1 октября
В этот день в 1937 году был расстрелян священномученик, епископ Красноярский Амфилохий (Скворцов).
Он был известным ученым-востоковедом, знавшим несколько языков, известным проповедником и миссионером, в том числе среди калмыцкого народа.
Октябрьский переворот тогда еще отец Амфилохий воспринял как величайшее несчастье. Для него сразу стали ясны исторические масштабы произошедшей катастрофы. Мировоззрение большевистской власти, по его мнению, было настолько не связанным со всем историческим прошлым России и с православием, что его внедрение неминуемо должно было привести к перевороту всей жизни народа. Он боролся с обновленцами, которые активно сотрудничали с советской властью.
Александр Скворцов родился в 1885 году в семье псаломщика Якова Скворцова, был младшим из 11 детей. Учился в Чебоксарском духовном училище, в Казанской духовной семинарии, в Казанской духовной академии. В 1907 году был пострижен в мантию с именем Амфилохий, а в 1908 году возведён в сан иеродиакона. Его кандидатская диссертация «Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия» была удостоена премии митрополита Иосифа. Молодой богослов в совершенстве изучил литературу (по большей части, рукописную), касающуюся переводов священных и богослужебных текстов на калмыцкий язык. В 1910—1911 годах он слушал лекции на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, изучал монгольский язык для рукописей ламаизма.
В 1912 году молодой ученый был назначен на должность доцента кафедры монгольского языка, истории и обличения ламаизма. Позже командирован на год в Монголию для изучения тибетского языка и тибетской литературы. По традиции русской миссионерской школы он изучал не только язык, но и культуру обращаемого народа.
Священномученик Амфилохий (Скворцов), икона
Отец Амфилохий был талантливым проповедником. Под сводами кафедрального собора Казани часто звучали его проповеди, послушать которые приходило множество верующих. А 3 ноября 1912 года в этом соборе состоялось важное в миссионерской практике событие — крещение трех китайцев. Заслуга в этом полностью принадлежала иеромонаху Амфилохию.
Российское государство в то время переживало состояние раздвоенности: правительство осуществляло грандиозные проекты строительства городов и дворцов, проводило реформы. В то же время отдельные инициативные и жертвенные деятели героическими усилиями пытались осуществить весьма нужные проекты христианского просвещения народов России, но им государство не помогало и почти не замечало их. Среди них был и отец Амфилохий.
Он участвовал в миссионерских съездах, где обсуждались вопросы перевода Священного Писания и богослужебных текстов на калмыцкий язык.
Отсутствие в то время организованной и поддерживаемой государством калмыцкой православной миссии привело к тому, что переводы осуществлялись отдельными миссионерами, зачастую не имевшими связи друг с другом.
Их неоценимый опыт оставался невостребованным, а переводы после их смерти забывались. На одном из съездов иеромонах Амфилохий предложил организовать постоянно действующую калмыцкую миссию и переводческую комиссию, которая должна была распределять тексты среди переводчиков, рассматривать сделанные переводы и устанавливать окончательную редакцию, а также рецензировать переводы, которые появлялись помимо комиссии.
В 1918 году иеромонах Амфилохий поселился в Успенском мужском монастыре неподалеку от Красноярска, где пробыл до февраля 1919 года, а затем с пятью монахами переехал на озеро Тиберкуль в Минусинском уезде; здесь они основали скит.
В марте 1925 года Патриарх Тихон хиротонисал его во епископа Красноярского. В апреле того же года владыка Амфилохий прибыл в Красноярск, где выступил против обновленцев.
Священномученик Амфилохий (Скворцов). Фото из личного дела, 1926 г.
Начиная с 1926 года владыку Амфилохия арестовывали несколько раз. Первый — в 1926 году, когда его приговорили к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Второй раз — в 1931-м, ему присудили уже 5 лет заключения в концлагере. Через два года лагерная администрация обвинила заключенных в том, что архиереи и священники, оказавшись в одном лагере и работая на одних шахтах, поддерживают дружеские отношения и помогают друг другу. Этот факт чекисты посчитали достаточным доказательством того, что в лагере действует контрреволюционная организация.
28 апреля 1933 года владыка Амфилохий был заключен в штрафной изолятор «за антисоветскую пропаганду среди заключенных». Мужественный епископ заявил следователям: «Ранее при допросах я утверждал, что являюсь противником советской власти и существующий строй моим убеждениям и идеям враждебен. Сейчас я снова заявляю, что советской власти и ее укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восстановления правильной духовной жизни народа. Эти взгляды я высказывал среди единомышленников, бывших вместе со мною в лагере. Влияние я оказывал исключительно духовного характера — быть в личной жизни терпеливыми, не роптать, быть покорными своей судьбе, усматривая во всем волю Божию».
30 апреля 1937 года окончился срок заключения епископа, но его не освободили, 4 июня 1937 года на него было открыто новое дело. У владыки при обыске обнаружили дубовые дощечки. Он объяснил следователям, что хотел после освобождения сделать из них крестики для родных и знакомых. «Тройка» НКВД решила, что отец Амфилохий снова займется религиозной пропагандой. Значит — виновен и не сознается. Приговор — расстрелять. И 1 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Владыку погребли в безвестной могиле.
Александр Трушин
14.10.2024