Святой Серафим Вырицкий. Пророчества о русской молодежи и экспансии Китая

Ничто не принадлежит неотъемлемо человеку или народу, в том числе таланты и территория. Согласно пророчеству преподобного Серафима Вырицкого, трудолюбивый китайский народ продвинется по нашей земле до Урала. А российская молодежь, дойдя до крайней степени нравственного падении, будет горячо каяться…

О пророчествах преподобного Серафима Вырицкого, чью память Церковь чтит 3 апреля, рассказывает духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Как стяжать дар пророчества?

«Помянух дни древния, поучихся во всех Делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся» (Пс. 142:5), – поется в псалмах царя и пророка Давида. Пример такого «библейского подхода» к историческим событиям и судьбам Отечества мы видим, изучая жизнь и пророчества преподобного Серафима Вырицкого (жизнеописание см. в рубрике «Календарь»).

Это был праведник и подвижник, преуспевший в умном делании, в делах милосердия, в несении скорбей богоборческого плена. При этом его Богопознание шло, в частности, именно путем сосредоточенного созерцания путей Священной истории и путей мировой истории, в которых он ясно прозревал действие всемощной Божией десницы. Такое глубокое проникновение в пути Промысла Божия было, видимо, одной из причин стяжания им пророческого дара.

Этому направлению его духовного пути содействовало тесное сближение и дружба с духовником царской семьи – святителем Феофаном Полтавским. В книге С. Филимонова, вышедшей не так давно в Санкт-Петербурге, читаем: «Была причина сблизиться. Василий Николаевич (мирское имя преподобного Серафима) всерьез занимался изучением исторических наук. Священная история и история Церкви находили особый отклик в сердце молодого подвижника. И здесь архимандрит Феофан как профессор библейской истории был для него несравненным собеседником и наставником. 

Святитель Феофан Полтавский.jpg Святитель Феофан Полтавский

В свою очередь, и архимандрит Феофан весьма ценил эти беседы, поскольку Василий Николаевич обладал отличной энциклопедической памятью и, зная наизусть невероятное количество исторических дат и фактов, глубоко осмысливал ход исторических событий с древности до последних времен. Единомысленные ученики батюшки Варнавы (Гефсиманского) много размышляли о настоящем дне России и возможных перспективах, делились друг с другом наблюдениями и духовным опытом, который давал Господь подвижникам на путях их аскетического делания».

Если вникнуть в исторические судьбы нашей страны и посмотреть на них именно с библейской точки зрения, то сколь многозначительными они предстанут нашим взорам, сколько библейских параллелей мы можем здесь усмотреть!..

Поистине, можно согласиться со святителем Николаем Велемировичем, который усматривает библейские параллели в сербской истории, и сказать, что Библия есть история всякого народа. И, с другой стороны, можно согласиться также со святителем Игнатием (Брянчаниновым), сказавшим, что «Библия есть история души всякого человека».

Нет никакого оправдания для гордости

История народа подобна жизни человека. Господь ведет ко спасению душу человеческую, попуская падения для того, чтобы душа, если она всегда будет на высоте, не возгордилась. Ибо гордость – сатанинское свойство, лишающее душу благодати, то есть, в конечном счете, – Царства Небесного.

Народы, избранные Богом для особой спасительной для всего человечества миссии, подвержены соблазну впасть в гордыню и превозношение над другими народами.

И, с одной стороны, враг, конечно, с особым усердием нападает на народ Божий.

А с другой стороны, Господь и попускает успех врага и нравственное падение Своего избранника для того, чтобы он смирялся и преодолевал гордыню, убеждаясь в своей беспомощности и несостоятельности, когда Господь оставляет его наедине с собственными немощами и древним врагом…

Преподобный Амвросий Оптинский.jpg
Преподобный Амвросий Оптинский

Нет никакого оправдания для гордости. В ответ на слова одного дворянина – о том, что у него благородная гордость своим славным происхождением, преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Э, батенька, – такой благородной гордости не бывает; гордость – она всегда одна – бесовская».  

Это же относится и к гордости Богоизбранностью своего народа. Поэтому Господь иногда медлит в оказании помощи и попускает падения народа Божия – для его смирения и спасения…

Вот и Святая Русь, которая после упадка Византии должна была взять на себя роль оплота Православия, шла таким же путем.

По отступлении от благочестия неминуемы падение и раздробление государства

Сразу после крещения душа человеческая подвергается нападению сопротивной силы – это относится и к человеку, и к народу. Не избежал этого и Сам Господь, – выйдя из иорданских вод, Он тут же, абие, был поведен духом в пустыню для искушения от диавола. Но только Он один и устоял при этом искушении. А все остальные человеки при этом неизменно падают, и для того, чтобы восстать, имеют нужду в покаянии. Это относится и к народам.

Икушение Господа.jpg Искушение Господа

Сразу после крещения Русь, разделенная на уделы, управлявшиеся многочисленными сыновьями святого Владимира, пережила период так называемой феодальной раздробленности и усобицы князей, которая началась убиением святых Бориса и Глеба окаянным Святополком и закончилась наказанием Божиим – 200-летним татарским игом.

В конце данного периода преподобный Сергий Радонежский, после кончины своих родителей обретший спасительную память смертную, удалился в пустыню и в короткий срок в уединенном подвиге поста и молитвы достиг такой благодатной силы, что наполнил всю Русскую землю своими учениками, основавшими по всему лицу страны иноческие обители, преображавшие народную жизнь.

По словам историка В. Ключевского, Преподобный был благодатным воспитателем русского народного духа, – воспитателем не только простолюдинов, но и князей, которые под его влиянием прекращали усобицу, народ освобождался от панического страха перед опустошительными татарскими набегами и в итоге оказался способен на ратное сопротивление иноплеменникам.

Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Художник Павел Рыженко.jpg Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Художник Павел Рыженко

Куликовская битва, осеняемая, как победоносным знаменем, Донским образом Богоматери, стала знаком этой перемены в народном сознании, которое до этого момента было сковано грехом боязливости перед завоевателями, – когда, по свидетельству летописи, «и хлеб не шел в уста от страха». Взирая на изображение Успения Божией Матери, помещенное на оборотной стороне Донской иконы, воины, полагавшие на поле брани души свои за други своя, с несомненной надеждой предавали свои души в надежные руки Господа, державшего новорожденную для вечной жизни душу Своей Божественной Матери, как это изображено на иконе.

После этого благочестивое Московское государство укрепилось, возвысилось и распространило свои пределы от «британских морей» до Аляски и от «южных гор до северных морей». Подобно тому, как в ветхозаветной древности святой Давид расширил границы своего царства от Нила до Евфрата.

Причем в обоих случаях мы наблюдаем одно и то же явление: по отступлении от благочестия – падение и раздробление того и другого царства.

Вот одна из упомянутых библейских параллелей. И в том, и в другом случае виноград Божий, простерший свои розги на столь обширные пространства, «пожжен огнем и раскопан, и обымают и вси мимоходящии путем. Озоба и вепрь от дубравы и уединенный дивий пояде и»… И мы сделались притчею во языцех и покиванием головы в людех…

Если не покаетесь…

Святой пророк Исайя, предрекая вавилонское пленение, обличал народ израильский. Мужчины пьют с утра и продолжают это занятие до вечера. Женщины наряжаются не только в отечественные наряды, но и в импортные, привезенные из Греции – «светлая лаконская», – чтобы прельщать мужчин. Бесовская музыка, возбуждающая похоть и беснование, «свирели и гусли» – в каждом доме. И он предрекал нашествие Вавилона, разрушение Иерусалимского храма и вавилонский плен, который продолжался 70 лет.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.png
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Точно так же и накануне нашего богоборческого 70-летия святой праведный Иоанн Кронштадтский пророчески обличал и предупреждал народ, говоря: каждый двунадесятый праздник мы платим дань сатане – именно в эти дни у нас особенное пьянство и разгул. На Пасху мы причащаемся, после чего упиваемся, потом вместе с блевотиной извергаем из себя тело и кровь Христову и в этом валяемся. Господь долго терпеть не будет, – придут революционеры, разрушат храмы, осквернят святыню, закроют монастыри и множество мирского и духовного чина верующих будет предано мученической смерти. Если не покаетесь…

И вот нам было попущено 70-летнее богоборческое пленение. И как древние иудеи по возвращении из вавилонского плена просвещались чтением Закона Моисеева, так и наши бывшие пленники нуждаются в оглашении учением о Благой Вести Господа нашего Иисуса Христа. И как те восстанавливали храм Соломонов, так и мы восстанавливаем порушенные святыни, в том числе взорванный храм Христа Спасителя.

Однако гораздо труднее восстановить храм оскверненной, изуродованной, исковерканной и погибшей собственной души…

И как те с трудом возвращались не только к вере, но, с еще большим трудом, и к жизни в согласии с верой, так и наши соотечественники испытывают подобные трудности.

После 70-летнего систематического искоренения веры из школы, из повседневной жизни, совесть без исповеди сделалась лукавой, и люди обманывали сами себя, закрывая глаза на свои грехи, обосновывая в собственных глазах право на существование своих страстей и пороков. И когда все позволили, все звериное и скотское вылезло наружу… Грех сделался нормой жизни. Благочестивые труженики, земледельцы были раскулачены, и традиция земледелия пресеклась…

Гордая эмансипированная женщина стала порождать гордое потомство, не способное создавать прочные многодетные семьи, прочность которых основана на терпении, смирении и любви супругов, способности прощать и уступать друг другу, с помощью Божией…

Эмансипированная мать перестала жить в семье с детьми. Чтобы не обременять себя заботами и трудами воспитания, количество детей в семье при помощи абортов, по числу которых наша страна лидирует, противозачаточных средств, стало ограничиваться, как правило, одним ребенком.

Да и того было принято отдавать в общественные инкубаторы – ясли, детские сады, пионерские лагеря, дома ребенка и т.п., где лишенные естественной атмосферы семьи и материнской любви дети вырастали ущербными и неполноценными… 

И лень своими цепями сковала всех – жены не хотят спасаться чадородием, мужи – в поте лица добывать хлеб, монахи не хотят молиться…

Все хотят «лежать с телефоном в кармане, потому что встать к телефону – это тоже потрудиться надо!» (из проповеди одного священника). Непаханые поля зарастают бурьяном. Население страны каждый год сокращается на 1 миллион. Оголяются целые регионы – Дальний Восток, Сибирь, Север, население которых предпочитает переселяться в более комфортные климатические зоны. Уступая место китайцам, которые тщательно обрабатывают каждый кв. мм своих рисовых полей и, несмотря на запреты и нищету, на которую у нас принято ссылаться как на причину абортов, они, как и магометане, не боятся ее плодить и имеют тенденцию исправно размножаться…

Согласно пророчеству преподобного Серафима Вырицкого, трудолюбивый китайский народ дойдет до Урала…

Когда приходят иноплеменники?

Русские просторы. Урал.jpg Русские просторы. Урал

Господь сказал евреям во Второзаконии: «…если будете исполнять Мои заповеди, будете жить на этой земле, текущей молоком и медом. А если будете нарушать их, другие народы будут здесь обитать. А вас Я рассею по вселенной».

Господь дал христианским народам во владение весь земной шар. Так англичане еще недавно имели основание петь: rule the Britain over sees. А русскому народу была дарована обширная прекрасная страна с несчетными природными богатствами и замечательным разнообразием природных красот, простершаяся на три континента – от «южных гор до северных морей» и от «британских морей» до Аляски.

Но земля, как и всякое имение, не есть неотъемлемая собственность человека или этноса.

Когда народ перестает исполнять заповеди и упорствует в их неисполнении, приходят иноплеменники, захватчики, а коренной народ исторгается из своей почвы.

На которой он, прежде чем укорениться, в незапамятные времена, тоже был пришельцем. И захватчиком… И теперь он изгоняется и рассеивается по вселенной. Так прежде было с иудеями, а сегодня уже прочно вошло в обиход выражение русская диаспора… 

Когда растет национальная гордыня и превозношение над «чурками», когда перестают рожать детей и пахать обширные поля, способные прокормить весь мир, и эти поля зарастают бурьяном, Господь говорит такому народу – хватит вам упражнять землю подобно бесплодной смоковнице, подлежащей посечению и ввержению в огонь. Вы напрасно владеете такими обширными территориями. Я поселю здесь другие народы. Они будут наполнять эти просторы многочисленными поколениями благочестивых тружеников, которые будут приносить надлежащие плоды во время свое. 

Ради вас имя Божие хулится у язычников

Еще в 40-х годах прошлого века, когда великий могучий Советский Союз только что выиграл мировую войну, преподобный Серафим Вырицкий уже прозревал будущие события. Он говорил, что Восток будет усиливаться, а Россия умаляться… «За ними число, и, кроме того, там живут трезвые и трудолюбивые люди. А у нас такое пьянство…»

Еще в Ветхом завете говорится об избранном народе: ради вас имя Божие хулится у язычников (Рим. 2:24). Так и Господь Иисус Христос ставил иноплеменников, язычников в пример Израилю. И сегодня мы наблюдаем то же явление – ту же библейскую параллель: потомкам православных надо учиться у иноплеменников – язычников, магометан, – которые превосходят их трудолюбием, трезвостью и семейными добродетелями.

В не так давно вышедшей книге сибирского миссионера Спиридона повествуется о том, как еще незадолго до революции православные выглядели в глазах иноверцев. Приведем эти  свидетельства.

Вот слова бурятского ламы, обращенные к миссионеру: «Да, господин миссионер, христианская религия есть религия самая высокая. Учение Христа было эхом Его жизни. Христос проповедовал любовь к Богу и людям, мир, кротость, смирение, всепрощение. Он заповедал за зло платить добром, не собирать богатства, не только не убивать, но и не гневаться, хранить в чистоте брачную жизнь, а Бога любить больше отца, матери, сына, дочери, жены, даже больше себя самого. Так учил Христос, но не такие вы, христиане. Вы живете между собою, как звери какие-либо кровожадные. Вам стыдно должно было бы и говорить о Христе, у вас рот весь в крови. Среди нас нет никого по жизни хуже христиан. Кто здесь больше всего плутует, развратничает, хищничает, лжет, убивает? Христиане, они – первые богоотступники. Вы идете к нам с проповедью Христа, а несете нам ужас и горе. Я не буду вспоминать инквизицию, не буду говорить о том, как с дикарями поступали христиане. Я вспомню недавнее время. Вот начала строиться великая сибирская дорога. Она, как вам известно, проходит около нас. И мы радовались, вот, мол, русские  несут в нашу дикую некультурную жизнь свет и любовь христианской жизни. Мы с нетерпением ожидали, когда дорога подойдет к нам. И дождались к ужасу и горю своему. Ваши рабочие приходили к нам в юрты уже пьяные, спаивали бурят, развращали наших жен, среди нас самих появилось пьянство, грабежи, убийства, драки, ссоры, болезни. У нас до той поры не было замков, потому что не было воров, тем более не было убийства. А теперь, как наши буряты вкусили вашей «культуры» и узнали, в чем, по-вашему, настоящая жизнь, то уже и мы не знаем, что с ними делать. Да сохранят нас Аббида и Мойдари от таких христиан! Такие же и ваши миссионеры. Они сами не верят в то, что проповедуют. Если бы они верили в это и жили так, как Христос учил, то им и проповедовать было бы не нужно никому: мы все бы приняли христианство. Ведь дело сильнее слова».

Как не вспомнить здесь суровые слова Господа о страшной участи тех, через кого соблазн приходит?! Поэтому не приходится удивляться тому, что ныне совершается над потомками соблазнителей…

Господи, пощади! Господи, в покаянии приими нас! Господи, помилуй!..

Спасет только покаяние

Преподобный Серафим Вырицкий.jpg Преподобный Серафим Вырицкий

В России, говорил преподобный Серафим Вырицкий, будет великое нравственное падение. Молодежь будет собираться в банды, – они будут пить, развратничать, воровать и в своем падении дойдут до самой крайней степени.

И когда увидят, что так больше продолжаться не может, то тем горячее будут каяться.

В книге «Подвиг в миру» (Отчий дом, 2006, стр. 119) читаем: «Бедные современные дети!.. Они имеют в своих душах засеянного греха несравненно больше, нежели их сверстники, скажем, в ХIХ веке, но, несмотря на этот скорбный факт, отчаиваться не стоит. Как говорит старец Паисий Святогорец, хотя современные молодые люди и узнали все зло, все множество таких грехов, которых не знали прежние люди, тем не менее они могут спастись, если проявят особо усердное покаяние…»

«Идеже умножися грех, преизобилует благодать…»

А китайцы дойдут до Урала…

Горячее покаяние в России приведет к воспламенению духовной жизни, будет расцвет благочестия, и Восток, войдя в России в соприкосновение с живой христианской верой, обратится в Православие.

Преподобный Серафим Вырицкий говорил, что «весь небесный мир молится о просвещении Востока…»

И мы уже видим это пророчество сбывающимся. Китайцы уже на Алтае, в Кемерово и в других местах. Их много, и у них уже гостиницы и свои социальные структуры…

В образовавшийся вакуум хлынул плодящийся и множащийся трезвый и трудолюбивый Восток.

Как говорят в Китае, «ветер с Востока, 東•– (дун фын) одолевает ветер с Запада»…

Это бедствие не может не отрезвить…

Пока оцепенение лени еще не преодолено. Гром уже давно гремит, но никто не испытывает побуждения перекреститься. Алкоголики горят вместе с собственными избами, забывшись пьяным сном и не погасив при этом окурок… Это как раз тот случай, к которому можно отнести слова пророка Иеремии: Поражаю их, а они не чувствуют боли; истребляю, а они не хотят принять вразумления (ср.: Иер. 5:3).

Но самый сильный удар грома еще впереди; он грянет, когда китайское присутствие в Сибири увеличится в числе, они создадут собственную администрацию, подтянут вооруженные силы и отберут у нас сибирскую нефть, за счет которой сейчас мы худо-бедно существуем.

А это обязательно произойдет – они будут везде присутствующей мировой сверхдержавой, которая нуждается в энергетических ресурсах. Они возьмут в свои руки и сибирскую нефть, и ближневосточную; недаром старец Паисий Святогорец пророчествовал о миллиардной китайской армии, форсирующей Тигр и Евфрат…

Они не наймут нас даже для обслуживания нефтяных скважин. У них найдется для этого множество своих трезвых и трудолюбивых тружеников.

Выживут только те наши соотечественники, которые, наконец, научатся кормиться от своей земли. Если она не будет уже к тому времени в руках тех же китайцев, проникающих и в европейскую Россию, либо в руках пришельцев из Средней Азии и с Кавказа, которых новые землевладельцы нанимают для работы на земле гораздо охотнее, чем опустившихся коренных жителей…

Русская молодежь, дошедши до крайней степени нравственного падения, согласно пророчеству преподобного Серафима Вырицкого о ее горячем покаянии, должна опомниться и возненавидеть грех, в котором она увидит себя уже глубоко погрязшей, как в болоте, и, таким образом, ясно увидеть свою уже приблизившуюся окончательную погибель… Она возопит ко Господу,  и Он придет на помощь…

В этом – один из парадоксов христианства. Когда человек ясно видит, что он последнее ничтожество, подонок дальше некуда, чудовище, как говорится, «хуже всех» – и если он в этом состоянии воззовет ко Господу, то, к его удивлению, Господь его слышит, и даже чудеса происходят по его молитве.

Именно поэтому кинофильм «Остров» всех так взбудоражил – он задел этот основной нерв современной русской жизни; это – предвестие того горячего и спасительного не только для России, но и для Востока и для всего мира покаяния, о котором говорит вырицкий подвижник…