18 ноября Церковь вспоминает избрание Патриархом Московским и всея Руси Тихона (Беллавина). Патриаршество ему предрекали еще в Торопецком духовном училище, где сверстники, не подозревая, как они окажутся правы, кричали молодому человеку: «Вашему Святейшеству многая лета!» В Псковской духовной семинарии его называли Архиереем, в Петербургской духовной академии – Патриархом.
После академии будущий святитель принял монашество. Служил епископом в Америке, на Аляске. Затем – в Ярославской епархии. К 1917 году был Московским митрополитом.
После Февральской революции Временное правительство приняло постановление об отделении Церкви от государства. И тогда встал вопрос о высшем церковном управлении. Он горячо обсуждался на Всероссийском Поместном Соборе в августе 1917 года. Мнения разделились: одни были за восстановление Патриаршества, ликвидированного Петром I, другие против. Но после большевистского переворота 7 ноября дискуссии закончились, и Собор принял решение об избрании Патриарха Московского и Всея Руси. Было решено проводить выборы в два этапа. На первом – тайным голосованием, на втором – жребием.
Большинством голосов было выбрано три кандидата-архиерея: Антоний Храповицкий, архиепископ Харьковский, Арсений Стадницкий, архиепископ Новгородский, и Тихон Беллавин, митрополит Московский. Первого называли самым умным, второго – самым строгим, а смиренного Тихона – самым добрым. И когда 5 ноября (18 ноября по новому стилю) 1917 года иеросхимонах Алексий из Зосимовой пустыни после долгой молитвы перед Владимирской иконой Божией Матери в храме Христа Спасителя вынул жребий патриаршего служения, то оказалось, что он пал на «самого доброго».
Сам Бог, Матерь Божия, которая приняла лишенную монарха Россию под свой державный Омофор явлением в день отречения Императора Державной Своей иконы, избрали для Русской Церкви самого доброго Патриарха. Только такой Первосвятитель мог сохранить Церковь в ту страшную пору.
«Самый умный» из кандидатов – владыка Антоний Храповицкий – впоследствии в кругу близких ему людей, по словам некоторых свидетелей, признавался, что он, сделавшись Патриархом, занял бы более жесткую позицию, которая могла бы привести к более крутым ответным мерам со стороны большевиков по отношению к Церкви. Он был непреклонный монархист, гордый величием былой России, незадолго до революции вслух мечтавший о покорении Константинополя и Иерусалима под нозе русского Царя.
Итак, на Патриарший Престол Промыслом Божиим был избран самый добрый, кроткий и смиренный из кандидатов. Покорный Воле и Промыслу Божию.
Святитель Тихон провозгласил парадоксальную христианскую позицию – именно во время братоубийственной бойни следует прежде всего соблюсти заповедь о любви к врагам. Призывал верных: «Чадца, не сходите с пути крестнаго, низпосланнаго нам Богом».
Он не благословил белое движение и отлучил от церковного общения всех принимавших участие в братоубийстве – как красных, так и белых… Молился и за народ Божий, и за гонителей, – об их обращении и покаянии.
Попробуем же более внимательно вглядеться в образ этого замечательного святого, – чему учит нас его житие и подвиг и что полезного и спасительного для нашей души, а не только для телесного здравия мы можем почерпнуть из примера его жизни, из его поучительных посланий, проповедей, молитв, им составленных?
Сделавшись Патриархом в лихое время гонений, Святейший Тихон говорил, что именно в это тяжелое и страшное время, когда идет братоубийственная бойня, мы должны в первую очередь исполнить заповедь любви к врагам, что не должно быть ненависти и мщения. Он обличал новую богоборческую власть. Но, жалея народ Божий и молясь за него, он молился и о спасении душ гонителей.
Он молился за всех – и за младенцев, которые лишены крещения, и за старцев, лишенных христианского напутствия и погребения, и за юношей и дев, совращаемых в блуд, поскольку нет таинства брака, за весь народ Божий, лишенный спасительных Церковных таинств и самого главного из них – причастия.
И в конце этой молитвы за народ он присовокупляет и прошение за гонителей, которые все это натворили, чтобы Господь не погубил их окончательно, но чтобы, если возможно, обратил их к Себе, чтобы они остаток дней провели в истинном покаянии.
И, может быть, самый яркий пример действенности этой молитвы о гонителях – покаяние Е.А. Тучкова, который возглавлял отдел ЧК, задачей коего было уничтожение Церкви как социального института. Именно он причинял святейшему Тихону самые тяжелые нравственные мучения своими частыми изнурительными допросами.
Известна запись о нем рукой Патриарха: «вот придет ко мне некто в сером и будет меня мучить…» Понятно, что из всех гонителей именно о Тучкове, который непосредственно досаждал лично Патриарху – именно о нем, по логике истинного христианства, больше всего должен был молиться святейший. И вот перед смертью от тяжелейшего рака Тучков более 2,5 часов исповедовался Патриарху Алексию I, о чем рассказано в кинофильме «ВЧК против Патриарха Тихона». Шел уже 1957 г. Все коллеги Тучкова, по логике революции, пожирающей своих творцов, к тому времени были уже уничтожены, а он, видимо, по молитвам святейшего и своих верующих сродников продолжал оставаться в живых, созревая для покаяния…
Во время «домашнего ареста» святителя Тихона в Донском монастыре две девушки, чекистки, сменявшие друг друга, были приставлены от ГПУ для наблюдения за Патриархом. Они должны были следить, чтобы он «соблюдал дисциплину» и не нарушал правил пребывания под стражей. Одна из них была из дворян, а другая – из простых.
Так вот, которая из простых спрашивает у своей подруги: «Почему он с такой добротой и сердечностью к нам относится? Ведь мы – его враги». А та ей объясняет: «Это он исполняет Евангельскую заповедь о любви к врагам…»
Святитель Тихон взошел на крест Патриаршего служения в лихие дни богоборческого пленения России. И он полностью отдавал себе отчет в том, что его ожидают не слава и почести, воздаваемые архиерею, но именно крест. Первыми его словами были: «весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором написано: ”плач, и стон, и горе”. И каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль…»
Господь сказал о последних, антихристовых временах перед концом света: «От умножения беззаконий оскудеет любовь многих» (Мф. 24:12).
Оскудеет любовь, а это значит, что благодать Божия уйдет из сердец человеческих – именно спасительная благодать, которая спасает. То есть, по слову преподобного Серафима, стяжание, накопление благодати – Божественной энергии – есть цель христианской жизни, потому что именно изобильная благодать, накапливающаяся в сердце, доставляет человеку спасение, Царство Небесное внутрь нас. Это, именно, – возвращение Бога в сердце человеческое, возвращение потерянного рая. А оскудение благодати означает оставление Богом человека, лишение его этой Блаженной Вечности.
И именно в моменты всеобщего взаимного озлобления, ожесточения возрастает опасность этого оскудения любви, а вместе с ней и спасительной благодати в сердцах человеческих.
И то, что сказано Господом о последних, антихристовых временах, относится и к тем временам умножения беззаконий, и вследствие этого – всеобщего взаимного озлобления и ожесточения, которые можно назвать репетициями пришествия антихриста. Когда время от времени приходят предтечи антихриста, о которых святой апостол Иоанн Богослов говорил, что есть много антихристов. Были они и в начале XX века – во времена святителя Тихона, есть они и сейчас…
Святитель Тихон был прославлен в день памяти святого апостола Иоанна Богослова, что, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), не случайно, ибо он того же Духа, что и Апостол Любви – именно Духа Святаго, цель Которого – не губить души человеческие, но спасать.
Обретение мощей святителя Тихона
И вот, когда были обретены мощи святителя, а Святейший Патриарх Алексий II распорядился перенести их из Малого собора в Большой, они были поставлены около солеи. Но напор народа был таков, что их чуть не опрокинули. Тогда они были поставлены на солее и оказались, как бы случайно, около иконы Иоанна Богослова в иконостасе. Тогда их, собственно, больше и некуда было там поставить. Когда на следующий год, с наступлением холодов они снова были перенесены в теплый Малый собор, то вновь, как бы случайно, оказались около другой иконы Иоанна Богослова…
В целебности святых мощей святителя Тихона, особенно в период сразу после его прославления, довелось убедиться некоторым насельникам нашего Донского монастыря. Особенно тем, кто сподобился дежурить у его святых мощей и был свидетелем того, как люди, либо сами исцеленные елеем от его мощей, приходили поблагодарить святителя, либо эту благодарность они приносили за исцеление святителем их близких – родственников или друзей. Иногда они рассказывали подробности исцелений. Преимущественно это все были исцеления от рака. Он, как бы, специализируется на онкологических заболеваниях.
Вот характерный случай. Молодая женщина подошла к дежурному у мощей и рассказывает: «Мы с мужем и не думали, что окажемся сегодня в Донском монастыре. Просто ехали мимо на машине и решили зайти в вашу книжную лавку, под аркой. Там я увидела изображение св. старца, который мне явился во сне и сказал, что он меня исцелит. А я серьезно больна – состою на онкологическом учете. В лавке мне объяснили, что я должна пойти в Большой собор и получить масло от мощей святителя Тихона…»
Еще до патриаршества святитель Тихон был архиереем в западных пределах Российской империи и в Америке. В этих землях было много инославных и иноверных, и все они проникались большим почтением к святителю, ибо живо ощущали тепло его любвеобильного сердца, по слову Спасителя, подобно солнцу согревающего всех – и верных, и неверных, и добрых, и злых, и праведных, и неправедных. В акафисте святейшему Патриарху написано: «Обилием любве мир удививый». И он там назван Патриархом претихим и предобрым. Поистине, он явил миру благой лик Православия.
Мы каждый день взываем в вечерних молитвах: «Господи, просвети душу мою любовию Креста Твоего». Враждебность отравляет сердце подобно яду змиину, как говорил святой Иоанн Кронштадтский, и ожесточает и убивает его, отгоняя спасительную благодать; любовь, напротив, животворит, умягчает и оживляет сердце, доставляя ему покой, радость, мир, долготерпение и блаженство.
Слова святителя Тихона о том, что именно в бедственное время ожесточенной розни следует прежде всего исполнить заповедь о любви к врагам, становятся все более актуальными в наше время. Мы знаем о том, что взаимное ожесточение во времена антихриста будет все усиливаться и достигать своих самых крайних степеней. Сюда как раз относятся слова Спасителя, что «от умножения беззакония оскудеет любовь многих, и Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле». Ибо в тех сердцах, где нет любви, нет и Бога. Но вселившийся в такие сердца супостат уничтожает веру.
Поэтому при крайней степени взаимного ожесточения, когда велик соблазн ожесточиться самому, и нужно быть бдительным и хранить от этого ожесточения сердце, чтобы не потерять благодать Святаго Духа и, следовательно, – Царство Небесное.
И для этого каждому из нас особенно в это немирное время необходимо оградить сердце именно исполнением заповеди о любви к врагам. Мы должны желать им не вечного геенского огня, но спасительного покаяния – «изменения ума» (μετάνοια), восстанавливающего первозданную красоту души, возвращающего ее богоподобие.
Как завещал преподобный Силуан Афонский: «Если кто вас обижает или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу говоря: “Господи, все мы – создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».
05.12.2024