Родоначальники русского монашества. Из истории Киево-Печерской обители

В дни молитвенного стояния монахов Киево-Печерской Лавры за право оставаться в обители мы вспоминаем историю создания монастыря, ставшего третьим Уделом Пресвятой Богородицы. Основатели Киево-Печерской Лавры, преподобные Антоний и Феодосий Печерские по праву считаются родоначальниками русского монашества.

Мария Захарова
Ирина Воробьева

История повторяется

История повторяется, если люди не усваивают ее уроков.

nx.jpg Никита Хрущев был отстранён от власти в день Покрова Богородицы 14 октября 1964 года

10 марта 1961 года, под предлогом "ремонтно-реставрационных работ" почти на 30 лет была закрыта Киево-Печерская Лавра. Через три дня, 13 марта 1961 года, в Киеве произошла Куреневская трагедия – потоки строительного мусора, прорвав дамбу, заполнили целый квартал города, погибли более 2 тысяч человек.

Именно в годовщину закрытия Лавры, 10 марта 2023 года, современные насельники монастыря из Украинской Православной Церкви получили распоряжение властей покинуть обитель в течение десяти дней, в срок до 29 марта. Через два дня, 12 марта 2023 года, в монастыре при большом стечении народа праздновали Собор преподобных отцов Киево-Печерских.

На следующий день, 13 марта, в обитель пришла комиссия Министерства культуры Украины, а в СМИ заговорили о потемневших крестах на куполе Трапезного храма, захваченного раскольниками.

WhatsApp Image 2023-03-16 at 22.01.07.jpeg Кресты на Трапезном храме Лавры, где в январе 2023 года пела украинская рок-группа об убийстве "маскалей". 14 марта 2023 года

Как тут не вспомнить о том, что 22 июня 1941 года, в день всех русских святых, планировалось закрыть Богоявленский Елоховский собор в Москве. Однако начавшаяся война эти планы остановила.

Сегодня, когда продолжается молитвенное стояние монахов Киево-Печерской Лавры, мы вспоминаем основателей монастыря, ставшего Третьим Уделом Пресвятой Богородицы.

Благословение Святой Афонской горы

1WhatsApp Image 2023-03-16 at 22.55.48.jpg Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Преподобный Антоний Печерский, почитаемый как начальник всех русских монахов, родился в конце X в. (ок. 983 г.) недалеко от Чернигова в местечке Любече; по некоторым данным, его мирское имя было Антипа. С юных лет будущий святой чувствовал влечение к духовной жизни и, горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, посетил Палестину, а на обратном пути решился идти на Святую Гору Афон в Греции.

В одной из Афонских обителей Антоний принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере. Когда же он приобрел в своих подвигах духовную опытность, было извещение от Бога игумену – отпустить преподобного на Русь.

«Понятия об отречении от мира, об удручении плоти, отшельничестве и монастырском житии пришли к нам, конечно, разом с крещением, – пишет русский историк Николай Иванович Костомаров . – Истинными утвердителями монастырского житья были Антоний, а более всего Феодосий, основатели Печерского монастыря».

Как рассказывает «Печерский патерик» (сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его святых иноков), Антоний сначала сам выкопал пещеру недалеко от Берестова, в которой и прожил некоторое время. Во время же княжеской междоусобицы и гибели святых мучеников Бориса и Глеба, отказавшихся ценой своих жизней вести войну со своим сводным братом, преподобный вернулся на Афон. Но снова было игумену извещение от Бога: «Пошли снова Антония в Русь: он Мне нужен там».

Игумен, позвав к себе преподобного, сказал ему: «Антоний, есть Божия воля, чтобы ты шел опять в Русь, и да будет над тобой благословение от Святой Горы».

И предрек игумен, что много от него произойдет черноризцев, и, благословив его, отпустил со словами: «Иди с миром».

Вернувшись в Киев, преподобный взошел на холм, где теперь находится Киево-Печерский монастырь, а тогда был густой лес, отыскал подходящую пещеру и поселился в ней, помолившись со слезами: «Господи, да будет на месте этом благословение Святой Афонской Горы и молитва моего старца, который меня постриг, и утверди, Господи, жительство мое здесь». В этой пещере святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, «моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днем ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении».

Слава о нем распространилась по многим русским городам, к преподобному потянулись люди.

1-1.jpgПреподобный Антоний Некоторые приходили за благословением, другие же хотели жить рядом со святым, «и чтим стал повелику Антоний».

Н.И. Костомаров: «В эпоху, когда Русь приняла христианство, Православная Церковь была пропитана монашеским духом, и религиозное благочестие находилось под исключительным влиянием монастырского взгляда… Образцом богоугодного человека сделался отшельник, отрешившийся от всякой связи с людьми; в пример высокой христианской добродетели ставили затворников, добровольно сидевших в тесной келье, пещере, на столбе, в дупле, питавшихся самою скудною, грубою пищею, налагавших на себя обет молчания, истязавших тело тяжелыми железными веригами».

Первыми учениками Антония стали блаженный Никон, священник, и преподобный Феодосий, пришедший к Антонию 23 лет от роду и постриженный блаженным Никоном по указанию Антония. Так создавалась Киево-Печерская Лавра.

Когда число монахов достигло 12 человек, под руководством Антония была выкопана большая пещера, в которой была устроена церковь, трапезная и отдельные келии для монахов (они сохранились в Дальних пещерах Лавры). После этого Антоний поставил игуменом Варлаама, удалился из обители и, выкопав новую пещеру, ушел в затвор. Однако рядом с ним вновь стали селиться иноки. Так образовались Ближние пещеры Лавры.

Еще при жизни Антония игуменом созданной им обители был поставлен преподобный Феодосий. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы и наземный монастырь над первой пещерой в 1062 г.

Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения: исцелял больных, давая им есть зелень, которой питался сам; предсказал поражение русским войскам в битве с половцами на реке Альте в 1066 г.

Из-за конфликта с киевским князем Изяславом Антоний дважды покидал Киев: сначала князь был разгневан пострижением в монахи своих приближенных, а в 1068 г. заподозрил старца в сочувствии к киевлянам, поднявшим мятеж. Преподобному пришлось уйти в Чернигов, где он выкопал пещеру в Болдиных горах. Через несколько лет святой вернулся в свою вторую лаврскую пещеру. Здесь он почил и возлег мощами в 1073 г.

Второй из основателей Лавры

Преподобный Феодосий Печерский, потрудившийся в деле устройства обители на поверхности, почитается как второй из основателей Лавры. Родился он ок. 1008 г. в городе Василеве, неподалеку от Киева, затем с родителями переселился в Курск. По всей видимости, святой происходил из весьма состоятельной и родовитой семьи, однако с детства, как пишет Н.И. Костомаров, «религия стала привлекать к себе эту сосредоточенную натуру: благочестивое чувство рано пробудилось в нем и овладело всем его бытием. Первое, чем выразилось оно, было стремление к простоте; ему противны казались внешние отличия, которые давало ему перед низшими его общественное положение… Мать сердилась на это и даже била своего сына».

В 14 лет он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей сына. В юношестве он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

1-2.jpgПреподобный Феодосий 

В 1054 г. преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 г. избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келии и ввел общежительный устав, списанный, по его поручению, с общежительного устава Студийского монастыря в Константинополе, впоследствии принятом всеми древнерусскими монастырями.

Примечательно, что и в сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя.

Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и по приезде накормил в монастыре.

1-3.jpgПреподобные Антоний и Феодосий 

Н.И. Костомаров: «Внешние знаки власти не только не пленяли его, но были ему противны; зато он умел властвовать на самом деле, как никто, и своим нравственным влиянием держал монастырь в безусловном повиновении».

Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. При этом житие повествует, что святой не страшился обличать сильных мира сего.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 г. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.

Таким образом, первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., мощи которого почивают под спудом, а в Дальних – преподобного Феодосия в 1074 г.

1-4.jpgБлижние пещеры 

Вот как описывает мощи преподобного Феодосия Печерского преподобный Нестор Летописец, который был участником их открытия: «…лежат мощи его, но суставы не распались, и волосы на голове не слиплись».

К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 г. Из произведений преподобного до нас дошли 11 сочинений: два послания к князю Изяславу Ярославичу («О неделе» и «О вере крестьянской и о латыньской»), восемь слов и поучений монахам («О терпении и о любви», «О терпении и о смирении», «О душевной пользе», «О хождении к церкви и о молитве») и молитва «За вся крестьяны». Стиль его сочинений ясен, лаконичен, лишен риторических украшений и вместе с тем эмоционален.

Преподобный Феодосий проповедовал основы христианской морали, призывал монахов полностью, «без уныния» отречься от мира, выступал против княжеских междоусобиц. Сведения о нем сохранились в «Житии преподобного Феодосия» Нестора Летописца и в «Повести временных лет».

В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка – открыта келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом – три главы начали источать миро.

1-5.jpgНетленные мощи в пещерах Киево-Печерской Лавры 

И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница

И, как мы видим, чудеса эти не прекращаются по сей день.