Когда и зачем старец Гавриил (Ургебадзе) надевал диадему? И как он может нам помочь?

Преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе; 1929-1995) – великий святой наших дней. Сегодня, 2 ноября, день его памяти. А вспоминать его всегда – большая радость. 

Мария Захарова
Орлова Ольга

Слава не нужна человеку

Старец Гавриил .pngВ монашестве будущий святой был наречен в честь преподобного Гавриила. Того самого старца-грузина, подвизавшегося на Святой Горе Афон, которого вызвала Божия Матерь ступать прямо по водам, чтобы обрести Ее Иверский образ, явленный в 1004 году в столпе света в море у афонских берегов.

Священная история, которая простирается и в наши дни, – самый захватывающий и, как это можно понять из жизни старца Гавриила, веселый детектив. Все мертвые здесь – живы, закопанные – обретены, ступающие на воду – не тонут. А святитель Спиридон Тримифунтский, например, то и дело выбирается из своей оборудованной замком келии-раки: у него даже тапочки на мощах периодически меняют, когда они становятся истоптанными. 

Святые, в конце концов, – это самая сплоченная «мафия» всех времен и народов. Они живут по своим законам и тесно взаимосвязаны. Несмотря на смерть того или иного побратима – ему всегда можно помолиться. 

В своей земной жизни они действуют часто вопреки правилам этого мира. Тот же святой Гавриил, будучи еще совершенно юным монахом, в центре первомайского Тбилиси на глазах у ошарашенной толпы сжег 12-метровый портрет Ленина, возведенного тогда в идола и кумира. 

Святые равнодушны к массовым настроениям. Они действуют специфически и со властью. 

Юного Гавриила посадили в тюрьму. Там он обратил уголовников: когда молился – все в камере вставали на колени, бандиты внимали.

– На месте портрета Ленина должно висеть Распятие Христа, – наставлял святой зек тех, кто хотел было допросить его. – Зачем вы пишите «Слава Ленину», когда слава не нужна человеку? Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу!»

Расстрел заменили психушкой. Здесь главврач взял большой гвоздь и вбил в колено тому, кто был психически адекватнее таких «врачей»-садистов. Сделал это, чтобы молодой веселый раскрасавец монах Гавриил отрекся от Бога. Но он не отрекся. Его психкарту просто отрадно читать – это как пособие по катехизации: «Верит в Бога, разговаривает с Ангелами». 

 Гавриил (Ургебадзе) в молодости Преподобный Гавриил (Ургебадзе) в молодости.png

Монахи и сами пострижены во Ангельский чин! А Гавриил унаследовал имя не только преподобного афонита Гавриила, но и самого Архангела Гавриила – Благовестника. Выпущенный на волю монах Гавриил в соответствии со своим именем и стал благовествовать.  

После танца он запел, а закончив петь, зарыдал

– Грузины, опомнитесь, просыпайтесь! Грузия погибает! – кричал он в то тихое время перешептываний своим не по-монашески громким голосом, прямо-таки орал… Да и где? На центральном проспекте Тбилиси Руставели…

– Могила святой Шушаники в запустении! Метехский храм превратили в театр! 

Театр, надо сказать, отец Гавриил очень любил. Были оперетки, на которые он ходил по несколько раз. Он и сам был «театр одного актера». В театре это «чудо Божие» мог влезть прямо на сцену – спектакль останавливался – и… начиналась проповедь! Он вообще был чрезвычайно артистичен. 

Однажды после литургии в Преображенском храме Самтаврейской женской обители, где отец Гавриил в последние годы своей жизни поселился в курятнике, он упал на древнем неровном порожке и сильно ударился головой. Четыре монахини с трудом подняли его и повели в келью. Положить стонущего пришлось прямо на пол. Одна монахиня оступилась и локтем ударила по клавишам рояля (что в келии-курятнике старца делает рояль?! – спросите вы). На звуки музыки раненый заинтересованно приподнял голову... 

– Еще раз ударь по клавишам, – оглянулась на неповоротливую другая монахиня, – может быть, старец очнется. 

Зазвучала музыка, и умирающий вскочил как ни в чем не бывало: 

– Поиграйте «Шалахо»! – и красиво повел руками (как все порядочные грузины, начиная танцевать…). 

 Преподобный Гавриил (Ургебадзе) Преподобный Гавриил (Ургебадзе).jpg

После танца он запел, а закончив петь, зарыдал: 

– Что это со мной случилось, лукавый одолел меня. Вчера он мне сказал: «Ты у меня завтра потанцуешь!» – так и случилось. 

Сотворив какое-нибудь очередное чудо, он, как всегда, искал себе «алиби», чтобы быть как бы ни при чем. Святые знают, что смирение – самая «доходная» тактика в духовном мире, – своего рода джек-пот для обогащения души.

Женщин и особенно монахинь он любил урезонивать: «Не будь королевой Шантеклерой!» Это слова из его любимого фильма «Королева Шантеклера», где очень красивая актриса много пела и танцевала. Хотя себе самому, как мы уже отмечали, он и не отказывал иногда в удовольствии побыть в этом амплуа. «Странный я, странный», – шутил при этом. Такие концерты он устраивал повсеместно. Как-то раз по просьбе одного духовного чада он шел освящать дом, а игравшие во дворе мальчишки пристали: «Поп! Поп!». Иеромонах экстренно поднял подол рясы и со словами: «Я вам покажу Шантеклера!» – начал танцевать. Мальчишки переглянулись: «Ненормальный какой-то…» И сильно удрученные, удалились, оставив его в покое. В другой раз отец Гавриил, измазавшись мазутом, отплясывал на паперти церкви. Детвора, окружив его, хлопала в ладоши. Из храма вышел священник… 

– Ты понимаешь, дурак, что делаешь? – поинтересовался он. 

– Не я дурак, а тот, кто дает молодым монашество, – и продолжал танцевать. 

Так юродивый, возможно, зарабатывал себе право жить в женском монастыре, аналогичным образом внешне видная греческая подвижница наших времен преподобная София (Хотокуриду) вымазывала себе физиономию сажей, чтобы жить в мужском монастыре Клисури. 

«Через три года откройте мою могилу, и я встречу вас»

Обретение мощей преподобного Гавриила (Ургебадзе) Обретение мощей преподобного Гавриила (Ургебадзе).png

В женской обители Самтавро старейший почтенный насельник Гавриил часто вытаскивал из своей келии гроб, ложился в него и распевал грузинские народные или опереточные песенки. Кстати, перед смертью юродивый старец завещал похоронить себя не в гробу, а в циновке, затянутой ремнями. 

Похороны святоотеческой «мафии», которая и при жизни пренебрегала законами и обычаями мира сего, – отдельная сюжетная канва этого священного детектива. 

Старец Паисий Святогорец, например, будучи афонитом, завещал похоронить себя, как и Габриэль, в женском монастыре. Авва Паисий строго-настрого запретил обретать его мощи до Второго Пришествия Христова. А отец Габриэль, напротив, оказался более «коммуникативен». «Откройте мою могилу, и я встречу вас», – завещал он, умирая. 

В субботу 22 февраля 2014 года его встречала почти вся Грузия и многие приехавшие на это торжество обретения его мощей.

Икона Старец Гавриил .jpg

Отец Гавриил вообще любил оказываться в массовом скоплении людей. Юродивый всегда возникал там, где намечалась заварушка. В перестроечном Тбилиси, будучи уже болен и стар, спешил с келейницей на митинги: «Идем, я должен успокоить их». И действительно, появлялся среди митингующих, что-то говорил, подшучивая, улыбался, и все как-то успокаивались. 

Кинорежиссер Гиули Чохонелидзе однажды поделился со старцем замыслом: 

– Я хочу снять фильм о приходе Иверской иконы Божией Матери с Афона в Грузию, не могли бы вы принять участие? 

– Почему нет, – ответил старец, – только рядом со мной должны быть семь настоящих монахов, – и, продолжая юродствовать, разулыбался: – Вдруг буду пьяным и упаду, когда по воде пойду, да?

– Не бойтесь, мы внизу постелем деревянные доски. Видно их не будет, и вы по ним пройдёте, – «успокоил» режиссёр. 

Старец «обиделся»:

– Что же я за монах, если сам по воде не смогу пройти и мне доски постелют?! 

У юродивых всегда время – хорошее

Старец Гавриил.jpg

Перед первым празднованием памяти святого – днем его преставления 2 ноября – в Москве, помню, проходила международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». Итоговый день работы конференции был праздником Иверской иконы Божией Матери: 26 октября. Накануне 25 октября участники конференции обсуждали новость: «На берег в районе Головинки – микрорайона в Лазаревском районе города Сочи – море выбросило образ Пресвятой Богородицы. Нашедшая его туристка отнесла икону в ближайший храм – им оказался храм святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Здесь определили, что обретенный образ – Иверская икона Божией Матери…» 

Внутри самодельного храма старца Гавриила Внутри самодельного храма старца Гавриила (Ургебадзе).pngБудь это Вратарница Иверской Афонской обители – на земле начался бы Страшный Суд. По преданию, уход Иверской иконы с Афона – один из признаков наступления последних времен. «Но с Афона Иверская Владычица не ушла, – размышляли участники конференции, – а в Россию пришла… Что бы это значило?»

У самого отца Гавриила, который про себя говорил, что его крест – вся Грузия и половина России, с Иверской иконой – отдельная история. Внезапно рано утром монах Гавриил проснулся и побежал… Примчался на свалку, где и без того бывал каждый день, и… в воздухе поймал Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Разгружали самосвал – через секунду святыня навсегда была бы погребена под тонной отходов. 

Погребать юродивый позволял только себя: себе, как ветхому Адаму, во дворе своего дома вырыл могилку, а Богу и Божией Матери, в то время как в советской Грузии храмы разоряли и закрывали собственными руками, выстроил целый собор. 

Самодельный храм старца Гавриила (Ургебадзе) Самодельный храм старца Гавриила (Ургебадзе).png

На этот величественный объект спонтанной архитектуры никто посягнуть не смел. Тогда уполномоченные по делам религии приехали к этому самозванцу вместе с архиереем. И тот вкрадчивым голосом повелел самострой разобрать: 

– Время, – пояснил, – плохое. 

Отец Гавриил тут же послушался владыку и разобрал фасад. А через два дня собрал его в еще более случайно-прекрасном виде снова: 

– Время наступило хорошее! 

Да что он о себе возомнил?!

Преподобный Гавриил (Ургебадзе).png

С архиереями он вообще не церемонился, если что ему не нравилось в службе преосвященных, начинал кувыркаться прямо перед солеей. Представьте себе – 70-летний старец кувыркается на каменном полу. А однажды во время хиротонии смеялся и передразнивал того, кому пели «Аксиос!» Правда, этот епископ потом ушел в раскол. Вот таких и приструнял юродивый архимандрит. Перед подлинными же иерархами блаженный благоговел – да так, что его ангельская овация могла передаться внутреннему состоянию всего собранного в храме народа. 

На главной башне церковного самостроя во дворе монаха Гавриила была икона Спаса Вседержителя. Царь царей – Господь наш Иисус Христос. А преподобный Гавриил – Его веселое подобие.

Юродивый – тот, кто в центр своей личности поставил Христа. И тогда этот человек может оцентровать не то что Грузию – Вселенную! И Вселенная устоит. «Меня прими в жертву, а Грузию – спаси!» – молился он перед Иверской иконой Божией Матери, – Той, Кому Иверия была назначена в удел.

«Себя предлагать вместо целой страны? – спросят скептики. – Да что он о себе возомнил?!»

«Когда я начинаю считать себя лучше других, тогда надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество», – рассказывал юродивый архимандрит. 

Кстати, еще до прославления святого, состоявшегося в декабре 2012 года, о нем была написана замечательная книга «Диадема старца», которую каждый желающий может найти, погуглив в интернете. 

Или посмотреть одноименный фильм: 


«Я – мусор, даже мусор лучше, чем я»

Сам себя отец Гавриил почитал ни за что, еще в детстве смирялся – садился в мусор и говорил: «Я – мусор, даже мусор лучше, чем я». Или так устраивал самоаттестацию: «Я – червяк, земля и пыль». Впрочем, это тонкий юмор того, кто на самом деле знал подлинный исток человеческого достоинства. 

«Если бы вы видели, – говорил также он, – какая благодать сходит на литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо!» 

В те времена, когда он позволял себе эти посиделки в мусоре, в помойку часто летели образа. Несметное количество собранных таким образом икон было внутри его собора-самостроя. «Откуда у него столько икон?» – однажды только и успела про себя изумиться посетительница, как он тут же громогласно прогремел над ее ухом: «Из мусора достал!»  Найденные таким образом иконы он повсюду носил с собой и там, где останавливался на проповедь, устраивал импровизированные иконостасы. Там, где он, – была Церковь. 

Проповедь с мотоцикла.pngВо время одной из проповедей на центральной площади Тбилиси, – на той, что теперь называется площадью Свободы, – монаха Гавриила в очередной раз арестовали... А он уже знал силу слова проповеди! Поэтому пока советский трехколесный мотоциклет со служивым в форме за рулем катил по центру яркого весеннего Тбилиси в участок, отец Гавриил встал в люльке во весь свой рост, отряхнул рясу, в которой часто кувыркался, поднял крест и стал вещать своим красивым звучным голосом о Господе Иисусе Христе. Милиционер в результате уверовал. Этот юродивый вообще обращал целые отделения милиции. Промышлял в участках и на открытом пространстве. Особенно бдительно охранял от стражей порядка женщин-христианок. Стоило к ним подойти милиционерам, как откуда ни возьмись к самим милиционерам подходил отец Гавриил: 

– Вы не виноваты, – ласково говорил он им, – в том, что не видите Бога. Мы видим. Так дайте же нам восхвалять Его!

Нужна бедняжка, которая бы немножко поподметала  

Сам монах Гавриил видел Бога, как то и заповедано, в ближнем, даже в подвыпившем советском собрате-согражданине. Ходил по кабакам, при этом на шее у него болталось горлышко от разбитой бутылки. Оказываясь на пороге забегаловки, он оглядывал завсегдатаев сквозь свой монокль и всегда подходил к тому, кому действительно был в тот момент нужен… 

Сегодня он, по большому счету, нужен всем нам! Этот современный нам любимец Божией Матери необходим народам всех Ее четырех уделов. Иверии, Афону, Украине, России – всему православному миру!

Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” 

Однажды, с болью молясь Богородице, он увидел приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Взяла Она из его руки метлу и сказала: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала». 

Молитва старцу.jpg

«Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».

И сегодня надо, чтобы какая-то Богоугодная бедняжка походила и по нашим улицам и площадям, и на Донбассе среди разбитых кирпичей и копоти поподметала немножко, ставя ни во что себя и усердно молясь: 

– Матерь Божия! Что же это такое будет?

И Владычица все приведет в порядок.