Память преподобного Паисия Афонского. "Главное, чтобы человек нес свет"

12 июля 2024 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Церковь вспоминает 30-летие блаженной кончины апостола современности преподобного Паисия Афонского. А 25 июля 1924 года мы празднуем 100-летие со дня его рождения. Вот одно из поучений старца: «Человек должен становиться лучше по доброй воле. Не важно, станет ли он фонарём в городе или маяком на скалах. Главное, чтобы он нёс в себе свет».

«Сумасшедшая жилка» предков святого Паисия

Семья отца Паисия.jpg Арсений (будущий св. Паисий) на фото крайний справа

В жилах предков греческого святого Паисия Святогорца текла героическая кровь, сам преподобный говорил, что у них была «сумасшедшая жилка». Его отец – Продром Эзнепидис возглавлял Фарасскую общину небольшого греческого поселения в турецкой Каппадокии. Жители Фарас любили Церковь, занимались сельским хозяйством, при этом постоянно были «начеку», обороняясь от турецких набегов.

Святой Паисий (в крещении Арсений) стал восьмым ребенком Продрома и его супруги Евлогии (ενλογια по-гречески означает «благословение»), происходившей из обедневшего аристократического рода Франгопулосов и состоявшей в родстве с ныне прославленным Арсением Каппадокийским.

Посватав Евлогию у ее матери-вдовы и получив ее благословение, 22-летний Продром в тот же день обвенчался с 15-летней девушкой. Два первенца молодой семьи умерли в младенчестве, сразу же после крещения, третий ребенок – девочка, названная Зоей (по-гречески ξωη – значит «жизнь»), и все последующие дети Эзнепидисов выжили.

Вскоре после рождения св. Паисия (25 июля 1924 года) пришла весть о насильственном переселении греков из Малой Азии в Элладу. Семье предстоял горький путь эмиграции, опасное путешествие в греческую Коницу – в этом живописном городке, среди горных рек и водопадов, прошли детские и юношеские годы святого.

Отец Паисия Продром Эзнепидис был горячим и строгим и частенько наказывал детей.

Мать, напротив, к детским шалостям относилась с благородным великодушием: творила молитву Иисусову, при этом отворачивалась и делала вид, что не замечает детского озорства. Нежное сердце святого Паисия отзывалось на это болью и решимостью не повторять проступки.

Утром и вечером взрослые и дети собирались на молитву. «Помните, – говорил отец, – дважды в день человек должен предстать перед Богом, как солдат на проверку».

Будущий старец Паисий – солдат.png В армии Арсений служил связистом 

Евлогия, прозванная соседями «ходячим календарем», наизусть помнила даты памяти святых, со всей строгостью семья соблюдала посты. Каждое воскресенье и по большим праздникам все вместе шли в церковь.

Окончив начальную школу, Арсений выразил твердое намерение стать плотником. Желание это зародилось у мальчика благодаря бабушке Хаджи-Христине, которая прожила в Конице всего один год – однако и этого времени хватило, чтобы посеять в душу маленького Арсения высокие переживания. Вместо сказок бабушка рассказывала внуку что-нибудь из Евангелия или из житий святых. Вместе они рассматривали иконки, среди которых нашелся маленький иерусалимский образок с изображением Ребенка-Христа, помогающего праведному Иосифу в столярной мастерской. Это маленькое событие решило «профессиональную» судьбу будущего святого.

Ответ Чарльзу Дарвину

Преподобный Паисий Святогорец в молодости.jpgБолее ста лет назад Ф.М. Достоевский записал парадоксальную мысль о Христе и истине: «…если б кто мне сказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».

Почти дословно эти слова повторил 15-летний Паисий – тогда еще Арсений в греческой Конице. Когда подростку рассказали о теории Чарльза Дарвина, а также о том, что Христос был самым лучшим – но всего лишь Человеком, – он был настолько потрясен, что убежал в горы – в церковь святой Варвары и несколько часов горячо молился: «Христе мой, если Ты есть – явись мне!». В какой-то момент обессиленный Арсений подумал: «Раз Христос был таким добрым и справедливым Человеком, что ни до, ни после Него не было никого Ему равного, раз плохие люди из зависти и злобы его убили, то ради Этого Человека стоит делать еще больше, чем я сделал для Него до сих пор. Ради этого Человека стоит даже умереть. А рай мне никакой не нужен, да и мне вообще ничего не нужно, кроме Него Самого!»[1]

Житие святого повествует: в тот же момент церковь святой Варвары залил божественный свет, а из царских врат вышел Христос со словами: «Я есть Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»[2].

«Бил меня как осьминога»

Преподобный Паисий Святогорец.jpg…Отслужив в армии и став монахом в монастыре Эсфигмен на Афоне, в течение двух с половиной лет будущий старец нес мученическое послушание у столяра Исидора – с тяжелым невоздержанным характером. «О, какую же огромную пользу принес мне этот человек! Он бил меня, как бьют о камни только что выловленного осьминога, – вспоминал преподобный Паисий. – Но этим битьем он очистил меня от всех скрытых во мне «осьминожьих чернил»[3].

Уже тогда здоровье 30-летнего подвижника пошатнулось – у него начался кашель с кровью. Впоследствии святой нес крест многочисленных болезней: ему удалили левое легкое, он страдал от межпозвоночной грыжи, а когда случился заворот кишок, врачи обнаружили последнюю стадию рака… «Болезнь меня связывает», – жаловался старец Паисий. Но тут же рассуждал о неоценимой пользе понесенных страданий: «Мученические боли моего недуга принесли мне пользы больше, чем аскетические старания всей предыдущей жизни…»[4]

Людям тяжелобольным и их родственникам преподобный часто говорил о духовной пользе такого рода страданий. Однажды он обнял и начал радостно целовать ноги парализованного юноши:

– Ножки вы, ножки, прямо в рай приведете по дорожке!

Божественное одиночество

WhatsApp Image 2022-07-12 at 1.32.15 AM.jpeg Монастырь Стомион в Конице, восстановленный старцем Паисием.

В августе 1944 года немецкие оккупанты подожгли расположенную в нескольких километрах от Коницы горную обитель Стомион. Цел и невредим остался лишь один монастырский храмик, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы.

Арсений между тем подвергся серьезной опасности на войне и дал обет Пресвятой Богородице: если останется в живых – восстановит Ее разрушенный монастырь. Житие старца повествует о том, что в течение четырех лет он трудился, большей частью в одиночестве, в Стомионе – до полного восстановления обители – «жестоко искушаем людьми и бесами, но обильно облагодатствован Божественной милостью»[5].

Уже будучи афонским монахом, летом несколько часов преподобный проводил в лесу, делал себе из листьев папоротника небольшой шалашик, читал Псалтирь, молился по четкам, а потом возвращался в келью – там его ждали люди.

Как бросить наркотики – совет преподобного Паисия

К нему приходили парни с серьгами в ушах, в татуировках, с длинными косами.... Старец обнимал их, целовал, называл по именам – и с первой минуты завоевывал их расположение. Однажды одному измученному и усталому пареньку преподобный вымыл ноги…

Ночами старец не только молился, но и прочитывал все письма, раскладывая их на стопочки: разводы, душевные расстройства, рак, наркотики – со слезами упрашивая Бога помиловать этих людей.

Ребят, пристрастившихся к наркотикам и алкоголю, преподобный заражал радостью и оптимизмом, говорил: «Те, кто принимает наркотики, могут их бросить, если обретут более сильную зависимость – от Христа»[6]. Преподобный советовал страждущим ребятам есть побольше моркови. Как ни странно, многим она помогала преодолеть ломку. «Конечно, дело было главным образом не в моркови, а в его молитвах», – вспоминали эти люди спустя годы.

При этом старец советовал не роптать в скорбях и болезнях. «В ропоте присутствует проклятье, – полагал святой Паисий и напротив: – …Славословие – это великое дело. Бог дает нам благословения, но вкусим мы их или нет – это зависит от нас. Знаете, сколько людей, съедая один черствый сухарь, день и ночь славословят Бога и питаются небесной сладостью!»[7]

Что такое духовный аристократизм?

«Для меня основание духовной жизни – любовь и смирение, – говорил преподобный. – Где есть любовь, там обитает Христос – Любовь, и где есть смирение, оно словно силой удерживает в человеке благодать Божию. Тогда повсюду царствует Бог, и земля превращается в рай. А где любви и смирения нет, там обитает тангалашка – враг, и люди вместе с ним уже здесь живут словно в аду, день ото дня ухудшая свою посмертную участь. Самый легкий путь к спасению – это любовь и смирение»[8].

– Геронда, мне трудно отдавать свою любовь туда, где ее не оценят, – жаловалась старцу очередная монахиня.

– У тебя нет настоящей любви, потому тебе и трудно, – отвечал преподобный. – У кого любовь настоящая, того не волнует, оценят его любовь или нет. Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит[9].

– Как взрастить в себе любовь? – интересовались у старца очередные посетители.

– Оправдывай несобранность и недостатки других, – советовал святой Паисий. – Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Думай о том, что ты в руках Божиих и если что-то происходит не так, как тебе хотелось, принимай это с благодарностью[10].

Самые простые средства взращивания любви от старца Паисия: творить добрые помыслы о человеке, каждого видеть добрым… На уровне духа необходимо участие в богослужениях и Таинствах Церкви, покаяние и молитва Богу, чтение Священного Писания и житийной литературы; на уровне души – добрый пример; на уровне тела – труд, отсутствие изнеженности, соблюдение постов…

«Необходимо духовное благородство, – говорил преподобный Паисий, – это святой аристократизм, духовное величие, решимость пойти на жертву. Благородная душа требовательная только к себе, а не к другим. Она жертвует собой ради ближнего, не ища никакой награды. Забывает о том, что отдала, но помнит каждую малость, которую приняла от других. Она обладает любочестием, смирением и простотой, бескорыстием и честностью…»[11]

Соловьи и куры. Последняя смиренная просьба

Смиренных людей старец сравнивал с соловьями, которые прячутся от чужих глаз в тенистых лесах и своим пением наполняют души людей небесной радостью. «Гордецы же ведут себя как куры, кудахчущие так оглушительно, как будто снесенное ими яйцо размером с нашу планету», – говорил святой Паисий со свойственным ему «особым» юмором.

«Особая» смиренная просьба уже тяжелобольного старца заключалась в том, чтобы его похороны прошли «без всякого шума».

В октябре 1993 года преподобный Паисий поселился в монастыре святого Иоанна Богослова в Суроти неподалеку от Салоник. Здесь старец мучительно болел и скончался 12 июля 1994 года – в день первоверховных апостолов Петра и Павла. Поздно вечером в тот же день состоялось заупокойное всенощное бдение в домовом храме Святых архангелов в сестринском корпусе монастыря.

По завещанию преподобного отпевал старца единственный монастырский священник отец Николай в присутствии игуменьи и нескольких сестер. К могиле за алтарем храма преподобного Арсения Каппадокийского погребальная процессия шла в кромешной темноте. Только впереди монахиня несла маленький фонарик да еще две свечки освещали последний путь старца – все так, как он и хотел[12].

При свете огарка батюшка произнес заупокойные стихиры, игуменья прочитала 100 молитв «Господи Иисусе Христе, покой душу раба Твоего», положенных при монашеском погребении. Наступившую тишину нарушил торжественный возглас священника: «Христос Воскресе!»

Только через три дня народ узнал о кончине святого Паисия.

А через 20 лет в 2015 году церковь преподобного Арсения Каппадокийского, у которой погребли старца, стала также и храмом прославленного в лике святых преподобного Паисия Святогорца.



[1] Житие преподобного Паисия Святогорца / перевод с греч. – 3-е издание. – М.: Орфограф, 2021. С. 56 [2] Там же. С. 56 [3] Там же. С. 135-136 [4] Там же. С. 550-551 [5] Там же. С. 178 [6] Житие преподобного Паисия Святогорца / перевод с греч. – 3-е издание. – М.: Орфограф, 2021. С. 497 [7] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. – М.: Святая Гора, 2010.  С. 162 [8] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели. – М.: Орфограф, 2017. С. 209-210 [9] Там же. С. 212 [10] Там же. С. 215 [11] Там же. С. 241 [12] Житие преподобного Паисия Святогорца / перевод с греч. – 3-е издание. – М.: Орфограф, 2021. С. 558



Другие статьи по теме

Медиапросвещение Дни преподобного Паисия Афонского в России. «Духовная жизнь начинается с чистого и благого помысла»
Орлова Ольга
Живое наследие Дни с преподобным Паисием Афонским в России: к 100-летию со дня рождения и 30-летию со дня блаженной кончины
Вера В Лавре весь день вспоминали старца Паисия, показавшего современникам путь к святости
Досуг От добрых помыслов – к добрым поступкам. День с преподобным Паисием Святогорцем
Паисий Святогорец
Большой разговор О гармонии знания и благочестия. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошел студенческий форум «Встреча»
Каменева Ольга
Семья Возрастная педагогика старца Паисия. Жизнь от истоков до блаженной Вечности
Ященко Киприан, игумен
Вера Если решиться на смерть, можно многого добиться. Секрет успеха преподобного Паисия Святогорца
Вера «Если в Раю уже нет места…» Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) вспоминает старца Паисия и других подвижников
Семья Дни преподобного Паисия Афонского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Досуг 10 декабря — день с преподобным Паисием в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре