Святитель Филарет о страшных плодах богоборчества

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

Сегодня, 2 декабря, наша Церковь вспоминает одного из своих выдающихся святителей – Филарета, митрополита Московского. 

Не стоит село без праведника, город без святого

Одно время святитель Филарет Московский (его биографию – см. календарь) возглавлял также Тверскую епархию. Однажды его путь лежал мимо села, которое именовалось Нехорошее. Обратившись к вознице, он в шутку сказал: «А как ты мыслишь, Иван, может быть и в этом селе – Нехорошем – найдутся хорошие люди?» Возница отвечал: «Вестимо, найдутся, владыко. Иначе бы и село не стояло». 

Вот такова народная мудрость – без праведника село не стоит. Если в нем не будет хотя бы одного праведника, оно исчезнет с лица земли.

И надо сказать, что наше поколение было свидетелем тому, как исчезали с лица земли многие селения.

Ибо откуда берутся праведники? Сам по себе человек, своими силами, при всем желании и старании исправлять себя не может. Это может происходить только с помощью Божией, с помощью церковных таинств. Для этого необходимо храмовое богослужение.

И можно буквально невооруженным глазом наблюдать: разрушили или осквернили храмы, – и села и деревни вокруг них исчезли, сами по себе или были ликвидированы как «неперспективные»…[1]

Благочестивых тружеников раскулачивали и ссылали в отдаленные места. Остальные, руками которых это осуществлялось, – использовалась зависть, лежавшая в основе т.н. «классовой вражды», – становились колхозниками; в конце концов, их труд перестали оплачивать. Потом стали вырубать сады, уничтожать скот из-за больших налогов.

Люди, лишенные духовной жизни, спивались, вырождались.

Самые жизнеспособные старались уехать в город…

Святитель Филарет и сам был из числа праведников, которыми земля держится. Он пользовался высочайшим нравственным авторитетом, был как бы первым среди равных и по достоинству занял кафедру в первопрестольной столице. И несмотря на то, что в это время был синодальный период (когда руководил церковью Синод, а не Патриарх), его, можно сказать, как бы почитали за Патриарха. Он принимал у себя архиереев других епархий, которые съезжались к нему для совета в делах церковного управления.

Ограждайте себя от всего нечестивого и нецеломудренного

Митрополит Филарет (Дроздов).jpgЭто был пастырь добрый, полагавший душу свою за овцы.

Достаточно вспомнить, как он повторил подвиг святителя Митрофана Воронежского, отказавшегося освящать вновь построенные царем палаты и парк, украшенные статуями обнаженных языческих богов. Так и святитель Филарет не стал освящать триумфальную арку, сооруженную по инициативе императора Николая I в честь победы над Наполеоном. Эта арка также была украшена подобными нечестивыми и нецеломудренными изображениями.

Для святителя Филарета, так же, как и для Митрофана Воронежского, важнее собственного благополучия было оградить народ от нечестивых и нецеломудренных нравов, и он так же предпочел поставить под удар себя, навлечь на себя царский гнев, но не содействовать насаждению нечестия и разврата. 

Он, как и Митрофан Воронежский, знал, к чему ведут эти, казалось бы, невинные увеселения и торжества и чем это может кончиться – именно современным торжеством идеала содомского.

И вот в наше время мы наблюдаем явление, подобное тому, которое имело место в Синайской пустыне, когда истреблялся народ израильский за уклонение в нечестие и разврат. После 70-летнего тотального искоренения православия из всех сфер общественной жизни, как говорится в псалмах, истребляется семя нечестивых. Сколь многие погибают от алкоголя и наркотиков, от абортов и противозачаточных средств, от замены нормального брака противоестественным сожительством, от суицидов, в транспортных катастрофах, в бандитских разборках, от аварий на производстве, в том числе на атомных электростанциях, не говоря уже о стихийных бедствиях, и т.д. и т.п.

Каждый год коренное население России уменьшается на 1 миллион человек.

И нам опять нужны праведники, эта соль земли, которая способна сохранить землю от разложения.

Вообще, святитель Филарет, монархист и государственник, и в других случаях, когда следовало предпочесть требованиям земного царя заповеди Царя Небесного, не останавливался перед риском навлечь на себя монаршее неудовольствие. Так, например, когда император по просьбе придворных дам, тяготившихся длительностью церковного богослужения, обратился к нему с вопросом, можно ли несколько его сократить, святитель ответил: «Можно, если не поминать многочисленную императорскую фамилию…»

Когда «просвещение» разрушительно

Забота святителя Филарета о нравственном состоянии общества побуждала его к таким шагам, как инициатива в вопросе перевода Библии на русский язык, составление катехизиса. 

Он следил за современной ему литературой, любил творчество Пушкина и позаботился о его душевном здравии, как, впрочем, и о душевном здравии его читателей, когда счел уместным поправить поэта после публикации его стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…».

Его заботили разрушительные в духовном отношении тенденции богоборчества в европейской культуре и «просвещении», ведущие к становлению «вавилонской» цивилизации Апокалипсиса. 

В своем толковании на эту последнюю книгу Нового Завета он пишет:

«Воздержание ума почитается у людей наименьшей обязанностью. Жажда познания, без дальнейшего рассмотрения, приемлется не только за естественное и невинное, но даже за благородное чувствование… Наше время видело и не к блаженству своему, кажется, видит жаждущих так называемого просвещения, которое из чаши сей пьет вино, сперва духовного любодеяния приемлет учение, которое приводит в забвение священные отношения человека к Богу и вводит противное чистому закону нерастленного ума смешение истины с ложью, зла с добром, нравственности со страстями, духовного с чувственным; потом пьет вино любодеяния уже чувственного, поелику от нечистых понятий естественно происходят нечистые чувствования, и растленное учение сопровождается развратною жизнию; – и в некоторых, наконец, сие вино любодеяния, в высшей степени упоения, превращается в вино ярости, поелику обуявшие от ложного просвещения, подобно пьяным не любят быть в покое, но с мечтательною мыслию преобразования все хотят испровергнуть и разрушить, и не здравую жажду просвещения, от неестественного пития превратившуюся у них в другую, еще более неистовую жажду – быть просветителями, не умеют угасить иначе, как слезами с кровию людей и народов». 

Верх этого новейшего извращенного просвещения – ознакомление маленьких детей с сексуальными играми, о чем пророчествовал еще Хаксли в своей книге «The Brave New World». 

Благодарность Богу предотвращает от будущих бед

Царь и пророк Давид говорит – «не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене» (Пс. 43:7). «Ложь конь во спасение» (Пс. 32:17). «Но десница Твоя и мышца Твоя» (Пс. 43:4). 

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9).

Именно этот, последний, стих Давидова псалма император Александр I повелел отчеканить на памятной медали, выпущенной в 1812 г. в память победы над Наполеоном.  

Медаль.jpg

Начавшаяся тогда эпоха митрополита Филарета была, несомненно, светлой полосой в истории Русской Церкви. По окончании войны он составил замечательное последование благодарственного молебна Господу за избавление России от Наполеона. Это деяние было вполне того же духа, что и упомянутые отчеканенные на памятной медали слова Псалмопевца – прежде всего надо было благодарить Бога. А не самих себя… 

А мы только через 65 лет после окончания последней Отечественной войны вспомнили об этом… И Святейший Кирилл на основе того благодарственного молебна 1812 года, составленного преосвященнейшим Филаретом Московским, составил текст благодарственного молебна Господу за избавление Отечества от гитлеровского нашествия. 

Предстоятель нашей Церкви в 1945 году Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) не смог тогда распорядиться о церковном воздаянии славы Всевышнему за дарование победы. Хотя он был большим почитателем митрополита Филарета, несомненно, был осведомлен о подобном деянии великого святителя и, скорее всего, был готов следовать его примеру. Однако дух времени не допустил тогда воздаяние благодарности Богу Иаковлю, поскольку у Него был такой «сильный» конкурент, как Иосиф Сталин, которому безраздельно должна была принадлежать всенародная благодарность… 

Но, слава Богу, хотя бы через много лет после победы мы, наконец, догадались Бога поблагодарить… И появилась некоторая надежда, что, может быть, в тяжелом положении страны и народа, в этом упадке, что-то, наконец, сдвинется с места… 



[1] 

Ср.: в книге Михаила Веселова «Метельный звон» («АРНИКА», Вологда, 2008) на стр. 8 читаем: 

      «Совсем недавно здесь были рассыпаны деревни: 
      Бортниково, Путоргино, Рудино, Руднево, Новоселье, Китовраски, Горки, Драчево,       
      Ядреево, Куземино, Катеринки, Яблоково, Шабаново, Холмец, Фроловское,   
      Гавриловское, Сельцо, Починок, Толстиково… 
      Приютились по холмам так, что от одной до огоньков другой было рукой подать. Когда-то здесь жили русские люди. И крепко жили. Теперь никого нет. И деревень этих нет. 
      Чьей эта земля будет теперь?» 
На стр. 136: 
       «Тишина была особенная: звенящая и какая-то мертвая – ни единого живого звука. Вот прошли Починок, сбоку на пригорке показалось Толстиково. От изб его не поднимался веселый дымок, не слышалось обычное пение петуха, не долетал даже лай собак, которых держал живший в одиночку в той заброшенной деревеньке старик Жаров. В Починке тоже оставались два-три жителя. Все до одного – старики. 
      Не вязалась эта красота с пугающе-мертвящей тишиной, отсутствием дорог и жизни. 
      – Да… Вымирает деревня… 
      – Да что деревня, – со вздохом сказал о. Евгений, – вся Россия умирает…» 
Ср.: Галина Осинина: 

НА СЕЛЕ 
Не картошкой, не грибами,                        
Запасаются гробами                                   
И в фамильных сундуках                           
Прячут саван в узелках.                             
А село-то все пустеет,                                
Год от году сиротеет,                                                      
И за сотню верст окрест                                                                     
Не добыть ни гроб, ни крест.                                                                     
Слава Богу, жив Никита. 
Сробит гроб мастеровито. 
Все к Никите на поклон, 
Тащат харч и самогон. 
   
А старик на ладан дышит.
Еле ходит, туго слышит. 
– Ты, Никита, погоди! 
Нас сначала снаряди. 
Вот и всё. И слава Богу. 
Можно в дальнюю дорогу.  
…Из пустынного села 
К небу тропочка светла…