Разбойничье покаяние – путь спасения Руси 

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

24 июля Церковь чествует равноапостольную княгиню Ольгу, которая еще до Крещения Руси, происшедшего благодаря ее внуку, равноапостольному Владимиру, уверовала во Христа и приняла в Константинополе святое Крещение.

Крещение Ольги. В.М. Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие Рая. Купол Владимирского Собора в Киеве. 1885-1996 гг..jpg Крещение Ольги. В.М. Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие Рая. Купол Владимирского Собора в Киеве. 1885-1996 гг.

Сила целомудрия не забывается

Явившись, таким образом, как бы предтечею собственного внука, она еще до Крещения Руси совершала шаги для распространения истинной веры: сокрушала идольские капища и ставила на их месте кресты, от которых происходили чудеса, поразительные для язычников. Тем самым Ольга как бы приготовляла их к скорому обращению в христианство.

Однако своего сына Святослава, увлеченного романтикой ратного дела, азартом лихих сражений, страстью овладения богатой добычей, Ольге так и не удалось привлечь на путь истины.

Зато ее внук принял святое Крещение и стал, в конце концов, просветителем восточных славян.

В житии святой Ольги содержится описание ее жизни до Крещения.

Впервые мы встречаемся с ней в тот момент, когда молодой князь Игорь Рюрикович, во время охоты искавший возможность переправиться на другой берег реки, заметил лодку с гребцом. Князь попросил его перевезти и уже в лодке, вглядевшись, заметил, что на веслах сидит не юноша, а девица, притом весьма красивая. В молодом князе возникло сильное плотское желание. Однако девушка, хотя и была язычницей, но обнаружив целомудрие и зрелую мудрость, стала увещевать князя, говоря, что правитель должен являть для подданных светлый пример достойного образа жизни. Ее непреклонность и мудрые слова образумили князя, и он оставил свои недостойные помыслы.

Когда настало время Игорю жениться, были собраны самые красивые девушки для выбора невесты. Но ни одна из них не приглянулась князю. Он не мог забыть ту, которая поразила его своей красотой, мудростью и целомудрием.

Так Ольга была приглашена ко двору, доставлена в Киев и согласилась стать женой князя.       

Как относиться к фактам жестокой мстительности?

Равноапостольная княгиня Ольга.jpg Равноапостольная княгиня Ольга 

С одной стороны, целомудрие, проявленное Ольгой еще в язычестве, однозначно вызывает у христиан одобрение. 

С другой стороны, мстительность, мщение, которое она с такой последовательностью, основательностью и с такой, если можно так выразиться, мудростью осуществляла по отношению к древлянам, убившим ее любимого мужа, с точки зрения христианства не может вызывать одобрения. Хотя в ее житии, написанном святителем Димитрием Ростовским, неодобрения по этому поводу и не прозвучало. Однако в жизнеописании, напечатанном в богослужебной минее, которой мы пользуемся, однозначно сказано, что эту мстительность княгиня проявила еще в язычестве, будучи далекой от христианского всепрощения.

В том, как обдуманно, с безукоризненной четкостью, мобилизуя свой незаурядный ум, Ольга осуществляла свои убийственные замыслы мщения, она уподобляется некоторым библейским женам – Юдифи и Эсфири. Проявляя патриотизм, защищая свой народ от геноцида, они также с чрезвычайным мужеством, самоотверженностью совершали поступки как бы бессердечные и жестокие по отношению к врагу. 

Кстати, в последовании Богослужения, посвященного княгине Ольге, содержатся паремии, повествующие именно о библейских героинях – Деворе и Юдифи.

Нас иногда потрясает и приводит в ужас изощренная жестокость тиранов, восточных, да и западных правителей, проявляемая ими в своей политической деятельности. И в наших глазах они выглядят какими-то чудовищами, монстрами. Но на самом деле они не отличаются от обычных людей, в жизни которых эта страшная кровавая жестокость не проявилась. 

Внимательный человек не может не вспомнить моменты, когда кто-то ему чрезвычайно досадил, и тогда в воображении возникали всевозможные, даже кровавые картины жестокого возмездия. И все отличие человека на троне состоит в том, что он располагает властью реализовать эти намерения.

И вот Господь Своими путями приводит княгиню Ольгу на спасительный путь. Ее равноапостольная деятельность, ее горячая молитва о спасении народа и ее благотворное влияние на внука в конце концов ознаменовались появлением на свет новорожденного христианского народа, Святой Руси.

Почему Господь попускает падения?

Господь в Евангелии говорит парадоксальную вещь: надобно прийти соблазнам. Как это понимать?

В жизни современного общества мы постоянно наблюдает присутствие этих соблазнов, разрушительных для душ человеческих. И Господь это действительно попускает.

Но на это можно посмотреть иначе.

Из Евангелия мы помним, кто пошел за Господом: не фарисеи, не праведники, которые старались соблюдать законы, а мытари и блудницы. Потому что «порядочному» человеку труднее покаяться.

И Господь попускает серьезные падения для того, чтобы человек смог покаяться и достичь Царства Небесного.

Из Евангелия мы знаем, что первым вошел в рай разбойник. А жития святых повествуют нам, например, о разбойнике по имени Варвар, который ходил на четвереньках, ел траву и считал себя недостойным передвигаться на двух ногах. Мария Египетская в юности совершала страшные грехи. Кто больше всех провинился из апостолов? Петр и Павел. Больше всех виноваты были они перед Господом. И они стали самыми ревностными и первоверховными апостолами, чтобы искупить свою вину. 

Кому больше простится, тот больше возлюбит.

В наши дни дети видят и знают больше грехов, чем те, которые жили, допустим, в XIX веке. Но старец Паисий Святогорец говорит, что они могут спастись, если проявят горячее покаяние.

Преподобный Серафим Вырицкий предсказывал страшное духовное падение в России. Говорил, что молодежь будет собираться в банды, пьянствовать, воровать, предаваться разврату. Дойдет в этом до крайности, но тем горячей будет покаяние.

На протяжении 70 лет в нашем народе искоренялись вера, благочестие, люди практически не исповедовались, не давали отчета перед своей совестью и перед Богом о своих грехах, страстях, пороках. И постепенно совесть их излукавилась. И когда потом, в постсоветское время восторжествовала вседозволенность, проявилось всё звериное и скотское, которое накопили люди внутри себя. И сейчас что мы видим? Что наша социальная жизнь из себя представляет? У нас непобедимая коррупция, непреодолимая наркоторговля, черная неправда в судах. Казалось бы, совершенно беспросветная картина. Но мы слышим слова праведников о покаянии разбойников.

Сам царь Давид впал в страшные грехи – прелюбодеяние и убийство, послав мужа своей возлюбленной Вирсавии на верную смерть в бою. И тоже каялся.

Профессор ПСТГУ Владислав Петрушко полагает, что разбойничье покаяние лежит в самых истоках христианства на Руси. 

Вот что он говорит о княгине Ольге: «Я думаю, что Ольга, конечно, раскаивалась в той жестокости, которую она проявила в отношении древлян. И, на мой взгляд, это даже могло стать отправной точкой ее обращения в христианство. Я не думаю, что Ольга была по природе такой жестокой. Скорее дело в том, что она была обязана мстить за гибель мужа, это неписаный языческий закон кровной мести. Понимание того, что она сделала зло, которое от нее требовала языческая традиция, но которое противно ее существу, может быть, и подтолкнуло ее к решению начать духовный подвиг и прийти в итоге к христианству. Ольгу ведь мы канонизировали не за ее жестокость, а за то, что она первой среди русских правителей приняла Крещение. 

Выбор Владимира во многом связан с выбором Ольги. Сам Владимир был, видимо, натурой максималистской. Он весь отдавался тому, что исповедовал. Будучи язычником, был таким же страстным максималистом, который и жертвы приносил человеческие, и какие-то иные неприглядные деяния совершал. Но как только Владимир стал христианином, он точно так же весь отдался христианской вере, и настолько глубоко ее воспринял, что мы получили, видимо, первый и совершенно уникальный в мировой истории случай, когда правитель огромной державы запрещает смертную казнь. Он действительно преображается внутренне. Его гарем уходит в прошлое, у него одна законная христианская супруга. И в этом, собственно, состоит его подвиг. Он стал совершенно другим человеком, он смог это всё в себе преодолеть".




Анна

05.08.2022 07:48:2022

Прп. Паисий про взятие нашими Константинополя говорил – и это будет такая очистительная и для самих воинов миссия. Как-то дух киснет в благополучии. Недавно перечитывала про изнь Пушкина – Господи, как всё сложно! падения, виражи – это нам сейчас уже кажется: великий поэт, слава – но это всё добывается в жесточайших каменоломнях духа. Спаси, Господи, отец Валентин, за Ваше слово – всегда как-то очень обнадёживает, дает дышать духу.