Святая жена святого мужа. Уроки благоверной княгини Анны Кашинской

Сегодня память великой княгини инокини Анны Кашинской. Сказано: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Но на нее нападки продолжались и после смерти...

Иеросхимонах Валентин Гуревич
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

Это – престольный праздник нашей Донской обители, поскольку в нижнем помещении храма преподобного Серафима ей посвящен центральный алтарь.

Святая благоверная княгиня Анна, дочь великого князя Ростовского Димитрия Борисовича, родилась в XIII веке в городе Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она возрастала в атмосфере благочестия, с детства прилежала молитве, приобрела навыки рукоделия, – ее духовным наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский.

Ее кроткий, смиренный нрав, ум и природная красота, которая усугублялась «красотою кроткого и молчаливого духа», привлекли внимание тверской княгини Ксении, которая пожелала видеть ее супругою своего сына, тверского князя Михаила, впоследствии благоверного князя-мученика.

И она стала добродетельной супругой и матерью пятерых детей. Вместе с князем они отличались христианскими добродетелями, были щедрыми благотворителями, утешали странников, помогали нуждающимся, убогим.

Князь Михаил принял мученическую кончину в Орде в 1318 году, и его благоверная супруга, предвидя эту телесную смерть, не отговаривала своего любимого мужа от скорбного пути, но, напротив, вдохновила его на подвиг и увещевала не отрекаться от Христа перед лицом самых лютых мучений.

Святой князь Михаил Тверской.jpgСвятой князь Михаил Тверской, супруг благоверной Анны Кашинской 

И в этом она уподобилась Соломонии, матери ветхозаветных мучеников Маккавеев, святой мученице Софии, матери Веры, Надежды и Любови, матери святого мученика Пасикрата, святой мученице Наталии, которые видели счастье своих близких не в мирском довольстве и наслаждениях, но в страданиях за Христа, ведущих к Блаженной Вечной Жизни.

И это возможно лишь в тех случаях, когда человек уже достиг достаточной степени духовного преуспеяния, позволившего получить ощутимое, опытное представление о блаженстве Царства Небесного.

Люди, не сподобившиеся такого духовного опыта, желают своим близким родственникам не мученической кончины, но только лишь телесного здоровья, светского преуспеяния, мирских радостей и утешений, отвлекающих от Единого на потребу. Поэтому Господь и говорит: «враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36).

И когда благоверная княгиня Анна потеряла своего любимого супруга, то не пожелала вновь вступать в брак, но приняла иноческое пострижение, а впоследствии и великую схиму и провела остальную жизнь в женских иноческих обителях, погруженная в непрестанную молитву.

WhatsApp Image 2022-10-15 at 13.55.09.jpeg

Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь, где приняла постриг с именем Софии. Затем, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, постриглась в схиму с именем Анна.

2 октября (15 октября по новому стилю) 1338 года она мирно отошла ко Господу.

Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий (Грозные Очи) был убит в Орде в 1325 году, а Александр, князь Тверской, вместе с сыном Феодором – в 1339 году.

Между тем непрестанная молитва святой Анны не прерывается и по ее кончине. Чудеса при ее гробе начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников, после чего литовцы отступили.

Как при жизни она отличалась состраданием и молитвой о народе, претерпевающем горести и беды, так и по смерти она оберегала город Кашин от несчастий – например, от пожаров, которые там быстро прекращались. Кашин ни разу не был взят неприятелем во время нашествия поляков, а при вторжении Наполеона он был избавлен от разорения французами. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны.

На Соборе 1649 года было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви.

В Евангельском чтении, посвященном преподобным женам, содержится притча о десяти девах. В ней говорится, что мудрые девы встречают приход Жениха с елеем в своих светильниках, а юродивые, то есть неразумные девы встречают Жениха с сосудами, в которых нет елея, и эти светильники не горят. Что это значит?

Преподобный Серафим Саровский и Николай Мотовилов.jpgСосуды – это сердца людей. А елей в сосудах – это благодать Святаго Духа, которую человек, по словам преподобного Серафима Саровского, должен стяжать. Это стяжание, накопление благодати в сердце, как он говорит, есть цель христианской жизни 

Это – возвращение Бога, Божественной энергии в сердце человека, которое есть обретение Царства Небесного внутрь нас. И это делает сердце горящим светильником, в котором горит огнь Божества, Блаженной Вечной Жизни.

И в конце этого чтения Господь говорит: «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который Сын Человеческий приидет» (Мф. 25:13).    

Спаситель призывает своих учеников – как апостолов, так и всех следующих Его учению, то есть христиан бодрствовать и молиться. Ибо не знаем мы ни дня, ни часа кончины – ни своей, ни общей кончины мира. Поэтому надо всегда быть готовым. А этой готовности и содействует бодрствование и молитва.

Вспомним, что преподобный Серафим, любивший молиться с зажженной свечой в руках, и даже с пучком свечей, почил именно с горящей свечой. И от этого произошел пожар, засвидетельствовавший, что кончина последовала среди молитвы. Да и само положение тела свидетельствовало об этом.

У Анны Кашинской, как и у некоторых других святых, персты после кончины так и остались сложенными для крестного знамения, что также является знаком моления в час смерти.

История деканонизации и повторной канонизации Анны Кашинской как бы подчеркнула и запечатлела этот важный момент – законников смутило именно двоеперстие, которое было принято в Русской Церкви при жизни благоверной княгини. На этом основании и в связи с обострением старообрядческого раскола в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении почитания благоверной княгини в лике святых.

…Преподобному Серафиму и Анне Кашинской посвящены центральные алтари кладбищенского храма в Донском монастыре (на верхнем и нижнем этажах). А храм на кладбище, на погосте, призван располагать душу к размышлению о смерти и вечности.

Храм преподобного Серафима Саровского в Донском монастыре.jpgХрам на кладбище Донского монастыря освящен в честь преподобного Серафима Саровского и святой Анны Кашинской

Этот храм был построен сразу после прославления в лике святых преподобного Серафима и повторной канонизации Анны Кашинской в 1909 году. И преподобный Серафим, и Анна Кашинская были прославлены по инициативе императора Николая II.

Все это произошло как раз накануне нашей грандиозной катастрофы, – богоборческой смуты, предводители которой отвергли Краеугольный Камень – Всеведущий и вездесущий Разум Божий, поставив на его место падший человечески рассудок и вознамерившись с его помощью построить на земле всеобщее благоденствие.

Торжества по случаю 100-летия второго прославления святой благоверной княгини Анны Кашинской.jpgСвятой император Николай II cтал инициатором повторной канонизации Анны Кашинской. Торжества по случаю 100-летия второго прославления святой благоверной княгини Анны 

Сегодня мы знаем о крахе этого безумного и несбыточного проекта.

Господь посредством этого деяния царя-мученика указывает нам путь истинный – не призрачное царство земного благоденствия, неосуществимое в мире, в котором неизбежны болезнь, старость и смерть, но реальное Царство Небесное, «идеже несть болезнь, печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», должно стать нашей целью. И достигается оно бодрствованием и молитвой, чему как раз учит нас пример преподобного Серафима и благоверной княгини Анны Кашинской

Да и сам царь-мученик, отказавшись от царства земного, наследовал именно Царство Небесное, блаженное и вечное, к которому стремится каждый христианин