Священномученик Иоанн Никольский: не признается, значит виновен

25 августа 1937 года был расстрелян священномученик Иоанн Никольский.

Он родился 4 января 1878 года в селе Ляцково Тверской губернии в семье псаломщика. Закончил Тверскую духовную академию с аттестатом 1-го разряда (на отлично). Преподавал Закон Божий в начальных классах, затем получил должность учителя в Стоянцевском земском училище. 1 сентября 1908 года был рукоположен во священника и начал службу настоятелем храма села Ново-Ивановского. И одновременно был заведующим и учителем Закона Божьего в земских училищах. 

Осенью 1909 года ему пришлось пережить, наверное, самые трудные дни своей жизни. Среди белого дня в Ново-Ивановском от неисправности печи сгорел без остатка деревянный храм. Иконы, антиминс, некоторые другие ценности удалось спасти. И отец Иоанн не опустил руки; наоборот, он с удвоенной энергией всего себя отдал делу возрождения храма. Спустя всего 4 месяца в Ново-Ивановском появился другой деревянный храм, перевезенный сюда из села Старо-Никольского. После его освящения богослужения возобновились, над селом вновь разнесся столь желанный для прихожан колокольный звон.

Но в 1929 году началась коллективизация сельского хозяйства и одновременно с нею – новые гонения на Церковь, слегка поутихшие во времена НЭПа. Местный хлебосдаточный пункт направил отцу Иоанну повестку: привезти к 10 ноября 25 пудов ржи. Но он в те дни был в отъезде и узнал об этом требовании только 12 ноября. Вряд ли у батюшки было в закромах столько зерна (400 кг) – на это, видимо, и рассчитывали местные власти, чтобы получить повод для обвинения в саботаже. Но прихожане помогли, и на следующий день священник привез зерно на хлебосдаточный пункт. Однако отца Иоанна все равно отправили под суд за опоздание на 3 дня. Суд был скорый, священника приговорили к конфискации всего имущества и ссылке за пределы Кимрского района на 2 года.

В Твери жил двоюродный брат отца Иоанна, протоиерей Василий Владимирский. Никольский с семьей поехал во Владимир и получил должность настоятеля в Рождественской церкви. В это время ОГПУ арестовало в Твери наиболее достойных священников и осудило их на заключение и ссылку, в том числе Василия Владимирского. Семьи арестованных оказались без поддержки, и оставшиеся на свободе священники старались чаще посещать их. Отец Иоанн стал бывать у семидесятидвухлетней супруги отца Василия, у которой не было никого из родных. ОГПУ отметило частые посещения квартиры находящегося в тюрьме священника. 29 января 1933 года отец Иоанн был арестован и заключен в Тверскую тюрьму. Поскольку ОГПУ не располагало никакими доказательствами его вины, следователь пытался добыть их у соседей семьи Владимирских, но тщетно. Лишь 14 марта, через полтора месяца после ареста, отца Иоанна вызвали на первый допрос. Следователь спросил, как он относится к советской власти.

Батюшка был человеком глубоко верующим и миролюбивым. И, видимо, следовал в своей жизни тексту «Послания к римлянам» апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Он так и ответил следователю:

– Как человек верующий я считаю советскую власть Богом поставленной, и ей следует повиноваться не только за страх, но и за совесть. Причин быть враждебным советской власти я не вижу...

– Но в душе-то вы все-таки враг советской власти, – заметил следователь.

– Да, временами я чувствую обиду, – ответил священник, – но не на закон или власть, а на представителей низших органов советской власти, которые, проводя политику высших органов власти, незаконно притесняли меня. 

p180th7r651m3l2k911mimcq1il73.jpg

И отец Иоанн добавил, что проявлял покорность и терпение, иногда обращался к высшим органам и ему помогали. Но следователь был упорным. Начал расспрашивать, зачем посещал дом Владимирских, не читал ли там газет и не обсуждал ли с другими какие-то материалы. Отец Владимир ответил, что никаких газет там не читал, а обсуждать что-либо, когда за фанерной перегородкой все слышат соседи, просто неразумно.

Тогда следователь заявил, что у него есть показание свидетеля, якобы отец Иоанн, священники Василий и Павел Флоренский в мае 1932 года собирались на квартире Владимирского, читали газеты, делали какие-то политические выводы, злорадствовали. А в другом доносе следователь нашел, что отец Иоанн говорил о пришествии антихриста, о близкой кончине мира. Но все это неверно, потому что Владимирский в то время уже сидел в тюрьме, а отец Павел Флоренский уехал из Твери в 1930 году и больше не появлялся. Отец Иоанн все это описал в письме на имя прокурора по наблюдению за органами ОГПУ. В результате 26 апреля 1933 года «тройка ОГПУ» приговорила священника к трем годам ссылки в Казахстан. Через три дня тюремным этапом отец Иоанн был отправлен в Алма-Ату.

Вернулся оттуда в 1936-м и был направлен в храм села Кунганово Тверской епархии. Отец Иоанн продолжал ревностно служить, непрестанно при богослужениях проповедуя, но памятуя, насколько пристрастно и подозрительно за ним следили, от разговоров на политические темы уклонялся.

 4 августа 1937 года отец Иоанн в третий раз был арестован – на этот раз уже сотрудниками НКВД. Устроили очную ставку с «дежурными свидетелями». Они рассказывали, что якобы батюшка говорил, что советская власть закончится и люди пойдут к Божьему храму с повинной головой; что к священнику в дом ходят люди, что на вопрос, почему к нему не приезжает его матушка, он ответил, что она боится бесов, и он сам якобы ездит к ней в Тверь, а в проповеди в храме говорил, что сейчас в России идёт гонение на верующих. Отец Иоанн все это отрицал. Тогда следователь от него потребовал:

– Расскажите о вашей контрреволюционной деятельности против советской власти.

– Контрреволюционной деятельности с моей стороны не было. Если были какие разговоры несоветского порядка, то несознательно, хотя я таких случаев не помню, – отвечал отец Иоанн.

– Следствие требует от вас правдивых, откровенных показаний о вашей контрреволюционной деятельности, – настаивал следователь.

– Других показаний я дать не могу, так как считаю свои показания правильными. Никакой контрреволюционной работы я не проводил совершенно.

Для «тройки НКВД» этого было достаточно: не признается – значит, виновен. 25 августа 1937 года отец Иоанн Никольский был расстрелян в тюрьме НКВД. В 2000 году причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Александр Трушин




Другие статьи по теме

Живое наследие «Всё, что не от веры – грех». Памяти священномученика Кирилла, митрополита Казанского
Вера Как святитель Николай сохранил свою верную почитательницу и 12 ее детей
Высота Священномученик Александр. Расстрелян вместе со лжесвидетелями
Образ святости Храм Всемилостивого Спаса: место памяти и молитвы о мордовских новомучениках
Очерекин Кирилл
Образ святости Священномученик Амфилохий (Скворцов): ученый-миссионер и мужественный епископ
Трушин Александр
Образ святости Священномученик Феодор Распопов: и пуля его не брала
Образ святости Репрессии XX века в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и на Радонежской земле
Высота День памяти мученика Никиты Сухарева
Вера Молитвы священноисповедника Виктора (Островидов) сильнее развращающего влияния экрана
Орлова Ольга
Уроки истории Священномученик Гермоген (Долганов), ректор Тифлисской семинарии, исключивший Сталина
Трушин Александр