Столпы монашества: с Божией помощью победившие

1 февраля Православная Церковь совершает память двух столпов монашества – Макария Великого (IV в.) и Марка Ефесского (XV в.). Через смирение освоили они науку из наук и искусство из искусств – борьбу с самим собой, со своими дурными навыками и зависимостями, с агрессивным влиянием общества грешников, наконец, с самим сатаной и его бесовскими полчищами. Через молитву и святую жизнь стали богословами, формулируя догматы Православной Церкви. О их подвиге – рассказ духовника Донского монастыря Москвы иеросхимонаха Валентина (Гуревича).

Столпы монашества.jpg

Когда прекратилось нападение на Церковь извне, враг стал терзать ее изнутри. Стали возникать одна за другой ереси, которые, по наущению невидимого врага, сбивали людей с пути спасительного правоверия и подвергали Церковь угрозе раскола в согласии с обычной сатанинской практикой «разделяй и властвуй».

Но враждебная, раскольническая политика, как ни странно, принесла Церкви свою нежелательную для невидимого врага пользу. Как говорил апостол Павел, «должно быть и разномыслию между вами, чтобы явились между вами искусные» (1 Кор. 11:19). И вот, изощряя свое богословие для того, чтобы противостоять расколу, великие мужи, начиная с Григория Богослова, далее Максим Исповедник и другие, и явились этими «искусными». В ходе прений с еретиками, напрягая данные им Богом дарования, с помощью Божией, они вырабатывали такие четко и искусно сформулированные догматы православия, которые весьма укрепили Церковь, сделали ее непоколебимой, сообщили ей ту устойчивость, которая делает непреложным пророчество Самого Господа Иисуса о Своей Церкви, что она сохранится до конца мира и «врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18).

Марк Эфесский и Макарий Великий.jpg Святитель Марк Эфесский и преподобный Макарий Великий  И среди этих «искусных» не последнее место занимает празднуемый сегодня святитель Марк Ефесский, который противостоял унии с католичеством, выступал против мнения католической церкви об исхождении Святаго Духа не только от Отца, но и от Сына.

На этой неделе Церковь вспоминает сразу несколько столпов монашества. Еще позавчера мы праздновали память родоначальника иноческого жития преподобного Антония Великого. И вот сегодня молитвенно поминаем ученика Антония, также именуемого в Святой Церкви Великим – Макария. 

Эти великие отцы-пустынники стояли у самых истоков иноческой жизни, в самом начале этого периода бескровного мученичества. 

И сатана повел подчиненные ему бесчисленные бесовские полчища также и на брань с бескровными мучениками – преподобными, стремясь привести их к духовному поражению и падению.

Но это также приводило к противоположному результату. Ибо в этой невидимой духовной брани преподобные воины Христовы, с помощью Божией, совершенствовали свое воинское мастерство и умение владеть своим главным оружием – молитвой. 

И именно только в такой жестокой борьбе и могла выработаться столь сильная молитва, которая делала возможным достижение нерасторжимого единения с Богом, то есть Царства Небесного внутрь нас – главной цели христианской жизни. По слову Господню: «да будут они в Нас едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так да будут они в Нас воедино!» (Ин. 17:21).

Так и Антоний Великий, и Макарий Великий подвергались различного рода козням и нападениям и даже лютым побоям со стороны бесовских полчищ.

Преподобный Макарий Великий. Борьба с демонами Макарий Великий.jpg

И когда авву Антония спросили – кто тебя научил молиться, он ответил: бесы…

Авва Макарий, как и ветхозаветные праведники, родился от престарелых благочестивых и неплодных родителей. Которых и имена были в честь ветхозаветных праведников – Авраам и Сарра. 

Они, как, в свое время, и их небесные покровители, достигли уже преклонного возраста и не имели еще детей, хотя их непрестанная молитва о чадородии уже соделала их сосудами благодати.

И вот Авраам сильно разболелся, и во время сна ему было явление праотца Авраама, который исцелил его от жестокого недуга и предсказал рождение у них сына, который будет великим во святых. 

Поскольку произошло это чудесное исцеление от неисцельной болезни, то супруги поверили и предсказанию праотца о том, что у них будет сын. 

И вот родилось это чудесное дитя молитвы, как один из подобных случаев рождения праведника, описанных в Священном Писании.

Во всяком мастерстве, для его приобретения, необходимо общение ученика со зрелым мастером, уже достигшим в этом мастерстве совершенства. Мастерство гораздо успешнее осваивается именно при непосредственном общении с таким учителем, нежели путем чтения инструкций. 

Не составляет исключения и этот самый трудоемкий вид человеческой деятельности – наука из наук и искусство из искусств – борьба с самим собой, со своими дурными навыками и зависимостями, с агрессивным влиянием общества грешников, наконец, с самим сатаной и его бесовскими полчищами – для достижения Царства Небесного.

И если преподобный Антоний Великий имел многих учителей, с которыми он поочередно сближался, чтобы, подобно пчеле, собирающей нектар от разных цветов, приобретать одну добродетель за другой, то Макарий имел одного учителя этого великого мастерства – преподобного Антония Великого, который обладал именно совокупностью собранных им добродетелей.

Искушения святого Антония Искушения святого Антония.jpg

И потом, когда Макарий достиг совершенства в этом мастерстве, Антоний велел ему поселиться уже отдельно, и он сам стал учителем многих. Причем в возрасте еще юном, так что его называли юным старцем.

Незлобие и смирение Макария доставляли ему обильную благодать Святаго Духа, которая, в свою очередь, поддерживала в нем эти качества. 

Сатана говорил Макарию: «Я делаю то, что и ты – ты постишься, а я совсем не ем; ты предашься бдению, а я совсем не сплю. Чем же ты побеждаешь меня? Чего мне недостает по сравнению с тобой?» Макарий ответил: «Смирения».

Мы знаем, как Господь воспитывал смирение в Своем ученике. Макарий достиг такой духовной власти, что, например, неоднократно воскрешал мертвых, не говоря уже об исцелениях и изгнании бесов из людей. Он был учителем многочисленных иноков. И чтобы не допустить в нем развития гордости и самомнения при таких великих достоинствах, Господь показал Макарию превосходящие достижения некоторых христиан как в миру, так и в пустыне.

Две замужние женщины, которые жили посреди суеты, в таких неблагоприятных для духовной жизни обстоятельствах достигли великого незлобия и за всю жизнь, пребывая вместе в одном доме, не сказали друг другу ни одного обидного слова.

В пустыне ему встретились монахи, не имевшие не только жилья, но и одежды, которые ходили на водопой вместе со зверями и на вопросы Макария ответили, что ни жестокий зимний мороз, ни нещадно палящее солнце пустыни не причиняют им неудобств, несмотря на полнейшее отсутствие одежды.

В результате этого Божьего воспитания Макарий стяжал такое смирение, что когда уже Ангелы несли его душу в небесные обители и бесы кричали: «Ты победил нас, Макарий!» – смиренный Макарий, еще не достигший врат рая, говорил: «Нет еще». И только достигнув их, сказал: «С Божьей помощью победил».

А незлобие его проявилось уже в юности, когда он однажды, ради Христа, кротко терпел чудовищную клевету, издевательства и жестокие побои. 

И потом, когда он уже был почитаемым старцем, произошел знаменитый случай с идольским жрецом, который послужил к назиданию всей Церкви на все времена.

Однажды они с учеником шли по пустыне в свою обитель. И ученик опередил Макария и шел на некотором расстоянии впереди. Повстречавши идольского жреца, который нес на плече тяжелое бревно, он напустился на него, называя демоном, за что был им избит до полусмерти. Вновь взвалив бревно на плечо, идольский жрец продолжал свой путь и повстречал Макария, который радушно приветствовал его: «Спасайся, трудолюбец». И тем привлек его к себе и в беседе обратил к вере в Истинного Бога. 

И здесь мы видим проявление той заповеданной Господом Иисусом апостольской любви к врагам, которая привлекает к истинной вере иноверцев и даже их вождей, а не отталкивает их злобой и ожесточением, которые проявил юный ученик Макария.

И это – урок для всех нас. Мы должны понять, что незлобие и нас не лишает Царства Небесного, в отличие от ожесточения и враждебности, и иноверцев привлекает к вере, которую мы исповедуем.

Как сказал по этому поводу сам Макарий: 

«Доброе слово и злого делает добрым, а злое слово и доброго делает злым».

Будем же учениками Макария, а не его молодого и духовно неопытного ученика.

Потом как-то у черепа идольского жреца авва Макарий поинтересовался: и каково вам там? «Когда вы о нас молитесь, мы видим лица друг друга и нам легче», – ответил тот. 

Преподобный Макарий Великий и жрец... Преподобный Макарий Великий и жрец....jpg

Это необходимо нам в наше время нарастания всеобщего взаимного ожесточения в современном мире. Чтобы не оскудела в нас любовь, что ведет к потере самой веры, которую должен в нас найти Господь при втором пришествии.

Будем же принадлежать к той категории людей, о которых Господь Иисус сказал: «Претерпевший до конца – той спасется».

Запомним же: любовь и смирение – первое и последнее слово Господа – прозвучавшее и при Его Рождестве, и при Его Крестной смерти. Это – начало и конец, Α и Ω Божьей Азбуки, Науки о Спасении…