Он приставил к каждой спасающейся душе человеческой, как няньку к младенцу, Ангела-хранителя – это благородное высшее существо. О чем Господь сказал, что Ангелы каждого из малых сих, т.е. из людей, всегда видят лицо Отца Моего Небесного.

И чтобы еще более усугубить эту тему, Господь говорит, что не только Ангелы, но Он Сам, Сын Божий, Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного, рожденный, несотворенный сошел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее. Поэтому немудрено, что и от нас, от людей, требуется сугубо бережное отношение к каждой душе человеческой, о которой пекутся не только Ангелы, но и Сам Господь Бог.

Вот с какой убедительной благодатной силой и властью сказано слово Божие о недопустимости любоначалия, гордыни, превозношения и презрения к душе человеческой, какой бы незначительной она ни казалась. Ибо и Ангелы, и Сам Господь Бог пекутся о каждой душе, ибо «Господь хощет всем спастися и в разум истины приити».

Вопиющий контраст этому попечению Вышнего мира о каждой душе человеческой являют чудовища, планирующие истребление жителей «неперспективных» поселений ради идеалов золотого миллиарда.

Ангел-хранитель всего человечества

А празднуемый сегодня Архангел Гавриил – это, можно сказать, Ангел-хранитель всего человечества. Он открыл Моисею в пустыне тайны творения мира и человека, создание Адама и его грехопадение и Промысл Божий о грядущем Мессии, который вновь возвратит человеку древнюю доброту. Он приходил для вспомоществования в деле спасения человечества в самые главные, ключевые моменты промыслительных судеб Божиих. Он, согласно Священному Преданию Православной Церкви, возвестил Иоакиму и Анне о рождении от них Богородицы. Он возвестил Захарии о зачатии Предтечи. И он же принес Благую Весть о предивном и беспрецедентном событии – непорочном зачатии Девой Марией Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа – истинного Мессии…

Вот, как мы видим, для Бога нет ничего незначительного. Ко всему, что случается в человечестве и у отдельного человека, следует относиться со всей серьезностью.


Становится ясно, что и моменты зачатия, например, очень важны. А как у нас это происходит? Как у Иоакима и Анны, Захарии и Елисавет? Нет, конечно… И в Новом Завете были зачатия у праведных родителей по их молитвам[1] и при возвещении этой благой вести от ангелов. 

Но у нас, мы знаем, в большинстве случаев, не так. Мы ведь не относимся к этим вещам серьезно. У нас все это происходит среди бесовской круговерти страстей. И алкоголь часто присутствует… А это всё пагубно влияет на потомство…

И в результате появляются на свет ущербные и неполноценные поколения, и происходит вырождение и вымирание народа. И оправдываются слова царя и пророка Давида: «семя нечестивых» потребляется…

Да помогут нам наши ангелы-хранители сохраниться от греха, ведущего к вырождению и вымиранию народов. 

 



[1] Понимают ли родители, насколько формирование характера и склонностей ребенка зависит от них самих? И знают ли они, когда начинается влияние их на душу ребенка? Ответом на второй вопрос является следующий рассказ. 

В семье одного почтенного священника было 14 человек детей. Невеста одного из сыновей, также готовившегося стать священником, спросила однажды свою будущую свекровь: «У вас все дети такие хорошие, но почему М-а (eе жених) – один кaкой-то особенный?» «Это не случайно, – ответила матушка, –перед зачатием М-и батюшка надел на себя епитрахиль и особенно усердно помолился о будущем ребенке». 

Вот когда начинается духовная забота родителей о своих детях (Из книги: Н.Е. Пестов, «Современная практика православного благочестия», книга IV, стр. 126).