Каждый православный христианин – это маленький апостол

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

Сегодня, 9 августа, Русская Православная Церковь совершает память одного из своих замечательных святых – преподобного Германа Аляскинского, равноапостола Алеутского. 

Пре­по­доб­ный Гер­ман Аляс­кин­ский ро­дил­ся в го­ро­де Сер­пу­хо­ве, под Моск­вой, в 1757 го­ду в ку­пе­че­ской се­мье. С шест­на­дца­ти лет всту­пил на ино­че­ский путь. Вна­ча­ле нес по­слу­ша­ние в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой пу­сты­ни, рас­по­ло­жен­ной в окрест­но­стях Пе­тер­бур­га, на бе­ре­гу Фин­ско­го за­ли­ва (пу­стынь при­над­ле­жа­ла Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре). 

В оби­те­ли бу­ду­щий мис­си­о­нер под­ви­зал­ся око­ло пя­ти лет. Же­лая пол­но­го уеди­не­ния и без­мол­вия, пре­по­доб­ный Гер­ман уда­ля­ет­ся на Ва­ла­ам. По­сле тща­тель­но­го ис­пы­та­ния раз­лич­ны­ми по­слу­ша­ни­я­ми игу­мен На­за­рий бла­го­сло­вил мо­ло­до­го по­движ­ни­ка на по­сто­ян­ное жи­тель­ство в ле­су, в пу­стын­ном уеди­не­нии. По празд­ни­кам, при­хо­дя в мо­на­стырь, пре­по­доб­ный нес кли­рос­ное по­слу­ша­ние (у него был пре­крас­ный го­лос). В Ва­ла­ам­ской оби­те­ли свя­той Гер­ман при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. Через 15 лет пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Гер­ма­на на Ва­ла­а­ме Гос­подь при­звал сми­рен­но­го ино­ка на апо­столь­ское слу­же­ние и по­слал его про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие и кре­стить языч­ни­ков ма­ло­об­жи­то­го и су­ро­во­го края Аляс­ки и при­ле­га­ю­щих к ней ост­ро­вов Се­вер­ной Аме­ри­ки... 

«Кто хочет быть первым, будь последним и всем слугою»

Народы, нации привыкли гордиться своими «великими представителями». Обычно гордятся выдающимися талантами и гениями в области науки и искусства, великими полководцами. Гордятся также выдающимися спортсменами, чемпионами, различного рода звездами. Но как-то неуместно гордиться теми, которым само свойство гордыни чуждо и отвратительно. Теми, кто обладает свойством, противоположным гордыне – свойством смирения. А между тем именно они преуспели как раз в той области, которую по праву именуют «наукой из наук» и «искусством из искусств» – в борьбе с самим собой, в духовной брани, которая намного труднее мастерства полководцев[1], труднее всех других видов человеческой деятельности.

Эти прекрасные души, которым нет цены, как раз и суть соль земли, на них земля держится, и ради них, их молитвами, Господь терпит немощи остальных и не истребляет беззаконные народы…

Господь однажды сказал: «Кто хочет быть первым, будь последним и всем слугою». И затем привлек дитя, обнял его и сказал: «Кто принимает такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает, а кто Меня примет, тот принимает Пославшего Меня».

«Я – нижайший слуга здешних народов и нянька»

Преподобный Герман Аляскинский.jpg Преподобный Герман Аляскинский И вот преподобный Герман Аляскинский проходил миссионерское, то есть именно апостольское служение в северных пределах. Просвещая и окормляя северные народности – этих, поистине, простых, незлобивых, бесхитростных, подобных младенцам детей природы, он показал себя истинным учеником Христовым. Характер его апостольства находится в полном соответствии с наукой, преподанной Господом Иисусом Христом Его ближайшим ученикам, которые были Его самовидцы и слуги. Он пришел к этим простым бесхитростным детям природы – жителям Севера, чтобы именно послужить им.

Создается впечатление, что не было этого огромного промежутка времени между жизнью Спасителя и апостольской миссией преподобного Германа, что преподобный Герман вместе с ближайшими учениками и апостолами Бога Слова сам сидел у ног своего Божественного Учителя и непосредственно взятое из Его пречистых уст Слово Божие влагал в свои уши.

Господь говорил: будь последним и всем слугою, и что Он Сам, Господь и Учитель, пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить для избавления многих.

И что нельзя презирать братьев меньших, ибо ангелы их, приставленные к ним как няньки, всегда видят лицо Отца Моего Небесного; нельзя презирать детей, ибо таковых есть Царствие Небесное. И преподобный Герман именно любовию Христовою возлюбил этих незлобивых и бесхитростных младенцев, новопросвещенных алеутов, называя себя: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька». 

Смирение есть источник, из которого истекает все доброе

Он самоотверженно защищал их от произвола злых людей – колонистов и промышленников, норовивших обмануть этих бесхитростных детей природы, подвергнуть их насилию и жестокой эксплуатации; защищал их, опираясь при этом только на свою непоколебимую веру и молитву.

Преподобный Герман Аляскинский и алеуты.jpg Преподобный Герман Аляскинский и алеуты 

Такая его самоотверженная позиция доброго пастыря, не оставляющего овец при виде волка грядущего, навлекала на него злобную клевету и другие серьезные неприятности.

У него не было ни тени презорства к тем, которых жители цивилизованных стран привыкли называть дикарями. Только любовь самоотверженная, которой сопутствовало смирение.

Смирение, которое, по преподобному Ефрему Сирину, есть источник, из которого истекает все доброе. Отсюда истинность, убедительность его апостольского слова, которое услаждало слух новопросвещенных язычников, и они готовы были слушать его от зари до зари. Отсюда – и его назидательное поведение, поступки – его самоотверженная защита подопечных от хищных людей, забота и уход за больными, напутствие умирающих во время опасной и смертоносной эпидемии.

Время, отделяющее его от земной жизни его Божественного Учителя, как бы исчезло

Его миссионерская, апостольская деятельность была самой продолжительной и плодотворной по сравнению со всеми остальными членами русской православной миссии в том краю. Он фактически возглавлял там миссионерское служение и христианское воспитание новопросвещенного народа, был его любимым отцом и пастырем-старцем, несмотря на то, что упорно продолжал оставаться простым монахом, отвергая попытки возвести его в сан.

Облик этого смиренного инока необычайно привлекателен. Вот – поистине ученик Христов, столь совершенным образом усвоивший Его науку смирения. И время, отделяющее его от земной жизни его Божественного Учителя, как бы исчезло, настолько близок вид этого смиренного апостола к тому идеальному типу, который стремился воспитать Господь Иисус в Своих учениках.

Сегодня, когда, говоря словами преподобного Серафима Вырицкого, весь Небесный Мир молится о просвещении Востока, а Россия, по его же пророчеству, призвана в этой связи к апостольскому служению, трудно найти лучший образец такого служения, чем пример преподобного Германа.

Будем помнить, что каждый православный христианин – это маленький апостол, на которого устремлены испытующие взоры мира, лежащего во зле, и от его поведения зависит, будет ли имя Божие хулиться или прославляться.



[1] «Если некто в битве тысячу раз победил тысячу людей, а другой победил себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве».